Решение по делу № 8-03/11

Дата публикации: 26 апреля 2011, 19:49

                                                                      

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 6 мая 2011 года                                                

                                                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. –  заместитель руководителя Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Пузанкова Ю.Ю. –  главный специалист-эксперт  отдела  анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

         

в присутствии:

           

представителей ответчика ОАО «Челябинский городской молочный комбинат»:  <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.04.2011 № 3858), <...> (доверенность);

           

представителя ответчика ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»: <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.04.2011 № 2795);

           

представителя ответчика ОАО «Чебаркульский молочный завод»: <...> (протокол заседания Совета директоров от 28.04.2006  № 1), <...> (доверенность от 11.11.2010 № 1), <...> (доверенность от 22.03.2011 № 2),

 

рассмотрев дело № 8-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                        

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России был проведен анализ рынка закупа и реализации коровьего молока  Челябинской области за период с августа 2010 года по март 2011 года.

 

В результате проведенного анализа в действиях ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод», являющихся основными предприятиями- переработчиками сырого коровьего молока Челябинской области,  были  выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов Челябинской области, осуществляющих деятельность по производству сырого коровьего молока (далее — производители молока), путем установления невыгодных для них цен закупа сырого коровьего молока, в связи с чем было возбуждено данное дело.

 

В процессе проведенного анализа рынка закупа и реализации коровьего молока  Челябинской области, а также рассмотрения дела № 8-03/11 было установлено, что на долю ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» приходится более 50 % закупа сырого коровьего молока на территории Челябинской области.

 

Из ответов основных переработчиков сырого коровьего молока Челябинской области следует, что поставщиками сырого молока для них являются преимущественно местные сельхозпроизводители, незначительные объемы сырого молока ввозятся из Оренбургской и Курганской областей, Республик Башкортостан и Татарстан.

 

Так, для ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» основными поставщиками сырого коровьего молока являются: ОАО «Совхоз Акбашевский»  (Аргаяшский район), СПК «Коелгинское» (Еткульский район), ОАО ПЗ Россия (Сосновский район),  СПК «Подовинное» (Октябрьский район),  ГУ ОПСП Троицкое (Троицкий район),  ООО ФМ «Семь гномов», ОАО СХП «Красноармейское», ООО «Карсинское», Колхоз «Карсы», ООО «Заря» и другие поставщики.

 

Для ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» основными поставщиками сырого коровьего молока являются: Совхоз «Брединский» (Брединский район), ООО «Светлое» (Чесменский район), СПК «Красный Урал» (Кизильский район), ССПК «Май» (Нагайбакский район), ООО «Кассельское» (Нагайбакский район), ЗАО Агаповское (Агаповский район), ССППК «Молочный мир» (Троицкий район), ООО «Станица» (Брединский район), ЗАО «Зингейское» (Агаповский район) и другие поставщики.

Для ОАО «Чебаркульский молочный завод» основными поставщиками сырого молока являются: СПК «Сарафаново» (Чебаркульский район), СПК «Чебаркуль» (Чебаркульский район),СПК «Россия» (Чебаркульского района), ООО «Чебаркульская птица»(Чебаркульский район), СХПК «Черновской» (г. Миасс), ССПК «Буренка» (Чебаркульский район) и другие поставщики.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что отношения по поставке сырого коровьего молока между указанными сельхозпроизводителями и переработчиками сырого молока (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод») регулируются  условиями заключенных договоров контрактации на закупку и поставку молока.

 

В ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» существует практика заключения типовых договоров контрактации, форма которых разработана обществами.

 

Договорами предусмотрено, что согласование цен оформляется протоколом согласования цены, который подписывается Поставщиком и Заготовителем. Цена за поставляемое молока может быть изменена по инициативе одной из сторон.     

 

В результате анализа указанных договоров Комиссией установлено, что в протоколах согласования договорных цен указывается цена на молоко базисной нормы массовой доли жира 3,4% и базисной нормы массовой доли белка 3% (далее – базисные цены).

 

Фактический расчет за поставленное сырое молоко осуществляется за физический вес по цене, определяемой по формуле:

Цф=Цб*(Жф/Жб*0,4+Бф/Бб*0,6+Ксорт/100+Ктемп/100), где:

 

Цф     цена фактическая за физический вес (руб.);

Цб — цена на молоко с массовыми долями жира и белка равными базисным;

Жф     фактическая массовая доля жира в молоке (%);

Жб      базисная норма массовой доли жира в молоке (Жб=3,4%);

Бф      фактическая массовая доля белка в молке (%);

Бб       базисная норма массовой доли белка в молоке (Бб=3,0%);

К темр — надбавка за охлаждение (%);

К сорт —  надбавка за сорт ( %).         

 

В экономической теории базисные показатели – это показатели, принятые в качестве основы, базы сравнения, сопоставления с другими показателями.

 

Таким образом, для анализа обоснованности уровня закупочных цен на сырое коровье молоко Комиссией принято решение о проведении анализа базисных цен на сырое молоко.

 

В целях изучения и оценки уровня обоснованности закупочных цен на сырое коровье молоко Челябинское УФАС России запросило у сельскохозяйственных производителей Челябинской области информацию о структуре себестоимости, уровне рентабельности и оптовой цене реализации сырого коровьего молока, реализуемого в интересах ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат».

 

В результате анализа поступившей от сельхозпроизводителей Челябинской области

информации Челябинским УФАС России выявлены следующие основные факторы, влияющие на уровень базисных цен реализации сырого коровьего молока.

 

Сезонность производства.

 

Согласно информации, представленной производителями сырого молока, в частности ССПК «Буренка» (письмо от 25.03.2011 вх.№3189), осенью и зимой производство молока снижается, при этом, оптовая цена на сырое молоко повышается. Весной производство молока увеличивается, поэтому цена на сырое молоко снижается перерабатывающими предприятиями по договоренности с сельхозпроизводителями. В зимний период себестоимость сырого молока выше, чем в летний, так как возрастает доля затрат в структуре себестоимости молока на корма, электроэнергию, транспортные расходы.

 

Рост прямых и косвенных затрат на производство молока.                                 

  

В рассматриваемый период факторами, оказавшими влияние на повышение  себестоимости сырого молока, также явились снижение надоев и повышение стоимости кормов из-за засухи (письмо СПК «Сарафаново» от 19.04.2011 № 182, письмо ОАО «Совхоз Акбашевский» от 21.04.2011 № 4507, письмо ОАО СП «Красноармейское»).

 

Установление базисной цены на сырое коровье молоко переработчиками молока.

     

Согласно ответу ООО «Чебаркульское», представленному письмом от 25.04.2011, цена за 1 килограмм молока базисной нормы жира устанавливается переработчиком сырого молока — ОАО «Чебаркульский молочный завод». Другие производители сырого молока (ЗАО «Агаповское» (письмо от 29.03.2011 вх. № 3354), ООО «Станица» (письмо от 15.04.2011 № 68), ООО «Артель-Северное» (письмо от 18.04.2011 № 29), ЗАО Агропромышленная фирма «Солнечный» (письмо от 18.04.2011 № 15), ОАО «Совхоз Акбашевский» (письмо от 21.04.2011 вх.№ 4507) также подтвердили зависимость оптовой базисной цены реализации сырого молока от цен, устанавливаемых переработчиками сырого молока.

 

Исследуя информацию, представленную сельхозпроизводителями, Комиссия пришла к выводу о том, что, несмотря на установление базисных цен на сырое молоко переработчиками — ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод», интересы сельхозпроизводителей не ущемляются.

 

Так, информация об отсутствии действий, ущемляющих интересы сельхозпроизводителей со стороны переработчиков сырого коровьего молока, содержится в сведениях, представленных ООО «Станица» (письмо от 15.04.2011),  СПК «Коелгинское» (письмо от 24.03.2011), ООО «Артель-Северное» (письмо от 18.04.2011), ЗАО Агропромышленная фирма «Солнечный» (письмо от 18.04.2011 № 15), ООО «Карсинское» (письмо от 14.04.2011 № 205), ССПК «Колос» (письмо от 22.04.2011 № 4616), СПК «Сарафаново» (письмо от 19.04.2011 № 182), ЗАО «Зингейское» (письмо от 25.03.2011 № 61), ОАО СП «Красноармейское» (письмо от 25.03.2011 № 2011).

 

Также, данный вывод был подтвержден на заседании Комиссии представителями  СПК «Красный Урал», ОАО «Племенной завод «Россия», привлеченными к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

 

Документальными подтверждениями отсутствия ущемления интересов сельхозпроизводителей со стороны переработчиков сырого молока (ОАО «Чебаркульский молочный завод», ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат») являются также показатели положительной рентабельности реализации сырого молока, представленные сельхозпроизводителями.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией проанализирована информация о структуре себестоимости реализуемого сырого коровьего молока, уровне рентабельности и динамике цен за период с августа 2010 года по март 2011 года, представленная сельхозпроизводителями.

 

Анализ представленной информации показал, что у большинства сельхозпроизводителей сырого коровьего молока Челябинской области  в указанный период была положительная рентабельность.

 

Таким образом, на основании изложенного, Комиссией установлено, что закупочные цены на молоко, установленные в период с августа 2010 года по март 2011 года, выше себестоимости производства сырого коровьего молока в хозяйствах Челябинской области, что позволяет сельхозпроизводителям компенсировать затраты на производство и реализацию сырого коровьего молока и получать прибыль. 

 

Сельхозпроиводители (ООО «Татурино», ООО «Кассельское», ООО «Чебаркульская птица», ООО «Совхоз Брединский», ООО «Артель-Северное»), имеющие отрицательную рентабельность в отдельные месяцы исследуемого периода (август 2010 года - апрель 2011 года), указывают, что их интересы не ущемляются переработчиками сырого молока (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»), так как с данными переработчиками сложились длительные договорные отношения, в которых их устраивает стабильность оплаты, возможность предоплаты за поставленное молоко. 

 

В целях полной, объективной и всесторонней оценки уровня обоснованности закупочных цен на сырое коровье молоко в Челябинской области Комиссией проведен сравнительный анализ оптовых закупочных цен на сырое коровье молоко в Челябинской области с аналогичными ценами в других регионах Уральского федерального округа (далее – УРФО).

 

Для проведения сравнения использовались различные источники информации в том числе данные: территориальных управлений ФАС России;  Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК «ЕТО Челябинской области»), составленные на основе данных Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области); Министерства сельского хозяйства Челябинской области, а также данные, представленные переработчиками сырого молока Челябинской области.

 

Информация о закупочных ценах на сырое молоко, представленная в Челябинское УФАС России указанными государственными органами, не соответствует данным, представленным в Челябинское УФАС России крупнейшими переработчиками сырого молока Челябинской области (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»).

 

В целях выявления причин расхождения данных о закупочных ценах на сырое молоко Челябинское УФАС России запросило информацию о методике расчета закупочных цен на сырое молоко у РЭК Свердловской области и Министерства сельского хозяйства Челябинской области.

 

Согласно данным, представленным Министерством сельского хозяйства Челябинской области (письмо от 21.12.2010 № 5309, письмом от 15.03.2011 № 1040), информация о закупочных ценах на сырое молоко представляется переработчиками Челябинской области по телефону, при этом, Министерство сельского хозяйства Челябинской области учет ведет по фактическим средним ценам, рассчитанным по формуле в зависимости от физико-химического состава и качественных характеристик сырого молока.

 

Согласно данным, представленным РЭК Свердловской области (письмо от 06.04.2011 № 02-18/1453), закупочные цены на молоко составлены на основе поступивших сведений от органов регулирования субъектов РФ Уральского округа. По вопросам размера закупочной цены на молоко  (базисная из договоров или фактическая рассчитанная по формуле) РЭК Свердловской области предложила обратиться в органы госрегулирования субъектов РФ, представивших информацию.

 

Таким образом, причиной расхождения данных о закупочных ценах на сырое молоко, представленных в Челябинское УФАС России Министерством сельского хозяйства Челябинской области, РЭК Свердловской области и переработчиками сырого молока, является различный подход (методика) расчета закупочных цен.

 

Министерство сельского хозяйства Челябинской области ведет учет фактических цен, рассчитанных по формуле в зависимости от физико-химического состава и качественных характеристик сырого молока.

 

РЭК Свердловской области не располагает информацией о методике расчета закупочных цен на сырое молоко, поскольку осуществляет свод информации, полученной от других регулирующих органов.

 

Челябинское УФАС России проводит анализ базисных закупочных цен на сырое молоко, указываемых в договорах поставки.

 

Для сравнения базисных цен на сырое молоко в Челябинской области и других регионах УРФО Челябинское УФАС России запросило данную информацию в территориальных управлениях ФАС России (Свердловской, Пермской, Курганской областях и Республике Башкортостан).

 

Информация о закупочных ценах на сырое коровье молоко, представленная территориальными управлениями ФАС России отражена в таблице № 1.

Информация об уровне закупочных цен на сырое коровье молоко на территории УРФО в августе-декабре 2010 года и январе-марте 2011 года

Таблица №1

н/п

Наименование области

 

2010 год

2011 год

 

Уровень цены  (руб.тн) 

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

 

1

Свердловская область

мин

11750

12600

13000

13270

14475

14500

14500

 
макс

12795

13333

13750

14250

14750

14850

14850

 

2

Курганская область

мин

9000

9000

10650

10000

11000

11000

11000

 
макс

14500

15000

16000

16140

18500

15500

14500

 

3

Пермский край

мин

10710

10710

12790

12790

12790

-

-

 
макс

16500

16500

18893

18893

18893

-

-

 

4

Республика Башкортостан

*

-

14187

15023

15854

15514

17707

18111

 
 
5

Челябинская область

мин

10800

11500

13500

13500

13500

13500

13500

 
макс

13000

14500

15000

15000

15000

15000

15000

 

* - фактическая расчетная цена

 

 

Из анализа представленной территориальными управлениями ФАС России информации следует, что уровень закупочных цен на сырое коровье молоко в период с августа 2010 года по март 2011 года в Челябинской области был не ниже закупочных цен на сырое коровье молоко в других регионах УРФО.

           

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что уровень закупочных цен на сырое коровье молоко, устанавливаемый крупнейшими переработчиками сырого коровьего молока Челябинской области (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат») в период с августа 2010 года по март 2011 года, не ущемлял экономические интересы сельхозпроизводителей области и соответствует уровню закупочных цен, сложившихся в УРФО.

           

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу.

           

Вместе с тем, Комиссией принято во внимание, что в рамках рассмотрения настоящего дела Челябинское УФАС России приступило к процедуре проведения анализа состояния конкуренции на рынке закупа сырого коровьего молока Челябинской области, который на момент принятия настоящего решения не завершен.

           

Однако выводы по результатам проведенного анализа могут иметь значение при реализации антимонопольным органом функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства на данном рынке, в связи с чем, проведение анализа необходимо продолжить.

           

На основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

      

1. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»  по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

       

2.    Продолжить анализ состояния конкуренции на рынке закупа сырого коровьего молока Челябинской области  в соответствии с  Приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

 

Ю.Ю. Пузанкова

stdClass Object ( [vid] => 5312 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 8-03/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5312 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                      

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 6 мая 2011 года                                                

                                                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. –  заместитель руководителя Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Пузанкова Ю.Ю. –  главный специалист-эксперт  отдела  анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

         

в присутствии:

           

представителей ответчика ОАО «Челябинский городской молочный комбинат»:  <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.04.2011 № 3858), <...> (доверенность);

           

представителя ответчика ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»: <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.04.2011 № 2795);

           

представителя ответчика ОАО «Чебаркульский молочный завод»: <...> (протокол заседания Совета директоров от 28.04.2006  № 1), <...> (доверенность от 11.11.2010 № 1), <...> (доверенность от 22.03.2011 № 2),

 

рассмотрев дело № 8-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                        

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России был проведен анализ рынка закупа и реализации коровьего молока  Челябинской области за период с августа 2010 года по март 2011 года.

 

В результате проведенного анализа в действиях ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод», являющихся основными предприятиями- переработчиками сырого коровьего молока Челябинской области,  были  выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов Челябинской области, осуществляющих деятельность по производству сырого коровьего молока (далее — производители молока), путем установления невыгодных для них цен закупа сырого коровьего молока, в связи с чем было возбуждено данное дело.

 

В процессе проведенного анализа рынка закупа и реализации коровьего молока  Челябинской области, а также рассмотрения дела № 8-03/11 было установлено, что на долю ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» приходится более 50 % закупа сырого коровьего молока на территории Челябинской области.

 

Из ответов основных переработчиков сырого коровьего молока Челябинской области следует, что поставщиками сырого молока для них являются преимущественно местные сельхозпроизводители, незначительные объемы сырого молока ввозятся из Оренбургской и Курганской областей, Республик Башкортостан и Татарстан.

 

Так, для ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» основными поставщиками сырого коровьего молока являются: ОАО «Совхоз Акбашевский»  (Аргаяшский район), СПК «Коелгинское» (Еткульский район), ОАО ПЗ Россия (Сосновский район),  СПК «Подовинное» (Октябрьский район),  ГУ ОПСП Троицкое (Троицкий район),  ООО ФМ «Семь гномов», ОАО СХП «Красноармейское», ООО «Карсинское», Колхоз «Карсы», ООО «Заря» и другие поставщики.

 

Для ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» основными поставщиками сырого коровьего молока являются: Совхоз «Брединский» (Брединский район), ООО «Светлое» (Чесменский район), СПК «Красный Урал» (Кизильский район), ССПК «Май» (Нагайбакский район), ООО «Кассельское» (Нагайбакский район), ЗАО Агаповское (Агаповский район), ССППК «Молочный мир» (Троицкий район), ООО «Станица» (Брединский район), ЗАО «Зингейское» (Агаповский район) и другие поставщики.

Для ОАО «Чебаркульский молочный завод» основными поставщиками сырого молока являются: СПК «Сарафаново» (Чебаркульский район), СПК «Чебаркуль» (Чебаркульский район),СПК «Россия» (Чебаркульского района), ООО «Чебаркульская птица»(Чебаркульский район), СХПК «Черновской» (г. Миасс), ССПК «Буренка» (Чебаркульский район) и другие поставщики.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что отношения по поставке сырого коровьего молока между указанными сельхозпроизводителями и переработчиками сырого молока (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод») регулируются  условиями заключенных договоров контрактации на закупку и поставку молока.

 

В ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» существует практика заключения типовых договоров контрактации, форма которых разработана обществами.

 

Договорами предусмотрено, что согласование цен оформляется протоколом согласования цены, который подписывается Поставщиком и Заготовителем. Цена за поставляемое молока может быть изменена по инициативе одной из сторон.     

 

В результате анализа указанных договоров Комиссией установлено, что в протоколах согласования договорных цен указывается цена на молоко базисной нормы массовой доли жира 3,4% и базисной нормы массовой доли белка 3% (далее – базисные цены).

 

Фактический расчет за поставленное сырое молоко осуществляется за физический вес по цене, определяемой по формуле:

Цф=Цб*(Жф/Жб*0,4+Бф/Бб*0,6+Ксорт/100+Ктемп/100), где:

 

Цф     цена фактическая за физический вес (руб.);

Цб — цена на молоко с массовыми долями жира и белка равными базисным;

Жф     фактическая массовая доля жира в молоке (%);

Жб      базисная норма массовой доли жира в молоке (Жб=3,4%);

Бф      фактическая массовая доля белка в молке (%);

Бб       базисная норма массовой доли белка в молоке (Бб=3,0%);

К темр — надбавка за охлаждение (%);

К сорт —  надбавка за сорт ( %).         

 

В экономической теории базисные показатели – это показатели, принятые в качестве основы, базы сравнения, сопоставления с другими показателями.

 

Таким образом, для анализа обоснованности уровня закупочных цен на сырое коровье молоко Комиссией принято решение о проведении анализа базисных цен на сырое молоко.

 

В целях изучения и оценки уровня обоснованности закупочных цен на сырое коровье молоко Челябинское УФАС России запросило у сельскохозяйственных производителей Челябинской области информацию о структуре себестоимости, уровне рентабельности и оптовой цене реализации сырого коровьего молока, реализуемого в интересах ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат».

 

В результате анализа поступившей от сельхозпроизводителей Челябинской области

информации Челябинским УФАС России выявлены следующие основные факторы, влияющие на уровень базисных цен реализации сырого коровьего молока.

 

Сезонность производства.

 

Согласно информации, представленной производителями сырого молока, в частности ССПК «Буренка» (письмо от 25.03.2011 вх.№3189), осенью и зимой производство молока снижается, при этом, оптовая цена на сырое молоко повышается. Весной производство молока увеличивается, поэтому цена на сырое молоко снижается перерабатывающими предприятиями по договоренности с сельхозпроизводителями. В зимний период себестоимость сырого молока выше, чем в летний, так как возрастает доля затрат в структуре себестоимости молока на корма, электроэнергию, транспортные расходы.

 

Рост прямых и косвенных затрат на производство молока.                                 

  

В рассматриваемый период факторами, оказавшими влияние на повышение  себестоимости сырого молока, также явились снижение надоев и повышение стоимости кормов из-за засухи (письмо СПК «Сарафаново» от 19.04.2011 № 182, письмо ОАО «Совхоз Акбашевский» от 21.04.2011 № 4507, письмо ОАО СП «Красноармейское»).

 

Установление базисной цены на сырое коровье молоко переработчиками молока.

     

Согласно ответу ООО «Чебаркульское», представленному письмом от 25.04.2011, цена за 1 килограмм молока базисной нормы жира устанавливается переработчиком сырого молока — ОАО «Чебаркульский молочный завод». Другие производители сырого молока (ЗАО «Агаповское» (письмо от 29.03.2011 вх. № 3354), ООО «Станица» (письмо от 15.04.2011 № 68), ООО «Артель-Северное» (письмо от 18.04.2011 № 29), ЗАО Агропромышленная фирма «Солнечный» (письмо от 18.04.2011 № 15), ОАО «Совхоз Акбашевский» (письмо от 21.04.2011 вх.№ 4507) также подтвердили зависимость оптовой базисной цены реализации сырого молока от цен, устанавливаемых переработчиками сырого молока.

 

Исследуя информацию, представленную сельхозпроизводителями, Комиссия пришла к выводу о том, что, несмотря на установление базисных цен на сырое молоко переработчиками — ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод», интересы сельхозпроизводителей не ущемляются.

 

Так, информация об отсутствии действий, ущемляющих интересы сельхозпроизводителей со стороны переработчиков сырого коровьего молока, содержится в сведениях, представленных ООО «Станица» (письмо от 15.04.2011),  СПК «Коелгинское» (письмо от 24.03.2011), ООО «Артель-Северное» (письмо от 18.04.2011), ЗАО Агропромышленная фирма «Солнечный» (письмо от 18.04.2011 № 15), ООО «Карсинское» (письмо от 14.04.2011 № 205), ССПК «Колос» (письмо от 22.04.2011 № 4616), СПК «Сарафаново» (письмо от 19.04.2011 № 182), ЗАО «Зингейское» (письмо от 25.03.2011 № 61), ОАО СП «Красноармейское» (письмо от 25.03.2011 № 2011).

 

Также, данный вывод был подтвержден на заседании Комиссии представителями  СПК «Красный Урал», ОАО «Племенной завод «Россия», привлеченными к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

 

Документальными подтверждениями отсутствия ущемления интересов сельхозпроизводителей со стороны переработчиков сырого молока (ОАО «Чебаркульский молочный завод», ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат») являются также показатели положительной рентабельности реализации сырого молока, представленные сельхозпроизводителями.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией проанализирована информация о структуре себестоимости реализуемого сырого коровьего молока, уровне рентабельности и динамике цен за период с августа 2010 года по март 2011 года, представленная сельхозпроизводителями.

 

Анализ представленной информации показал, что у большинства сельхозпроизводителей сырого коровьего молока Челябинской области  в указанный период была положительная рентабельность.

 

Таким образом, на основании изложенного, Комиссией установлено, что закупочные цены на молоко, установленные в период с августа 2010 года по март 2011 года, выше себестоимости производства сырого коровьего молока в хозяйствах Челябинской области, что позволяет сельхозпроизводителям компенсировать затраты на производство и реализацию сырого коровьего молока и получать прибыль. 

 

Сельхозпроиводители (ООО «Татурино», ООО «Кассельское», ООО «Чебаркульская птица», ООО «Совхоз Брединский», ООО «Артель-Северное»), имеющие отрицательную рентабельность в отдельные месяцы исследуемого периода (август 2010 года - апрель 2011 года), указывают, что их интересы не ущемляются переработчиками сырого молока (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»), так как с данными переработчиками сложились длительные договорные отношения, в которых их устраивает стабильность оплаты, возможность предоплаты за поставленное молоко. 

 

В целях полной, объективной и всесторонней оценки уровня обоснованности закупочных цен на сырое коровье молоко в Челябинской области Комиссией проведен сравнительный анализ оптовых закупочных цен на сырое коровье молоко в Челябинской области с аналогичными ценами в других регионах Уральского федерального округа (далее – УРФО).

 

Для проведения сравнения использовались различные источники информации в том числе данные: территориальных управлений ФАС России;  Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК «ЕТО Челябинской области»), составленные на основе данных Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области); Министерства сельского хозяйства Челябинской области, а также данные, представленные переработчиками сырого молока Челябинской области.

 

Информация о закупочных ценах на сырое молоко, представленная в Челябинское УФАС России указанными государственными органами, не соответствует данным, представленным в Челябинское УФАС России крупнейшими переработчиками сырого молока Челябинской области (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»).

 

В целях выявления причин расхождения данных о закупочных ценах на сырое молоко Челябинское УФАС России запросило информацию о методике расчета закупочных цен на сырое молоко у РЭК Свердловской области и Министерства сельского хозяйства Челябинской области.

 

Согласно данным, представленным Министерством сельского хозяйства Челябинской области (письмо от 21.12.2010 № 5309, письмом от 15.03.2011 № 1040), информация о закупочных ценах на сырое молоко представляется переработчиками Челябинской области по телефону, при этом, Министерство сельского хозяйства Челябинской области учет ведет по фактическим средним ценам, рассчитанным по формуле в зависимости от физико-химического состава и качественных характеристик сырого молока.

 

Согласно данным, представленным РЭК Свердловской области (письмо от 06.04.2011 № 02-18/1453), закупочные цены на молоко составлены на основе поступивших сведений от органов регулирования субъектов РФ Уральского округа. По вопросам размера закупочной цены на молоко  (базисная из договоров или фактическая рассчитанная по формуле) РЭК Свердловской области предложила обратиться в органы госрегулирования субъектов РФ, представивших информацию.

 

Таким образом, причиной расхождения данных о закупочных ценах на сырое молоко, представленных в Челябинское УФАС России Министерством сельского хозяйства Челябинской области, РЭК Свердловской области и переработчиками сырого молока, является различный подход (методика) расчета закупочных цен.

 

Министерство сельского хозяйства Челябинской области ведет учет фактических цен, рассчитанных по формуле в зависимости от физико-химического состава и качественных характеристик сырого молока.

 

РЭК Свердловской области не располагает информацией о методике расчета закупочных цен на сырое молоко, поскольку осуществляет свод информации, полученной от других регулирующих органов.

 

Челябинское УФАС России проводит анализ базисных закупочных цен на сырое молоко, указываемых в договорах поставки.

 

Для сравнения базисных цен на сырое молоко в Челябинской области и других регионах УРФО Челябинское УФАС России запросило данную информацию в территориальных управлениях ФАС России (Свердловской, Пермской, Курганской областях и Республике Башкортостан).

 

Информация о закупочных ценах на сырое коровье молоко, представленная территориальными управлениями ФАС России отражена в таблице № 1.

Информация об уровне закупочных цен на сырое коровье молоко на территории УРФО в августе-декабре 2010 года и январе-марте 2011 года

Таблица №1

н/п

Наименование области

 

2010 год

2011 год

 

Уровень цены  (руб.тн) 

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

 

1

Свердловская область

мин

11750

12600

13000

13270

14475

14500

14500

 
макс

12795

13333

13750

14250

14750

14850

14850

 

2

Курганская область

мин

9000

9000

10650

10000

11000

11000

11000

 
макс

14500

15000

16000

16140

18500

15500

14500

 

3

Пермский край

мин

10710

10710

12790

12790

12790

-

-

 
макс

16500

16500

18893

18893

18893

-

-

 

4

Республика Башкортостан

*

-

14187

15023

15854

15514

17707

18111

 
 
5

Челябинская область

мин

10800

11500

13500

13500

13500

13500

13500

 
макс

13000

14500

15000

15000

15000

15000

15000

 

* - фактическая расчетная цена

 

 

Из анализа представленной территориальными управлениями ФАС России информации следует, что уровень закупочных цен на сырое коровье молоко в период с августа 2010 года по март 2011 года в Челябинской области был не ниже закупочных цен на сырое коровье молоко в других регионах УРФО.

           

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что уровень закупочных цен на сырое коровье молоко, устанавливаемый крупнейшими переработчиками сырого коровьего молока Челябинской области (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат») в период с августа 2010 года по март 2011 года, не ущемлял экономические интересы сельхозпроизводителей области и соответствует уровню закупочных цен, сложившихся в УРФО.

           

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу.

           

Вместе с тем, Комиссией принято во внимание, что в рамках рассмотрения настоящего дела Челябинское УФАС России приступило к процедуре проведения анализа состояния конкуренции на рынке закупа сырого коровьего молока Челябинской области, который на момент принятия настоящего решения не завершен.

           

Однако выводы по результатам проведенного анализа могут иметь значение при реализации антимонопольным органом функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства на данном рынке, в связи с чем, проведение анализа необходимо продолжить.

           

На основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

      

1. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»  по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

       

2.    Продолжить анализ состояния конкуренции на рынке закупа сырого коровьего молока Челябинской области  в соответствии с  Приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

  

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

 

Ю.Ю. Пузанкова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                      

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 6 мая 2011 года                                                

                                                                                                              

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. –  заместитель руководителя Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Пузанкова Ю.Ю. –  главный специалист-эксперт  отдела  анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

         

в присутствии:

           

представителей ответчика ОАО «Челябинский городской молочный комбинат»:  <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.04.2011 № 3858), <...> (доверенность);

           

представителя ответчика ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»: <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.04.2011 № 2795);

           

представителя ответчика ОАО «Чебаркульский молочный завод»: <...> (протокол заседания Совета директоров от 28.04.2006  № 1), <...> (доверенность от 11.11.2010 № 1), <...> (доверенность от 22.03.2011 № 2),

 

рассмотрев дело № 8-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                                        

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России был проведен анализ рынка закупа и реализации коровьего молока  Челябинской области за период с августа 2010 года по март 2011 года.

 

В результате проведенного анализа в действиях ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод», являющихся основными предприятиями- переработчиками сырого коровьего молока Челябинской области,  были  выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов хозяйствующих субъектов Челябинской области, осуществляющих деятельность по производству сырого коровьего молока (далее — производители молока), путем установления невыгодных для них цен закупа сырого коровьего молока, в связи с чем было возбуждено данное дело.

 

В процессе проведенного анализа рынка закупа и реализации коровьего молока  Челябинской области, а также рассмотрения дела № 8-03/11 было установлено, что на долю ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» приходится более 50 % закупа сырого коровьего молока на территории Челябинской области.

 

Из ответов основных переработчиков сырого коровьего молока Челябинской области следует, что поставщиками сырого молока для них являются преимущественно местные сельхозпроизводители, незначительные объемы сырого молока ввозятся из Оренбургской и Курганской областей, Республик Башкортостан и Татарстан.

 

Так, для ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» основными поставщиками сырого коровьего молока являются: ОАО «Совхоз Акбашевский»  (Аргаяшский район), СПК «Коелгинское» (Еткульский район), ОАО ПЗ Россия (Сосновский район),  СПК «Подовинное» (Октябрьский район),  ГУ ОПСП Троицкое (Троицкий район),  ООО ФМ «Семь гномов», ОАО СХП «Красноармейское», ООО «Карсинское», Колхоз «Карсы», ООО «Заря» и другие поставщики.

 

Для ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» основными поставщиками сырого коровьего молока являются: Совхоз «Брединский» (Брединский район), ООО «Светлое» (Чесменский район), СПК «Красный Урал» (Кизильский район), ССПК «Май» (Нагайбакский район), ООО «Кассельское» (Нагайбакский район), ЗАО Агаповское (Агаповский район), ССППК «Молочный мир» (Троицкий район), ООО «Станица» (Брединский район), ЗАО «Зингейское» (Агаповский район) и другие поставщики.

Для ОАО «Чебаркульский молочный завод» основными поставщиками сырого молока являются: СПК «Сарафаново» (Чебаркульский район), СПК «Чебаркуль» (Чебаркульский район),СПК «Россия» (Чебаркульского района), ООО «Чебаркульская птица»(Чебаркульский район), СХПК «Черновской» (г. Миасс), ССПК «Буренка» (Чебаркульский район) и другие поставщики.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что отношения по поставке сырого коровьего молока между указанными сельхозпроизводителями и переработчиками сырого молока (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод») регулируются  условиями заключенных договоров контрактации на закупку и поставку молока.

 

В ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» существует практика заключения типовых договоров контрактации, форма которых разработана обществами.

 

Договорами предусмотрено, что согласование цен оформляется протоколом согласования цены, который подписывается Поставщиком и Заготовителем. Цена за поставляемое молока может быть изменена по инициативе одной из сторон.     

 

В результате анализа указанных договоров Комиссией установлено, что в протоколах согласования договорных цен указывается цена на молоко базисной нормы массовой доли жира 3,4% и базисной нормы массовой доли белка 3% (далее – базисные цены).

 

Фактический расчет за поставленное сырое молоко осуществляется за физический вес по цене, определяемой по формуле:

Цф=Цб*(Жф/Жб*0,4+Бф/Бб*0,6+Ксорт/100+Ктемп/100), где:

 

Цф     цена фактическая за физический вес (руб.);

Цб — цена на молоко с массовыми долями жира и белка равными базисным;

Жф     фактическая массовая доля жира в молоке (%);

Жб      базисная норма массовой доли жира в молоке (Жб=3,4%);

Бф      фактическая массовая доля белка в молке (%);

Бб       базисная норма массовой доли белка в молоке (Бб=3,0%);

К темр — надбавка за охлаждение (%);

К сорт —  надбавка за сорт ( %).         

 

В экономической теории базисные показатели – это показатели, принятые в качестве основы, базы сравнения, сопоставления с другими показателями.

 

Таким образом, для анализа обоснованности уровня закупочных цен на сырое коровье молоко Комиссией принято решение о проведении анализа базисных цен на сырое молоко.

 

В целях изучения и оценки уровня обоснованности закупочных цен на сырое коровье молоко Челябинское УФАС России запросило у сельскохозяйственных производителей Челябинской области информацию о структуре себестоимости, уровне рентабельности и оптовой цене реализации сырого коровьего молока, реализуемого в интересах ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат».

 

В результате анализа поступившей от сельхозпроизводителей Челябинской области

информации Челябинским УФАС России выявлены следующие основные факторы, влияющие на уровень базисных цен реализации сырого коровьего молока.

 

Сезонность производства.

 

Согласно информации, представленной производителями сырого молока, в частности ССПК «Буренка» (письмо от 25.03.2011 вх.№3189), осенью и зимой производство молока снижается, при этом, оптовая цена на сырое молоко повышается. Весной производство молока увеличивается, поэтому цена на сырое молоко снижается перерабатывающими предприятиями по договоренности с сельхозпроизводителями. В зимний период себестоимость сырого молока выше, чем в летний, так как возрастает доля затрат в структуре себестоимости молока на корма, электроэнергию, транспортные расходы.

 

Рост прямых и косвенных затрат на производство молока.                                 

  

В рассматриваемый период факторами, оказавшими влияние на повышение  себестоимости сырого молока, также явились снижение надоев и повышение стоимости кормов из-за засухи (письмо СПК «Сарафаново» от 19.04.2011 № 182, письмо ОАО «Совхоз Акбашевский» от 21.04.2011 № 4507, письмо ОАО СП «Красноармейское»).

 

Установление базисной цены на сырое коровье молоко переработчиками молока.

     

Согласно ответу ООО «Чебаркульское», представленному письмом от 25.04.2011, цена за 1 килограмм молока базисной нормы жира устанавливается переработчиком сырого молока — ОАО «Чебаркульский молочный завод». Другие производители сырого молока (ЗАО «Агаповское» (письмо от 29.03.2011 вх. № 3354), ООО «Станица» (письмо от 15.04.2011 № 68), ООО «Артель-Северное» (письмо от 18.04.2011 № 29), ЗАО Агропромышленная фирма «Солнечный» (письмо от 18.04.2011 № 15), ОАО «Совхоз Акбашевский» (письмо от 21.04.2011 вх.№ 4507) также подтвердили зависимость оптовой базисной цены реализации сырого молока от цен, устанавливаемых переработчиками сырого молока.

 

Исследуя информацию, представленную сельхозпроизводителями, Комиссия пришла к выводу о том, что, несмотря на установление базисных цен на сырое молоко переработчиками — ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод», интересы сельхозпроизводителей не ущемляются.

 

Так, информация об отсутствии действий, ущемляющих интересы сельхозпроизводителей со стороны переработчиков сырого коровьего молока, содержится в сведениях, представленных ООО «Станица» (письмо от 15.04.2011),  СПК «Коелгинское» (письмо от 24.03.2011), ООО «Артель-Северное» (письмо от 18.04.2011), ЗАО Агропромышленная фирма «Солнечный» (письмо от 18.04.2011 № 15), ООО «Карсинское» (письмо от 14.04.2011 № 205), ССПК «Колос» (письмо от 22.04.2011 № 4616), СПК «Сарафаново» (письмо от 19.04.2011 № 182), ЗАО «Зингейское» (письмо от 25.03.2011 № 61), ОАО СП «Красноармейское» (письмо от 25.03.2011 № 2011).

 

Также, данный вывод был подтвержден на заседании Комиссии представителями  СПК «Красный Урал», ОАО «Племенной завод «Россия», привлеченными к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

 

Документальными подтверждениями отсутствия ущемления интересов сельхозпроизводителей со стороны переработчиков сырого молока (ОАО «Чебаркульский молочный завод», ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат») являются также показатели положительной рентабельности реализации сырого молока, представленные сельхозпроизводителями.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией проанализирована информация о структуре себестоимости реализуемого сырого коровьего молока, уровне рентабельности и динамике цен за период с августа 2010 года по март 2011 года, представленная сельхозпроизводителями.

 

Анализ представленной информации показал, что у большинства сельхозпроизводителей сырого коровьего молока Челябинской области  в указанный период была положительная рентабельность.

 

Таким образом, на основании изложенного, Комиссией установлено, что закупочные цены на молоко, установленные в период с августа 2010 года по март 2011 года, выше себестоимости производства сырого коровьего молока в хозяйствах Челябинской области, что позволяет сельхозпроизводителям компенсировать затраты на производство и реализацию сырого коровьего молока и получать прибыль. 

 

Сельхозпроиводители (ООО «Татурино», ООО «Кассельское», ООО «Чебаркульская птица», ООО «Совхоз Брединский», ООО «Артель-Северное»), имеющие отрицательную рентабельность в отдельные месяцы исследуемого периода (август 2010 года - апрель 2011 года), указывают, что их интересы не ущемляются переработчиками сырого молока (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»), так как с данными переработчиками сложились длительные договорные отношения, в которых их устраивает стабильность оплаты, возможность предоплаты за поставленное молоко. 

 

В целях полной, объективной и всесторонней оценки уровня обоснованности закупочных цен на сырое коровье молоко в Челябинской области Комиссией проведен сравнительный анализ оптовых закупочных цен на сырое коровье молоко в Челябинской области с аналогичными ценами в других регионах Уральского федерального округа (далее – УРФО).

 

Для проведения сравнения использовались различные источники информации в том числе данные: территориальных управлений ФАС России;  Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК «ЕТО Челябинской области»), составленные на основе данных Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области); Министерства сельского хозяйства Челябинской области, а также данные, представленные переработчиками сырого молока Челябинской области.

 

Информация о закупочных ценах на сырое молоко, представленная в Челябинское УФАС России указанными государственными органами, не соответствует данным, представленным в Челябинское УФАС России крупнейшими переработчиками сырого молока Челябинской области (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» и ОАО «Чебаркульский молочный завод»).

 

В целях выявления причин расхождения данных о закупочных ценах на сырое молоко Челябинское УФАС России запросило информацию о методике расчета закупочных цен на сырое молоко у РЭК Свердловской области и Министерства сельского хозяйства Челябинской области.

 

Согласно данным, представленным Министерством сельского хозяйства Челябинской области (письмо от 21.12.2010 № 5309, письмом от 15.03.2011 № 1040), информация о закупочных ценах на сырое молоко представляется переработчиками Челябинской области по телефону, при этом, Министерство сельского хозяйства Челябинской области учет ведет по фактическим средним ценам, рассчитанным по формуле в зависимости от физико-химического состава и качественных характеристик сырого молока.

 

Согласно данным, представленным РЭК Свердловской области (письмо от 06.04.2011 № 02-18/1453), закупочные цены на молоко составлены на основе поступивших сведений от органов регулирования субъектов РФ Уральского округа. По вопросам размера закупочной цены на молоко  (базисная из договоров или фактическая рассчитанная по формуле) РЭК Свердловской области предложила обратиться в органы госрегулирования субъектов РФ, представивших информацию.

 

Таким образом, причиной расхождения данных о закупочных ценах на сырое молоко, представленных в Челябинское УФАС России Министерством сельского хозяйства Челябинской области, РЭК Свердловской области и переработчиками сырого молока, является различный подход (методика) расчета закупочных цен.

 

Министерство сельского хозяйства Челябинской области ведет учет фактических цен, рассчитанных по формуле в зависимости от физико-химического состава и качественных характеристик сырого молока.

 

РЭК Свердловской области не располагает информацией о методике расчета закупочных цен на сырое молоко, поскольку осуществляет свод информации, полученной от других регулирующих органов.

 

Челябинское УФАС России проводит анализ базисных закупочных цен на сырое молоко, указываемых в договорах поставки.

 

Для сравнения базисных цен на сырое молоко в Челябинской области и других регионах УРФО Челябинское УФАС России запросило данную информацию в территориальных управлениях ФАС России (Свердловской, Пермской, Курганской областях и Республике Башкортостан).

 

Информация о закупочных ценах на сырое коровье молоко, представленная территориальными управлениями ФАС России отражена в таблице № 1.

Информация об уровне закупочных цен на сырое коровье молоко на территории УРФО в августе-декабре 2010 года и январе-марте 2011 года

Таблица №1

н/п

Наименование области

 

2010 год

2011 год

 

Уровень цены  (руб.тн) 

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

 

1

Свердловская область

мин

11750

12600

13000

13270

14475

14500

14500

 
макс

12795

13333

13750

14250

14750

14850

14850

 

2

Курганская область

мин

9000

9000

10650

10000

11000

11000

11000

 
макс

14500

15000

16000

16140

18500

15500

14500

 

3

Пермский край

мин

10710

10710

12790

12790

12790

-

-

 
макс

16500

16500

18893

18893

18893

-

-

 

4

Республика Башкортостан

*

-

14187

15023

15854

15514

17707

18111

 
 
5

Челябинская область

мин

10800

11500

13500

13500

13500

13500

13500

 
макс

13000

14500

15000

15000

15000

15000

15000

 

* - фактическая расчетная цена

 

 

Из анализа представленной территориальными управлениями ФАС России информации следует, что уровень закупочных цен на сырое коровье молоко в период с августа 2010 года по март 2011 года в Челябинской области был не ниже закупочных цен на сырое коровье молоко в других регионах УРФО.

           

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что уровень закупочных цен на сырое коровье молоко, устанавливаемый крупнейшими переработчиками сырого коровьего молока Челябинской области (ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат») в период с августа 2010 года по март 2011 года, не ущемлял экономические интересы сельхозпроизводителей области и соответствует уровню закупочных цен, сложившихся в УРФО.

           

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу.

           

Вместе с тем, Комиссией принято во внимание, что в рамках рассмотрения настоящего дела Челябинское УФАС России приступило к процедуре проведения анализа состояния конкуренции на рынке закупа сырого коровьего молока Челябинской области, который на момент принятия настоящего решения не завершен.

           

Однако выводы по результатам проведенного анализа могут иметь значение при реализации антимонопольным органом функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства на данном рынке, в связи с чем, проведение анализа необходимо продолжить.

           

На основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

     

1. Прекратить производство по делу в отношении ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат»  по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

       

2.    Продолжить анализ состояния конкуренции на рынке закупа сырого коровьего молока Челябинской области  в соответствии с  Приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

 

Ю.Ю. Пузанкова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 8-03/11

Решение в отношении ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» 

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 8-03/11

Решение в отношении ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-26 13:49:35 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-26 13:49:35 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )