Решение по делу № 67-04/10

Дата публикации: 16 марта 2011, 02:47

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена "15" марта 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Данильченко А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии <...>, рассмотрев дело № 67-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении МУП «Электротепловые сети» (далее — МУП «ЭТС»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> (далее - заявитель) обратился в МУП «ЭТС» с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 энергопринимающих устройств строительной плошадки жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Степанова, <…> (далее — Объект), мощностью 15 кВт.

 

<...> относится к категории заявителей, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения), является физическим лицом, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для заключения договора на технологическое присоединение заявитель к заявке на технологическое присоединение от 25.02.2010 не приложил документы, указанные в пункте 10 Правил присоединения.

 

12.03.2010 МУП «Электротепловые сети», рассмотрев заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 и не запросив недостающих документов, выдало заявителю договор на технологическое присоединение № 213/1, как для категории потребителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения, и технические условия от 25.01.2010 № 213-01, в которых <…> необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

12.04.2010 <...> направил протокол разногласий к договору на технологическое присоединение № 213/1 МУП «Электротепловые сети».

 

22.04.2010 МУП «Электротепловые сети» в ответ на обращение <...> направило письмо № 69, в котором согласовало пункты договора на технологическое присоединение № 213/1, а именно: 1.5, 2.1.4, 2.1.5, 2.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а пункты 1.2, 2.11, 3.1, 4.5, 5.2, 6.1, 6.3 оставило в первоначальной редакции, а также выдало новые технические условия, в которых предусмотрено, что заявитель должен построить ЛЭП 0,4 кВ протяженностью 200 метров.

 

11.05.2010 <...> обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия МУП «ЭТС», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединение № 213/1 и включении необоснованных мероприятий по технологическому присоединению в технические условия от от 25.01.2010 № 213-01.

 

11.08.2010 Челябинское УФАС России приказом № 322 возбудило дело № 67-04/10 в отношении МУП «ЭТС» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

МУП «ЭТС» письмом от 31.01.2011 исх. № 15 сообщило, что договор на технологическое присоединение № 213/1 ответчиком был выдан преждевременно, а его положения не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем <…> предложило представить документы для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение, в частности: план расположения энергопринимающих устройств, однолинейную схему электросетей заявителя, перечень и мощность энергопринимающих устройств, копию документа, подтверждающую право собственности на земельный участок, на котором будут располагаться энергопринимающие устройства.

 

Документы, подтверждающие, что заявитель направил недостающие документы в МУП «ЭТС» для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение, отсутствуют.

18.02.2011 письмом исх. № 42 МУП «ЭТС» сообщило, что ТП-213 находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя, однако техническая возможность присоединения энергопринимающих устройств <...> отсутствует.

 

Администрация города Троицка письмом от 01.03.2011 исх. № 405 указала, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Степанова, <…> не предоставлялся ни кому, ни на правах аренды, ни на праве собственности, поэтому правоустанавливающие документы на указанный земельный участок  в администрации отсутствуют.

 

<...> на заседаниях Комиссии 28.09.2010, 02.11.2010, 07.12.2010, 01.02.2011, 15.03.2011 поддержал доводы, изложенные в письмах от 11.05.2010 вх. № 5077, от 04.03.2011 вх. № 2335, и пояснил следующее.

 

Постановлением от 16.04.2009 № 686 Глава администрации города Троицка Челябинской области утвердил протокол от 24.03.2009 № 8 о предоставлении земельного участка заявителю для индивидуального жилищного строительства.

 

Расстояние от границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, до ближайшего объекта электросетевого хозяйства МУП «ЭТС» ТП-213 составляет 115 метров согласно ситуационному плану.

 

Заявитель вместе с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 предоставил все сведения и информацию, необходимые для заключения договора на технологическое присоединение, указанные в пункте 14 Правил присоединения.

 

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> необходимо в целях возведения индивидуального жилого дома, т.е. для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

МУП «ЭТС» на заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 направило договор на технологическое присоединение технических условиях от 25.01.2010 № 213-01, как для заявителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения.

 

В договоре на технологическое присоединение № 213/1 и в технических условиях от 25.01.2010 № 213-01 МУП «ЭТС» обязало заявителя выполнить строительство ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров, что, по мнению заявителя, является незаконным.

 

Заявитель полагает, что МУП «ЭТС» обязано было выдать договор на технологическое присоединение как для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения и не возлагать на заявителя строительство ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

В результате неправомерных действий МУП «ЭТС» права и законные интересы заявителя были ущемлены, а именно, затянулась процедура технологического присоединения.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «ЭТС» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Понятие «сетевой организации» дано в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).

 

Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

 

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО) установлен для МУП «ЭТС» на 2010 год тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии (постановление ГК ЕТО от 25.12.2009 № 49/81 «О введении в действие тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУП «Электротепловые сети» Троицкого городского округа»).

 

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа МУП «ЭТС» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению.

 

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).

 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следовательно, МУП «ЭТС», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «ЭТС» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пункте 14 Правил присоединения, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

 

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

 

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

 

2.1. В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям МУП «ЭТС» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (в редакции от 21.04.2009), так как является физическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт в целях бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, необходимо представить вместе с заявкой следующие документы (пункт 10 Правил присоединения) и сведения (пункт 9 Правил присоединения):

 

План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

Однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

Копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

 

Реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

 

Наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

Место жительства заявителя;

 

Сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

 

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом <...> в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).

 

25.02.2010 МУП «ЭТС» получило от <...> заявку на технологическое присоединение вх. № 36.

 

Комиссией установлено, а заявителем обратного не доказано, что он вместе с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 не направил в МУП «ЭТС» следующие документы:

 

однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

12.03.2010 МУП «Электротепловые сети», рассмотрев заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 и не запросив недостающих документов, выдало заявителю договор на технологическое присоединение № 213/1 как для категории потребителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения, и технические условия от 25.01.2010 № 213-01, в которых <…> необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

31.01.2011 МУП «ЭТС» направило по факсу в Челябинское УФАС России письмо исх. № 15, в котором сообщило, что договор на технологическое присоединение № 213/1 и технические условия от 25.01.2010 № 213-01 являются несоответствующими действующему законодательству и выданными преждевременно, в связи с чем указало <…> на необходимость представления следующих документов для рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36:

 

- однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения МУП «ЭТС» должно было до 04.03.2010 рассмотреть заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 и уведомить <...> о недостаточности документов, однако рассмотрело заявку надлежащим образом только 31.01.2011, запросив у <...> недостающие документы, т.е спустя 11 месяцев (с 04.03.2010 по 31.01.2011).

 

Пунктом 1 Правил присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроустановок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Из данной нормы следует, что присоединяемые энергопринимающие устройства должны принадлежать юридическим и физическим лицам на праве собственности либо ином предусмотренном федеральными законами основании.

 

<…> не представлено в антимонопольный орган документов, подтверждающих право законного владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <...>.

 

Учитывая, что заявителем не было подтверждено право законного владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, у МУП «ЭТС» отсутствовали основания для выдачи договора на технологическое присоединение № 213/1, поэтому в действиях МУП «ЭТС» не выявлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

МУП «ЭТС» нарушен порядок технологического присоединения, а именно, ответчиком не выполнена обязанность по рассмотрению надлежащим образом заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 в срок до 04.03.2010, установленный пунктом 15 Правил присоединения.

 

Антимонопольное законодательство РФ признает злоупотреблением доминирующим положением любые действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статья 10 Закона о защите конкуренции).

 

Исходя системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»). 

 

С учетом изложенного, состав правонарушения, предусмотренный статьей 10 Закона о защите конкуренции, является формальным, т.е. антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства сам факт антиконкурентного поведения МУП «ЭТС» в виде злоупотребления доминирующим положением вне зависимости от наличия каких-либо последствий такого поведения.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия МУП «ЭТС», выразившиеся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 <...> в порядке, предусмотренном в пункте 15 Правил присоединения,  нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. Челябинское УФАС России рекомендует заявителю оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, затем обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

 

Для категории заявителя, являющегося физическим лицом, которому необходимо технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей, в случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

 

В заявке на технологическое присоединение заявителю необходимо указать следующие сведения:

 

фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

место жительства заявителя;

 

сведения, наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

 

максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя,

 

а также приложить следующие документы:

 

план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия МУП «Электротепловые сети», выразившиеся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 <...> в порядке, предусмотренным пунктом 15 Правил присоединения, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Выдать МУП «Электротепловые сети» предписание о недопущении действий, которые признаны Комиссией нарушением антимонопольного законодательства в пункте 1 данной резолютивной части решения.

 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии В.Д. Волков

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

stdClass Object ( [vid] => 5284 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 67-04/10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5284 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена "15" марта 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Данильченко А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии <...>, рассмотрев дело № 67-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении МУП «Электротепловые сети» (далее — МУП «ЭТС»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> (далее - заявитель) обратился в МУП «ЭТС» с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 энергопринимающих устройств строительной плошадки жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Степанова, <…> (далее — Объект), мощностью 15 кВт.

 

<...> относится к категории заявителей, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения), является физическим лицом, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для заключения договора на технологическое присоединение заявитель к заявке на технологическое присоединение от 25.02.2010 не приложил документы, указанные в пункте 10 Правил присоединения.

 

12.03.2010 МУП «Электротепловые сети», рассмотрев заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 и не запросив недостающих документов, выдало заявителю договор на технологическое присоединение № 213/1, как для категории потребителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения, и технические условия от 25.01.2010 № 213-01, в которых <…> необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

12.04.2010 <...> направил протокол разногласий к договору на технологическое присоединение № 213/1 МУП «Электротепловые сети».

 

22.04.2010 МУП «Электротепловые сети» в ответ на обращение <...> направило письмо № 69, в котором согласовало пункты договора на технологическое присоединение № 213/1, а именно: 1.5, 2.1.4, 2.1.5, 2.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а пункты 1.2, 2.11, 3.1, 4.5, 5.2, 6.1, 6.3 оставило в первоначальной редакции, а также выдало новые технические условия, в которых предусмотрено, что заявитель должен построить ЛЭП 0,4 кВ протяженностью 200 метров.

 

11.05.2010 <...> обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия МУП «ЭТС», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединение № 213/1 и включении необоснованных мероприятий по технологическому присоединению в технические условия от от 25.01.2010 № 213-01.

 

11.08.2010 Челябинское УФАС России приказом № 322 возбудило дело № 67-04/10 в отношении МУП «ЭТС» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

МУП «ЭТС» письмом от 31.01.2011 исх. № 15 сообщило, что договор на технологическое присоединение № 213/1 ответчиком был выдан преждевременно, а его положения не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем <…> предложило представить документы для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение, в частности: план расположения энергопринимающих устройств, однолинейную схему электросетей заявителя, перечень и мощность энергопринимающих устройств, копию документа, подтверждающую право собственности на земельный участок, на котором будут располагаться энергопринимающие устройства.

 

Документы, подтверждающие, что заявитель направил недостающие документы в МУП «ЭТС» для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение, отсутствуют.

18.02.2011 письмом исх. № 42 МУП «ЭТС» сообщило, что ТП-213 находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя, однако техническая возможность присоединения энергопринимающих устройств <...> отсутствует.

 

Администрация города Троицка письмом от 01.03.2011 исх. № 405 указала, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Степанова, <…> не предоставлялся ни кому, ни на правах аренды, ни на праве собственности, поэтому правоустанавливающие документы на указанный земельный участок  в администрации отсутствуют.

 

<...> на заседаниях Комиссии 28.09.2010, 02.11.2010, 07.12.2010, 01.02.2011, 15.03.2011 поддержал доводы, изложенные в письмах от 11.05.2010 вх. № 5077, от 04.03.2011 вх. № 2335, и пояснил следующее.

 

Постановлением от 16.04.2009 № 686 Глава администрации города Троицка Челябинской области утвердил протокол от 24.03.2009 № 8 о предоставлении земельного участка заявителю для индивидуального жилищного строительства.

 

Расстояние от границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, до ближайшего объекта электросетевого хозяйства МУП «ЭТС» ТП-213 составляет 115 метров согласно ситуационному плану.

 

Заявитель вместе с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 предоставил все сведения и информацию, необходимые для заключения договора на технологическое присоединение, указанные в пункте 14 Правил присоединения.

 

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> необходимо в целях возведения индивидуального жилого дома, т.е. для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

МУП «ЭТС» на заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 направило договор на технологическое присоединение технических условиях от 25.01.2010 № 213-01, как для заявителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения.

 

В договоре на технологическое присоединение № 213/1 и в технических условиях от 25.01.2010 № 213-01 МУП «ЭТС» обязало заявителя выполнить строительство ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров, что, по мнению заявителя, является незаконным.

 

Заявитель полагает, что МУП «ЭТС» обязано было выдать договор на технологическое присоединение как для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения и не возлагать на заявителя строительство ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

В результате неправомерных действий МУП «ЭТС» права и законные интересы заявителя были ущемлены, а именно, затянулась процедура технологического присоединения.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «ЭТС» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Понятие «сетевой организации» дано в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).

 

Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

 

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО) установлен для МУП «ЭТС» на 2010 год тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии (постановление ГК ЕТО от 25.12.2009 № 49/81 «О введении в действие тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУП «Электротепловые сети» Троицкого городского округа»).

 

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа МУП «ЭТС» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению.

 

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).

 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следовательно, МУП «ЭТС», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «ЭТС» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пункте 14 Правил присоединения, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

 

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

 

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

 

2.1. В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям МУП «ЭТС» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (в редакции от 21.04.2009), так как является физическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт в целях бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, необходимо представить вместе с заявкой следующие документы (пункт 10 Правил присоединения) и сведения (пункт 9 Правил присоединения):

 

План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

Однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

Копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

 

Реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

 

Наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

Место жительства заявителя;

 

Сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

 

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом <...> в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).

 

25.02.2010 МУП «ЭТС» получило от <...> заявку на технологическое присоединение вх. № 36.

 

Комиссией установлено, а заявителем обратного не доказано, что он вместе с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 не направил в МУП «ЭТС» следующие документы:

 

однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

12.03.2010 МУП «Электротепловые сети», рассмотрев заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 и не запросив недостающих документов, выдало заявителю договор на технологическое присоединение № 213/1 как для категории потребителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения, и технические условия от 25.01.2010 № 213-01, в которых <…> необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

31.01.2011 МУП «ЭТС» направило по факсу в Челябинское УФАС России письмо исх. № 15, в котором сообщило, что договор на технологическое присоединение № 213/1 и технические условия от 25.01.2010 № 213-01 являются несоответствующими действующему законодательству и выданными преждевременно, в связи с чем указало <…> на необходимость представления следующих документов для рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36:

 

- однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения МУП «ЭТС» должно было до 04.03.2010 рассмотреть заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 и уведомить <...> о недостаточности документов, однако рассмотрело заявку надлежащим образом только 31.01.2011, запросив у <...> недостающие документы, т.е спустя 11 месяцев (с 04.03.2010 по 31.01.2011).

 

Пунктом 1 Правил присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроустановок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Из данной нормы следует, что присоединяемые энергопринимающие устройства должны принадлежать юридическим и физическим лицам на праве собственности либо ином предусмотренном федеральными законами основании.

 

<…> не представлено в антимонопольный орган документов, подтверждающих право законного владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <...>.

 

Учитывая, что заявителем не было подтверждено право законного владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, у МУП «ЭТС» отсутствовали основания для выдачи договора на технологическое присоединение № 213/1, поэтому в действиях МУП «ЭТС» не выявлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

МУП «ЭТС» нарушен порядок технологического присоединения, а именно, ответчиком не выполнена обязанность по рассмотрению надлежащим образом заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 в срок до 04.03.2010, установленный пунктом 15 Правил присоединения.

 

Антимонопольное законодательство РФ признает злоупотреблением доминирующим положением любые действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статья 10 Закона о защите конкуренции).

 

Исходя системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»). 

 

С учетом изложенного, состав правонарушения, предусмотренный статьей 10 Закона о защите конкуренции, является формальным, т.е. антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства сам факт антиконкурентного поведения МУП «ЭТС» в виде злоупотребления доминирующим положением вне зависимости от наличия каких-либо последствий такого поведения.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия МУП «ЭТС», выразившиеся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 <...> в порядке, предусмотренном в пункте 15 Правил присоединения,  нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. Челябинское УФАС России рекомендует заявителю оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, затем обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

 

Для категории заявителя, являющегося физическим лицом, которому необходимо технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей, в случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

 

В заявке на технологическое присоединение заявителю необходимо указать следующие сведения:

 

фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

место жительства заявителя;

 

сведения, наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

 

максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя,

 

а также приложить следующие документы:

 

план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия МУП «Электротепловые сети», выразившиеся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 <...> в порядке, предусмотренным пунктом 15 Правил присоединения, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Выдать МУП «Электротепловые сети» предписание о недопущении действий, которые признаны Комиссией нарушением антимонопольного законодательства в пункте 1 данной резолютивной части решения.

 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии В.Д. Волков

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена "15" марта 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "28" марта 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Данильченко А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии <...>, рассмотрев дело № 67-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении МУП «Электротепловые сети» (далее — МУП «ЭТС»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> (далее - заявитель) обратился в МУП «ЭТС» с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 энергопринимающих устройств строительной плошадки жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Степанова, <…> (далее — Объект), мощностью 15 кВт.

 

<...> относится к категории заявителей, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения), является физическим лицом, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для заключения договора на технологическое присоединение заявитель к заявке на технологическое присоединение от 25.02.2010 не приложил документы, указанные в пункте 10 Правил присоединения.

 

12.03.2010 МУП «Электротепловые сети», рассмотрев заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 и не запросив недостающих документов, выдало заявителю договор на технологическое присоединение № 213/1, как для категории потребителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения, и технические условия от 25.01.2010 № 213-01, в которых <…> необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

12.04.2010 <...> направил протокол разногласий к договору на технологическое присоединение № 213/1 МУП «Электротепловые сети».

 

22.04.2010 МУП «Электротепловые сети» в ответ на обращение <...> направило письмо № 69, в котором согласовало пункты договора на технологическое присоединение № 213/1, а именно: 1.5, 2.1.4, 2.1.5, 2.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а пункты 1.2, 2.11, 3.1, 4.5, 5.2, 6.1, 6.3 оставило в первоначальной редакции, а также выдало новые технические условия, в которых предусмотрено, что заявитель должен построить ЛЭП 0,4 кВ протяженностью 200 метров.

 

11.05.2010 <...> обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия МУП «ЭТС», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединение № 213/1 и включении необоснованных мероприятий по технологическому присоединению в технические условия от от 25.01.2010 № 213-01.

 

11.08.2010 Челябинское УФАС России приказом № 322 возбудило дело № 67-04/10 в отношении МУП «ЭТС» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

МУП «ЭТС» письмом от 31.01.2011 исх. № 15 сообщило, что договор на технологическое присоединение № 213/1 ответчиком был выдан преждевременно, а его положения не соответствуют действующему законодательству, в связи с чем <…> предложило представить документы для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение, в частности: план расположения энергопринимающих устройств, однолинейную схему электросетей заявителя, перечень и мощность энергопринимающих устройств, копию документа, подтверждающую право собственности на земельный участок, на котором будут располагаться энергопринимающие устройства.

 

Документы, подтверждающие, что заявитель направил недостающие документы в МУП «ЭТС» для рассмотрения его заявки на технологическое присоединение, отсутствуют.

18.02.2011 письмом исх. № 42 МУП «ЭТС» сообщило, что ТП-213 находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя, однако техническая возможность присоединения энергопринимающих устройств <...> отсутствует.

 

Администрация города Троицка письмом от 01.03.2011 исх. № 405 указала, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Степанова, <…> не предоставлялся ни кому, ни на правах аренды, ни на праве собственности, поэтому правоустанавливающие документы на указанный земельный участок  в администрации отсутствуют.

 

<...> на заседаниях Комиссии 28.09.2010, 02.11.2010, 07.12.2010, 01.02.2011, 15.03.2011 поддержал доводы, изложенные в письмах от 11.05.2010 вх. № 5077, от 04.03.2011 вх. № 2335, и пояснил следующее.

 

Постановлением от 16.04.2009 № 686 Глава администрации города Троицка Челябинской области утвердил протокол от 24.03.2009 № 8 о предоставлении земельного участка заявителю для индивидуального жилищного строительства.

 

Расстояние от границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, до ближайшего объекта электросетевого хозяйства МУП «ЭТС» ТП-213 составляет 115 метров согласно ситуационному плану.

 

Заявитель вместе с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 предоставил все сведения и информацию, необходимые для заключения договора на технологическое присоединение, указанные в пункте 14 Правил присоединения.

 

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> необходимо в целях возведения индивидуального жилого дома, т.е. для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

МУП «ЭТС» на заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 направило договор на технологическое присоединение технических условиях от 25.01.2010 № 213-01, как для заявителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения.

 

В договоре на технологическое присоединение № 213/1 и в технических условиях от 25.01.2010 № 213-01 МУП «ЭТС» обязало заявителя выполнить строительство ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров, что, по мнению заявителя, является незаконным.

 

Заявитель полагает, что МУП «ЭТС» обязано было выдать договор на технологическое присоединение как для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения и не возлагать на заявителя строительство ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

В результате неправомерных действий МУП «ЭТС» права и законные интересы заявителя были ущемлены, а именно, затянулась процедура технологического присоединения.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «ЭТС» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Понятие «сетевой организации» дано в п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее — Правила недискриминационного доступа).

 

Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

 

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО) установлен для МУП «ЭТС» на 2010 год тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии (постановление ГК ЕТО от 25.12.2009 № 49/81 «О введении в действие тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУП «Электротепловые сети» Троицкого городского округа»).

 

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа МУП «ЭТС» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по технологическому присоединению.

 

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09, постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, от 25.08.2010 № Ф09-6447/10-С1).

 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следовательно, МУП «ЭТС», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «ЭТС» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицом, указанным в пункте 14 Правил присоединения, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

 

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

 

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

 

2.1. В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям МУП «ЭТС» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения (в редакции от 21.04.2009), так как является физическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт в целях бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, необходимо представить вместе с заявкой следующие документы (пункт 10 Правил присоединения) и сведения (пункт 9 Правил присоединения):

 

План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

Однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

Перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

Копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

 

Реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

 

Наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

Место жительства заявителя;

 

Сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

 

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом <...> в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).

 

25.02.2010 МУП «ЭТС» получило от <...> заявку на технологическое присоединение вх. № 36.

 

Комиссией установлено, а заявителем обратного не доказано, что он вместе с заявкой на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 не направил в МУП «ЭТС» следующие документы:

 

однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

12.03.2010 МУП «Электротепловые сети», рассмотрев заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 и не запросив недостающих документов, выдало заявителю договор на технологическое присоединение № 213/1 как для категории потребителей, указанных в пункте 13 Правил присоединения, и технические условия от 25.01.2010 № 213-01, в которых <…> необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ на ж/б опорах кабелем СИП протяженностью приблизительно 200 метров.

 

31.01.2011 МУП «ЭТС» направило по факсу в Челябинское УФАС России письмо исх. № 15, в котором сообщило, что договор на технологическое присоединение № 213/1 и технические условия от 25.01.2010 № 213-01 являются несоответствующими действующему законодательству и выданными преждевременно, в связи с чем указало <…> на необходимость представления следующих документов для рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36:

 

- однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения МУП «ЭТС» должно было до 04.03.2010 рассмотреть заявку на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 и уведомить <...> о недостаточности документов, однако рассмотрело заявку надлежащим образом только 31.01.2011, запросив у <...> недостающие документы, т.е спустя 11 месяцев (с 04.03.2010 по 31.01.2011).

 

Пунктом 1 Правил присоединения определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (электроустановок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Из данной нормы следует, что присоединяемые энергопринимающие устройства должны принадлежать юридическим и физическим лицам на праве собственности либо ином предусмотренном федеральными законами основании.

 

<…> не представлено в антимонопольный орган документов, подтверждающих право законного владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <...>.

 

Учитывая, что заявителем не было подтверждено право законного владения земельным участком, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, у МУП «ЭТС» отсутствовали основания для выдачи договора на технологическое присоединение № 213/1, поэтому в действиях МУП «ЭТС» не выявлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

МУП «ЭТС» нарушен порядок технологического присоединения, а именно, ответчиком не выполнена обязанность по рассмотрению надлежащим образом заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 в срок до 04.03.2010, установленный пунктом 15 Правил присоединения.

 

Антимонопольное законодательство РФ признает злоупотреблением доминирующим положением любые действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статья 10 Закона о защите конкуренции).

 

Исходя системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 постановления ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»). 

 

С учетом изложенного, состав правонарушения, предусмотренный статьей 10 Закона о защите конкуренции, является формальным, т.е. антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства сам факт антиконкурентного поведения МУП «ЭТС» в виде злоупотребления доминирующим положением вне зависимости от наличия каких-либо последствий такого поведения.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия МУП «ЭТС», выразившиеся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 <...> в порядке, предусмотренном в пункте 15 Правил присоединения,  нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. Челябинское УФАС России рекомендует заявителю оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: г. Троицк, ул. Степанова, <…>, затем обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

 

Для категории заявителя, являющегося физическим лицом, которому необходимо технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, плата за технологическое присоединение составляет 550 рублей, в случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

 

В заявке на технологическое присоединение заявителю необходимо указать следующие сведения:

 

фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

место жительства заявителя;

 

сведения, наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);

 

максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя,

 

а также приложить следующие документы:

 

план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

 

однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

 

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

 

копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия МУП «Электротепловые сети», выразившиеся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение от 25.02.2010 вх. № 36 <...> в порядке, предусмотренным пунктом 15 Правил присоединения, противоречащими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Выдать МУП «Электротепловые сети» предписание о недопущении действий, которые признаны Комиссией нарушением антимонопольного законодательства в пункте 1 данной резолютивной части решения.

 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии В.Д. Волков

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 67-04/10

Решение в отношении МУП «Электротепловые сети»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 67-04/10

Решение в отношении МУП «Электротепловые сети»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-15 21:47:07 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-15 21:47:07 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )