Решение и предписание по делу № 28-04-18.1/13 по жалобе ОАО «Челябинскгоргаз»

Номер дела: № 28-04-18.1/13
Дата публикации: 29 августа 2013, 16:09

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 28-04-18.1/13 ОАО «Челябинскгоргаз» на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru, в присутствии:

- представителей ОАО «Челябинскгоргаз» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами

юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) субъектом естественной монополии осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными настоящим федеральным законом.

Приказом Челябинского территориального управления МАП России (в настоящее время – Челябинское УФАС России) от 28 августа 2000 года № 146а ОАО «Челябинскгоргаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов. То есть данная организация занимает доминирующее положение на рынке распределения газообразного топлива на территории города Челябинска, Сосновского и Кунашакского районов Челябинской области.

Таким образом, учитывая, что ОАО «Челябинскгоргаз» является субъектом естественной монополии, то на него должны распространяться положения Закона № 223-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ в случае, если заказчиком не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

Учитывая, что ОАО «Челябинскгоргаз» не имеет утверждённого положения о закупке, Комиссия, основываясь на ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, приходит к выводу о том, что Общество, соблюдая нормы Закона № 223-ФЗ, при проведении закупок должно руководствоваться нормами Закона № 94-ФЗ.

19.08.2013 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu было опубликовано извещение № 0669000000213000094 о проведении запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств.

Согласно порядку подачи котировочной заявки днем и временем начала подачи котировочных заявок является 20 августа 2013 года 8:00.

Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок назначены на 28 августа 2013 года на 17:00. По состоянию на 27 августа 2013 года поступило восемь котировочных заявок.

27.08.2013 ОАО «Челябинскоргаз» уведомило участников котировки о приостановлении работы Комиссии до рассмотрения поданной им в Челябинское УФАС России жалобы об отмене проводимого запроса котировок.

Согласно жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» вх. 22.08.2013 № 10202 при формировании содержания Технического задания, а также проекта Договора, подлежащего заключению по итогам проведения запроса котировок, им были допущены технические ошибки:

- отсутствие указания в Приложении № 1 к Техническому заданию «Список автотранспорта ОАО «Челябинскгоргаз», подлежащего страхованию (ОСАГО)» предыдущих сроков действия страховых полисов по ОСАГО;

- несоответствие пункта 2.4 проекта Договора, подлежащего заключению по итогам проведения запроса котировок, пункту 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263.

В связи с чем, проведение рассматриваемого запроса котировок ущемляет законные интересы ОАО «Челябинскгоргаз».

Представители ОАО «Челябинскгоргаз» поддержали доводы жалобы и ходатайствовали об отмене запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, в связи с допущенными в рамках его проведения нарушениями Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, представители ОАО «Челябинскгоргаз» признали тот факт, что выбранная им форма размещения заказа противоречит действующему законодательству.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Содержание принципа информационной открытости закупки в деятельности заказчика включает такие требования как доступность для потенциальных участников закупки положения о закупке (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках); доступность для потенциальных участников закупки информации, как об актуальных, так и планируемых закупках (ч. 2 ст. 3, ч. 2 - 3, 5, 11 - 12 ст. 4 Закона о закупках); доступность информации о закупках для контролирующих органов (ч. 19 ст. 4 Закона о закупках); бесплатность информации о закупках (ч. 14, 18 ст. 4 Закона о закупках) и др.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.

2. В Приложении № 1 к Техническому заданию приведён список автотранспорта ОАО «Челябинскгоргаз», подлежащего страхованию (ОСАГО), с указанием наименования группы (категория ТС), марки авто, модификации, государственного номера, мощности двигателя (кВт), разрешённой максимальной массы, класса/КБМ на новый период страхования, размера страховой премии.

В отношении определения коэффициента КБМ, согласно данным по первоначальному году страхования, Приложение № 1 к Техническому заданию не содержит четкого указания - застрахованы ли на момент проведения запроса котировок транспортные средства и, если застрахованы, - в какие сроки истекает действие страховых полисов на последние.

Согласно пункту 2.4 проекта Договора, подлежащего заключению с победителем запроса котировок, страховые полисы по заключённому договору ОСАГО выдаются страхователю в течение одного дня с даты заключения настоящего договора.

Отсутствие в Приложении № 1 к Техническому заданию информации о предыдущих сроках действия страховых полисов по ОСАГО может способствовать введению в заблуждение участников котировки относительно сроков выдачи страховых полисов.

Пункт 4.3. проекта Договора устанавливает, что страховая премия уплачивается по факту выдачи страховых полисов в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента получения счёта (счёта-фактуры) на оплату страховой премии с приложением документов, подтверждающих факт выдачи страхового полиса.

Между тем, согласно п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила № 263), страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования.

Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Таким образом, рассмотренное условие договора противоречит действующему законодательству.

Согласно части 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ указываемые наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование,

характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком, уполномоченным органом.

С учётом изложенного, Комиссия отмечает, что неуказание ОАО «Челябинскгоргаз» в Приложении № 1 к Техническому заданию информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства,

являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего пункту 12 Правил № 263, нарушает пункт 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ, а также части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

3. Извещение о проведении запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, а также Приложение к нему, размещенные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержат информацию, в том числе, о начальной (максимальной) цене договора, заключаемого по итогам проведения рассматриваемого запроса котировок, составляющей 308 853 рублей 00 копеек.

Исходя из части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) страховые тарифы подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически

обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 40-ФЗ страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Согласно ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Согласно п. 5 Приложения к извещению котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с пунктом 10 Технического задания участник, заявка которого признана наилучшей по результатам проведения запроса котировок, обязан подписать Договор в установленный срок.

Исходя из анализа в совокупности ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ, указанных положений Приложения к извещению, а также Технического задания, Комиссия приходит к выводу о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» установило в качестве одного из критериев для ранжирования котировочных заявок по степени предпочтительности для Заказчика и выбора победителя запроса котировок цену Договора.

Извещение о запросе котировок, Техническое задание не содержат запрета на предложение участниками котировки в заявках более низкой цены договора. Более того, рассматриваемый критерий оценки котировочных заявок установлен императивно как основной при размещении заказа способом запроса котировок.

Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. То есть нормы данного закона не предусматривают возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии.

Комиссия считает, что поскольку страховые тарифы утверждены постановлением Правительства РФ, такой критерий для определения победителя

запроса котировок как цена рассматриваемого договора не может являться оценочным при определении победителя запроса котировок.

Таким образом, избранный заказчиком вид закупки не соответствует существу проводимой закупочной процедуры.

В связи с чем, Комиссия отмечает, что действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в утверждении документации (Приложение к извещению, Техническое задание), в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, информационной открытости закупки, закрепленным в пп. 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и могут привести к ограничению конкуренции.

4. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

ОАО «Челябинскгазком» способом размещения заказа по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию

гражданской ответственности (ОСАГО) определило запрос котировок.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона № 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

То есть запрос котировок не является разновидностью торгов и используется только как способ ценового соревнования (при сумме контракта до 500 тыс. руб.) по товарам, работам, услугам, для которых есть функционирующий рынок.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» не вправе было осуществлять размещение заказа по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств способом запроса котировок, поскольку основным критерием при выборе победителя в запросе котировок является цена, которая для всех страховых организаций едина. Проведение запросов котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не позволит заказчикам удовлетворить наиболее эффективно свои потребности, как того требует Закон № 223-ФЗ.

Более того, объявление запроса котировок на предоставление указанных услуг может привести к нарушению страхового законодательства и законодательства о ценообразовании страховыми организациями и повлечь негативные последствия для страховщиков, поскольку изменение цены недопустимо. Занижение сумм страховой премии, которое могли допустить участники размещения заказа в связи с неверным выбором способа его проведения, является недобросовестной конкуренцией, представляющей собой действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, запрещенной ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции». 

На основании изложенного и руководствуясь частями 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «Челябинскгоргаз» на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru, обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в неуказании в Приложении № 1 к Техническому заданию на проведение запроса котировок на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Признать действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в необоснованном проведении закупки по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств путем проведения запроса котировок, противоречащими части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Выдать ОАО «Челябинскгоргаз» выдать предписание об устранении нарушений порядка организации закупки.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 28-04-18.1/13

 

28 августа 2013 года

г. Челябинск 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частями 1, 2, 6, 10 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 28.08.2013 по жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» № 28-04-18.1/13 на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. ОАО «Челябинскгоргаз» прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неуказании в Приложении № 1 к Техническому заданию на проведение запроса котировок на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, утверждении документации (Приложение № 1 к извещению, Техническое задание), в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, необоснованном проведении закупки по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, путем проведения запроса котировок, путём совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания;

1.1. ОАО «Челябинскгоргаз» аннулировать запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094);

1.2. ОАО «Челябинскгоргаз» проводить закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств путём проведения конкурса и при формировании документации для проведения конкурса по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств предусмотреть сроки действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, привести редакцию условия договора, предусмотренного пунктом 4.3, в соответствии с пунктом 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263;

2. ОАО «Челябинскгоргаз» в качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 7 рабочих дней после совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания, представить доказательства его исполнения.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова 

stdClass Object ( [vid] => 8366 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 28-04-18.1/13 по жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8366 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377771173 [changed] => 1377771173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377771173 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 28-04-18.1/13 ОАО «Челябинскгоргаз» на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru, в присутствии:

- представителей ОАО «Челябинскгоргаз» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами

юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) субъектом естественной монополии осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными настоящим федеральным законом.

Приказом Челябинского территориального управления МАП России (в настоящее время – Челябинское УФАС России) от 28 августа 2000 года № 146а ОАО «Челябинскгоргаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов. То есть данная организация занимает доминирующее положение на рынке распределения газообразного топлива на территории города Челябинска, Сосновского и Кунашакского районов Челябинской области.

Таким образом, учитывая, что ОАО «Челябинскгоргаз» является субъектом естественной монополии, то на него должны распространяться положения Закона № 223-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ в случае, если заказчиком не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

Учитывая, что ОАО «Челябинскгоргаз» не имеет утверждённого положения о закупке, Комиссия, основываясь на ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, приходит к выводу о том, что Общество, соблюдая нормы Закона № 223-ФЗ, при проведении закупок должно руководствоваться нормами Закона № 94-ФЗ.

19.08.2013 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu было опубликовано извещение № 0669000000213000094 о проведении запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств.

Согласно порядку подачи котировочной заявки днем и временем начала подачи котировочных заявок является 20 августа 2013 года 8:00.

Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок назначены на 28 августа 2013 года на 17:00. По состоянию на 27 августа 2013 года поступило восемь котировочных заявок.

27.08.2013 ОАО «Челябинскоргаз» уведомило участников котировки о приостановлении работы Комиссии до рассмотрения поданной им в Челябинское УФАС России жалобы об отмене проводимого запроса котировок.

Согласно жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» вх. 22.08.2013 № 10202 при формировании содержания Технического задания, а также проекта Договора, подлежащего заключению по итогам проведения запроса котировок, им были допущены технические ошибки:

- отсутствие указания в Приложении № 1 к Техническому заданию «Список автотранспорта ОАО «Челябинскгоргаз», подлежащего страхованию (ОСАГО)» предыдущих сроков действия страховых полисов по ОСАГО;

- несоответствие пункта 2.4 проекта Договора, подлежащего заключению по итогам проведения запроса котировок, пункту 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263.

В связи с чем, проведение рассматриваемого запроса котировок ущемляет законные интересы ОАО «Челябинскгоргаз».

Представители ОАО «Челябинскгоргаз» поддержали доводы жалобы и ходатайствовали об отмене запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, в связи с допущенными в рамках его проведения нарушениями Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, представители ОАО «Челябинскгоргаз» признали тот факт, что выбранная им форма размещения заказа противоречит действующему законодательству.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Содержание принципа информационной открытости закупки в деятельности заказчика включает такие требования как доступность для потенциальных участников закупки положения о закупке (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках); доступность для потенциальных участников закупки информации, как об актуальных, так и планируемых закупках (ч. 2 ст. 3, ч. 2 - 3, 5, 11 - 12 ст. 4 Закона о закупках); доступность информации о закупках для контролирующих органов (ч. 19 ст. 4 Закона о закупках); бесплатность информации о закупках (ч. 14, 18 ст. 4 Закона о закупках) и др.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.

2. В Приложении № 1 к Техническому заданию приведён список автотранспорта ОАО «Челябинскгоргаз», подлежащего страхованию (ОСАГО), с указанием наименования группы (категория ТС), марки авто, модификации, государственного номера, мощности двигателя (кВт), разрешённой максимальной массы, класса/КБМ на новый период страхования, размера страховой премии.

В отношении определения коэффициента КБМ, согласно данным по первоначальному году страхования, Приложение № 1 к Техническому заданию не содержит четкого указания - застрахованы ли на момент проведения запроса котировок транспортные средства и, если застрахованы, - в какие сроки истекает действие страховых полисов на последние.

Согласно пункту 2.4 проекта Договора, подлежащего заключению с победителем запроса котировок, страховые полисы по заключённому договору ОСАГО выдаются страхователю в течение одного дня с даты заключения настоящего договора.

Отсутствие в Приложении № 1 к Техническому заданию информации о предыдущих сроках действия страховых полисов по ОСАГО может способствовать введению в заблуждение участников котировки относительно сроков выдачи страховых полисов.

Пункт 4.3. проекта Договора устанавливает, что страховая премия уплачивается по факту выдачи страховых полисов в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента получения счёта (счёта-фактуры) на оплату страховой премии с приложением документов, подтверждающих факт выдачи страхового полиса.

Между тем, согласно п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила № 263), страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования.

Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Таким образом, рассмотренное условие договора противоречит действующему законодательству.

Согласно части 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ указываемые наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование,

характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком, уполномоченным органом.

С учётом изложенного, Комиссия отмечает, что неуказание ОАО «Челябинскгоргаз» в Приложении № 1 к Техническому заданию информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства,

являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего пункту 12 Правил № 263, нарушает пункт 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ, а также части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

3. Извещение о проведении запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, а также Приложение к нему, размещенные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержат информацию, в том числе, о начальной (максимальной) цене договора, заключаемого по итогам проведения рассматриваемого запроса котировок, составляющей 308 853 рублей 00 копеек.

Исходя из части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) страховые тарифы подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически

обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 40-ФЗ страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Согласно ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Согласно п. 5 Приложения к извещению котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с пунктом 10 Технического задания участник, заявка которого признана наилучшей по результатам проведения запроса котировок, обязан подписать Договор в установленный срок.

Исходя из анализа в совокупности ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ, указанных положений Приложения к извещению, а также Технического задания, Комиссия приходит к выводу о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» установило в качестве одного из критериев для ранжирования котировочных заявок по степени предпочтительности для Заказчика и выбора победителя запроса котировок цену Договора.

Извещение о запросе котировок, Техническое задание не содержат запрета на предложение участниками котировки в заявках более низкой цены договора. Более того, рассматриваемый критерий оценки котировочных заявок установлен императивно как основной при размещении заказа способом запроса котировок.

Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. То есть нормы данного закона не предусматривают возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии.

Комиссия считает, что поскольку страховые тарифы утверждены постановлением Правительства РФ, такой критерий для определения победителя

запроса котировок как цена рассматриваемого договора не может являться оценочным при определении победителя запроса котировок.

Таким образом, избранный заказчиком вид закупки не соответствует существу проводимой закупочной процедуры.

В связи с чем, Комиссия отмечает, что действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в утверждении документации (Приложение к извещению, Техническое задание), в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, информационной открытости закупки, закрепленным в пп. 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и могут привести к ограничению конкуренции.

4. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

ОАО «Челябинскгазком» способом размещения заказа по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию

гражданской ответственности (ОСАГО) определило запрос котировок.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона № 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

То есть запрос котировок не является разновидностью торгов и используется только как способ ценового соревнования (при сумме контракта до 500 тыс. руб.) по товарам, работам, услугам, для которых есть функционирующий рынок.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» не вправе было осуществлять размещение заказа по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств способом запроса котировок, поскольку основным критерием при выборе победителя в запросе котировок является цена, которая для всех страховых организаций едина. Проведение запросов котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не позволит заказчикам удовлетворить наиболее эффективно свои потребности, как того требует Закон № 223-ФЗ.

Более того, объявление запроса котировок на предоставление указанных услуг может привести к нарушению страхового законодательства и законодательства о ценообразовании страховыми организациями и повлечь негативные последствия для страховщиков, поскольку изменение цены недопустимо. Занижение сумм страховой премии, которое могли допустить участники размещения заказа в связи с неверным выбором способа его проведения, является недобросовестной конкуренцией, представляющей собой действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, запрещенной ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции». 

На основании изложенного и руководствуясь частями 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «Челябинскгоргаз» на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru, обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в неуказании в Приложении № 1 к Техническому заданию на проведение запроса котировок на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Признать действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в необоснованном проведении закупки по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств путем проведения запроса котировок, противоречащими части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Выдать ОАО «Челябинскгоргаз» выдать предписание об устранении нарушений порядка организации закупки.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 28-04-18.1/13

 

28 августа 2013 года

г. Челябинск 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частями 1, 2, 6, 10 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 28.08.2013 по жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» № 28-04-18.1/13 на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. ОАО «Челябинскгоргаз» прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неуказании в Приложении № 1 к Техническому заданию на проведение запроса котировок на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, утверждении документации (Приложение № 1 к извещению, Техническое задание), в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, необоснованном проведении закупки по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, путем проведения запроса котировок, путём совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания;

1.1. ОАО «Челябинскгоргаз» аннулировать запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094);

1.2. ОАО «Челябинскгоргаз» проводить закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств путём проведения конкурса и при формировании документации для проведения конкурса по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств предусмотреть сроки действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, привести редакцию условия договора, предусмотренного пунктом 4.3, в соответствии с пунктом 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263;

2. ОАО «Челябинскгоргаз» в качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 7 рабочих дней после совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания, представить доказательства его исполнения.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу № 28-04-18.1/13 ОАО «Челябинскгоргаз» на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru, в присутствии:

- представителей ОАО «Челябинскгоргаз» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами

юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) субъектом естественной монополии осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными настоящим федеральным законом.

Приказом Челябинского территориального управления МАП России (в настоящее время – Челябинское УФАС России) от 28 августа 2000 года № 146а ОАО «Челябинскгоргаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов. То есть данная организация занимает доминирующее положение на рынке распределения газообразного топлива на территории города Челябинска, Сосновского и Кунашакского районов Челябинской области.

Таким образом, учитывая, что ОАО «Челябинскгоргаз» является субъектом естественной монополии, то на него должны распространяться положения Закона № 223-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ в случае, если заказчиком не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

Учитывая, что ОАО «Челябинскгоргаз» не имеет утверждённого положения о закупке, Комиссия, основываясь на ч. 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, приходит к выводу о том, что Общество, соблюдая нормы Закона № 223-ФЗ, при проведении закупок должно руководствоваться нормами Закона № 94-ФЗ.

19.08.2013 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu было опубликовано извещение № 0669000000213000094 о проведении запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств.

Согласно порядку подачи котировочной заявки днем и временем начала подачи котировочных заявок является 20 августа 2013 года 8:00.

Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок назначены на 28 августа 2013 года на 17:00. По состоянию на 27 августа 2013 года поступило восемь котировочных заявок.

27.08.2013 ОАО «Челябинскоргаз» уведомило участников котировки о приостановлении работы Комиссии до рассмотрения поданной им в Челябинское УФАС России жалобы об отмене проводимого запроса котировок.

Согласно жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» вх. 22.08.2013 № 10202 при формировании содержания Технического задания, а также проекта Договора, подлежащего заключению по итогам проведения запроса котировок, им были допущены технические ошибки:

- отсутствие указания в Приложении № 1 к Техническому заданию «Список автотранспорта ОАО «Челябинскгоргаз», подлежащего страхованию (ОСАГО)» предыдущих сроков действия страховых полисов по ОСАГО;

- несоответствие пункта 2.4 проекта Договора, подлежащего заключению по итогам проведения запроса котировок, пункту 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263.

В связи с чем, проведение рассматриваемого запроса котировок ущемляет законные интересы ОАО «Челябинскгоргаз».

Представители ОАО «Челябинскгоргаз» поддержали доводы жалобы и ходатайствовали об отмене запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, в связи с допущенными в рамках его проведения нарушениями Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, представители ОАО «Челябинскгоргаз» признали тот факт, что выбранная им форма размещения заказа противоречит действующему законодательству.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Содержание принципа информационной открытости закупки в деятельности заказчика включает такие требования как доступность для потенциальных участников закупки положения о закупке (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках); доступность для потенциальных участников закупки информации, как об актуальных, так и планируемых закупках (ч. 2 ст. 3, ч. 2 - 3, 5, 11 - 12 ст. 4 Закона о закупках); доступность информации о закупках для контролирующих органов (ч. 19 ст. 4 Закона о закупках); бесплатность информации о закупках (ч. 14, 18 ст. 4 Закона о закупках) и др.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.

2. В Приложении № 1 к Техническому заданию приведён список автотранспорта ОАО «Челябинскгоргаз», подлежащего страхованию (ОСАГО), с указанием наименования группы (категория ТС), марки авто, модификации, государственного номера, мощности двигателя (кВт), разрешённой максимальной массы, класса/КБМ на новый период страхования, размера страховой премии.

В отношении определения коэффициента КБМ, согласно данным по первоначальному году страхования, Приложение № 1 к Техническому заданию не содержит четкого указания - застрахованы ли на момент проведения запроса котировок транспортные средства и, если застрахованы, - в какие сроки истекает действие страховых полисов на последние.

Согласно пункту 2.4 проекта Договора, подлежащего заключению с победителем запроса котировок, страховые полисы по заключённому договору ОСАГО выдаются страхователю в течение одного дня с даты заключения настоящего договора.

Отсутствие в Приложении № 1 к Техническому заданию информации о предыдущих сроках действия страховых полисов по ОСАГО может способствовать введению в заблуждение участников котировки относительно сроков выдачи страховых полисов.

Пункт 4.3. проекта Договора устанавливает, что страховая премия уплачивается по факту выдачи страховых полисов в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента получения счёта (счёта-фактуры) на оплату страховой премии с приложением документов, подтверждающих факт выдачи страхового полиса.

Между тем, согласно п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила № 263), страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования.

Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Таким образом, рассмотренное условие договора противоречит действующему законодательству.

Согласно части 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ указываемые наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование,

характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком, уполномоченным органом.

С учётом изложенного, Комиссия отмечает, что неуказание ОАО «Челябинскгоргаз» в Приложении № 1 к Техническому заданию информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства,

являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего пункту 12 Правил № 263, нарушает пункт 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ, а также части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

3. Извещение о проведении запроса котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, а также Приложение к нему, размещенные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержат информацию, в том числе, о начальной (максимальной) цене договора, заключаемого по итогам проведения рассматриваемого запроса котировок, составляющей 308 853 рублей 00 копеек.

Исходя из части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) страховые тарифы подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически

обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 40-ФЗ страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Согласно ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Согласно п. 5 Приложения к извещению котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

В соответствии с пунктом 10 Технического задания участник, заявка которого признана наилучшей по результатам проведения запроса котировок, обязан подписать Договор в установленный срок.

Исходя из анализа в совокупности ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ, указанных положений Приложения к извещению, а также Технического задания, Комиссия приходит к выводу о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» установило в качестве одного из критериев для ранжирования котировочных заявок по степени предпочтительности для Заказчика и выбора победителя запроса котировок цену Договора.

Извещение о запросе котировок, Техническое задание не содержат запрета на предложение участниками котировки в заявках более низкой цены договора. Более того, рассматриваемый критерий оценки котировочных заявок установлен императивно как основной при размещении заказа способом запроса котировок.

Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. То есть нормы данного закона не предусматривают возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии.

Комиссия считает, что поскольку страховые тарифы утверждены постановлением Правительства РФ, такой критерий для определения победителя

запроса котировок как цена рассматриваемого договора не может являться оценочным при определении победителя запроса котировок.

Таким образом, избранный заказчиком вид закупки не соответствует существу проводимой закупочной процедуры.

В связи с чем, Комиссия отмечает, что действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в утверждении документации (Приложение к извещению, Техническое задание), в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, информационной открытости закупки, закрепленным в пп. 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и могут привести к ограничению конкуренции.

4. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

ОАО «Челябинскгазком» способом размещения заказа по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию

гражданской ответственности (ОСАГО) определило запрос котировок.

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона № 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

То есть запрос котировок не является разновидностью торгов и используется только как способ ценового соревнования (при сумме контракта до 500 тыс. руб.) по товарам, работам, услугам, для которых есть функционирующий рынок.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Челябинскгоргаз» не вправе было осуществлять размещение заказа по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств способом запроса котировок, поскольку основным критерием при выборе победителя в запросе котировок является цена, которая для всех страховых организаций едина. Проведение запросов котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не позволит заказчикам удовлетворить наиболее эффективно свои потребности, как того требует Закон № 223-ФЗ.

Более того, объявление запроса котировок на предоставление указанных услуг может привести к нарушению страхового законодательства и законодательства о ценообразовании страховыми организациями и повлечь негативные последствия для страховщиков, поскольку изменение цены недопустимо. Занижение сумм страховой премии, которое могли допустить участники размещения заказа в связи с неверным выбором способа его проведения, является недобросовестной конкуренцией, представляющей собой действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, запрещенной ч. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции». 

На основании изложенного и руководствуясь частями 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «Челябинскгоргаз» на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru, обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в неуказании в Приложении № 1 к Техническому заданию на проведение запроса котировок на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Признать действия ОАО «Челябинскгоргаз», выразившиеся в необоснованном проведении закупки по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств путем проведения запроса котировок, противоречащими части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

4. Выдать ОАО «Челябинскгоргаз» выдать предписание об устранении нарушений порядка организации закупки.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 28-04-18.1/13

 

28 августа 2013 года

г. Челябинск 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семёнова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Конькова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь частями 1, 2, 6, 10 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 28.08.2013 по жалобе ОАО «Челябинскгоргаз» № 28-04-18.1/13 на запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094), размещенный на сайте www.zakupki.gov.ru,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Челябинскгоргаз» прекратить нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в неуказании в Приложении № 1 к Техническому заданию на проведение запроса котировок на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств информации о сроках действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, а также включение в проект Договора, заключаемого с победителем запроса котировок, условия, не соответствующего п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, утверждении документации (Приложение № 1 к извещению, Техническое задание), в которой имеется несоответствие между порядком оценки заявок и способом закупки, необоснованном проведении закупки по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств, путем проведения запроса котировок, путём совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания;

1.1. ОАО «Челябинскгоргаз» аннулировать запрос котировок по выбору организации на предоставление услуг по обязательному срахованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств (извещение № 0669000000213000094);

1.2. ОАО «Челябинскгоргаз» проводить закупки на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств путём проведения конкурса и при формировании документации для проведения конкурса по выбору организации на предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельца транспортных средств предусмотреть сроки действия предыдущих страховых полисов на автотранспортные средства, являющиеся объектом запроса котировок, привести редакцию условия договора, предусмотренного пунктом 4.3, в соответствии с пунктом 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263;

2. ОАО «Челябинскгоргаз» в качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 7 рабочих дней после совершения действий, указанных в пп. 1.1, 1.2 настоящего предписания, представить доказательства его исполнения.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

О.В. Конькова 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 28-04-18.1/13 [format] => [safe_value] => № 28-04-18.1/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-29 10:09:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-29 10:09:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377771173 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )