Итоги государственного контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о закупках Челябинским УФАС России в 2014 году

Челябинское УФАС России осуществляет  государственный контроль  на территории Челябинской области за соблюдением антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о естественных монополиях,    закона о торговой деятельности в части соблюдения торговыми сетями антимонопольных требований, законодательства о контрактной системе и о закупках для нужд отдельных юридических лиц, законодательства в сфере электроэнергетики в части соблюдения запрета на совмещение конкурентных видов деятельности и естественно - монопольных, а также закона об энергосбережении и стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Всего в Челябинском УФАС России работает 50 специалистов, подразделений в муниципальных образованиях нет.

В 2014 году Челябинским УФАС России рассмотрено 5250 (в 2013 году - 3609) обращений и заявлений хозяйствующих субъектов, физических лиц и органов власти и управления. Из них:

-             1115 (687) заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства;

-             351 (268) заявление по признакам нарушения законодательства о рекламе;

-             3285 (2176) заявлений и обращений по законодательству о закупках для государственных и муниципальных нужд;

-             214 (157) жалоб на заказчиков при проведении различных торгов, рассматриваемых в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции;

-             35 (71) ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной преференций;

-       464 (200) обращения за разъяснениями по применению антимонопольного, рекламного законодательства и закона о торговле, а также по вопросам защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг, в т.ч. страхования (ОСАГО) и обоснованности роста цен на услуги естественных монополий и продукты питания, ЖКХ, транспорта, которые не только направлены по подведомственности, но также по ним даны соответствующие разъяснения.

 

 

Таким образом, количество обращений возросло почти наполовину и изменилось по направлениям деятельности антимонопольных органов, в том числе в связи с изменением действующего законодательства и изменившейся экономической ситуацией. Так, обращений по навязыванию дополнительных услуг по ОСАГО составило около 187, на рост цен на продукты питания - 97.

 

В 2014 году отмечается значительный рост (более чем наполовину) количества обращений в антимонопольный орган о нарушении антимонопольного законодательства: в 2014 году – 1115 (в 2013 году - 687). Больше всего обращались на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (злоупотребление доминирующим положением, особенно в сфере электроэнергетики и антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов). Так, в 2014 году количество обращений по этому направлению составило – 846 (в 2013 году - 492), однако количество возбужденных дел не выросло в связи с активным применением  антимонопольным органом института предупреждений и предостережений, большинство которых исполнено. Так, в 2014 году выдано 110 предупреждений и предостережений, из них не исполнено всего 8, а в 2013 году всего 80, из них не исполнено 6.

 

Выявление и пресечение картельных соглашений является приоритетным направлением деятельности антимонопольных органов на ближайшие годы. Количество обращений выросло, что связано с навязыванием страховыми компаниями допуслуг на рынке ОСАГО, однако это не привело к росту количества возбужденных дел и вынесенных предписаний. Так, в 2014 году Челябинским УФАС России возбуждено 6 (в 2013 году - 11 дел), признано 3 факта и выдано 21 предписание (признано 7 фактов и выдано 30 предписаний в 2013 году). Это 1 дело по картелю на торгах, 1 - по согласованным действиям на рынке ОСАГО.

 

Выросло количество обращений на недобросовестную конкуренцию, но количество возбужденных дел и выданных предписаний сократилось. Так, заявлений поступило в 2014 году 65 (в 2013 году - 57), возбужденных дел 18 (в 2013 году - 22), признанных фактов11 (в 2013 году - 16). Как правило, большинство обращений влечет отказ в возбуждении дела, что связано с недопониманием со стороны предпринимателей признаков нарушения и непредставления доказательств нарушения. Особенно много антимонопольными органами уделялось внимания выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, связанной с недобросовестным поведением управляющих компаний в сфере ЖКХ, которые после смены управляющей компании не передавали документацию на дом вновь избранной собственниками компании.

 

Количество обращений со стороны предпринимательского сообщества на действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию, стабилизировалось. При этом предприниматели продолжают  отмечать на различных конференциях, опросах, что имеет место значительное количество административных барьеров, но редко обращаются в антимонопольный орган, что затрудняет выявление и пресечение такого рода нарушений. Так, в 2014 году на нарушения со стороны органов власти, не считая закупки для государственных и муниципальных нужд поступило – 212 обращений (в 2013 году - 216), по которым возбуждено - 131 дело (в 2013 году - 151), выдано 66 предписаний (в 2013  году -  95). Таким образом, более половины обращений на органы власти заканчивается возбуждением дела, из них половина - вынесением предписаний, чего не наблюдается по обращениям по другим статьям Закона о защите конкуренции.

 

Следует отметить, что в 2014 году почти наполовину сократилось количество жалоб на органы власти  по  нарушениям процедур торгов. В 2014 году поступило 47 жалоб, в прошлом году рассмотрено 80 жалоб.

 

Вместе с тем, наблюдается рост более чем в два раза количества жалоб на закупки, проводимые отдельными юридическими лицами и торги по продаже арестованного имущества, торги по банкротству предприятий. Так, в 2014 году рассмотрено 167 жалоб, выдано 73 предписания, в т. ч. об аннулировании торгов (в 2013 году рассмотрено 77 жалоб, по итогам рассмотрения которых выдано 37 предписаний).

 

Такая активность предпринимателей объясняется тем, что в 2012 году вступила в силу статья 18.1 Закона о защите конкуренции, которая дала право антимонопольному органу в укороченной процедуре (всего 7 дней) рассматривать жалобы на различные торги, организатором которых выступает любой заказчик, и принимать меры реагирования вплоть до аннулирования торгов. И здесь немало интересных и прецедентных решений, связанных с продажей и передачей в аренду без торгов государственного и муниципального имущества, земельных участков, выбора управляющих компаний и т.д.).

 

Несмотря на активное адвокатирование конкуренции Челябинским УФАС России, большинство обращений по признакам нарушений антимонопольного законодательства завершается отказом в возбуждении дела. Это связано с незнанием гражданами (не предпринимателями) законодательства и полномочийантимонопольного органа, а также дублированием некоторых полномочий между антимонопольным органом, Роспотребнадзором Челябинской области, Жилищной инспекцией по Челябинской области и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. В связи с этим в «четвертом антимонопольном пакете» предусматривается исключение из полномочий антимонопольных органов рассмотрение обращений граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью.

 

Так, в 2014 году по 905 обращениям из 1115 (2013 году - по 509 обращениям из 687) отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения либо доказательств его нарушения. Особенно много отказов по обращениям на злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентным соглашениям, согласованным действиям и недобросовестной конкуренции.

 

Из года в год растет количество заявлений на нарушения рекламного законодательства. Большое количество обращений поступало и продолжает поступать, несмотря на изменения действующего законодательства, на ненадлежащую СМС-рекламу.

 

В 2014 году рассмотрено 351 заявление (в 2013 году - 301), возбуждено 133 дела (в 2013 году - 112), признано 133 (в 2013 году - 92) факта нарушения рекламного законодательства, выдано 91 предписание (в 2013 году - 96). Возбуждено 110 дел об административных правонарушениях (в 2013 году - 96 дел), по итогам рассмотрения вынесено 95 (в 2013 году - 74) постановлений о наложении штрафа. Наблюдается увеличение количества дел об административных правонарушениях, соответственно рост суммы наложенного и уплаченного штрафа. Всего вынесено штрафов на сумму 3 533 млн руб (в 2013 году – 2 723 млн руб.), уплачено 2 206 млн руб. (в 2013 году - 2065 млн руб.).

 

Почти наполовину выросло количество обращений и жалоб в антимонопольный орган на нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2014 году всего обращений поступило 3285 (в 2013 году - 2176), из них жалоб участников закупки - 799 (в 2013 году - 618), 597 (в 2013 году - 504) жалоб рассмотрены, их них 285 (244) жалоб признаны обоснованными. Таким образом, не снижается процент обоснованных жалоб со дня вступления в силу (1 января 2006 года) специального законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд и составляет от 48 до 51%.

 

По результатам рассмотрения жалоб выдано 415 (в 2013 году - 359) предписаний, а также 1208 предписаний о внесении изменений в документацию и 420 отказов в согласовании закупки (в 2013 году - 17) федеральным заказчикам при рассмотрении согласований о заключении у единственного поставщика в связи с несостоявшимися конкурентными процедурами. Это связано с тем, что в 2014 году принят новый Закон о контрактной системе, заказчики не успели к нему в полной мере подготовиться. Проведено в 2014 году внеплановых проверок 2043 (в 2013 году - 509). Всего проверено около 3000 закупок (в 2013 году - 1156) т.е. в три раза больше чем в прошлом году, из них в 1746 закупках (в 2013 году - 459) выявлены нарушения.

 

За нарушения законодательства о контрактной системе в 2014 году Челябинским УФАС России рассмотрено 359 (в 2013 году - 523) дел об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц, что существенно меньше чем в прошлом году. Вынесено 184 (в 2013 году - 400) постановлений о наложении штрафа в отношении виновных должностных лиц на сумму более 2,4 млн руб. (в 2013 году - 6,8 млн руб.), взыскано более 3 млн руб. (в 2013 году - 4,2 млн руб.). Сокращение количества и суммы штрафов объясняется переходом административных дел на 2015 год, в связи с существенным ростом нагрузки специалистов в 2014 году.

 

Всего Челябинским УФАС России в 2014 году, в т.ч. в результате рассмотрения заявлений, проведения проверок возбуждено производство по 1173 (в 2013 году - 964) делам о нарушениях антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о контрактной системе и о торговой деятельности, в результате рассмотрения которых выдано 708 (в 2013 году - 705) предписаний и 110 предупреждений и предостережений (в 2013 году - 80). Кроме того, выдано 1208 предписаний по закупкам при согласовании закупок федеральным заказчикам.

 

Активно предпринимателями используется механизм короткого обжалования действий организаторов торгов и комиссий при проведении различных торгов, предусмотренный три года назад статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. В 2014 году Челябинским УФАС России рассмотрено 214 (в 2013 году - 157 жалоб).  Почти половина жалоб (103) признаны обоснованными. В этом году ожидается рост обращений на различные закупки и торги.

 

Стабилизировалось количество обжалованных решений и предписаний Челябинского УФАС России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства в судах. Из 165 (в 2013 году - 156) решений и предписаний, принятых антимонопольным органом о признании нарушений антимонопольного законодательства, обжаловано 65 (в 2013 году - 45), в том числе 26 решений, принятых в 2013 году, отменено всего 11, из них 3 частично (в 2013 году - 13, из них 3 частично). Из обжалованных в 2008 - 2014 годах количество отмененных решений и предписаний составляет около 5 % от вынесенных. В целом по России 85 % решений и предписаний антимонопольных органов вступает в законную силу.

 

По контролю за закупками для государственных и муниципальных нужд в 2014 году из 415 решений по жалобам обжаловано 39, отменено 5 (2013 году из 399 решений и предписаний обжаловано 85, отменено 6). Таким образом, по нарушениям законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд менее 2% решений отменяется судом от вынесенных.

 

По нарушениям рекламного законодательства принято 133 (в 2013 году - 92) решений о признании нарушения, из них обжаловано 8 (в 2013 году - 6), отменено - 2 (в 2013 году - 0).

 

За нарушение рекламного, антимонопольного законодательства и законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд возбуждено и рассмотрено 849 (в 2013 году - 857) дел об административных нарушениях, по итогам рассмотрения которых выдано 566 постановлений о наложении штрафа (в 2013 году - 660) на сумму более 41 млн руб. (в 2013 году - 40 млн руб.), взыскано штрафов и незаконно полученного дохода 14 млн руб. (в 2013 году - 19,8 млн руб.).

 

Выросло количество обжалованных в суд постановлений о наложении штрафа за нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2014 году из 359 (в 2013 году - 660) вынесенных постановлений почти половина обжалована в суд - 139 (в 2013 году - 132), отменено полностью 7 и 44 в связи с объявлением устного замечания (в 2013 году - 16 и 68 соответственно).

 

Таким образом, в целом снизилось количество отмененных постановлений. При этом полностью отменены всего 7 постановлений о наложении штрафа, когда суд счел, что нет состава правонарушения либо отсутствует вина привлекаемого к ответственности должностного лица.

Файлы для скачивания

Обзор нарушений антимонопольного законодательства
Тип файла: docx
Размер файла: 0.08 МБ