Решение по делу № 04-04/13 в отношении ООО «СтройЭнергоМонтаж»

Номер дела: № 04-04/13
Дата публикации: 1 апреля 2013, 11:55

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена "21" марта 2013 года

В полном объеме решение изготовлено "01" апреля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04/13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «СтройЭнергоМонтаж»,

УСТАНОВИЛА:

<...> приобрела земельный участок № 190, расположенный в пос. Рощино.

09.06.2012 <...> направила в ООО «СтройЭнергоМонтаж» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 5 кВт, расположенных п. Рощино <...>.

18.06.2012 ООО «СтройЭнергоМонтаж», рассмотрев заявку <...>, выдало последней договор на технологическое присоединение к электрическим сетям № 57/12-Эл-ТП и технические условия от 18.06.2012 № 75.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» включило в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 № 75 обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Магистральная опора, принадлежащая ООО «СтройЭнергоМонтаж», находится на расстоянии 35 метров от земельного участка заявителя, согласна письму ответчика от 26.12.2012 исх. № 14230.

11.12.2012 в интересах <...> в Челябинское УФАС России обратился ее сын <...> с заявлением, направленным на электронный адрес антимонопольного органа, на действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в договор на технологическое присоединение от 18.06.2012 условия, противоречащего действующему законодательству об электроэнергетике, а именно: выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами земельного участка <...>.

08.02.2013 Челябинским УФАС России приказом № 46 возбуждено дело № 04-04/13 в отношении ООО «СпецЭнергоМонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель ООО «СпецЭнергоМонтаж» на Комиссии 21.03.2013 поддержал доводы, изложенные в письмах от 26.12.2012 исх. № 14230, от 28.02.2013 исх. № 2033, а также пояснил следующее.

<...> приобрела земельный участок <...> в пос. Рощино. Земельный участок в размере 6 соток приобретен <...> в результате межевания на равные части земельного участка размером 12 соток, в результате чего ее участок окружен иными земельными участками в пос. Рощино и не примыкает к дорожной и электросетевой инфраструктуре, что подтверждается выкопировкой из ситуационного плана.

Особенность расположения земельного участка <...> не позволяет провести воздушную линию от магистральной опоры к электрощитовой жилого дома <...> без установления дополнительной опоры на земельном участке, так как собственник земельного участка, граничащего с <...>, препятствует проведению электролинии.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» признает, что необоснованно включило в технические условия 18.06.2012 № 75 обязанность потребителя по прокладке изолированного провода от магистральной опоры ВЛ до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Ответчик готов устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «СпецЭнергоМонтаж» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» постановлением от 30.12.2011 № 48/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, на территории Челябинской области» установлен на 2012 год для ООО «СпецЭнергоМонтаж» тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, ООО «СпецЭнергоМонтаж», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «СпецЭнергоМонтаж» на данном товарном рынке признается доминирующим.

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения) в рамках своих полномочий.

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

Такое ограничение свободы для одной стороны — в данном случае ОАО «МРСК Урала», учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов <...> как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на технологическое присоединение, предусмотренного Законом об электроэнергетике и Правилами присоединения.

<...> относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, является физическим лицом, осуществляющим технологическое присоединение энергопринимающих устройств до 15 кВт для бытовых нужд.

Согласно пункту 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, <...> в соответствии с пунктом 16.3 Правил присоединения исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением, в пределах границ земельного участка, на котором расположены ее энергопринимающие устройства.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» включило в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 № 75 обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры ВЛ до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Согласно письму ООО «СтройЭнергоМонтаж» от 26.12.2012 б/н магистральная опора воздушной линии, до которой необходимо потребителю протянуть кабельную линию, находится на расстоянии 35 метров от земельного участка <...>.

Таким образом, ООО «СтройЭнергоМонтаж» в нарушение пункта 16.3 Правил присоединения возложило на <...> обязанность, не предусмотренную Правилами присоединения, а именно: обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами ее земельного участка, что является ущемлением ее прав и законных интересов.

В силу подпункта «г» пункта 25.1 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Довод ООО «СтройЭнергоМонтаж» о препятствии собственника земельного участка, граничащего с <...>, проведению электроэнергии к последнему, Комиссией не принимается, так как не представлено ответчиком доказательств, подтверждающих обращение ООО «СтройЭнергоМонтаж» к собственнику земельного участка, граничащего с участком <...>, по вопросу урегулирования отношений.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 обязанности <...> по прокладке изолированного провода от опоры магистральной воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами границ своего участка, нарушением пункта 16.3 Правил присоединения и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Не устранение ООО «СпецЭнергоМонтаж» нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 является основанием для выдачи ООО «СпецЭнергоМонтаж» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 обязанности <...> по прокладке изолированного провода от опоры магистральной воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами границ своего участка, нарушением пункта 16.3 Правил присоединения и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ООО «СпецЭнергоМонтаж» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии:

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7496 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-04/13 в отношении ООО «СтройЭнергоМонтаж» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7496 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372913989 [changed] => 1372913989 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372913989 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена "21" марта 2013 года

В полном объеме решение изготовлено "01" апреля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04/13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «СтройЭнергоМонтаж»,

УСТАНОВИЛА:

<...> приобрела земельный участок № 190, расположенный в пос. Рощино.

09.06.2012 <...> направила в ООО «СтройЭнергоМонтаж» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 5 кВт, расположенных п. Рощино <...>.

18.06.2012 ООО «СтройЭнергоМонтаж», рассмотрев заявку <...>, выдало последней договор на технологическое присоединение к электрическим сетям № 57/12-Эл-ТП и технические условия от 18.06.2012 № 75.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» включило в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 № 75 обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Магистральная опора, принадлежащая ООО «СтройЭнергоМонтаж», находится на расстоянии 35 метров от земельного участка заявителя, согласна письму ответчика от 26.12.2012 исх. № 14230.

11.12.2012 в интересах <...> в Челябинское УФАС России обратился ее сын <...> с заявлением, направленным на электронный адрес антимонопольного органа, на действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в договор на технологическое присоединение от 18.06.2012 условия, противоречащего действующему законодательству об электроэнергетике, а именно: выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами земельного участка <...>.

08.02.2013 Челябинским УФАС России приказом № 46 возбуждено дело № 04-04/13 в отношении ООО «СпецЭнергоМонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель ООО «СпецЭнергоМонтаж» на Комиссии 21.03.2013 поддержал доводы, изложенные в письмах от 26.12.2012 исх. № 14230, от 28.02.2013 исх. № 2033, а также пояснил следующее.

<...> приобрела земельный участок <...> в пос. Рощино. Земельный участок в размере 6 соток приобретен <...> в результате межевания на равные части земельного участка размером 12 соток, в результате чего ее участок окружен иными земельными участками в пос. Рощино и не примыкает к дорожной и электросетевой инфраструктуре, что подтверждается выкопировкой из ситуационного плана.

Особенность расположения земельного участка <...> не позволяет провести воздушную линию от магистральной опоры к электрощитовой жилого дома <...> без установления дополнительной опоры на земельном участке, так как собственник земельного участка, граничащего с <...>, препятствует проведению электролинии.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» признает, что необоснованно включило в технические условия 18.06.2012 № 75 обязанность потребителя по прокладке изолированного провода от магистральной опоры ВЛ до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Ответчик готов устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «СпецЭнергоМонтаж» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» постановлением от 30.12.2011 № 48/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, на территории Челябинской области» установлен на 2012 год для ООО «СпецЭнергоМонтаж» тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, ООО «СпецЭнергоМонтаж», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «СпецЭнергоМонтаж» на данном товарном рынке признается доминирующим.

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения) в рамках своих полномочий.

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

Такое ограничение свободы для одной стороны — в данном случае ОАО «МРСК Урала», учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов <...> как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на технологическое присоединение, предусмотренного Законом об электроэнергетике и Правилами присоединения.

<...> относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, является физическим лицом, осуществляющим технологическое присоединение энергопринимающих устройств до 15 кВт для бытовых нужд.

Согласно пункту 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, <...> в соответствии с пунктом 16.3 Правил присоединения исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением, в пределах границ земельного участка, на котором расположены ее энергопринимающие устройства.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» включило в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 № 75 обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры ВЛ до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Согласно письму ООО «СтройЭнергоМонтаж» от 26.12.2012 б/н магистральная опора воздушной линии, до которой необходимо потребителю протянуть кабельную линию, находится на расстоянии 35 метров от земельного участка <...>.

Таким образом, ООО «СтройЭнергоМонтаж» в нарушение пункта 16.3 Правил присоединения возложило на <...> обязанность, не предусмотренную Правилами присоединения, а именно: обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами ее земельного участка, что является ущемлением ее прав и законных интересов.

В силу подпункта «г» пункта 25.1 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Довод ООО «СтройЭнергоМонтаж» о препятствии собственника земельного участка, граничащего с <...>, проведению электроэнергии к последнему, Комиссией не принимается, так как не представлено ответчиком доказательств, подтверждающих обращение ООО «СтройЭнергоМонтаж» к собственнику земельного участка, граничащего с участком <...>, по вопросу урегулирования отношений.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 обязанности <...> по прокладке изолированного провода от опоры магистральной воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами границ своего участка, нарушением пункта 16.3 Правил присоединения и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Не устранение ООО «СпецЭнергоМонтаж» нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 является основанием для выдачи ООО «СпецЭнергоМонтаж» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 обязанности <...> по прокладке изолированного провода от опоры магистральной воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами границ своего участка, нарушением пункта 16.3 Правил присоединения и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ООО «СпецЭнергоМонтаж» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии:

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена "21" марта 2013 года

В полном объеме решение изготовлено "01" апреля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Алимова А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 04-04/13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «СтройЭнергоМонтаж»,

УСТАНОВИЛА:

<...> приобрела земельный участок № 190, расположенный в пос. Рощино.

09.06.2012 <...> направила в ООО «СтройЭнергоМонтаж» заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 5 кВт, расположенных п. Рощино <...>.

18.06.2012 ООО «СтройЭнергоМонтаж», рассмотрев заявку <...>, выдало последней договор на технологическое присоединение к электрическим сетям № 57/12-Эл-ТП и технические условия от 18.06.2012 № 75.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» включило в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 № 75 обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Магистральная опора, принадлежащая ООО «СтройЭнергоМонтаж», находится на расстоянии 35 метров от земельного участка заявителя, согласна письму ответчика от 26.12.2012 исх. № 14230.

11.12.2012 в интересах <...> в Челябинское УФАС России обратился ее сын <...> с заявлением, направленным на электронный адрес антимонопольного органа, на действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в договор на технологическое присоединение от 18.06.2012 условия, противоречащего действующему законодательству об электроэнергетике, а именно: выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами земельного участка <...>.

08.02.2013 Челябинским УФАС России приказом № 46 возбуждено дело № 04-04/13 в отношении ООО «СпецЭнергоМонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель ООО «СпецЭнергоМонтаж» на Комиссии 21.03.2013 поддержал доводы, изложенные в письмах от 26.12.2012 исх. № 14230, от 28.02.2013 исх. № 2033, а также пояснил следующее.

<...> приобрела земельный участок <...> в пос. Рощино. Земельный участок в размере 6 соток приобретен <...> в результате межевания на равные части земельного участка размером 12 соток, в результате чего ее участок окружен иными земельными участками в пос. Рощино и не примыкает к дорожной и электросетевой инфраструктуре, что подтверждается выкопировкой из ситуационного плана.

Особенность расположения земельного участка <...> не позволяет провести воздушную линию от магистральной опоры к электрощитовой жилого дома <...> без установления дополнительной опоры на земельном участке, так как собственник земельного участка, граничащего с <...>, препятствует проведению электролинии.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» признает, что необоснованно включило в технические условия 18.06.2012 № 75 обязанность потребителя по прокладке изолированного провода от магистральной опоры ВЛ до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Ответчик готов устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «СпецЭнергоМонтаж» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» постановлением от 30.12.2011 № 48/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, на территории Челябинской области» установлен на 2012 год для ООО «СпецЭнергоМонтаж» тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Следовательно, ООО «СпецЭнергоМонтаж», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «СпецЭнергоМонтаж» на данном товарном рынке признается доминирующим.

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения) в рамках своих полномочий.

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

Такое ограничение свободы для одной стороны — в данном случае ОАО «МРСК Урала», учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов <...> как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на технологическое присоединение, предусмотренного Законом об электроэнергетике и Правилами присоединения.

<...> относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, является физическим лицом, осуществляющим технологическое присоединение энергопринимающих устройств до 15 кВт для бытовых нужд.

Согласно пункту 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Следовательно, <...> в соответствии с пунктом 16.3 Правил присоединения исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением, в пределах границ земельного участка, на котором расположены ее энергопринимающие устройства.

ООО «СтройЭнергоМонтаж» включило в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 № 75 обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры ВЛ до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности.

Согласно письму ООО «СтройЭнергоМонтаж» от 26.12.2012 б/н магистральная опора воздушной линии, до которой необходимо потребителю протянуть кабельную линию, находится на расстоянии 35 метров от земельного участка <...>.

Таким образом, ООО «СтройЭнергоМонтаж» в нарушение пункта 16.3 Правил присоединения возложило на <...> обязанность, не предусмотренную Правилами присоединения, а именно: обязанность по прокладке изолированного провода от магистральной опоры воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами ее земельного участка, что является ущемлением ее прав и законных интересов.

В силу подпункта «г» пункта 25.1 Правил присоединения мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Довод ООО «СтройЭнергоМонтаж» о препятствии собственника земельного участка, граничащего с <...>, проведению электроэнергии к последнему, Комиссией не принимается, так как не представлено ответчиком доказательств, подтверждающих обращение ООО «СтройЭнергоМонтаж» к собственнику земельного участка, граничащего с участком <...>, по вопросу урегулирования отношений.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 обязанности <...> по прокладке изолированного провода от опоры магистральной воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами границ своего участка, нарушением пункта 16.3 Правил присоединения и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Не устранение ООО «СпецЭнергоМонтаж» нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 является основанием для выдачи ООО «СпецЭнергоМонтаж» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать действия ООО «СпецЭнергоМонтаж», выразившиеся во включении в пункт 10.2 технических условий от 18.06.2012 обязанности <...> по прокладке изолированного провода от опоры магистральной воздушной линии до вводного устройства жилого дома и установления на опоре ограничителя мощности за пределами границ своего участка, нарушением пункта 16.3 Правил присоединения и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ООО «СпецЭнергоМонтаж» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии:

Ю.М. Расторгуева

А.В. Алимова

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 04-04/13 [format] => [safe_value] => № 04-04/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] =>

 

 

 

 

 

 

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-01 05:55:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-01 05:55:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372913989 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )