Решение по делу № 85-04/10

Дата публикации: 14 мая 2011, 03:01

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                  

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2011 года

            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Конькова О.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» - <…> (доверенность от 28.03.2011 № 1616);

-  ОАО «Челябинскгоргаз» - <…> (доверенность  от 04.03.2011 б/н),

рассмотрев дело № 85-04/10 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» (454084, г. Челябинск, ул. Калинина, 11Б) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

                       

В Челябинское УФАС России поступило заявление  ОАО «Челябинскгоргаз» на  действия ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», выразившиеся в указании недостоверных сведений в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объемах принятого и транспортированного газа населению за период с 01.01.2008  по 01.06.2010.

           

Из анализа документов (информации), а также устных и письменных пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

           

15.11.2007 между ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» заключен договор транспортировки газа населению на бытовые нужды  № 931-«П»/10-Н-13 (далее – договор транспортировки газа) на срок до 31.12.2008. Дополнительными соглашениями от 30.12.2008, от 24.12.2009 договор транспортировки газа пролонгирован соответственно на 2009 и 2010 годы.

           

В сответствии с условиями договора ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» обязуется поставлять газ покупателям, проживающим в газифицированных жилых домах, а ОАО «Челябинскгоргаз» обязуется транспортировать газ по своим газораспределительным сетям. Цель договора – обеспечение населения природным газом в объемах, необходимых им для бытовых нужд. Для этого ГРО оказывает Поставщику услуги по доставке природного газа непосредственно до потребителей, а Поставщик оплачивает эти услуги.

           

Поставка газа регулируется отдельными договорами, заключаемыми ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» с Покупателями. Учёт потребленного газа осуществляется только Поставщиком. Количество транспортированного газа определяется по контрольно-измерительным приборам (счетчикам) Покупателей, а при их отсутствии – по нормам расхода газа, утвержденным нормативными правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти субъекта РФ с учётом коэффициента сезонности.

           

Сведения о количестве покупателей и объёмах потребленного ими газа формируются непосредственно ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск». Каждый месяц им устанавливается общий объем потребленного газа и составляется соответствующий акт об объеме принятого и транспортированного газа населением. На основании указанного акта ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» осуществляет расчёты с ОАО «Челябинскгоргаз» за оказанные услуги по транспортировке газа.

           

01.02.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» письмо за исх. № 03 – 3/100 с просьбой представить обоснование снижения объемов потребления природного газа населением согласно данным, содержащимся в актах об объеме переданного для транспортировки газа, в 2008 году по сравнению с 2009 годом.

           

18.03.2010 в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» поступил ответ исх. № СП 08/1498 от 12.03.2010, в котором были сформулированы причины снижения потребления газа потребителем: установка приборов учёта абонентами частного сектора, перевод на прямые расчеты всех жилищных органзаций по Челябинскому городскому округу, уменьшение газа  потребителей в недостроенных частных жилых домах.

           

08.06.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск»  письмо  с  обращением  о  предоставлении  базы  данных о фактическом начислении населению объемов природного газа с указанием применяемых коэффициентов сезонности за период с 01.01.2010 по 31.05.2010. Согласно информации на оттиске регистрационного штампа данное письмо получено ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» 09.06.2010 за вх. № 02/7924.

           

17.06.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» нарочным представило ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» письмо от (20)17.06.2010 № 03-3/524, зарегистрированное за вх. № 02/8322, содержащее повторную просьбу о представлении информации о фактическом начислении населению объемов природного газа с указанием применяемых коэффициентов сезонности за период с 01.01.2010 по 31.05.2010.

           

В ответе на указанные письма заявителя, направленном в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» сопроводительным письмом исх. от 14.07.2010 за № ВР 08/4735, ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» указало, что фактическое начисление объемов природного газа определяется согласно пункту 4.2 договора по контрольно-измерительным приборам потребителей, а при их отсутствии – по нормативам расхода газа с учетом коэффициента сезонности.

           

Количественным выражением фактически оказанных услуг в виде объёмов газа, транспортированного ГРО, являются также акты, подписанные предприятиями- потребителями природного газа и акты «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Иные категории информации договором не предусмотрены. Представление информации о фактическом потреблении газа населением является нарушением Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

           

В период с февраля по июнь 2010 года между представителями ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» и ОАО «Челябинскгоргаз» проводились переговоры в устном порядке, на которых договоренность по вопросу предоставления доступа ОАО «Челябинскгоргаз» к сведениям о фактическом начислении населению объемов природного газа также достигнута не была.

            

Представитель ОАО «Челябинскгоргаз» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 20.07.2010 № 7937, от 16.08.2010 № 8982, от 14.10.2010 № 11395, от 18.10.2010 № 10526, от 21.10.2010 № 11710, от 19.11.2010 № 13105, от 23.12.2010 № 14576, от 18.02.2011 № 1806, от 18.03.2011 № 2862, от 12.04.2011 № 4045, от 06.05.2011 № 5284), а также указал, что ущемление интересов ОАО «Челябинскгоргаз» произошло в результате следующих действий ООО  «Газпром межрегионгаз Челябинск»:

           

- указание недостоверных сведений в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объёмах принятого и транспортированного газа населению за период с 01.01.2008 по 01.06.2010;

    

- введение в заблуждение относительно количества потреблённого газа;

                       

- самостоятельное изменение объёмов потреблённого газа, не основанное на объективных (фактических) показаниях приборов (счётчиков) и нормах расхода газа.

                       

Неправомерность действий  ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» стала очевидна после представления последним акта об объеме поданного и транспортированного газа за декабрь 2009 года.        

               

При сравнении объема газа, указанного в данном акте, с объемом, указанным в акте об объеме поданного и транспортированного газа за декабрь 2008 года, ОАО «Челябинскгоргаз»  был  сделан  вывод о том,  что в декабре  2009  года  объемы  газа,

потребленного   населением,   в   несколько   раз   меньше,   чем  в  декабре  2009  года,

учитывая при этом, что в декабре 2009 года среднемесячная температура воздуха была более низкой.

                       

Из сравнения имеющейся информации об объемах газа, потребленного населением в 2008 и 2009 годах, очевидна закономерность: с каждым годом происходит снижение объемов газа. При этом необходимо учитывать, что осуществляется газификация. Объективных причин к формированию такой тенденции не имеется.    

                       

Представитель заявителя отметил, что для установления расхождения между фактически переданными потребителям объёмами газа и объёмами газа, умышленно изменёнными Поставщиком, необходимо сравнить объёмы, указанные в актах поданного и транспортированного газа, с объёмами, указанными в базе данных о фактическом начислении населению объемов природного газа.

                       

Исходя из письменных пояснений ОАО «Челябинскгоргаз», расчёт экономического ущерба может быть рассчитан лишь при наличии базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа.

              

База данных о фактическом начислении населению объемов природного газа неоднократно запрашивалась у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск». Поставщик отказывает в доступе к указанной информации, ссылаясь на то, что она представляет собой коммерческую тайну и содержит персональные данные. При этом, в случае необходимости прекратить подачу газа ввиду образовавшейся задолженности в отношении конкретного потребителя, ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» представляет ОАО «Челябинскгоргаз» личные данные абонента: ФИО и адрес.

             

В ходе расмотрения дела ОАО «Челябинскгоргаз» заявило ходатайство об истребовании у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа.

           

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России  проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» требований антимонопольного законодательства. В ходе проверки произведён осмотр информационного ресурса - базы данных о фактическом начислении физическим лицам, проживающим на территории г. Челябинска, объёмов природного газа.

           

Инспекцией Челябинского УФАС России путём обработки информации, содержащейся в клиенской части базы данных о фактическом начислении физическим лицам, проживающим на териитории г. Челябинска, объемов природного газа, были сформированы сводные отчёты начисленных объёмов газа за период с 01.01.2009 по 01.01.2011 и произведена выгрузка последних путём копирования на CD-R.

 

В ходе проверки полученной информации на предмет соответствия суммарным объёмам потреблённого газа, содержащимся в актах об объёме переданного для транспортировки   газа   за   каждый   месяц   поставки   за   период   с   01.01.2009  по

01.01.2011, установлено соответствие данных объёмов за все месяцы поставки газа 2009 - 2010 годов, за исключением суммарных объёмов потребления природного газа в августе 2009 года. При этом, установленное за август 2009 года незначительное расхождение (400 куб. м.) в объёме газа, указанном в акте об объёме переданного для транспортировки газа и содержащемся в сводном отчёте, сформированном в ходе проверки, было допущено в пользу ОАО «Челябинскгоргаз».

            

В результате проведённой проверки признаков нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» антимонопольного законодательства не выявлено.

             

По мнению ОАО «Челябинскгоргаз», представленная Челябинскому УФАС России информация не является абонентской базой, не отражает объективные сведения,   в   связи  с  чем  ОАО  «Челябинскгоргаз»  ходатайствовало   о   повторном проведении проверки. В удовлетворении ходатайства заявителя Комиссией было отказано по причине отсутствия оснований для проведения антимонопольным органом повторной проверки.

                       

Также в рамках дела исследовался вопрос о возможности проведения экспертизы. ОАО «Челябинскгоргаз» сообщило, что проведение последней возможно лишь при наличии сведений из абонентской базы данных, то есть сведений о фактическом начислении населению объёмов природного газа.                                           

      

Поскольку на момент заявления ходатайства о проведении экспертизы были получены результаты проверки ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», с учётом позиции заявителя о невозможности проведения экспертизы на основании полученных результатов, Комиссия отказала в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.

                       

ОАО «Челябинскгоргаз» также ходатайствовало о привлечении к рассмотрению дела  отдел по борьбе с экономическими преступлениями при УВД г. Челябинска. Однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано по причине отсутствия у антимонопольного оргнана соответствующих полномочий.

            

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 20.08.2010 № 9193, от 08.09.2010 № 9893, от 25.11.2010 № 13328, от 27.12.2010 № 14664, от 28.12.2010 № 14766 , от 11.05.2010 № 5587, от 30.12.2010 № 14897), а также пояснил, что заявление ОАО «Челябинскгоргаз» направлено на инициирование разрешения гражданско-правового спора хозяйствующих субъектов в административном порядке. Спор, возникший между ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» и ОАО «Челябинскгоргаз», не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку конкретных признаков нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» из жалобы не усматривается.

           

Способ ведения учёта газа был согласован сторонами при заключении договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931-«П»/10-Н-13.

           

Объёмы переданного ОАО «Челябинскгоргаз» во исполнение договора транспортировки газа подтверждаются актами об объёме транспортированного газа. Подтверждением исполнения сторонами договора транспортировки газа на бытовые нужды является оформление и подписание актов согласно пункту 4.3 договора, а также отсутствие рассматриваемого в Арбитражном суде Челябинской области спора по его условиям.

           

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» пояснило, что причинами  существенного снижения объёмов потребляемого населением газа являются завершение перевода всего населения г. Челябинска на прямые расчёты, заключение договоров на поставку газа с абонентами, существенное уточнение сведений о количестве  проживающих  граждан,  а  также  установление потребителями приборов учёта газа.

           

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» отказало ОАО «Челябинскгоргаз» в предоставлении доступа к абонентской базе данных о фактическом начислении абонентам объёмов природного газа по мотиву конфиденциального характера сведений, содержащихся в абоненской базе.

            

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

                                   

В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), учёт объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

           

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

           

В соответствии с пунктом 4.1 договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931- «П»/10-Н-13, заключённого между ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», стороной, ведущей учёт газа, является Поставщик.

           

Количество газа, транспортированного ГРО, по договору определяется по контрольно-измерительным приборам (счётчикам) Покупателей, а при их отсутствии – по нормам расхода газа, утверждённым нормативными правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ с учётом коэффициента сезонности (пункт 4.2 договора).

                                   

Пунктом 28 Правил поставки газа установлено, что сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

           

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.

           

В договоре транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931- «П»/10-Н-13 также определён порядок урегулирования споров.

           

В соответствии с пуктом 4.4 договора при наличии разногласий сторона, не

согласная с определением количества и качества транспортированого и переданного Покупателям газа, не позднее 7-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем транспортировки газа, заявляется об этом другой стороне путём отражения в акте своего особого мнения. Не согласная сторона вправе обратиться в Арбитражный суд.

 

Из материалов дела и пояснений ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» следует, что договорные обязательства исполнялись сторонами надлежащим образом на протяжении всего срока действия договора, о чём свидетельствует факт своевременного и соответствующего действующим нормам законодательства оформления и подписания актов об объеме транспортированного  населению газа за 2008, 2009 и 2010 годы, подтверждённого заявителем.

            

Проанализировав и оценив доказательства, представленные ОАО «Челябинскгоргаз» в обоснование заявленных доводов, а также полученные антимонопольным органом в ходе проведения проверки ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», Комиссия приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт злоупотребления ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» доминирующим положением путём указания в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объемах принятого и транспортированного газа населению недостоверных сведений.        

                       

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности, выдает обязательные для исполнения предписания.

       

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, абзацу 2 пункта  3.41  Административного  регламента Федеральной антимонопольной службы

по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного  законодательства,  в  том  числе  в

случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

           

В связи с ходатайством ОАО «Челябинскгоргаз» (вх. от 12.05.2011 за № 5488) о привлечении к рассмотрению дела уполномоченного государственного органа – отдела по борьбе с экономическими преступлениями при УВД г. Челябинска для истребования с ответчика абонентской базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа за 2008-2010 годы, а также учитывая, что в рамках рассмотренного дела Комиссия, действуя в пределах компетенции,  исчерпала возможные способы получения информации, необходимой для установления в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия решила передать материалы заявления ОАО «Челябинскгоргаз» в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области.

            

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом части 1, частью 2 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           

1. Прекратить производство по делу по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО  «Газпром межрегионгаз Челябинск».

            

2. Передать заявление ОАО «Челябинскгоргаз» в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области для проведения проверки на предмет наличия в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» признаков совершения преступления.

 

Председатель Комиссии А.А. Козлова

 

Члены Комиссии Е.Г. Семенова  

 

Ю.М. Расторгуева

 

О.В. Конькова

                                                                                                                    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

 

stdClass Object ( [vid] => 5292 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 85-04/10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5292 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                  

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2011 года

            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Конькова О.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» - <…> (доверенность от 28.03.2011 № 1616);

-  ОАО «Челябинскгоргаз» - <…> (доверенность  от 04.03.2011 б/н),

рассмотрев дело № 85-04/10 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» (454084, г. Челябинск, ул. Калинина, 11Б) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

                       

В Челябинское УФАС России поступило заявление  ОАО «Челябинскгоргаз» на  действия ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», выразившиеся в указании недостоверных сведений в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объемах принятого и транспортированного газа населению за период с 01.01.2008  по 01.06.2010.

           

Из анализа документов (информации), а также устных и письменных пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

           

15.11.2007 между ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» заключен договор транспортировки газа населению на бытовые нужды  № 931-«П»/10-Н-13 (далее – договор транспортировки газа) на срок до 31.12.2008. Дополнительными соглашениями от 30.12.2008, от 24.12.2009 договор транспортировки газа пролонгирован соответственно на 2009 и 2010 годы.

           

В сответствии с условиями договора ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» обязуется поставлять газ покупателям, проживающим в газифицированных жилых домах, а ОАО «Челябинскгоргаз» обязуется транспортировать газ по своим газораспределительным сетям. Цель договора – обеспечение населения природным газом в объемах, необходимых им для бытовых нужд. Для этого ГРО оказывает Поставщику услуги по доставке природного газа непосредственно до потребителей, а Поставщик оплачивает эти услуги.

           

Поставка газа регулируется отдельными договорами, заключаемыми ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» с Покупателями. Учёт потребленного газа осуществляется только Поставщиком. Количество транспортированного газа определяется по контрольно-измерительным приборам (счетчикам) Покупателей, а при их отсутствии – по нормам расхода газа, утвержденным нормативными правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти субъекта РФ с учётом коэффициента сезонности.

           

Сведения о количестве покупателей и объёмах потребленного ими газа формируются непосредственно ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск». Каждый месяц им устанавливается общий объем потребленного газа и составляется соответствующий акт об объеме принятого и транспортированного газа населением. На основании указанного акта ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» осуществляет расчёты с ОАО «Челябинскгоргаз» за оказанные услуги по транспортировке газа.

           

01.02.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» письмо за исх. № 03 – 3/100 с просьбой представить обоснование снижения объемов потребления природного газа населением согласно данным, содержащимся в актах об объеме переданного для транспортировки газа, в 2008 году по сравнению с 2009 годом.

           

18.03.2010 в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» поступил ответ исх. № СП 08/1498 от 12.03.2010, в котором были сформулированы причины снижения потребления газа потребителем: установка приборов учёта абонентами частного сектора, перевод на прямые расчеты всех жилищных органзаций по Челябинскому городскому округу, уменьшение газа  потребителей в недостроенных частных жилых домах.

           

08.06.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск»  письмо  с  обращением  о  предоставлении  базы  данных о фактическом начислении населению объемов природного газа с указанием применяемых коэффициентов сезонности за период с 01.01.2010 по 31.05.2010. Согласно информации на оттиске регистрационного штампа данное письмо получено ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» 09.06.2010 за вх. № 02/7924.

           

17.06.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» нарочным представило ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» письмо от (20)17.06.2010 № 03-3/524, зарегистрированное за вх. № 02/8322, содержащее повторную просьбу о представлении информации о фактическом начислении населению объемов природного газа с указанием применяемых коэффициентов сезонности за период с 01.01.2010 по 31.05.2010.

           

В ответе на указанные письма заявителя, направленном в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» сопроводительным письмом исх. от 14.07.2010 за № ВР 08/4735, ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» указало, что фактическое начисление объемов природного газа определяется согласно пункту 4.2 договора по контрольно-измерительным приборам потребителей, а при их отсутствии – по нормативам расхода газа с учетом коэффициента сезонности.

           

Количественным выражением фактически оказанных услуг в виде объёмов газа, транспортированного ГРО, являются также акты, подписанные предприятиями- потребителями природного газа и акты «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Иные категории информации договором не предусмотрены. Представление информации о фактическом потреблении газа населением является нарушением Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

           

В период с февраля по июнь 2010 года между представителями ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» и ОАО «Челябинскгоргаз» проводились переговоры в устном порядке, на которых договоренность по вопросу предоставления доступа ОАО «Челябинскгоргаз» к сведениям о фактическом начислении населению объемов природного газа также достигнута не была.

            

Представитель ОАО «Челябинскгоргаз» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 20.07.2010 № 7937, от 16.08.2010 № 8982, от 14.10.2010 № 11395, от 18.10.2010 № 10526, от 21.10.2010 № 11710, от 19.11.2010 № 13105, от 23.12.2010 № 14576, от 18.02.2011 № 1806, от 18.03.2011 № 2862, от 12.04.2011 № 4045, от 06.05.2011 № 5284), а также указал, что ущемление интересов ОАО «Челябинскгоргаз» произошло в результате следующих действий ООО  «Газпром межрегионгаз Челябинск»:

           

- указание недостоверных сведений в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объёмах принятого и транспортированного газа населению за период с 01.01.2008 по 01.06.2010;

    

- введение в заблуждение относительно количества потреблённого газа;

                       

- самостоятельное изменение объёмов потреблённого газа, не основанное на объективных (фактических) показаниях приборов (счётчиков) и нормах расхода газа.

                       

Неправомерность действий  ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» стала очевидна после представления последним акта об объеме поданного и транспортированного газа за декабрь 2009 года.        

               

При сравнении объема газа, указанного в данном акте, с объемом, указанным в акте об объеме поданного и транспортированного газа за декабрь 2008 года, ОАО «Челябинскгоргаз»  был  сделан  вывод о том,  что в декабре  2009  года  объемы  газа,

потребленного   населением,   в   несколько   раз   меньше,   чем  в  декабре  2009  года,

учитывая при этом, что в декабре 2009 года среднемесячная температура воздуха была более низкой.

                       

Из сравнения имеющейся информации об объемах газа, потребленного населением в 2008 и 2009 годах, очевидна закономерность: с каждым годом происходит снижение объемов газа. При этом необходимо учитывать, что осуществляется газификация. Объективных причин к формированию такой тенденции не имеется.    

                       

Представитель заявителя отметил, что для установления расхождения между фактически переданными потребителям объёмами газа и объёмами газа, умышленно изменёнными Поставщиком, необходимо сравнить объёмы, указанные в актах поданного и транспортированного газа, с объёмами, указанными в базе данных о фактическом начислении населению объемов природного газа.

                       

Исходя из письменных пояснений ОАО «Челябинскгоргаз», расчёт экономического ущерба может быть рассчитан лишь при наличии базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа.

              

База данных о фактическом начислении населению объемов природного газа неоднократно запрашивалась у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск». Поставщик отказывает в доступе к указанной информации, ссылаясь на то, что она представляет собой коммерческую тайну и содержит персональные данные. При этом, в случае необходимости прекратить подачу газа ввиду образовавшейся задолженности в отношении конкретного потребителя, ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» представляет ОАО «Челябинскгоргаз» личные данные абонента: ФИО и адрес.

             

В ходе расмотрения дела ОАО «Челябинскгоргаз» заявило ходатайство об истребовании у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа.

           

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России  проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» требований антимонопольного законодательства. В ходе проверки произведён осмотр информационного ресурса - базы данных о фактическом начислении физическим лицам, проживающим на территории г. Челябинска, объёмов природного газа.

           

Инспекцией Челябинского УФАС России путём обработки информации, содержащейся в клиенской части базы данных о фактическом начислении физическим лицам, проживающим на териитории г. Челябинска, объемов природного газа, были сформированы сводные отчёты начисленных объёмов газа за период с 01.01.2009 по 01.01.2011 и произведена выгрузка последних путём копирования на CD-R.

 

В ходе проверки полученной информации на предмет соответствия суммарным объёмам потреблённого газа, содержащимся в актах об объёме переданного для транспортировки   газа   за   каждый   месяц   поставки   за   период   с   01.01.2009  по

01.01.2011, установлено соответствие данных объёмов за все месяцы поставки газа 2009 - 2010 годов, за исключением суммарных объёмов потребления природного газа в августе 2009 года. При этом, установленное за август 2009 года незначительное расхождение (400 куб. м.) в объёме газа, указанном в акте об объёме переданного для транспортировки газа и содержащемся в сводном отчёте, сформированном в ходе проверки, было допущено в пользу ОАО «Челябинскгоргаз».

            

В результате проведённой проверки признаков нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» антимонопольного законодательства не выявлено.

             

По мнению ОАО «Челябинскгоргаз», представленная Челябинскому УФАС России информация не является абонентской базой, не отражает объективные сведения,   в   связи  с  чем  ОАО  «Челябинскгоргаз»  ходатайствовало   о   повторном проведении проверки. В удовлетворении ходатайства заявителя Комиссией было отказано по причине отсутствия оснований для проведения антимонопольным органом повторной проверки.

                       

Также в рамках дела исследовался вопрос о возможности проведения экспертизы. ОАО «Челябинскгоргаз» сообщило, что проведение последней возможно лишь при наличии сведений из абонентской базы данных, то есть сведений о фактическом начислении населению объёмов природного газа.                                           

      

Поскольку на момент заявления ходатайства о проведении экспертизы были получены результаты проверки ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», с учётом позиции заявителя о невозможности проведения экспертизы на основании полученных результатов, Комиссия отказала в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.

                       

ОАО «Челябинскгоргаз» также ходатайствовало о привлечении к рассмотрению дела  отдел по борьбе с экономическими преступлениями при УВД г. Челябинска. Однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано по причине отсутствия у антимонопольного оргнана соответствующих полномочий.

            

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 20.08.2010 № 9193, от 08.09.2010 № 9893, от 25.11.2010 № 13328, от 27.12.2010 № 14664, от 28.12.2010 № 14766 , от 11.05.2010 № 5587, от 30.12.2010 № 14897), а также пояснил, что заявление ОАО «Челябинскгоргаз» направлено на инициирование разрешения гражданско-правового спора хозяйствующих субъектов в административном порядке. Спор, возникший между ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» и ОАО «Челябинскгоргаз», не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку конкретных признаков нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» из жалобы не усматривается.

           

Способ ведения учёта газа был согласован сторонами при заключении договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931-«П»/10-Н-13.

           

Объёмы переданного ОАО «Челябинскгоргаз» во исполнение договора транспортировки газа подтверждаются актами об объёме транспортированного газа. Подтверждением исполнения сторонами договора транспортировки газа на бытовые нужды является оформление и подписание актов согласно пункту 4.3 договора, а также отсутствие рассматриваемого в Арбитражном суде Челябинской области спора по его условиям.

           

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» пояснило, что причинами  существенного снижения объёмов потребляемого населением газа являются завершение перевода всего населения г. Челябинска на прямые расчёты, заключение договоров на поставку газа с абонентами, существенное уточнение сведений о количестве  проживающих  граждан,  а  также  установление потребителями приборов учёта газа.

           

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» отказало ОАО «Челябинскгоргаз» в предоставлении доступа к абонентской базе данных о фактическом начислении абонентам объёмов природного газа по мотиву конфиденциального характера сведений, содержащихся в абоненской базе.

            

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

                                   

В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), учёт объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

           

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

           

В соответствии с пунктом 4.1 договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931- «П»/10-Н-13, заключённого между ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», стороной, ведущей учёт газа, является Поставщик.

           

Количество газа, транспортированного ГРО, по договору определяется по контрольно-измерительным приборам (счётчикам) Покупателей, а при их отсутствии – по нормам расхода газа, утверждённым нормативными правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ с учётом коэффициента сезонности (пункт 4.2 договора).

                                   

Пунктом 28 Правил поставки газа установлено, что сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

           

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.

           

В договоре транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931- «П»/10-Н-13 также определён порядок урегулирования споров.

           

В соответствии с пуктом 4.4 договора при наличии разногласий сторона, не

согласная с определением количества и качества транспортированого и переданного Покупателям газа, не позднее 7-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем транспортировки газа, заявляется об этом другой стороне путём отражения в акте своего особого мнения. Не согласная сторона вправе обратиться в Арбитражный суд.

 

Из материалов дела и пояснений ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» следует, что договорные обязательства исполнялись сторонами надлежащим образом на протяжении всего срока действия договора, о чём свидетельствует факт своевременного и соответствующего действующим нормам законодательства оформления и подписания актов об объеме транспортированного  населению газа за 2008, 2009 и 2010 годы, подтверждённого заявителем.

            

Проанализировав и оценив доказательства, представленные ОАО «Челябинскгоргаз» в обоснование заявленных доводов, а также полученные антимонопольным органом в ходе проведения проверки ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», Комиссия приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт злоупотребления ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» доминирующим положением путём указания в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объемах принятого и транспортированного газа населению недостоверных сведений.        

                       

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности, выдает обязательные для исполнения предписания.

       

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, абзацу 2 пункта  3.41  Административного  регламента Федеральной антимонопольной службы

по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного  законодательства,  в  том  числе  в

случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

           

В связи с ходатайством ОАО «Челябинскгоргаз» (вх. от 12.05.2011 за № 5488) о привлечении к рассмотрению дела уполномоченного государственного органа – отдела по борьбе с экономическими преступлениями при УВД г. Челябинска для истребования с ответчика абонентской базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа за 2008-2010 годы, а также учитывая, что в рамках рассмотренного дела Комиссия, действуя в пределах компетенции,  исчерпала возможные способы получения информации, необходимой для установления в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия решила передать материалы заявления ОАО «Челябинскгоргаз» в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области.

            

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом части 1, частью 2 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           

1. Прекратить производство по делу по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО  «Газпром межрегионгаз Челябинск».

            

2. Передать заявление ОАО «Челябинскгоргаз» в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области для проведения проверки на предмет наличия в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» признаков совершения преступления.

 

Председатель Комиссии А.А. Козлова

 

Члены Комиссии Е.Г. Семенова  

 

Ю.М. Расторгуева

 

О.В. Конькова

                                                                                                                    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                  

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2011 года

 

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Конькова О.В. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» - <…> (доверенность от 28.03.2011 № 1616);

-  ОАО «Челябинскгоргаз» - <…> (доверенность  от 04.03.2011 б/н),

рассмотрев дело № 85-04/10 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» (454084, г. Челябинск, ул. Калинина, 11Б) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

           

           

В Челябинское УФАС России поступило заявление  ОАО «Челябинскгоргаз» на  действия ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», выразившиеся в указании недостоверных сведений в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объемах принятого и транспортированного газа населению за период с 01.01.2008  по 01.06.2010.

           

Из анализа документов (информации), а также устных и письменных пояснений участвовавших в рассмотрении дела лиц установлено следующее.

           

15.11.2007 между ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» заключен договор транспортировки газа населению на бытовые нужды  № 931-«П»/10-Н-13 (далее – договор транспортировки газа) на срок до 31.12.2008. Дополнительными соглашениями от 30.12.2008, от 24.12.2009 договор транспортировки газа пролонгирован соответственно на 2009 и 2010 годы.

           

В сответствии с условиями договора ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» обязуется поставлять газ покупателям, проживающим в газифицированных жилых домах, а ОАО «Челябинскгоргаз» обязуется транспортировать газ по своим газораспределительным сетям. Цель договора – обеспечение населения природным газом в объемах, необходимых им для бытовых нужд. Для этого ГРО оказывает Поставщику услуги по доставке природного газа непосредственно до потребителей, а Поставщик оплачивает эти услуги.

           

Поставка газа регулируется отдельными договорами, заключаемыми ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» с Покупателями. Учёт потребленного газа осуществляется только Поставщиком. Количество транспортированного газа определяется по контрольно-измерительным приборам (счетчикам) Покупателей, а при их отсутствии – по нормам расхода газа, утвержденным нормативными правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти субъекта РФ с учётом коэффициента сезонности.

           

Сведения о количестве покупателей и объёмах потребленного ими газа формируются непосредственно ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск». Каждый месяц им устанавливается общий объем потребленного газа и составляется соответствующий акт об объеме принятого и транспортированного газа населением. На основании указанного акта ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» осуществляет расчёты с ОАО «Челябинскгоргаз» за оказанные услуги по транспортировке газа.

           

01.02.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» письмо за исх. № 03 – 3/100 с просьбой представить обоснование снижения объемов потребления природного газа населением согласно данным, содержащимся в актах об объеме переданного для транспортировки газа, в 2008 году по сравнению с 2009 годом.

           

18.03.2010 в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» поступил ответ исх. № СП 08/1498 от 12.03.2010, в котором были сформулированы причины снижения потребления газа потребителем: установка приборов учёта абонентами частного сектора, перевод на прямые расчеты всех жилищных органзаций по Челябинскому городскому округу, уменьшение газа  потребителей в недостроенных частных жилых домах.

           

08.06.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск»  письмо  с  обращением  о  предоставлении  базы  данных о фактическом начислении населению объемов природного газа с указанием применяемых коэффициентов сезонности за период с 01.01.2010 по 31.05.2010. Согласно информации на оттиске регистрационного штампа данное письмо получено ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» 09.06.2010 за вх. № 02/7924.

           

17.06.2010 ОАО «Челябинскгоргаз» нарочным представило ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» письмо от (20)17.06.2010 № 03-3/524, зарегистрированное за вх. № 02/8322, содержащее повторную просьбу о представлении информации о фактическом начислении населению объемов природного газа с указанием применяемых коэффициентов сезонности за период с 01.01.2010 по 31.05.2010.

           

В ответе на указанные письма заявителя, направленном в адрес ОАО «Челябинскгоргаз» сопроводительным письмом исх. от 14.07.2010 за № ВР 08/4735, ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» указало, что фактическое начисление объемов природного газа определяется согласно пункту 4.2 договора по контрольно-измерительным приборам потребителей, а при их отсутствии – по нормативам расхода газа с учетом коэффициента сезонности.

           

Количественным выражением фактически оказанных услуг в виде объёмов газа, транспортированного ГРО, являются также акты, подписанные предприятиями- потребителями природного газа и акты «Газпром Трансгаз Екатеринбург». Иные категории информации договором не предусмотрены. Представление информации о фактическом потреблении газа населением является нарушением Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

           

В период с февраля по июнь 2010 года между представителями ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» и ОАО «Челябинскгоргаз» проводились переговоры в устном порядке, на которых договоренность по вопросу предоставления доступа ОАО «Челябинскгоргаз» к сведениям о фактическом начислении населению объемов природного газа также достигнута не была.

 

           

Представитель ОАО «Челябинскгоргаз» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 20.07.2010 № 7937, от 16.08.2010 № 8982, от 14.10.2010 № 11395, от 18.10.2010 № 10526, от 21.10.2010 № 11710, от 19.11.2010 № 13105, от 23.12.2010 № 14576, от 18.02.2011 № 1806, от 18.03.2011 № 2862, от 12.04.2011 № 4045, от 06.05.2011 № 5284), а также указал, что ущемление интересов ОАО «Челябинскгоргаз» произошло в результате следующих действий ООО  «Газпром межрегионгаз Челябинск»:

           

- указание недостоверных сведений в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объёмах принятого и транспортированного газа населению за период с 01.01.2008 по 01.06.2010;

    

- введение в заблуждение относительно количества потреблённого газа;

                       

- самостоятельное изменение объёмов потреблённого газа, не основанное на объективных (фактических) показаниях приборов (счётчиков) и нормах расхода газа.

                       

Неправомерность действий  ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» стала очевидна после представления последним акта об объеме поданного и транспортированного газа за декабрь 2009 года.        

               

При сравнении объема газа, указанного в данном акте, с объемом, указанным в акте об объеме поданного и транспортированного газа за декабрь 2008 года, ОАО «Челябинскгоргаз»  был  сделан  вывод о том,  что в декабре  2009  года  объемы  газа,

потребленного   населением,   в   несколько   раз   меньше,   чем  в  декабре  2009  года,

учитывая при этом, что в декабре 2009 года среднемесячная температура воздуха была более низкой.

                       

Из сравнения имеющейся информации об объемах газа, потребленного населением в 2008 и 2009 годах, очевидна закономерность: с каждым годом происходит снижение объемов газа. При этом необходимо учитывать, что осуществляется газификация. Объективных причин к формированию такой тенденции не имеется.    

                       

Представитель заявителя отметил, что для установления расхождения между фактически переданными потребителям объёмами газа и объёмами газа, умышленно изменёнными Поставщиком, необходимо сравнить объёмы, указанные в актах поданного и транспортированного газа, с объёмами, указанными в базе данных о фактическом начислении населению объемов природного газа.

                       

Исходя из письменных пояснений ОАО «Челябинскгоргаз», расчёт экономического ущерба может быть рассчитан лишь при наличии базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа.

              

База данных о фактическом начислении населению объемов природного газа неоднократно запрашивалась у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск». Поставщик отказывает в доступе к указанной информации, ссылаясь на то, что она представляет собой коммерческую тайну и содержит персональные данные. При этом, в случае необходимости прекратить подачу газа ввиду образовавшейся задолженности в отношении конкретного потребителя, ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» представляет ОАО «Челябинскгоргаз» личные данные абонента: ФИО и адрес.

             

В ходе расмотрения дела ОАО «Челябинскгоргаз» заявило ходатайство об истребовании у ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа.

           

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России  проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» требований антимонопольного законодательства. В ходе проверки произведён осмотр информационного ресурса - базы данных о фактическом начислении физическим лицам, проживающим на территории г. Челябинска, объёмов природного газа.

           

Инспекцией Челябинского УФАС России путём обработки информации, содержащейся в клиенской части базы данных о фактическом начислении физическим лицам, проживающим на териитории г. Челябинска, объемов природного газа, были сформированы сводные отчёты начисленных объёмов газа за период с 01.01.2009 по 01.01.2011 и произведена выгрузка последних путём копирования на CD-R.

 

В ходе проверки полученной информации на предмет соответствия суммарным объёмам потреблённого газа, содержащимся в актах об объёме переданного для транспортировки   газа   за   каждый   месяц   поставки   за   период   с   01.01.2009  по

01.01.2011, установлено соответствие данных объёмов за все месяцы поставки газа 2009 - 2010 годов, за исключением суммарных объёмов потребления природного газа в августе 2009 года. При этом, установленное за август 2009 года незначительное расхождение (400 куб. м.) в объёме газа, указанном в акте об объёме переданного для транспортировки газа и содержащемся в сводном отчёте, сформированном в ходе проверки, было допущено в пользу ОАО «Челябинскгоргаз».

 

           

В результате проведённой проверки признаков нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» антимонопольного законодательства не выявлено.

             

По мнению ОАО «Челябинскгоргаз», представленная Челябинскому УФАС России информация не является абонентской базой, не отражает объективные сведения,   в   связи  с  чем  ОАО  «Челябинскгоргаз»  ходатайствовало   о   повторном

проведении проверки. В удовлетворении ходатайства заявителя Комиссией было отказано по причине отсутствия оснований для проведения антимонопольным органом повторной проверки.

                       

Также в рамках дела исследовался вопрос о возможности проведения экспертизы. ОАО «Челябинскгоргаз» сообщило, что проведение последней возможно лишь при наличии сведений из абонентской базы данных, то есть сведений о фактическом начислении населению объёмов природного газа.                                           

      

Поскольку на момент заявления ходатайства о проведении экспертизы были получены результаты проверки ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», с учётом позиции заявителя о невозможности проведения экспертизы на основании полученных результатов, Комиссия отказала в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы.

                       

ОАО «Челябинскгоргаз» также ходатайствовало о привлечении к рассмотрению дела  отдел по борьбе с экономическими преступлениями при УВД г. Челябинска. Однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано по причине отсутствия у антимонопольного оргнана соответствующих полномочий.

 

           

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 20.08.2010 № 9193, от 08.09.2010 № 9893, от 25.11.2010 № 13328, от 27.12.2010 № 14664, от 28.12.2010 № 14766 , от 11.05.2010 № 5587, от 30.12.2010 № 14897), а также пояснил, что заявление ОАО «Челябинскгоргаз» направлено на инициирование разрешения гражданско-правового спора хозяйствующих субъектов в административном порядке. Спор, возникший между ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» и ОАО «Челябинскгоргаз», не относится к компетенции антимонопольного органа, поскольку конкретных признаков нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» из жалобы не усматривается.

           

Способ ведения учёта газа был согласован сторонами при заключении договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931-«П»/10-Н-13.

           

Объёмы переданного ОАО «Челябинскгоргаз» во исполнение договора транспортировки газа подтверждаются актами об объёме транспортированного газа. Подтверждением исполнения сторонами договора транспортировки газа на бытовые нужды является оформление и подписание актов согласно пункту 4.3 договора, а также отсутствие рассматриваемого в Арбитражном суде Челябинской области спора по его условиям.

           

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» пояснило, что причинами  существенного снижения объёмов потребляемого населением газа являются завершение перевода всего населения г. Челябинска на прямые расчёты, заключение договоров на поставку газа с абонентами, существенное уточнение сведений о количестве  проживающих  граждан,  а  также  установление потребителями приборов учёта газа.

           

ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» отказало ОАО «Челябинскгоргаз» в предоставлении доступа к абонентской базе данных о фактическом начислении абонентам объёмов природного газа по мотиву конфиденциального характера сведений, содержащихся в абоненской базе.

 

           

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

                       

           

В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа), учёт объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

           

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

           

В соответствии с пунктом 4.1 договора транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931- «П»/10-Н-13, заключённого между ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», стороной, ведущей учёт газа, является Поставщик.

           

Количество газа, транспортированного ГРО, по договору определяется по контрольно-измерительным приборам (счётчикам) Покупателей, а при их отсутствии – по нормам расхода газа, утверждённым нормативными правовыми актами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ с учётом коэффициента сезонности (пункт 4.2 договора).

                       

           

Пунктом 28 Правил поставки газа установлено, что сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

           

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.

           

В договоре транспортировки газа населению на бытовые нужды от 15.11.2007 № 931- «П»/10-Н-13 также определён порядок урегулирования споров.

           

В соответствии с пуктом 4.4 договора при наличии разногласий сторона, не

согласная с определением количества и качества транспортированого и переданного Покупателям газа, не позднее 7-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем транспортировки газа, заявляется об этом другой стороне путём отражения в акте своего особого мнения. Не согласная сторона вправе обратиться в Арбитражный суд.

 

Из материалов дела и пояснений ОАО «Челябинскгоргаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» следует, что договорные обязательства исполнялись сторонами надлежащим образом на протяжении всего срока действия договора, о чём свидетельствует факт своевременного и соответствующего действующим нормам законодательства оформления и подписания актов об объеме транспортированного  населению газа за 2008, 2009 и 2010 годы, подтверждённого заявителем.

 

           

Проанализировав и оценив доказательства, представленные ОАО «Челябинскгоргаз» в обоснование заявленных доводов, а также полученные антимонопольным органом в ходе проведения проверки ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск», Комиссия приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт злоупотребления ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» доминирующим положением путём указания в отчётах о фактическом потреблении газа и актах об объемах принятого и транспортированного газа населению недостоверных сведений.        

            

           

Челябинское УФАС России, реализуя свои полномочия в целях защиты конкуренции, в том числе пресечения и предупреждения монополистической деятельности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и в случае установления факта нарушения хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства привлекает данного хозяйствующего субъекта к административной ответственности, выдает обязательные для исполнения предписания.

       

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, абзацу 2 пункта  3.41  Административного  регламента Федеральной антимонопольной службы

по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного  законодательства,  в  том  числе  в

случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

           

В связи с ходатайством ОАО «Челябинскгоргаз» (вх. от 12.05.2011 за № 5488) о привлечении к рассмотрению дела уполномоченного государственного органа – отдела по борьбе с экономическими преступлениями при УВД г. Челябинска для истребования с ответчика абонентской базы данных о фактическом начислении населению объёмов природного газа за 2008-2010 годы, а также учитывая, что в рамках рассмотренного дела Комиссия, действуя в пределах компетенции,  исчерпала возможные способы получения информации, необходимой для установления в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия решила передать материалы заявления ОАО «Челябинскгоргаз» в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области.

 

           

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом части 1, частью 2 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

          

1. Прекратить производство по делу по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО  «Газпром межрегионгаз Челябинск».

 

           

2. Передать заявление ОАО «Челябинскгоргаз» в Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области для проведения проверки на предмет наличия в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск» признаков совершения преступления.

 

Председатель Комиссии А.А. Козлова

 

Члены Комиссии Е.Г. Семенова  

 

Ю.М. Расторгуева

 

О.В. Конькова

                                                                                                                    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 85-04/10

Решение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 85-04/10

Решение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Челябинск»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-13 21:01:27 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-13 21:01:27 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )