Решение по делу № 58-03/11

Дата публикации: 1 июля 2011, 05:09

                                                          

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 8 июля 2011 года.                                             

                                                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Козлова А.А.     руководитель Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

         

в присутствии представителей:

 

заявителя ОАО «Челябспецтранс» —  <...> (доверенность от 07.04.2011 № 1);

 

ответчика ОАО «Уральская теплосетевая компания» — <...> (доверенность от 28.12.2010),

 

рассмотрев дело № 58-03/11, возбужденное по признакам нарушения  ОАО «Уральская теплосетевая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления ОАО «Челябспецтранс» (далее — Заявитель) на действия ОАО «Уральская теплосетевая компания» (далее — ОАО «УТСК»), выразившиеся  в  длительном  уклонении  от  внесения  в  договор теплоснабжения изменений об исключении объекта теплоснабжения  (жилой дом  по  адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект, установлено следующее.

           

Как следует из материалов дела между ОАО «Челябспецтранс» и ОАО «УТСК» 23.11.2007 заключен Договор теплоснабжения  № Т-308 (код 100+2103085).

    

Согласно условиям указанного договора ОАО «УТСК» поставляет тепловую энергию в горячей воде, в том числе на объект, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7 (жилой дом).

 

Жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, д. 7, возведен ОАО «Челябспецтранс» в рамках договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома.

 

Застройщик оплачивал тепловую энергию, поставляемую в указанный дом, в период строительства до ввода в эксплуатацию.

 

В соответствии с актом Государственной приемочной комиссии «О приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию» от 25.02.2005 № 26, Распоряжения исполняющего обязанности заместителя Главы г. Челябинска по вопросам градостроительства от 09.06.2006 № 937-с «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии» указанный жилой дом был сдан в эксплуатацию.

 

На основании акта приема-передачи жилых помещений в 2006-2007 годах осуществлялась передача жилых помещений дольщикам (инвесторам).

 

Как следует из пояснений Заявителя в Договор теплоснабжения жилой дом № 7 по ул. Вострецова в г. Челябинске был включен ошибочно, поскольку на момент заключения договора Заявитель не знал об образовании 14.11.2007 собственниками помещений  товарищества собственников жилья «Наш дом» (далее — ТСЖ «Наш дом»).

 

В связи с тем, что жилой дом был сдан в эксплуатацию, помещения в нем переданы дольщикам и все внутридомовые инженерные коммуникации, в том числе энергопринимающее устройство перешли в общую долевую собственность собственников помещений в жилом доме и соответственно выбыли из владения Заявителя, ОАО «Челябспецтранс» неоднократно обращалось к ОАО «УТСК» с письмами (от 25.08.2008, 30.12.2008, 20.01.2009, 16.03.2009, 03.07.2009) об изменении договора теплоснабжения, а именно об исключении из него объекта теплоснабжения — жилого дома по ул. Вострецова, д. 7.

 

В ответы на обращения ОАО «УТСК» сообщило, что ОАО «Челябспецтранс» необоснованно отказывается от своих обязательств, поскольку у ОАО «УТСК» отсутствуют договоры с другими организациями на теплоснабжение данного дома.

 

В связи с длительным уклонением ТСЖ «Наш дом» (с 14.11.2007) от заключения самостоятельного договора теплоснабжения с ОАО «УТСК» ОАО «Челябспецтранс» вынуждено было в январе 2009 года обратиться в прокуратуру Курчатовского района   г. Челябинска для понуждения ТСЖ «Наш дом» к заключению договора теплоснабжения с ОАО «УТСК».   

 

В результате рассмотрения указанного обращения прокурором Курчатовского района г. Челябинска в адрес председателя правления ТСЖ «Наш дом» внесено представление об устранении нарушений.

 

По обстоятельствам, изложенным в заявлении ОАО «Челябспецтранс» ОАО «УТСК» считает, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренции. Кроме того, ОАО «УТСК» считает, что поскольку сеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО «Челябспецтранс», указанная организация является по отношению к ТСЖ «Наш дом»  энергоснабжающей организацией.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

 

В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

 

Согласно статье 290 ГК РФ, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе  подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

 

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона и не может существовать отдельно от права собственности на помещение.

 

Следовательно, ОАО «Челябспецтранс» утратило право собственности на  устройства, установленные в доме для обеспечения теплоснабжением помещений дома, в момент перехода права собственности на эти помещения дольщикам.

 

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане  обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственников жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

 

Кроме того, по условиям имеющихся в материалах договоров о долевом участии в инвестировании строительства жилья основанием для перехода на дольщика (инвестора) обязанности по оплате коммунальных платежей выступает момент передачи квартиры по акту приема-передачи.

 

Согласно подпункту «а» пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах могут являться и товарищества собственников жилья, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимися помещениями в данном многоквартирном доме.

 

Из материалов по заявлению следует, что внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по ул. Вострецова, д. 7, в качестве способа управления выбрано товарищество собственников жилья.

24.12.2007 было зарегистрировано ТСЖ «Наш дом».    

 

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации   товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

 

Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления ТСЖ, влечет обязанности последнего предоставлять собственникам коммунальные услуги и, следовательно, ТСЖ при таких обстоятельствах является обязанным к оплате лицом в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.

 

Таким образом, с момента создания собственниками помещений ТСЖ «Наш дом» (с 24.12.2007) заключить договор теплоснабжения с ОАО «УТСК» и оплачивать услуги теплоснабжающей организации  должно было ТСЖ «Наш дом».

 

На основании изложенного, уклонение ОАО «УТСК» от внесения в Договор теплоснабжения  изменений  путем  исключения  объекта теплоснабжения (жилой  дом   по  адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект,  является неправомерным.

 

Указанные неправомерные действия  ОАО «УТСК»  ущемили  интересы ОАО «Челябспецтранс», поскольку носили длительный характер — более года (с момента первого уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на объект теплоснабжения (25.08.2008) до момента прекращения действия договора теплоснабжения (31.12.2009)) и повлекли неоднократные необоснованные выставления ОАО «УТСК» в адрес ОАО «Челябспецтранс» счетов на оплату ресурса, переданного на данный объект. 

 

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующем.

 

В соответствии с Уставом ОАО «УТСК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Довод ОАО «УТСК» о том, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренцией, подлежит отклонению поскольку указанные действия ОАО «УТСК», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии, по своему содержанию являются злоупотреблением доминирующим положением и ущемляют интересы ОАО «Челябспецтранс».

 

Также подлежит отклонению довод ОАО «УТСК» о том, что поскольку теплосеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО «Челябспецтранс», указанная организация является по отношению к ТСЖ «Наш дом» теплоснабжающей организацией, поскольку ОАО «Челябспецтранс» таким статусом не обладает, о чем свидетельствует отсутствие права пользования тепловым пунктом, установленным в доме № 7 по ул. Вострецова, в г. Челябинске, в связи с отсутствием у ОАО «Челябспецтранс» договора на поставку тепловой энергии с собственниками жилых помещений либо с уполномоченными собственниками лицами. 

 

В рамках рассмотрения дела установлено, что с 31.12.2009 договорные отношения между ОАО «УТСК» и ОАО «Челябспецтранс»  по поставке тепловой энергии в рамках договора  теплоснабжения  от 23.11.2007  № Т-308 (код 100+2103085) прекращены, а также, что ОАО «УТСК» отказалось от требований к ОАО «Челябспецтранс» об оплате счетов за поставленную тепловую энергию в жилой дом № 7 по ул. Вострецова г. Челябинска.

Но основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать бездействие ОАО «Уральская теплосетевая компания», выразившееся в  длительном (более года) уклонении  от  внесения  в  Договор теплоснабжения  № Т-308 (код 100+2103085) от 23.11.2007 с ОАО «Челябспецтранс», изменений об исключении объекта теплоснабжения  (жилой дом  по  адресу:  г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект, противоречащими части 1 статьи 10 Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно ущемляющими интересы ОАО «Челябспецтранс»

 

Прекратить производство по делу  № 58–03/11 по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая  компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

Передать материалы дела № 58–03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Председатель Комиссии

 

А.А. Козлова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

 

stdClass Object ( [vid] => 5339 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 58-03/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5339 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                          

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 8 июля 2011 года.                                             

                                                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Козлова А.А.     руководитель Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

         

в присутствии представителей:

 

заявителя ОАО «Челябспецтранс» —  <...> (доверенность от 07.04.2011 № 1);

 

ответчика ОАО «Уральская теплосетевая компания» — <...> (доверенность от 28.12.2010),

 

рассмотрев дело № 58-03/11, возбужденное по признакам нарушения  ОАО «Уральская теплосетевая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления ОАО «Челябспецтранс» (далее — Заявитель) на действия ОАО «Уральская теплосетевая компания» (далее — ОАО «УТСК»), выразившиеся  в  длительном  уклонении  от  внесения  в  договор теплоснабжения изменений об исключении объекта теплоснабжения  (жилой дом  по  адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект, установлено следующее.

           

Как следует из материалов дела между ОАО «Челябспецтранс» и ОАО «УТСК» 23.11.2007 заключен Договор теплоснабжения  № Т-308 (код 100+2103085).

    

Согласно условиям указанного договора ОАО «УТСК» поставляет тепловую энергию в горячей воде, в том числе на объект, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7 (жилой дом).

 

Жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, д. 7, возведен ОАО «Челябспецтранс» в рамках договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома.

 

Застройщик оплачивал тепловую энергию, поставляемую в указанный дом, в период строительства до ввода в эксплуатацию.

 

В соответствии с актом Государственной приемочной комиссии «О приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию» от 25.02.2005 № 26, Распоряжения исполняющего обязанности заместителя Главы г. Челябинска по вопросам градостроительства от 09.06.2006 № 937-с «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии» указанный жилой дом был сдан в эксплуатацию.

 

На основании акта приема-передачи жилых помещений в 2006-2007 годах осуществлялась передача жилых помещений дольщикам (инвесторам).

 

Как следует из пояснений Заявителя в Договор теплоснабжения жилой дом № 7 по ул. Вострецова в г. Челябинске был включен ошибочно, поскольку на момент заключения договора Заявитель не знал об образовании 14.11.2007 собственниками помещений  товарищества собственников жилья «Наш дом» (далее — ТСЖ «Наш дом»).

 

В связи с тем, что жилой дом был сдан в эксплуатацию, помещения в нем переданы дольщикам и все внутридомовые инженерные коммуникации, в том числе энергопринимающее устройство перешли в общую долевую собственность собственников помещений в жилом доме и соответственно выбыли из владения Заявителя, ОАО «Челябспецтранс» неоднократно обращалось к ОАО «УТСК» с письмами (от 25.08.2008, 30.12.2008, 20.01.2009, 16.03.2009, 03.07.2009) об изменении договора теплоснабжения, а именно об исключении из него объекта теплоснабжения — жилого дома по ул. Вострецова, д. 7.

 

В ответы на обращения ОАО «УТСК» сообщило, что ОАО «Челябспецтранс» необоснованно отказывается от своих обязательств, поскольку у ОАО «УТСК» отсутствуют договоры с другими организациями на теплоснабжение данного дома.

 

В связи с длительным уклонением ТСЖ «Наш дом» (с 14.11.2007) от заключения самостоятельного договора теплоснабжения с ОАО «УТСК» ОАО «Челябспецтранс» вынуждено было в январе 2009 года обратиться в прокуратуру Курчатовского района   г. Челябинска для понуждения ТСЖ «Наш дом» к заключению договора теплоснабжения с ОАО «УТСК».   

 

В результате рассмотрения указанного обращения прокурором Курчатовского района г. Челябинска в адрес председателя правления ТСЖ «Наш дом» внесено представление об устранении нарушений.

 

По обстоятельствам, изложенным в заявлении ОАО «Челябспецтранс» ОАО «УТСК» считает, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренции. Кроме того, ОАО «УТСК» считает, что поскольку сеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО «Челябспецтранс», указанная организация является по отношению к ТСЖ «Наш дом»  энергоснабжающей организацией.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

 

В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

 

Согласно статье 290 ГК РФ, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе  подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

 

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона и не может существовать отдельно от права собственности на помещение.

 

Следовательно, ОАО «Челябспецтранс» утратило право собственности на  устройства, установленные в доме для обеспечения теплоснабжением помещений дома, в момент перехода права собственности на эти помещения дольщикам.

 

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане  обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственников жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

 

Кроме того, по условиям имеющихся в материалах договоров о долевом участии в инвестировании строительства жилья основанием для перехода на дольщика (инвестора) обязанности по оплате коммунальных платежей выступает момент передачи квартиры по акту приема-передачи.

 

Согласно подпункту «а» пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах могут являться и товарищества собственников жилья, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимися помещениями в данном многоквартирном доме.

 

Из материалов по заявлению следует, что внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по ул. Вострецова, д. 7, в качестве способа управления выбрано товарищество собственников жилья.

24.12.2007 было зарегистрировано ТСЖ «Наш дом».    

 

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации   товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

 

Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления ТСЖ, влечет обязанности последнего предоставлять собственникам коммунальные услуги и, следовательно, ТСЖ при таких обстоятельствах является обязанным к оплате лицом в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.

 

Таким образом, с момента создания собственниками помещений ТСЖ «Наш дом» (с 24.12.2007) заключить договор теплоснабжения с ОАО «УТСК» и оплачивать услуги теплоснабжающей организации  должно было ТСЖ «Наш дом».

 

На основании изложенного, уклонение ОАО «УТСК» от внесения в Договор теплоснабжения  изменений  путем  исключения  объекта теплоснабжения (жилой  дом   по  адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект,  является неправомерным.

 

Указанные неправомерные действия  ОАО «УТСК»  ущемили  интересы ОАО «Челябспецтранс», поскольку носили длительный характер — более года (с момента первого уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на объект теплоснабжения (25.08.2008) до момента прекращения действия договора теплоснабжения (31.12.2009)) и повлекли неоднократные необоснованные выставления ОАО «УТСК» в адрес ОАО «Челябспецтранс» счетов на оплату ресурса, переданного на данный объект. 

 

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующем.

 

В соответствии с Уставом ОАО «УТСК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Довод ОАО «УТСК» о том, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренцией, подлежит отклонению поскольку указанные действия ОАО «УТСК», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии, по своему содержанию являются злоупотреблением доминирующим положением и ущемляют интересы ОАО «Челябспецтранс».

 

Также подлежит отклонению довод ОАО «УТСК» о том, что поскольку теплосеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО «Челябспецтранс», указанная организация является по отношению к ТСЖ «Наш дом» теплоснабжающей организацией, поскольку ОАО «Челябспецтранс» таким статусом не обладает, о чем свидетельствует отсутствие права пользования тепловым пунктом, установленным в доме № 7 по ул. Вострецова, в г. Челябинске, в связи с отсутствием у ОАО «Челябспецтранс» договора на поставку тепловой энергии с собственниками жилых помещений либо с уполномоченными собственниками лицами. 

 

В рамках рассмотрения дела установлено, что с 31.12.2009 договорные отношения между ОАО «УТСК» и ОАО «Челябспецтранс»  по поставке тепловой энергии в рамках договора  теплоснабжения  от 23.11.2007  № Т-308 (код 100+2103085) прекращены, а также, что ОАО «УТСК» отказалось от требований к ОАО «Челябспецтранс» об оплате счетов за поставленную тепловую энергию в жилой дом № 7 по ул. Вострецова г. Челябинска.

Но основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать бездействие ОАО «Уральская теплосетевая компания», выразившееся в  длительном (более года) уклонении  от  внесения  в  Договор теплоснабжения  № Т-308 (код 100+2103085) от 23.11.2007 с ОАО «Челябспецтранс», изменений об исключении объекта теплоснабжения  (жилой дом  по  адресу:  г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект, противоречащими части 1 статьи 10 Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно ущемляющими интересы ОАО «Челябспецтранс»

 

Прекратить производство по делу  № 58–03/11 по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая  компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

Передать материалы дела № 58–03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Председатель Комиссии

 

А.А. Козлова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                          

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 8 июля 2011 года.                                             

                                                                                                              

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Козлова А.А.     руководитель Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

         

в присутствии представителей:

 

заявителя ОАО «Челябспецтранс» —  <...> (доверенность от 07.04.2011 № 1);

 

ответчика ОАО «Уральская теплосетевая компания» — <...> (доверенность от 28.12.2010),

 

рассмотрев дело № 58-03/11, возбужденное по признакам нарушения  ОАО «Уральская теплосетевая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления ОАО «Челябспецтранс» (далее — Заявитель) на действия ОАО «Уральская теплосетевая компания» (далее — ОАО «УТСК»), выразившиеся  в  длительном  уклонении  от  внесения  в  договор теплоснабжения изменений об исключении объекта теплоснабжения  (жилой дом  по  адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект, установлено следующее.

           

Как следует из материалов дела между ОАО «Челябспецтранс» и ОАО «УТСК» 23.11.2007 заключен Договор теплоснабжения  № Т-308 (код 100+2103085).

    

Согласно условиям указанного договора ОАО «УТСК» поставляет тепловую энергию в горячей воде, в том числе на объект, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7 (жилой дом).

 

Жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, д. 7, возведен ОАО «Челябспецтранс» в рамках договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома.

 

Застройщик оплачивал тепловую энергию, поставляемую в указанный дом, в период строительства до ввода в эксплуатацию.

 

В соответствии с актом Государственной приемочной комиссии «О приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию» от 25.02.2005 № 26, Распоряжения исполняющего обязанности заместителя Главы г. Челябинска по вопросам градостроительства от 09.06.2006 № 937-с «Об утверждении акта Государственной приемочной комиссии» указанный жилой дом был сдан в эксплуатацию.

 

На основании акта приема-передачи жилых помещений в 2006-2007 годах осуществлялась передача жилых помещений дольщикам (инвесторам).

 

Как следует из пояснений Заявителя в Договор теплоснабжения жилой дом № 7 по ул. Вострецова в г. Челябинске был включен ошибочно, поскольку на момент заключения договора Заявитель не знал об образовании 14.11.2007 собственниками помещений  товарищества собственников жилья «Наш дом» (далее — ТСЖ «Наш дом»).

 

В связи с тем, что жилой дом был сдан в эксплуатацию, помещения в нем переданы дольщикам и все внутридомовые инженерные коммуникации, в том числе энергопринимающее устройство перешли в общую долевую собственность собственников помещений в жилом доме и соответственно выбыли из владения Заявителя, ОАО «Челябспецтранс» неоднократно обращалось к ОАО «УТСК» с письмами (от 25.08.2008, 30.12.2008, 20.01.2009, 16.03.2009, 03.07.2009) об изменении договора теплоснабжения, а именно об исключении из него объекта теплоснабжения — жилого дома по ул. Вострецова, д. 7.

 

В ответы на обращения ОАО «УТСК» сообщило, что ОАО «Челябспецтранс» необоснованно отказывается от своих обязательств, поскольку у ОАО «УТСК» отсутствуют договоры с другими организациями на теплоснабжение данного дома.

 

В связи с длительным уклонением ТСЖ «Наш дом» (с 14.11.2007) от заключения самостоятельного договора теплоснабжения с ОАО «УТСК» ОАО «Челябспецтранс» вынуждено было в январе 2009 года обратиться в прокуратуру Курчатовского района   г. Челябинска для понуждения ТСЖ «Наш дом» к заключению договора теплоснабжения с ОАО «УТСК».   

 

В результате рассмотрения указанного обращения прокурором Курчатовского района г. Челябинска в адрес председателя правления ТСЖ «Наш дом» внесено представление об устранении нарушений.

 

По обстоятельствам, изложенным в заявлении ОАО «Челябспецтранс» ОАО «УТСК» считает, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренции. Кроме того, ОАО «УТСК» считает, что поскольку сеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО «Челябспецтранс», указанная организация является по отношению к ТСЖ «Наш дом»  энергоснабжающей организацией.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

 

В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

 

Согласно статье 290 ГК РФ, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе  подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

 

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона и не может существовать отдельно от права собственности на помещение.

 

Следовательно, ОАО «Челябспецтранс» утратило право собственности на  устройства, установленные в доме для обеспечения теплоснабжением помещений дома, в момент перехода права собственности на эти помещения дольщикам.

 

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане  обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственников жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

 

Кроме того, по условиям имеющихся в материалах договоров о долевом участии в инвестировании строительства жилья основанием для перехода на дольщика (инвестора) обязанности по оплате коммунальных платежей выступает момент передачи квартиры по акту приема-передачи.

 

Согласно подпункту «а» пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах могут являться и товарищества собственников жилья, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимися помещениями в данном многоквартирном доме.

 

Из материалов по заявлению следует, что внеочередным собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по ул. Вострецова, д. 7, в качестве способа управления выбрано товарищество собственников жилья.

24.12.2007 было зарегистрировано ТСЖ «Наш дом».    

 

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации   товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

 

Избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления ТСЖ, влечет обязанности последнего предоставлять собственникам коммунальные услуги и, следовательно, ТСЖ при таких обстоятельствах является обязанным к оплате лицом в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.

 

Таким образом, с момента создания собственниками помещений ТСЖ «Наш дом» (с 24.12.2007) заключить договор теплоснабжения с ОАО «УТСК» и оплачивать услуги теплоснабжающей организации  должно было ТСЖ «Наш дом».

 

На основании изложенного, уклонение ОАО «УТСК» от внесения в Договор теплоснабжения  изменений  путем  исключения  объекта теплоснабжения (жилой  дом   по  адресу: г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект,  является неправомерным.

 

Указанные неправомерные действия  ОАО «УТСК»  ущемили  интересы ОАО «Челябспецтранс», поскольку носили длительный характер — более года (с момента первого уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на объект теплоснабжения (25.08.2008) до момента прекращения действия договора теплоснабжения (31.12.2009)) и повлекли неоднократные необоснованные выставления ОАО «УТСК» в адрес ОАО «Челябспецтранс» счетов на оплату ресурса, переданного на данный объект. 

 

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующем.

 

В соответствии с Уставом ОАО «УТСК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Довод ОАО «УТСК» о том, что спорные взаимоотношения с Заявителем относятся к категории гражданско-правовых и не связаны с защитой конкуренцией, подлежит отклонению поскольку указанные действия ОАО «УТСК», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии, по своему содержанию являются злоупотреблением доминирующим положением и ущемляют интересы ОАО «Челябспецтранс».

 

Также подлежит отклонению довод ОАО «УТСК» о том, что поскольку теплосеть, присоединенная к энергопринимающему устройству, расположенному в спорном объекте, принадлежит ОАО «Челябспецтранс», указанная организация является по отношению к ТСЖ «Наш дом» теплоснабжающей организацией, поскольку ОАО «Челябспецтранс» таким статусом не обладает, о чем свидетельствует отсутствие права пользования тепловым пунктом, установленным в доме № 7 по ул. Вострецова, в г. Челябинске, в связи с отсутствием у ОАО «Челябспецтранс» договора на поставку тепловой энергии с собственниками жилых помещений либо с уполномоченными собственниками лицами. 

 

В рамках рассмотрения дела установлено, что с 31.12.2009 договорные отношения между ОАО «УТСК» и ОАО «Челябспецтранс»  по поставке тепловой энергии в рамках договора  теплоснабжения  от 23.11.2007  № Т-308 (код 100+2103085) прекращены, а также, что ОАО «УТСК» отказалось от требований к ОАО «Челябспецтранс» об оплате счетов за поставленную тепловую энергию в жилой дом № 7 по ул. Вострецова г. Челябинска.

Но основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать бездействие ОАО «Уральская теплосетевая компания», выразившееся в  длительном (более года) уклонении  от  внесения  в  Договор теплоснабжения  № Т-308 (код 100+2103085) от 23.11.2007 с ОАО «Челябспецтранс», изменений об исключении объекта теплоснабжения  (жилой дом  по  адресу:  г. Челябинск, ул. Вострецова, 7) после уведомления ОАО «Челябспецтранс» об отчуждении прав на этот объект, противоречащими части 1 статьи 10 Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно ущемляющими интересы ОАО «Челябспецтранс»

 

Прекратить производство по делу  № 58–03/11 по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая  компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

Передать материалы дела № 58–03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Председатель Комиссии

 

А.А. Козлова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 58-03/11

Решение в отношении ОАО «Уральская теплосетевая компания»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 58-03/11

Решение в отношении ОАО «Уральская теплосетевая компания»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-30 23:09:19 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-30 23:09:19 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )