Постановление по делу № 21-2014 в отношении ООО «Соседи»

Номер дела: № 21-2014
Дата публикации: 11 июня 2014, 11:08

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 21-2014

об административном правонарушении

 

11 июня 2014 года г. Челябинск

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, А.А. Козлова, рассмотрев материалы дела № 21-2014, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (далее — ООО «Соседи») (ИНН 7438017674, ОГРН 1047418000640, дата регистрации 12.02.2004, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино) по факту размещения в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частями 1,5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии:

представителя ООО «Соседи» <...>,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Барановой И.П.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Челябинска о размещении в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН». По мнению заявителя, реклама указанного бальзама создает впечатление, что он обладает лечебными свойствами, так как присутствуют ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзама, а в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» предупреждение, о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, не читаемо.

Издателем указанной газеты является ООО «Соседи» (454091, г. Челябинск, ул. Васенко, 63, оф. 403). По факту распространения рассматриваемой рекламы Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «Соседи».

Из объяснений представителей ООО «Соседи» следует, что рассматриваемая реклама размещена в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года в связи с представленными рекламодателями макетов рекламы, заверенных обеими сторонами. Представитель ООО «Соседи» считает, что реклама бальзама «Ёрш здоровья» не формирует впечатление о том, что данный бальзам обладает лечебными свойствами, поскольку присутствует предупредительная надпись о том, что бальзам не является лекарственным средством. Относительно неразборчивости шрифта предупредительной надписи в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» представитель ООО «Соседи» объяснил, что при согласовании макета рекламы, предупреждение было напечатано отчетливо, но в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Рассмотрение материалов приводит к следующим выводам.

В информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года размещена реклама бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения: «…Десятки тысяч людей с помощью «Ерша здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось он помогал и больным рассеянным склерозом… грипп и паралич… НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ…».

Указание в рекламе на заболевания создает впечатление, что бальзам «Ерш здоровья» обладает лечебными свойствами. Вместе с тем, указанный бальзам не зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

В связи с тем, что бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством, указание на его лечебные свойства, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что бальзам не является лекарственным средством, противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В данной газете также размещена реклама биологически активной добавки «СПУЛАН».

По данным Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), размещенном на сайте: http://www.consultpharma.ru/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=86&lang=ru, продукция «СПУЛАН» зарегистрирована в качестве биологически активной добавки под № RU.77.99.11.003.Е.039658.09.11 от 23.09.2011, следовательно, реклама биологически активной добавки «СПУЛАН» должна соответствовать требованиям статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

В рекламе присутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, но оно представлено в сером цвете на черном фоне, текст при этом очень сужен и не содержит межбуквенные и межсловесные интервалы, что затрудняет его прочтение.

При оценке данной рекламы учитывается то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер и форма шрифта, не свидетельствует о том, что размер и форма шрифта могут быть любыми, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, представленное в данном случае предупреждение в таком шрифтовом и цветовом оформлении приравнивается к его отсутствию, что противоречит требованиям части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ООО «Соседи» как лицо, разместившее рекламу в газете «Соседи».

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действия ООО «Соседи» по размещению в ноябре 2013 года в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, носят противоправный характер, поскольку противоречат требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые предусмотрена частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

У ООО «Соседи» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН».

При таких обстоятельствах ООО «Соседи» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На рассмотрении дела представителем ООО «Соседи» заявлено ходатайство об освобождении юридического лица от административной ответственности в виду малозначительности совершенного деяния. Представитель ООО «Соседи» просил учесть, что в связи с тяжелым финансовым положением и невозможностью исполнения требований кредиторов в полном объеме в отношении ООО «Соседи» на основании Определения Арбитражного суда Челябинской области от 05 мая 2014 года по делу № А76-6767/2014 введена процедура банкротства – наблюдение.

Должностное лицо Челябинского УФАС России, рассмотрев данное ходатайство, считает возможным его удовлетворить по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного наказания.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому оценивая правонарушение, характер содеянного и его общественную опасность надлежит соотносить также и с реальным экономическим благосостоянием государства, общества и правонарушителя в определенный период времени. В то же время следует учесть, что карательный характер административного наказания не должен обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам справедливости юридической ответственности и соразмерности наказания содеянному.

Действия ООО «Соседи» формально содержат признаки нарушения частей 1, 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Вместе с тем, ООО «Соседи» совершило правонарушение, связанное с нарушением требований частей 1, 5 статьи 14.3 КоАП РФ впервые и своевременно устранило нарушение, исполнив предписание Челябинского УФАС Росси об устранении допущенного нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, действия ООО «Соседи» по размещению рекламы бальзама «Ерш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН» были направлены на соблюдение рекламного законодательства, а именно в рекламе бальзама «Ерш здоровья» присутствовала надпись «Не является лекарственным средством», в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» также присутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, однако в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО «Соседи» пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей путем полного игнорирования требований законодательства и уклонения от исполнения отдельных правовых предписаний. Допущенное ООО «Соседи» нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку не привело к негативным последствиям.

Изучив материалы дела, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что наложение административного штрафа в установленных санкцией части 5 статьи 14.3 КоАП РФ пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, должностное лицо считает возможным освободить ООО «Соседи» от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9,14.33 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Производство по делу об административном правонарушении № 21-2014, возбужденному в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (ИНН 7438017674, ОГРН 1047418000640, дата регистрации 12.02.2004, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино), прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ООО «Соседи» устное замечание за нарушение требований частей 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель

А.А. Козлова

 

stdClass Object ( [vid] => 13121 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № 21-2014 в отношении ООО «Соседи» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13121 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407301834 [changed] => 1407301834 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407301834 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 21-2014

об административном правонарушении

 

11 июня 2014 года г. Челябинск

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, А.А. Козлова, рассмотрев материалы дела № 21-2014, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (далее — ООО «Соседи») (ИНН 7438017674, ОГРН 1047418000640, дата регистрации 12.02.2004, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино) по факту размещения в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частями 1,5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии:

представителя ООО «Соседи» <...>,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Барановой И.П.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Челябинска о размещении в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН». По мнению заявителя, реклама указанного бальзама создает впечатление, что он обладает лечебными свойствами, так как присутствуют ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзама, а в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» предупреждение, о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, не читаемо.

Издателем указанной газеты является ООО «Соседи» (454091, г. Челябинск, ул. Васенко, 63, оф. 403). По факту распространения рассматриваемой рекламы Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «Соседи».

Из объяснений представителей ООО «Соседи» следует, что рассматриваемая реклама размещена в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года в связи с представленными рекламодателями макетов рекламы, заверенных обеими сторонами. Представитель ООО «Соседи» считает, что реклама бальзама «Ёрш здоровья» не формирует впечатление о том, что данный бальзам обладает лечебными свойствами, поскольку присутствует предупредительная надпись о том, что бальзам не является лекарственным средством. Относительно неразборчивости шрифта предупредительной надписи в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» представитель ООО «Соседи» объяснил, что при согласовании макета рекламы, предупреждение было напечатано отчетливо, но в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Рассмотрение материалов приводит к следующим выводам.

В информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года размещена реклама бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения: «…Десятки тысяч людей с помощью «Ерша здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось он помогал и больным рассеянным склерозом… грипп и паралич… НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ…».

Указание в рекламе на заболевания создает впечатление, что бальзам «Ерш здоровья» обладает лечебными свойствами. Вместе с тем, указанный бальзам не зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

В связи с тем, что бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством, указание на его лечебные свойства, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что бальзам не является лекарственным средством, противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В данной газете также размещена реклама биологически активной добавки «СПУЛАН».

По данным Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), размещенном на сайте: http://www.consultpharma.ru/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&Itemid=86&lang=ru, продукция «СПУЛАН» зарегистрирована в качестве биологически активной добавки под № RU.77.99.11.003.Е.039658.09.11 от 23.09.2011, следовательно, реклама биологически активной добавки «СПУЛАН» должна соответствовать требованиям статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

В рекламе присутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, но оно представлено в сером цвете на черном фоне, текст при этом очень сужен и не содержит межбуквенные и межсловесные интервалы, что затрудняет его прочтение.

При оценке данной рекламы учитывается то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер и форма шрифта, не свидетельствует о том, что размер и форма шрифта могут быть любыми, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, представленное в данном случае предупреждение в таком шрифтовом и цветовом оформлении приравнивается к его отсутствию, что противоречит требованиям части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ООО «Соседи» как лицо, разместившее рекламу в газете «Соседи».

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действия ООО «Соседи» по размещению в ноябре 2013 года в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, носят противоправный характер, поскольку противоречат требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые предусмотрена частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

У ООО «Соседи» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН».

При таких обстоятельствах ООО «Соседи» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На рассмотрении дела представителем ООО «Соседи» заявлено ходатайство об освобождении юридического лица от административной ответственности в виду малозначительности совершенного деяния. Представитель ООО «Соседи» просил учесть, что в связи с тяжелым финансовым положением и невозможностью исполнения требований кредиторов в полном объеме в отношении ООО «Соседи» на основании Определения Арбитражного суда Челябинской области от 05 мая 2014 года по делу № А76-6767/2014 введена процедура банкротства – наблюдение.

Должностное лицо Челябинского УФАС России, рассмотрев данное ходатайство, считает возможным его удовлетворить по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного наказания.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому оценивая правонарушение, характер содеянного и его общественную опасность надлежит соотносить также и с реальным экономическим благосостоянием государства, общества и правонарушителя в определенный период времени. В то же время следует учесть, что карательный характер административного наказания не должен обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам справедливости юридической ответственности и соразмерности наказания содеянному.

Действия ООО «Соседи» формально содержат признаки нарушения частей 1, 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Вместе с тем, ООО «Соседи» совершило правонарушение, связанное с нарушением требований частей 1, 5 статьи 14.3 КоАП РФ впервые и своевременно устранило нарушение, исполнив предписание Челябинского УФАС Росси об устранении допущенного нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, действия ООО «Соседи» по размещению рекламы бальзама «Ерш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН» были направлены на соблюдение рекламного законодательства, а именно в рекламе бальзама «Ерш здоровья» присутствовала надпись «Не является лекарственным средством», в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» также присутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, однако в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО «Соседи» пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей путем полного игнорирования требований законодательства и уклонения от исполнения отдельных правовых предписаний. Допущенное ООО «Соседи» нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку не привело к негативным последствиям.

Изучив материалы дела, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что наложение административного штрафа в установленных санкцией части 5 статьи 14.3 КоАП РФ пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, должностное лицо считает возможным освободить ООО «Соседи» от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9,14.33 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Производство по делу об административном правонарушении № 21-2014, возбужденному в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (ИНН 7438017674, ОГРН 1047418000640, дата регистрации 12.02.2004, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино), прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ООО «Соседи» устное замечание за нарушение требований частей 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель

А.А. Козлова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 21-2014

об административном правонарушении

 

11 июня 2014 года г. Челябинск

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, А.А. Козлова, рассмотрев материалы дела № 21-2014, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (далее — ООО «Соседи») (ИНН 7438017674, ОГРН 1047418000640, дата регистрации 12.02.2004, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино) по факту размещения в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частями 1,5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии:

представителя ООО «Соседи» <...>,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Барановой И.П.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление жителя г. Челябинска о размещении в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН». По мнению заявителя, реклама указанного бальзама создает впечатление, что он обладает лечебными свойствами, так как присутствуют ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения бальзама, а в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» предупреждение, о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, не читаемо.

Издателем указанной газеты является ООО «Соседи» (454091, г. Челябинск, ул. Васенко, 63, оф. 403). По факту распространения рассматриваемой рекламы Челябинским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «Соседи».

Из объяснений представителей ООО «Соседи» следует, что рассматриваемая реклама размещена в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года в связи с представленными рекламодателями макетов рекламы, заверенных обеими сторонами. Представитель ООО «Соседи» считает, что реклама бальзама «Ёрш здоровья» не формирует впечатление о том, что данный бальзам обладает лечебными свойствами, поскольку присутствует предупредительная надпись о том, что бальзам не является лекарственным средством. Относительно неразборчивости шрифта предупредительной надписи в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» представитель ООО «Соседи» объяснил, что при согласовании макета рекламы, предупреждение было напечатано отчетливо, но в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Рассмотрение материалов приводит к следующим выводам.

В информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года размещена реклама бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения: «…Десятки тысяч людей с помощью «Ерша здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось он помогал и больным рассеянным склерозом… грипп и паралич… НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ…».

Указание в рекламе на заболевания создает впечатление, что бальзам «Ерш здоровья» обладает лечебными свойствами. Вместе с тем, указанный бальзам не зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

В связи с тем, что бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством, указание на его лечебные свойства, несмотря на наличие предупредительной надписи о том, что бальзам не является лекарственным средством, противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В данной газете также размещена реклама биологически активной добавки «СПУЛАН».

По данным Реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), размещенном на сайте: http://www.consultpharma.ru/index.php?option=com_wrapper&view=wrapper&It..., продукция «СПУЛАН» зарегистрирована в качестве биологически активной добавки под № RU.77.99.11.003.Е.039658.09.11 от 23.09.2011, следовательно, реклама биологически активной добавки «СПУЛАН» должна соответствовать требованиям статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.

В рекламе присутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, но оно представлено в сером цвете на черном фоне, текст при этом очень сужен и не содержит межбуквенные и межсловесные интервалы, что затрудняет его прочтение.

При оценке данной рекламы учитывается то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер и форма шрифта, не свидетельствует о том, что размер и форма шрифта могут быть любыми, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, представленное в данном случае предупреждение в таком шрифтовом и цветовом оформлении приравнивается к его отсутствию, что противоречит требованиям части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ООО «Соседи» как лицо, разместившее рекламу в газете «Соседи».

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действия ООО «Соседи» по размещению в ноябре 2013 года в информационно-рекламном еженедельнике «Соседи» № 46 (754) от 28 ноября 2013 года рекламы бальзама «Ёрш здоровья», в которой содержатся сведения о том, что указанный бальзам обладает лечебными свойствами, и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН», в которой отсутствует предупреждение о том, что «СПУЛАН» не является лекарственным средством, носят противоправный характер, поскольку противоречат требованиям пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые предусмотрена частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

У ООО «Соседи» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы бальзама «Ёрш здоровья» и рекламы биологически активной добавки «СПУЛАН».

При таких обстоятельствах ООО «Соседи» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На рассмотрении дела представителем ООО «Соседи» заявлено ходатайство об освобождении юридического лица от административной ответственности в виду малозначительности совершенного деяния. Представитель ООО «Соседи» просил учесть, что в связи с тяжелым финансовым положением и невозможностью исполнения требований кредиторов в полном объеме в отношении ООО «Соседи» на основании Определения Арбитражного суда Челябинской области от 05 мая 2014 года по делу № А76-6767/2014 введена процедура банкротства – наблюдение.

Должностное лицо Челябинского УФАС России, рассмотрев данное ходатайство, считает возможным его удовлетворить по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного наказания.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

На основании пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому оценивая правонарушение, характер содеянного и его общественную опасность надлежит соотносить также и с реальным экономическим благосостоянием государства, общества и правонарушителя в определенный период времени. В то же время следует учесть, что карательный характер административного наказания не должен обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам справедливости юридической ответственности и соразмерности наказания содеянному.

Действия ООО «Соседи» формально содержат признаки нарушения частей 1, 5 статьи 14.3 КоАП РФ. Вместе с тем, ООО «Соседи» совершило правонарушение, связанное с нарушением требований частей 1, 5 статьи 14.3 КоАП РФ впервые и своевременно устранило нарушение, исполнив предписание Челябинского УФАС Росси об устранении допущенного нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, действия ООО «Соседи» по размещению рекламы бальзама «Ерш здоровья» и биологически активной добавки «СПУЛАН» были направлены на соблюдение рекламного законодательства, а именно в рекламе бальзама «Ерш здоровья» присутствовала надпись «Не является лекарственным средством», в рекламе биологически активной добавки «СПУЛАН» также присутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, однако в печать реклама вышла с преобладающим темным цветом.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО «Соседи» пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей путем полного игнорирования требований законодательства и уклонения от исполнения отдельных правовых предписаний. Допущенное ООО «Соседи» нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку не привело к негативным последствиям.

Изучив материалы дела, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что наложение административного штрафа в установленных санкцией части 5 статьи 14.3 КоАП РФ пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, должностное лицо считает возможным освободить ООО «Соседи» от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного деяния по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 2.9, 23.48, 29.9,14.33 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Производство по делу об административном правонарушении № 21-2014, возбужденному в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соседи» (ИНН 7438017674, ОГРН 1047418000640, дата регистрации 12.02.2004, зарегистрировано по адресу: 456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино), прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

2. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить ООО «Соседи» устное замечание за нарушение требований частей 1, 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель

А.А. Козлова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 21-2014 [format] => [safe_value] => № 21-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-11 05:08:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-11 05:08:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407301834 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )