Решение по делу № 9-03/11

Дата публикации: 27 апреля 2011, 19:59

                         

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2011 года.

 

РЕШЕНИЕ

 

27 апреля 2011 года                                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                     

- Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:             

- Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

- Лычагин Алексей Иванович - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии:

 

заявителя <…>, личность удостоверена паспортом;

 

ответчика ОАО «Уральская теплосетевая компания»:

 

<…>, действующей по доверенности от 28.12.2010,

 

<…>, действующего по доверенности от 20.07.2010,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая компания» (улица Энгельса, дом 3, г. Челябинск, 454080) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 01.12.2010 (вх. № 13577) поступило заявление <…> о проверке законности пунктов публичного договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), предлагаемого потребителям тепловой энергии для  заключения, утвержденного ОАО «Уральская теплосетевая компаний» (далее — ОАО «УТСК»).

 

Из анализа документов (информации), пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

 

<….> (собственник квартиры <…> дома 9 по улице Лесопарковой в г. Челябинске) является потребителем коммунальных услуг, в том числе и  тепловой энергии.

 

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе и жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, улица Лесопарковая, дом 9, переведены на прямые расчеты с ОАО «УТСК».

 

Между ОАО «УТСК» и МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее — МУП «ЧКТС») заключен договор на теплоснабжение от 01.01.2008 № 136 (далее — Договор теплоснабжения).

 

Согласно предмету Договора теплоснабжения МУП «ЧКТС» обязуется оказывать ОАО «УТСК» услуги по передаче тепловой энергии через тепловые сети, находящиеся на балансе МУП «ЧКТС», а ОАО «УТСК» обязуется оплатить оказываемые услуги.

 

Перечень абонентов ОАО «УТСК», осуществляющих пользование тепловой энергией через тепловые сети МУП «ЧКТС», определен в Приложении № 1 к Договору теплоснабжения. В перечне объектов на теплоснабжение указан дом заявителя.

 

Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон определено: тепловые сети от внешней стены многоквартирного дома 9 по улице Лесопарковая г. Челябинска, входящие в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, обслуживает ООО УК «Ремжилзаказчик».

 

В целях соблюдения требований технической эксплуатации тепловых систем и систем теплоснабжения между ООО УК «Ремжилзаказчик» и ОАО «УТСК» заключен договор от 11.04.2008 № ВТЭ-11Т взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения, исправности используемых внутридомовых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии жилыми домами в пределах эксплуатационной ответственности сторон.

 

В связи с переводом населения г. Челябинска на прямые расчеты за потребленную тепловую энергию ОАО «УТСК» разработан и опубликован в средствах массовой информации публичный договор ресурсоснабжения, предлагаемый потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии для заключения.

 

По мнению заявителя, пункты публичного договора ресурсоснабжения нарушают его права, как потребителя тепловой энергии.

 

Из представленных ОАО «УТСК» письменных и устных пояснений установлено следующее.

Пункты договора ресурсоснабжения, опубликованного в средствах массовой информации, соответствуют действующему законодательству, а именно положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

 

Нарушений антимонопольного законодательства ОАО «УТСК» не допускало и не нарушало (не нарушает) права и законные интересы потребителей тепловой энергии — собственников жилых помещений.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «УТСК» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1) В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

 

В соответствии с Уставом ОАО «УТСК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Также надлежит иметь ввиду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

 

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

 

2) С учетом договорных отношений между МУП «ЧКТС», ОАО «УТСК», ООО УК «Ремжилзаказчик», требований Правил анализ пунктов публичного договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), предлагаемого потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии для заключения, утвержденного ОАО «Уральская теплосетевая компания», позволяют сделать Комиссии следующий вывод.

 

Между ОАО «УТСК» (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК «Ремжилзаказчик» (абонент) заключен договор от 11.04.2008 № ВТЭ-11Т взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения, исправности используемых внутридомовых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии жилыми домами в пределах эксплуатационной ответственности сторон, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, используемую для отопления и горячего водоснабжения граждан, которые проживают в обслуживаемом обществом многоквартирном жилом доме.

 

В связи с переводом населения г. Челябинска на прямые расчеты за потребляемую энергию ОАО «УТСК» и собственниками жилых помещений должен быть заключен договор ресурсоснабжения по закрепленным в гражданском законодательстве нормам.

 

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор ресурсоснабжения в силу своей публичной правовой природы должен соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров и признается ничтожным, как не соответствующий издаваемым правилам.

 

После опубликования договора ресурсоснабжения в средствах массовой информации ОАО «УТСК» направило потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии квитанции на оплату потребленного ресурса за август 2009 года (к материалам дела прилагается).

 

В указанных квитанциях была размещена следующая информация: «настоящая квитанция является предложением (офертой) ОАО «УТСК» к заключению с Вами договора ресурсоснабжения на условиях типового договора ресурсоснабжения, опубликованного 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019). С момента оплаты настоящей квитанции (акцепта) договор ресурсоснабжения на условиях опубликованного типового договора будет считаться заключенным с Вами в порядке пункта 3 статьи 438 ГК РФ».

 

Аналогичная информация содержится в пункте 8.1 договора ресурсоснабжения, опубликованного 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019).

 

Указанное позволяет сделать вывод о том, что после оплаты выставленного счета за потребленный объем тепловой энергии предлагаемый публичный договор теплоснабжения считается заключенным, и потребители не могут направить в адрес ОАО «УТСК» протокол разногласий для изменения пунктов договора, которые возможно ущемляют их права и законные интересы.

 

При этом неисполнение обязанности по оплате потребленной тепловой энергии может повлечь для потребителя негативные последствия.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом.

 

Обязанность заключения публичного договора ресурсоснабжения возложена на ОАО «УТСК», но не на потребителей тепловой энергии.

 

К примеру, заявитель <…> не согласен с условиями предлагаемого обществом договора ресурсоснабжения, поэтому не вносит плату за тепловую энергию. В связи с этим, между ОАО «УТСК» и <…> договор считается не заключенным.

 

По мнению Челябинского УФАС России, принятие платежей от граждан непосредственно ресурсоснабжающей организацией возможно и без оформления договора ресурсоснабжения.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» навязывает заключение опубликованного договора ресурсоснабжения и лишает потребителей тепловой энергии возможности направить протокол разногласий, то есть выразить свое право на оспаривание пунктов договора ресурсоснабжения.

 

Следовательно, включение пункта 8.1 в договор ресурсоснабжения, опубликованный 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019), указание в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии информации о заключении названного договора с момента первой оплаты квитанции противоречит нормам ГК РФ, нарушает права и законные интересы потребителей, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При анализе пунктов публичного договора ресурсоснабжения установлено следующее.

 

Пункт 2.1.3 Договора изложен в следующей редакции: по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта).

 

Подпункт «н» пункта 49 Правил указывает на включение в обязанности ресурсоснабжающей организации по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

 

Редакция пункта 2.2.8 Договора предоставляет право ресурсоснабжающей организации при невыполнении потребителем обязательств по оплате тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение передавать информацию по лицевому счету потребителя для взыскания задолженности через коллекторские агентства.

 

Передача ОАО «УТСК» информации по лицевому счету потребителя для взыскания задолженности через коллекторские агентства противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

 

Частью 1 статьи 7 Закона о персональных данных закреплено положение о том, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

 

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, что закреплено частями 1, 4 статьи 9 Закона о персональных данных. 

 

Пунктом 3.1.2 Договора закреплено, что потребитель обязан обеспечить техническое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией, в том числе путем поручения лицу (организации), обслуживающей внутридомовые сети, заключения с ресурсоснабжающей организацией соглашения о техническом взаимодействии.

 

Законодательством подобная обязанность не предусмотрена, кроме того обязанность заключения такого рода соглашений также не предусмотрена действующим законодательством (ГК РФ, Правилами).

 

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

 

В связи с указанным потребитель тепловой энергии не обязан давать кому-либо поручения о заключении договора (соглашения) о техническом взаимодействии.

 

Согласно пункту 3.1.6 Договора потребитель обязуется обеспечить допуск представителей ресурсоснабжающей организации для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/.

 

Подпунктом «б» пункта 50 Правил закреплено право исполнителя требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий — в любое время.

 

В заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, что закреплено подпунктом «г» пункта 50 Правил.

 

Правилами закреплена обязанность потребителя допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий — в любое время, что указано в подпункте «д» пункта 52 Правил.

 

Обеспечение потребителем допуска представителей ресурсоснабжающей организации для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/ предусмотрена Правилами лишь в заранее согласованное с потребителем время, но никак не по предложенной редакции ресурсоснабжающей организации.

 

Таким образом, включение ОАО «УТСК» в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, ущемляющих права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При анализе иных положений публичного договора энергоснабжения Комиссия пришла к выводу о соответствии их действующему законодательству. При этом анализ их невыгодности потребителям коммунальных услуг Комиссия не проводила, поскольку на данный предмет заявления в управление не поступали.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Уральская теплосетевая компания», выразившиеся во включении в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1, которые ущемляют права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, в указании в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии о заключении опубликованного в средствах массовой информации договора ресурсоснабжения с момента оплаты квитанции, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Выдать ОАО «Уральская теплосетевая компания» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела № 9–03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административном правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

Члены  Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

А.И. Лычагин

                                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

 

27 апреля 2011 года                                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

Лычагин А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 27.04.2011 по делу № 9–03/11 по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая компания» (625025, г. Тюмень, улица Одесская, дом 5) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Уральская теплосетевая компания» в срок до 1 августа 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1, которые ущемляют права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, в указании в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии о заключении опубликованного в средствах массовой информации договора ресурсоснабжения с момента оплаты квитанции.

      

1.1.  ОАО «Уральская теплосетевая компания» с момента получения настоящего предписания указать в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии, выставляемых гражданам г. Челябинска за июнь 2011 года, информацию о том, что договор ресурсоснабжения, опубликованный в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), считается заключенным не с момента первой оплаты квитанции.

 

1.2. ОАО «Уральская теплосетевая компания» с момента получения настоящего предписания привести в соответствие с действующим законодательством редакцию пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1 договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), либо исключить их. 

 

1.3. Опубликовать договор ресурсоснабжения с измененной редакцией пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1 в газете «Южноуральская панорама», предлагаемый потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии, представив в Челябинское УФАС России соответствующее доказательство.

 

2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Уральская теплосетевая компания» сообщить в Челябинское УФАС России до 1 августа 2011 года.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

 Члены  Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

А.И. Лычагин

                                                                          

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 5313 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 9-03/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5313 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                         

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2011 года.

 

РЕШЕНИЕ

 

27 апреля 2011 года                                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                     

- Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:             

- Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

- Лычагин Алексей Иванович - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии:

 

заявителя <…>, личность удостоверена паспортом;

 

ответчика ОАО «Уральская теплосетевая компания»:

 

<…>, действующей по доверенности от 28.12.2010,

 

<…>, действующего по доверенности от 20.07.2010,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая компания» (улица Энгельса, дом 3, г. Челябинск, 454080) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 01.12.2010 (вх. № 13577) поступило заявление <…> о проверке законности пунктов публичного договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), предлагаемого потребителям тепловой энергии для  заключения, утвержденного ОАО «Уральская теплосетевая компаний» (далее — ОАО «УТСК»).

 

Из анализа документов (информации), пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

 

<….> (собственник квартиры <…> дома 9 по улице Лесопарковой в г. Челябинске) является потребителем коммунальных услуг, в том числе и  тепловой энергии.

 

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе и жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, улица Лесопарковая, дом 9, переведены на прямые расчеты с ОАО «УТСК».

 

Между ОАО «УТСК» и МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее — МУП «ЧКТС») заключен договор на теплоснабжение от 01.01.2008 № 136 (далее — Договор теплоснабжения).

 

Согласно предмету Договора теплоснабжения МУП «ЧКТС» обязуется оказывать ОАО «УТСК» услуги по передаче тепловой энергии через тепловые сети, находящиеся на балансе МУП «ЧКТС», а ОАО «УТСК» обязуется оплатить оказываемые услуги.

 

Перечень абонентов ОАО «УТСК», осуществляющих пользование тепловой энергией через тепловые сети МУП «ЧКТС», определен в Приложении № 1 к Договору теплоснабжения. В перечне объектов на теплоснабжение указан дом заявителя.

 

Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон определено: тепловые сети от внешней стены многоквартирного дома 9 по улице Лесопарковая г. Челябинска, входящие в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, обслуживает ООО УК «Ремжилзаказчик».

 

В целях соблюдения требований технической эксплуатации тепловых систем и систем теплоснабжения между ООО УК «Ремжилзаказчик» и ОАО «УТСК» заключен договор от 11.04.2008 № ВТЭ-11Т взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения, исправности используемых внутридомовых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии жилыми домами в пределах эксплуатационной ответственности сторон.

 

В связи с переводом населения г. Челябинска на прямые расчеты за потребленную тепловую энергию ОАО «УТСК» разработан и опубликован в средствах массовой информации публичный договор ресурсоснабжения, предлагаемый потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии для заключения.

 

По мнению заявителя, пункты публичного договора ресурсоснабжения нарушают его права, как потребителя тепловой энергии.

 

Из представленных ОАО «УТСК» письменных и устных пояснений установлено следующее.

Пункты договора ресурсоснабжения, опубликованного в средствах массовой информации, соответствуют действующему законодательству, а именно положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

 

Нарушений антимонопольного законодательства ОАО «УТСК» не допускало и не нарушало (не нарушает) права и законные интересы потребителей тепловой энергии — собственников жилых помещений.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «УТСК» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1) В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

 

В соответствии с Уставом ОАО «УТСК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Также надлежит иметь ввиду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

 

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

 

2) С учетом договорных отношений между МУП «ЧКТС», ОАО «УТСК», ООО УК «Ремжилзаказчик», требований Правил анализ пунктов публичного договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), предлагаемого потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии для заключения, утвержденного ОАО «Уральская теплосетевая компания», позволяют сделать Комиссии следующий вывод.

 

Между ОАО «УТСК» (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК «Ремжилзаказчик» (абонент) заключен договор от 11.04.2008 № ВТЭ-11Т взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения, исправности используемых внутридомовых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии жилыми домами в пределах эксплуатационной ответственности сторон, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, используемую для отопления и горячего водоснабжения граждан, которые проживают в обслуживаемом обществом многоквартирном жилом доме.

 

В связи с переводом населения г. Челябинска на прямые расчеты за потребляемую энергию ОАО «УТСК» и собственниками жилых помещений должен быть заключен договор ресурсоснабжения по закрепленным в гражданском законодательстве нормам.

 

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор ресурсоснабжения в силу своей публичной правовой природы должен соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров и признается ничтожным, как не соответствующий издаваемым правилам.

 

После опубликования договора ресурсоснабжения в средствах массовой информации ОАО «УТСК» направило потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии квитанции на оплату потребленного ресурса за август 2009 года (к материалам дела прилагается).

 

В указанных квитанциях была размещена следующая информация: «настоящая квитанция является предложением (офертой) ОАО «УТСК» к заключению с Вами договора ресурсоснабжения на условиях типового договора ресурсоснабжения, опубликованного 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019). С момента оплаты настоящей квитанции (акцепта) договор ресурсоснабжения на условиях опубликованного типового договора будет считаться заключенным с Вами в порядке пункта 3 статьи 438 ГК РФ».

 

Аналогичная информация содержится в пункте 8.1 договора ресурсоснабжения, опубликованного 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019).

 

Указанное позволяет сделать вывод о том, что после оплаты выставленного счета за потребленный объем тепловой энергии предлагаемый публичный договор теплоснабжения считается заключенным, и потребители не могут направить в адрес ОАО «УТСК» протокол разногласий для изменения пунктов договора, которые возможно ущемляют их права и законные интересы.

 

При этом неисполнение обязанности по оплате потребленной тепловой энергии может повлечь для потребителя негативные последствия.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом.

 

Обязанность заключения публичного договора ресурсоснабжения возложена на ОАО «УТСК», но не на потребителей тепловой энергии.

 

К примеру, заявитель <…> не согласен с условиями предлагаемого обществом договора ресурсоснабжения, поэтому не вносит плату за тепловую энергию. В связи с этим, между ОАО «УТСК» и <…> договор считается не заключенным.

 

По мнению Челябинского УФАС России, принятие платежей от граждан непосредственно ресурсоснабжающей организацией возможно и без оформления договора ресурсоснабжения.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» навязывает заключение опубликованного договора ресурсоснабжения и лишает потребителей тепловой энергии возможности направить протокол разногласий, то есть выразить свое право на оспаривание пунктов договора ресурсоснабжения.

 

Следовательно, включение пункта 8.1 в договор ресурсоснабжения, опубликованный 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019), указание в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии информации о заключении названного договора с момента первой оплаты квитанции противоречит нормам ГК РФ, нарушает права и законные интересы потребителей, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При анализе пунктов публичного договора ресурсоснабжения установлено следующее.

 

Пункт 2.1.3 Договора изложен в следующей редакции: по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта).

 

Подпункт «н» пункта 49 Правил указывает на включение в обязанности ресурсоснабжающей организации по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

 

Редакция пункта 2.2.8 Договора предоставляет право ресурсоснабжающей организации при невыполнении потребителем обязательств по оплате тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение передавать информацию по лицевому счету потребителя для взыскания задолженности через коллекторские агентства.

 

Передача ОАО «УТСК» информации по лицевому счету потребителя для взыскания задолженности через коллекторские агентства противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

 

Частью 1 статьи 7 Закона о персональных данных закреплено положение о том, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

 

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, что закреплено частями 1, 4 статьи 9 Закона о персональных данных. 

 

Пунктом 3.1.2 Договора закреплено, что потребитель обязан обеспечить техническое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией, в том числе путем поручения лицу (организации), обслуживающей внутридомовые сети, заключения с ресурсоснабжающей организацией соглашения о техническом взаимодействии.

 

Законодательством подобная обязанность не предусмотрена, кроме того обязанность заключения такого рода соглашений также не предусмотрена действующим законодательством (ГК РФ, Правилами).

 

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

 

В связи с указанным потребитель тепловой энергии не обязан давать кому-либо поручения о заключении договора (соглашения) о техническом взаимодействии.

 

Согласно пункту 3.1.6 Договора потребитель обязуется обеспечить допуск представителей ресурсоснабжающей организации для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/.

 

Подпунктом «б» пункта 50 Правил закреплено право исполнителя требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий — в любое время.

 

В заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, что закреплено подпунктом «г» пункта 50 Правил.

 

Правилами закреплена обязанность потребителя допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий — в любое время, что указано в подпункте «д» пункта 52 Правил.

 

Обеспечение потребителем допуска представителей ресурсоснабжающей организации для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/ предусмотрена Правилами лишь в заранее согласованное с потребителем время, но никак не по предложенной редакции ресурсоснабжающей организации.

 

Таким образом, включение ОАО «УТСК» в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, ущемляющих права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При анализе иных положений публичного договора энергоснабжения Комиссия пришла к выводу о соответствии их действующему законодательству. При этом анализ их невыгодности потребителям коммунальных услуг Комиссия не проводила, поскольку на данный предмет заявления в управление не поступали.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Уральская теплосетевая компания», выразившиеся во включении в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1, которые ущемляют права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, в указании в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии о заключении опубликованного в средствах массовой информации договора ресурсоснабжения с момента оплаты квитанции, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Выдать ОАО «Уральская теплосетевая компания» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела № 9–03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административном правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

Члены  Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

А.И. Лычагин

                                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

 

27 апреля 2011 года                                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

Лычагин А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 27.04.2011 по делу № 9–03/11 по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая компания» (625025, г. Тюмень, улица Одесская, дом 5) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Уральская теплосетевая компания» в срок до 1 августа 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1, которые ущемляют права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, в указании в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии о заключении опубликованного в средствах массовой информации договора ресурсоснабжения с момента оплаты квитанции.

      

1.1.  ОАО «Уральская теплосетевая компания» с момента получения настоящего предписания указать в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии, выставляемых гражданам г. Челябинска за июнь 2011 года, информацию о том, что договор ресурсоснабжения, опубликованный в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), считается заключенным не с момента первой оплаты квитанции.

 

1.2. ОАО «Уральская теплосетевая компания» с момента получения настоящего предписания привести в соответствие с действующим законодательством редакцию пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1 договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), либо исключить их. 

 

1.3. Опубликовать договор ресурсоснабжения с измененной редакцией пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1 в газете «Южноуральская панорама», предлагаемый потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии, представив в Челябинское УФАС России соответствующее доказательство.

 

2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Уральская теплосетевая компания» сообщить в Челябинское УФАС России до 1 августа 2011 года.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

 Члены  Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

А.И. Лычагин

                                                                          

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                         

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2011 года.

 

РЕШЕНИЕ

 

27 апреля 2011 года                                                                                            г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:                     

- Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:             

- Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

- Лычагин Алексей Иванович - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии:

 

заявителя <…>, личность удостоверена паспортом;

 

ответчика ОАО «Уральская теплосетевая компания»:

 

<…>, действующей по доверенности от 28.12.2010,

 

<…>, действующего по доверенности от 20.07.2010,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая компания» (улица Энгельса, дом 3, г. Челябинск, 454080) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 01.12.2010 (вх. № 13577) поступило заявление <…> о проверке законности пунктов публичного договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), предлагаемого потребителям тепловой энергии для  заключения, утвержденного ОАО «Уральская теплосетевая компаний» (далее — ОАО «УТСК»).

 

Из анализа документов (информации), пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

 

<….> (собственник квартиры <…> дома 9 по улице Лесопарковой в г. Челябинске) является потребителем коммунальных услуг, в том числе и  тепловой энергии.

 

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе и жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, улица Лесопарковая, дом 9, переведены на прямые расчеты с ОАО «УТСК».

 

Между ОАО «УТСК» и МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (далее — МУП «ЧКТС») заключен договор на теплоснабжение от 01.01.2008 № 136 (далее — Договор теплоснабжения).

 

Согласно предмету Договора теплоснабжения МУП «ЧКТС» обязуется оказывать ОАО «УТСК» услуги по передаче тепловой энергии через тепловые сети, находящиеся на балансе МУП «ЧКТС», а ОАО «УТСК» обязуется оплатить оказываемые услуги.

 

Перечень абонентов ОАО «УТСК», осуществляющих пользование тепловой энергией через тепловые сети МУП «ЧКТС», определен в Приложении № 1 к Договору теплоснабжения. В перечне объектов на теплоснабжение указан дом заявителя.

 

Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон определено: тепловые сети от внешней стены многоквартирного дома 9 по улице Лесопарковая г. Челябинска, входящие в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, обслуживает ООО УК «Ремжилзаказчик».

 

В целях соблюдения требований технической эксплуатации тепловых систем и систем теплоснабжения между ООО УК «Ремжилзаказчик» и ОАО «УТСК» заключен договор от 11.04.2008 № ВТЭ-11Т взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения, исправности используемых внутридомовых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии жилыми домами в пределах эксплуатационной ответственности сторон.

 

В связи с переводом населения г. Челябинска на прямые расчеты за потребленную тепловую энергию ОАО «УТСК» разработан и опубликован в средствах массовой информации публичный договор ресурсоснабжения, предлагаемый потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии для заключения.

 

По мнению заявителя, пункты публичного договора ресурсоснабжения нарушают его права, как потребителя тепловой энергии.

 

Из представленных ОАО «УТСК» письменных и устных пояснений установлено следующее.

Пункты договора ресурсоснабжения, опубликованного в средствах массовой информации, соответствуют действующему законодательству, а именно положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

 

Нарушений антимонопольного законодательства ОАО «УТСК» не допускало и не нарушало (не нарушает) права и законные интересы потребителей тепловой энергии — собственников жилых помещений.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «УТСК» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

 

1) В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

 

В соответствии с Уставом ОАО «УТСК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» закрепляет положение о том, что исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Также надлежит иметь ввиду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

 

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

 

2) С учетом договорных отношений между МУП «ЧКТС», ОАО «УТСК», ООО УК «Ремжилзаказчик», требований Правил анализ пунктов публичного договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), предлагаемого потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии для заключения, утвержденного ОАО «Уральская теплосетевая компания», позволяют сделать Комиссии следующий вывод.

 

Между ОАО «УТСК» (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК «Ремжилзаказчик» (абонент) заключен договор от 11.04.2008 № ВТЭ-11Т взаимодействия по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения, исправности используемых внутридомовых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии жилыми домами в пределах эксплуатационной ответственности сторон, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, используемую для отопления и горячего водоснабжения граждан, которые проживают в обслуживаемом обществом многоквартирном жилом доме.

 

В связи с переводом населения г. Челябинска на прямые расчеты за потребляемую энергию ОАО «УТСК» и собственниками жилых помещений должен быть заключен договор ресурсоснабжения по закрепленным в гражданском законодательстве нормам.

 

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор ресурсоснабжения в силу своей публичной правовой природы должен соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров и признается ничтожным, как не соответствующий издаваемым правилам.

 

После опубликования договора ресурсоснабжения в средствах массовой информации ОАО «УТСК» направило потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии квитанции на оплату потребленного ресурса за август 2009 года (к материалам дела прилагается).

 

В указанных квитанциях была размещена следующая информация: «настоящая квитанция является предложением (офертой) ОАО «УТСК» к заключению с Вами договора ресурсоснабжения на условиях типового договора ресурсоснабжения, опубликованного 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019). С момента оплаты настоящей квитанции (акцепта) договор ресурсоснабжения на условиях опубликованного типового договора будет считаться заключенным с Вами в порядке пункта 3 статьи 438 ГК РФ».

 

Аналогичная информация содержится в пункте 8.1 договора ресурсоснабжения, опубликованного 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019).

 

Указанное позволяет сделать вывод о том, что после оплаты выставленного счета за потребленный объем тепловой энергии предлагаемый публичный договор теплоснабжения считается заключенным, и потребители не могут направить в адрес ОАО «УТСК» протокол разногласий для изменения пунктов договора, которые возможно ущемляют их права и законные интересы.

 

При этом неисполнение обязанности по оплате потребленной тепловой энергии может повлечь для потребителя негативные последствия.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом.

 

Обязанность заключения публичного договора ресурсоснабжения возложена на ОАО «УТСК», но не на потребителей тепловой энергии.

 

К примеру, заявитель <…> не согласен с условиями предлагаемого обществом договора ресурсоснабжения, поэтому не вносит плату за тепловую энергию. В связи с этим, между ОАО «УТСК» и <…> договор считается не заключенным.

 

По мнению Челябинского УФАС России, принятие платежей от граждан непосредственно ресурсоснабжающей организацией возможно и без оформления договора ресурсоснабжения.

 

Таким образом, ОАО «УТСК» навязывает заключение опубликованного договора ресурсоснабжения и лишает потребителей тепловой энергии возможности направить протокол разногласий, то есть выразить свое право на оспаривание пунктов договора ресурсоснабжения.

 

Следовательно, включение пункта 8.1 в договор ресурсоснабжения, опубликованный 4 августа 2009 года в газете «Южноуральская панорама» № 139 (2019), указание в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии информации о заключении названного договора с момента первой оплаты квитанции противоречит нормам ГК РФ, нарушает права и законные интересы потребителей, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При анализе пунктов публичного договора ресурсоснабжения установлено следующее.

 

Пункт 2.1.3 Договора изложен в следующей редакции: по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления тепловой энергии ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта).

 

Подпункт «н» пункта 49 Правил указывает на включение в обязанности ресурсоснабжающей организации по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.

 

Редакция пункта 2.2.8 Договора предоставляет право ресурсоснабжающей организации при невыполнении потребителем обязательств по оплате тепловой энергии за отопление и горячее водоснабжение передавать информацию по лицевому счету потребителя для взыскания задолженности через коллекторские агентства.

 

Передача ОАО «УТСК» информации по лицевому счету потребителя для взыскания задолженности через коллекторские агентства противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).

 

Частью 1 статьи 7 Закона о персональных данных закреплено положение о том, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

 

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, что закреплено частями 1, 4 статьи 9 Закона о персональных данных. 

 

Пунктом 3.1.2 Договора закреплено, что потребитель обязан обеспечить техническое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией, в том числе путем поручения лицу (организации), обслуживающей внутридомовые сети, заключения с ресурсоснабжающей организацией соглашения о техническом взаимодействии.

 

Законодательством подобная обязанность не предусмотрена, кроме того обязанность заключения такого рода соглашений также не предусмотрена действующим законодательством (ГК РФ, Правилами).

 

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

 

В связи с указанным потребитель тепловой энергии не обязан давать кому-либо поручения о заключении договора (соглашения) о техническом взаимодействии.

 

Согласно пункту 3.1.6 Договора потребитель обязуется обеспечить допуск представителей ресурсоснабжающей организации для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/.

 

Подпунктом «б» пункта 50 Правил закреплено право исполнителя требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий — в любое время.

 

В заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, что закреплено подпунктом «г» пункта 50 Правил.

 

Правилами закреплена обязанность потребителя допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий — в любое время, что указано в подпункте «д» пункта 52 Правил.

 

Обеспечение потребителем допуска представителей ресурсоснабжающей организации для контроля режимов потребления тепловой энергии и показаний общедомовых и квартирных приборов учета тепловой энергии /в случае их наличия/ предусмотрена Правилами лишь в заранее согласованное с потребителем время, но никак не по предложенной редакции ресурсоснабжающей организации.

 

Таким образом, включение ОАО «УТСК» в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, ущемляющих права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При анализе иных положений публичного договора энергоснабжения Комиссия пришла к выводу о соответствии их действующему законодательству. При этом анализ их невыгодности потребителям коммунальных услуг Комиссия не проводила, поскольку на данный предмет заявления в управление не поступали.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Уральская теплосетевая компания», выразившиеся во включении в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1, которые ущемляют права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, в указании в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии о заключении опубликованного в средствах массовой информации договора ресурсоснабжения с момента оплаты квитанции, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Выдать ОАО «Уральская теплосетевая компания» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела № 9–03/11 должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административном правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

Члены  Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

А.И. Лычагин

                                                                                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

 

27 апреля 2011 года                                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

Лычагин А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 27.04.2011 по делу № 9–03/11 по признакам нарушения ОАО «Уральская теплосетевая компания» (625025, г. Тюмень, улица Одесская, дом 5) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Уральская теплосетевая компания» в срок до 1 августа 2011 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в договор ресурсоснабжения пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1, которые ущемляют права и законные интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов, в указании в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии о заключении опубликованного в средствах массовой информации договора ресурсоснабжения с момента оплаты квитанции.

      

1.1.  ОАО «Уральская теплосетевая компания» с момента получения настоящего предписания указать в квитанциях на оплату потребленной тепловой энергии, выставляемых гражданам г. Челябинска за июнь 2011 года, информацию о том, что договор ресурсоснабжения, опубликованный в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), считается заключенным не с момента первой оплаты квитанции.

 

1.2. ОАО «Уральская теплосетевая компания» с момента получения настоящего предписания привести в соответствие с действующим законодательством редакцию пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1 договора ресурсоснабжения, опубликованного в газете «Южноуральская панорама» от 04.08.2009 № 139 (2019), либо исключить их. 

 

1.3. Опубликовать договор ресурсоснабжения с измененной редакцией пунктов 2.1.3, 2.2.8, 3.1.2, 3.1.6, 8.1 в газете «Южноуральская панорама», предлагаемый потребителям коммунальных услуг — тепловой энергии, представив в Челябинское УФАС России соответствующее доказательство.

 

2. Об исполнении настоящего предписания ОАО «Уральская теплосетевая компания» сообщить в Челябинское УФАС России до 1 августа 2011 года.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

 Члены  Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

А.И. Лычагин

                                                                          

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 9-03/11

Решение в отношении ОАО «Уральская теплосетевая компания»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 9-03/11

Решение в отношении ОАО «Уральская теплосетевая компания»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-27 13:59:31 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-27 13:59:31 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )