Решение по делу № 56-03/13 в отношении МУП «МПО» Водоканал

Номер дела: № 56-03/13
Дата публикации: 21 апреля 2014, 15:59

РЕШЕНИЕ

Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 9 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Наталья Сергеевна — главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ответчика, действующего на основании доверенности,

в отсутствие заявителей, надлежащим образом уведомленных о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 56-03/13 по признакам нарушения МУП «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили жалобы жителей г. Верхего Уфалея Челябинской области <...>, <...> на действия МУП «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал (далее — МУП «МПО» Водоканал), выразившиеся в уклонении от выдачи технических условий (технических данных) для установки общедомовых приборов учета воды, навязывании услуг по установке общедомовых приборов учета, установлении необоснованно высоких цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды.

Из материалов по жалобе <...> следует.

30.07.2013 собственник жилого помещения дома <...> по ул. Ленина г. Верхнего Уфалея <...> (старший по дому) обратился с заявлением в МУП «МПО» Водоканал о выдаче технических условий на установку узла учета холодного водоснабжения

На заявление <...> МУП «МПО» Водоканал в своем письме от 01.08.2013 сообщило об отказе в выдаче технических условий на установку общедомого прибора учета холодной воды по причине того, что технические условия уже выданы подрядной организации ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета потребления холодной воды.

02.08.2013 с аналогичным заявлением в МУП «МПО» Водоканал обратилась инициативная группа собственников жилых помещений дома <...> по ул. Ленина г. Верхнего Уфалея.

На указанное заявление 10.09.2013 МУП «МПО» Водоканал направило ответ, в котором отказало в выдаче испрашиваемых технических условий по причине того, что не были представлены сведения, необходимые для выдачи технических условий, свидетельствующие о том, что установка общедомового узла коммерческого учета холодной воды является реконструкцией многоквартирного дома, а также отсутствует соответствующая заявка об изменении нагрузки водоснабжения, с приложением соответствующих документов, в том числе документов, подтверждающих полномочия представителя.

Кроме того, МУП «МПО» Водоканал сообщило о том, что исходные данные, необходимые для организации узлов коммерческого учета, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений общедомовых (коллективных) приборов учета, представлены МУП «МПО» Водоканал ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору.

По указанному договору ФГУП «НПО автоматики» уже были проведены работы по предварительному обследованию. Разработан и согласован с МУП «МПО» Водоканал проект, а также изготовлен узел учета.

Из материалов по жалобе <...> следует.

29.07.2013 собственники жилых помещений дома <...> по ул. Прямцина г. Верхнего Уфалея ) обратились с заявлением в МУП «МПО» Водоканал о выдаче технических условий на установку узла учета холодного водоснабжения

На указанное заявление МУП «МПО» Водоканал в своем письме от 19.08.2013 сообщило об отказе выдачи технических условий на установку общедомого прибора учета холодной воды по причине того, что технические условия уже выданы подрядной организации ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета потребления холодной воды.

В рамках рассмотрения указанных жалоб, а также в ходе рассмотрения настоящего дела от МУП «МПО» Водоканал были истребованы пояснения по доводам, изложенным в жалобах.

МУП «МПО» Водоканал представило следующие пояснения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 названной статьи Закона «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Положениями части 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.07.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В соответствии с пунктом 12 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют и которые в нарушение требований Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Поскольку ни управляющие компании, ни собственники многоквартирных домов не исполнили обязательства по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения в установленный законом срок, а именно до 1 июля 2012 года, во исполнение Закона «Об энергосбережении», с целью оборудования многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа общедомовыми узлами коммерческого учета холодного водоснабжения МУП «МПО» Водоканал 30 апреля 2013 года заключило с ФГУП «НПО автоматики» договор на установку общедомовых приборов учета холодной воды.

После заключения указанного договора, проводя работы по установке общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах в Верхнеуфалейском городском округе, МУП «МПО» Водоканал столкнулось с отказом собственников многоквартирных домов в допуске представителей МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» для установки общедомовых приборов учета холодной воды.

В частности, в начале июля 2013 года жители многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Прямицына, <...> и ул. Ленина, <...>, не допустили представителей ФГУП «НПО» автоматики» для выполнения работ по установке общедомового прибора учета холодной воды в соответствии с графиком прекращения холодного водоснабжения по Верхнеуфалейскому городскому округу.

МУП «МПО» Водоканал уведомило всех собственников многоквартирных домов о необходимости установки общедомовых приборов учета холодной воды в феврале 2013 года на квитанциях собственников квартир многоквартирных домов, в марте - апреле 2013 года были развешаны объявления на всех подъездах многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа, а также в 2012 году Администрацией Верхнеуфалейского городского округа трижды была опубликована информация об установке общедомовых приборов учета.

Но только после того как МУП «МПО» Водоканал силами подрядной организации начали работы по установке общедомовых приборов учета холодной воды собственники многоквартирных домов стали обращаться по поводу выдачи технических условий, на что были получены отказы.

В соответствии с пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила определения и предоставления технических условий), технические условия предоставляются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства по обращению правообладателя земельного участка в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки.

Согласно пункту 1 Правил определения и предоставления технических условий, настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Следовательно, Правила определения и предоставления технических условий применяются в случае подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

МУП «МПО» Водоканал не предоставило собственникам МКД по ул. Прямицина, <...> и ул. Ленина, <...> г. Верхнего Уфалея Челябинской области технические условия на установку общедомового узла учета воды, в связи с тем, что установка общедомового прибора учета холодной воды в доме № <...> по ул. Прямицина и доме № <...> по ул. Ленина не приводит к изменениям параметров инженерных коммуникаций и не является реконструкцией многоквартирного дома, а также в связи с отсутствием соответствующей заявки об изменении нагрузки водоснабжения, с приложением соответствующих документов.

Однако до начала разработки технической документации проектирование узла учета по заявке собственники могли получить в МУП «МПО» Водоканал исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений. Соответствующих заявок в адрес предприятия не поступало.

Кроме того, представителям собственников многоквартирных домов было разъяснено, что проектная документация на общедомовые узлы коммерческого учета холодного водоснабжения уже согласована с МУП «МПО» Водоканал подрядной организациейФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета в рамках которого, подрядная организация по заданию МУП «МПО» Водоканал, в том числе разработала проектную документацию на общедомовые узлы коммерческого учета холодного водоснабжения.

По поводу цены на услуги по установке общедомовых приборов учета воды МУП «МПО» Водоканал сообщило следующее.

Цена на установку общедомовых приборов учета холодной воды определена в проектных спецификациях узлов коммерческого учета холодного водоснабжения к договору от 30.04.2013 № ОКБ/315-13 между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики», которая включает в себя полную стоимость работ по установке узлов учета холодного водоснабжения и диспетчеризацию.

В настоящее время выполняются работы по установке общедомовых приборов учета без диспетчеризации, которые и будут предъявлены собственникам МКД после подписания акта выполненных работ на основании индивидуальных спецификаций по каждому многоквартирному дому.

Дополнительно МУП «МПО» Водоканал представило следующие сведения.

МУП «МПО» Водоканал в 2012 году установку общедомовых приборов учета воды не осуществляло в связи с отсутствием обращений об установке общедомовых приборов учета холодной воды, как со стороны собственников многоквартирных домов, так и со стороны управляющих компаний.

По поводу цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды сообщило о том, что типовые локальные сметы установки узла коммерческого учета холодного водоснабжения по типам диаметров (32 мм, 40 мм и 50 мм) размещены на официальном сайте администрации Верхнеуфалейского городского округа (http://Lilalevadmin.ru/), окончательная цена может измениться на основании локальных смет установки общедомовых приборов учета холодной воды по конкретным многоквартирным домам. В настоящее время корректировка типовых локальных смет установки общедомовых приборов учета холодной воды для многоквартирных домов по ул. Прямицина, <...> и ул. Ленина, <...> г. Верхнего Уфалея Челябинской области возможна только после допуска собственниками указанных многоквартирных домов представителей МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» в подвальные помещения для определения фактического объема работ.

Рассмотрев указанные жалобы Челябинское УФАС России пришло к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона «О защите конкуренции»).

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области по итогам 2012, 2013 годов. На основании проведенного анализа положение МУП «МПО» Водоканал на указанном рынке было признано доминирующим.

В силу своего доминирующего положения МУП «МПО» Водоканал обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке), помимо того, что хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке, необходимо установить, что хозяйствующий субъект осуществлил действия, запрещенные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

При этом наступление последствий от действий хозяйствующего субъекта должно являться следствием злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами дела доказательства, Челябинское УФАС России приходит к выводу о недоказанности доводов заявителей об уклонении МУП «МПО» Водоканал от выдачи технических условий (технических данных) для установки общедомовых приборов учета воды, навязывании услуг по установке общедомовых приборов учета, а также установлении необоснованно высоких цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды по следующим основаниям.

  1. В период обращения заявителей в МУП «МПО» Водоканал (июль-август 2013 года) с заявлением о выдаче технических условий на установку общедомовых приборов учета холодной воды законодательство Российской Федерации не содержало правовых норм, устанавливающих обязанность ресурсоснабжающих организаций или лиц их представляющих, предоставлять такие технические условия.

  2. В рамках рассмотрения дела установлено, что с 1 июня 2012 года ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, является ООО «Городской водопровод».

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 31.05.2012 №16/1 «Об установлении тарифов для ООО «Городской водопровод» на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области», установлены тарифы для ООО «Городской водопровод».

Между ООО «Городской водопровод» и МУП «МПО» Водоканал заключен агентский договор от 01.06.2012 № 1, в соответствии с которым МУП «МПО» Водоканал обязуется за вознаграждение совершать по поручению ООО «Городской водопровод» от своего имени, но за счет принципала, юридические и фактические действия по организации деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды и заключать договоры, связанные с выполнением агентского договора.

Таким образом, обязанность МУП «МПО» Водоканал по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды по истечении срока, установленного Законом «Об энергосбережении», в который собственники общедомового имущества не произвели установку общедомового прибора (узла) учета холодной воды, вытекает из договора.

3. Челябинским УФАС России проведен анализ формирования стоимости на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, предлагаемой МУП «МПО» Водоканал.

В рамках проведения указанного анализа у МУП «МПО» Водоканал запрошена информация о порядке формирования стоимости на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, внутренние документы (методики, положения и т.п.), регламентирующие порядок установления размера платы за установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды.

По результатам исследования полученной информации и документов Челябинским УФАС России установлено следующее.

На территории города Верхний Уфалей Челябинской области услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в 2013 году осуществляли две организации: ООО «ЖЭУ №1» и МУП «МПО» Водоканал.

ООО «ЖЭУ №1» устанавливало общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды собственными силами, МУП «МПО» Водоканал через подрядную организацию ФГУП «НПО автоматики».

Установка и цены на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в Верхнеуфалейском городском округе Челябинской области согласованы с Администрацией Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. Письмом от 30.05.2013 исх. № 985 Глава Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области сообщил, что договор между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» на проектирование, монтаж и пуско-наладку узлов коммерческого учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области не требует согласия собственника, так как не является крупной сделкой, потому что указанные действия не связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества унитарным предприятием.

Цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в городе Верхний Уфалей Челябинской области, установленные МУП «МПО» Водоканал, незначительно превышают среднеотраслевые показатели по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в Челябинской области, но не превышают среднеотраслевых показателей в других регионах Российской Федерации.

Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, установленные МУП «МПО» Водоканал, являются монопольно высокими в соответствии со статьей 6 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в данной ситуации следует учесть, что МУП «МПО» Водоканал, осуществляет деятельность по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды на территории города Верхний Уфалей Челябинской области через подрядную организацию ФГУП «НПО автоматики», ФГУП «НПО автоматики» для установки общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды использует современное и технологичное оборудование с дополнительными возможностями, соответственно более дорогостоящее, чем, например, ООО «ЖЭУ №1».

Также следует учесть, что стоимость работ по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды зависит от многих факторов, в том числе от:

- индивидуальных технических характеристик многоквартирного дома, в котором установлены либо планируются к установке общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды (количество вводов, состояние внутридомовых инженерных сетей и т.д.);

- наличия либо отсутствия отсрочки по оплате установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также от периода времени на который предоставляется рассрочка;

- налогового режима (с НДС либо без НДС работает подрядная организация);

- типов устанавливаемых приборов учета (механические, электромагнитные, ультразвуковые и другие);

- классов точности приборов учета и других факторов.

Согласно полученным сведениям стоимость установки общедомового прибора (узла) учета холодной воды жильцы многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области будут возмещать на основании счетов, выставленных для МУП «МПО» Водоканал подрядной организацией ФГУП «НПО автоматики», после подписания акта приема-передачи услуг по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в соответствии с локальными сметами на каждый многоквартирный дом.

Расчеты по возмещению стоимости услуг диспетчеризации будет производить МУП «МПО» Водоканал в соответствии с агентским договором, заключенным с ООО «Городской водопровод» от 01.06.2012 № 1.

Таким образом, признаки установления необоснованно высокой цены на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды Челябинским УФАС России не выявлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу в отношении МУП «МПО» Водоканал по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Н.С. Лупанова

stdClass Object ( [vid] => 12571 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 56-03/13 в отношении МУП «МПО» Водоканал [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12571 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404986509 [changed] => 1404986509 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404986509 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 9 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Наталья Сергеевна — главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ответчика, действующего на основании доверенности,

в отсутствие заявителей, надлежащим образом уведомленных о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 56-03/13 по признакам нарушения МУП «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили жалобы жителей г. Верхего Уфалея Челябинской области <...>, <...> на действия МУП «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал (далее — МУП «МПО» Водоканал), выразившиеся в уклонении от выдачи технических условий (технических данных) для установки общедомовых приборов учета воды, навязывании услуг по установке общедомовых приборов учета, установлении необоснованно высоких цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды.

Из материалов по жалобе <...> следует.

30.07.2013 собственник жилого помещения дома <...> по ул. Ленина г. Верхнего Уфалея <...> (старший по дому) обратился с заявлением в МУП «МПО» Водоканал о выдаче технических условий на установку узла учета холодного водоснабжения

На заявление <...> МУП «МПО» Водоканал в своем письме от 01.08.2013 сообщило об отказе в выдаче технических условий на установку общедомого прибора учета холодной воды по причине того, что технические условия уже выданы подрядной организации ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета потребления холодной воды.

02.08.2013 с аналогичным заявлением в МУП «МПО» Водоканал обратилась инициативная группа собственников жилых помещений дома <...> по ул. Ленина г. Верхнего Уфалея.

На указанное заявление 10.09.2013 МУП «МПО» Водоканал направило ответ, в котором отказало в выдаче испрашиваемых технических условий по причине того, что не были представлены сведения, необходимые для выдачи технических условий, свидетельствующие о том, что установка общедомового узла коммерческого учета холодной воды является реконструкцией многоквартирного дома, а также отсутствует соответствующая заявка об изменении нагрузки водоснабжения, с приложением соответствующих документов, в том числе документов, подтверждающих полномочия представителя.

Кроме того, МУП «МПО» Водоканал сообщило о том, что исходные данные, необходимые для организации узлов коммерческого учета, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений общедомовых (коллективных) приборов учета, представлены МУП «МПО» Водоканал ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору.

По указанному договору ФГУП «НПО автоматики» уже были проведены работы по предварительному обследованию. Разработан и согласован с МУП «МПО» Водоканал проект, а также изготовлен узел учета.

Из материалов по жалобе <...> следует.

29.07.2013 собственники жилых помещений дома <...> по ул. Прямцина г. Верхнего Уфалея ) обратились с заявлением в МУП «МПО» Водоканал о выдаче технических условий на установку узла учета холодного водоснабжения

На указанное заявление МУП «МПО» Водоканал в своем письме от 19.08.2013 сообщило об отказе выдачи технических условий на установку общедомого прибора учета холодной воды по причине того, что технические условия уже выданы подрядной организации ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета потребления холодной воды.

В рамках рассмотрения указанных жалоб, а также в ходе рассмотрения настоящего дела от МУП «МПО» Водоканал были истребованы пояснения по доводам, изложенным в жалобах.

МУП «МПО» Водоканал представило следующие пояснения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 названной статьи Закона «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Положениями части 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.07.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В соответствии с пунктом 12 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют и которые в нарушение требований Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Поскольку ни управляющие компании, ни собственники многоквартирных домов не исполнили обязательства по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения в установленный законом срок, а именно до 1 июля 2012 года, во исполнение Закона «Об энергосбережении», с целью оборудования многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа общедомовыми узлами коммерческого учета холодного водоснабжения МУП «МПО» Водоканал 30 апреля 2013 года заключило с ФГУП «НПО автоматики» договор на установку общедомовых приборов учета холодной воды.

После заключения указанного договора, проводя работы по установке общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах в Верхнеуфалейском городском округе, МУП «МПО» Водоканал столкнулось с отказом собственников многоквартирных домов в допуске представителей МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» для установки общедомовых приборов учета холодной воды.

В частности, в начале июля 2013 года жители многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Прямицына, <...> и ул. Ленина, <...>, не допустили представителей ФГУП «НПО» автоматики» для выполнения работ по установке общедомового прибора учета холодной воды в соответствии с графиком прекращения холодного водоснабжения по Верхнеуфалейскому городскому округу.

МУП «МПО» Водоканал уведомило всех собственников многоквартирных домов о необходимости установки общедомовых приборов учета холодной воды в феврале 2013 года на квитанциях собственников квартир многоквартирных домов, в марте - апреле 2013 года были развешаны объявления на всех подъездах многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа, а также в 2012 году Администрацией Верхнеуфалейского городского округа трижды была опубликована информация об установке общедомовых приборов учета.

Но только после того как МУП «МПО» Водоканал силами подрядной организации начали работы по установке общедомовых приборов учета холодной воды собственники многоквартирных домов стали обращаться по поводу выдачи технических условий, на что были получены отказы.

В соответствии с пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила определения и предоставления технических условий), технические условия предоставляются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства по обращению правообладателя земельного участка в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки.

Согласно пункту 1 Правил определения и предоставления технических условий, настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Следовательно, Правила определения и предоставления технических условий применяются в случае подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

МУП «МПО» Водоканал не предоставило собственникам МКД по ул. Прямицина, <...> и ул. Ленина, <...> г. Верхнего Уфалея Челябинской области технические условия на установку общедомового узла учета воды, в связи с тем, что установка общедомового прибора учета холодной воды в доме № <...> по ул. Прямицина и доме № <...> по ул. Ленина не приводит к изменениям параметров инженерных коммуникаций и не является реконструкцией многоквартирного дома, а также в связи с отсутствием соответствующей заявки об изменении нагрузки водоснабжения, с приложением соответствующих документов.

Однако до начала разработки технической документации проектирование узла учета по заявке собственники могли получить в МУП «МПО» Водоканал исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений. Соответствующих заявок в адрес предприятия не поступало.

Кроме того, представителям собственников многоквартирных домов было разъяснено, что проектная документация на общедомовые узлы коммерческого учета холодного водоснабжения уже согласована с МУП «МПО» Водоканал подрядной организациейФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета в рамках которого, подрядная организация по заданию МУП «МПО» Водоканал, в том числе разработала проектную документацию на общедомовые узлы коммерческого учета холодного водоснабжения.

По поводу цены на услуги по установке общедомовых приборов учета воды МУП «МПО» Водоканал сообщило следующее.

Цена на установку общедомовых приборов учета холодной воды определена в проектных спецификациях узлов коммерческого учета холодного водоснабжения к договору от 30.04.2013 № ОКБ/315-13 между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики», которая включает в себя полную стоимость работ по установке узлов учета холодного водоснабжения и диспетчеризацию.

В настоящее время выполняются работы по установке общедомовых приборов учета без диспетчеризации, которые и будут предъявлены собственникам МКД после подписания акта выполненных работ на основании индивидуальных спецификаций по каждому многоквартирному дому.

Дополнительно МУП «МПО» Водоканал представило следующие сведения.

МУП «МПО» Водоканал в 2012 году установку общедомовых приборов учета воды не осуществляло в связи с отсутствием обращений об установке общедомовых приборов учета холодной воды, как со стороны собственников многоквартирных домов, так и со стороны управляющих компаний.

По поводу цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды сообщило о том, что типовые локальные сметы установки узла коммерческого учета холодного водоснабжения по типам диаметров (32 мм, 40 мм и 50 мм) размещены на официальном сайте администрации Верхнеуфалейского городского округа (http://Lilalevadmin.ru/), окончательная цена может измениться на основании локальных смет установки общедомовых приборов учета холодной воды по конкретным многоквартирным домам. В настоящее время корректировка типовых локальных смет установки общедомовых приборов учета холодной воды для многоквартирных домов по ул. Прямицина, <...> и ул. Ленина, <...> г. Верхнего Уфалея Челябинской области возможна только после допуска собственниками указанных многоквартирных домов представителей МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» в подвальные помещения для определения фактического объема работ.

Рассмотрев указанные жалобы Челябинское УФАС России пришло к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона «О защите конкуренции»).

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области по итогам 2012, 2013 годов. На основании проведенного анализа положение МУП «МПО» Водоканал на указанном рынке было признано доминирующим.

В силу своего доминирующего положения МУП «МПО» Водоканал обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке), помимо того, что хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке, необходимо установить, что хозяйствующий субъект осуществлил действия, запрещенные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

При этом наступление последствий от действий хозяйствующего субъекта должно являться следствием злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами дела доказательства, Челябинское УФАС России приходит к выводу о недоказанности доводов заявителей об уклонении МУП «МПО» Водоканал от выдачи технических условий (технических данных) для установки общедомовых приборов учета воды, навязывании услуг по установке общедомовых приборов учета, а также установлении необоснованно высоких цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды по следующим основаниям.

  1. В период обращения заявителей в МУП «МПО» Водоканал (июль-август 2013 года) с заявлением о выдаче технических условий на установку общедомовых приборов учета холодной воды законодательство Российской Федерации не содержало правовых норм, устанавливающих обязанность ресурсоснабжающих организаций или лиц их представляющих, предоставлять такие технические условия.

  2. В рамках рассмотрения дела установлено, что с 1 июня 2012 года ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, является ООО «Городской водопровод».

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 31.05.2012 №16/1 «Об установлении тарифов для ООО «Городской водопровод» на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области», установлены тарифы для ООО «Городской водопровод».

Между ООО «Городской водопровод» и МУП «МПО» Водоканал заключен агентский договор от 01.06.2012 № 1, в соответствии с которым МУП «МПО» Водоканал обязуется за вознаграждение совершать по поручению ООО «Городской водопровод» от своего имени, но за счет принципала, юридические и фактические действия по организации деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды и заключать договоры, связанные с выполнением агентского договора.

Таким образом, обязанность МУП «МПО» Водоканал по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды по истечении срока, установленного Законом «Об энергосбережении», в который собственники общедомового имущества не произвели установку общедомового прибора (узла) учета холодной воды, вытекает из договора.

3. Челябинским УФАС России проведен анализ формирования стоимости на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, предлагаемой МУП «МПО» Водоканал.

В рамках проведения указанного анализа у МУП «МПО» Водоканал запрошена информация о порядке формирования стоимости на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, внутренние документы (методики, положения и т.п.), регламентирующие порядок установления размера платы за установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды.

По результатам исследования полученной информации и документов Челябинским УФАС России установлено следующее.

На территории города Верхний Уфалей Челябинской области услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в 2013 году осуществляли две организации: ООО «ЖЭУ №1» и МУП «МПО» Водоканал.

ООО «ЖЭУ №1» устанавливало общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды собственными силами, МУП «МПО» Водоканал через подрядную организацию ФГУП «НПО автоматики».

Установка и цены на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в Верхнеуфалейском городском округе Челябинской области согласованы с Администрацией Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. Письмом от 30.05.2013 исх. № 985 Глава Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области сообщил, что договор между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» на проектирование, монтаж и пуско-наладку узлов коммерческого учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области не требует согласия собственника, так как не является крупной сделкой, потому что указанные действия не связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества унитарным предприятием.

Цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в городе Верхний Уфалей Челябинской области, установленные МУП «МПО» Водоканал, незначительно превышают среднеотраслевые показатели по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в Челябинской области, но не превышают среднеотраслевых показателей в других регионах Российской Федерации.

Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, установленные МУП «МПО» Водоканал, являются монопольно высокими в соответствии со статьей 6 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в данной ситуации следует учесть, что МУП «МПО» Водоканал, осуществляет деятельность по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды на территории города Верхний Уфалей Челябинской области через подрядную организацию ФГУП «НПО автоматики», ФГУП «НПО автоматики» для установки общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды использует современное и технологичное оборудование с дополнительными возможностями, соответственно более дорогостоящее, чем, например, ООО «ЖЭУ №1».

Также следует учесть, что стоимость работ по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды зависит от многих факторов, в том числе от:

- индивидуальных технических характеристик многоквартирного дома, в котором установлены либо планируются к установке общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды (количество вводов, состояние внутридомовых инженерных сетей и т.д.);

- наличия либо отсутствия отсрочки по оплате установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также от периода времени на который предоставляется рассрочка;

- налогового режима (с НДС либо без НДС работает подрядная организация);

- типов устанавливаемых приборов учета (механические, электромагнитные, ультразвуковые и другие);

- классов точности приборов учета и других факторов.

Согласно полученным сведениям стоимость установки общедомового прибора (узла) учета холодной воды жильцы многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области будут возмещать на основании счетов, выставленных для МУП «МПО» Водоканал подрядной организацией ФГУП «НПО автоматики», после подписания акта приема-передачи услуг по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в соответствии с локальными сметами на каждый многоквартирный дом.

Расчеты по возмещению стоимости услуг диспетчеризации будет производить МУП «МПО» Водоканал в соответствии с агентским договором, заключенным с ООО «Городской водопровод» от 01.06.2012 № 1.

Таким образом, признаки установления необоснованно высокой цены на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды Челябинским УФАС России не выявлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу в отношении МУП «МПО» Водоканал по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Н.С. Лупанова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 9 апреля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;

 

Дозморова Динара Александровна — начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Наталья Сергеевна — главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ответчика, действующего на основании доверенности,

в отсутствие заявителей, надлежащим образом уведомленных о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 56-03/13 по признакам нарушения МУП «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили жалобы жителей г. Верхего Уфалея Челябинской области <...>, <...> на действия МУП «Многопрофильное производственное объединение» Водоканал (далее — МУП «МПО» Водоканал), выразившиеся в уклонении от выдачи технических условий (технических данных) для установки общедомовых приборов учета воды, навязывании услуг по установке общедомовых приборов учета, установлении необоснованно высоких цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды.

Из материалов по жалобе <...> следует.

30.07.2013 собственник жилого помещения дома <...> по ул. Ленина г. Верхнего Уфалея <...> (старший по дому) обратился с заявлением в МУП «МПО» Водоканал о выдаче технических условий на установку узла учета холодного водоснабжения

На заявление <...> МУП «МПО» Водоканал в своем письме от 01.08.2013 сообщило об отказе в выдаче технических условий на установку общедомого прибора учета холодной воды по причине того, что технические условия уже выданы подрядной организации ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета потребления холодной воды.

02.08.2013 с аналогичным заявлением в МУП «МПО» Водоканал обратилась инициативная группа собственников жилых помещений дома <...> по ул. Ленина г. Верхнего Уфалея.

На указанное заявление 10.09.2013 МУП «МПО» Водоканал направило ответ, в котором отказало в выдаче испрашиваемых технических условий по причине того, что не были представлены сведения, необходимые для выдачи технических условий, свидетельствующие о том, что установка общедомового узла коммерческого учета холодной воды является реконструкцией многоквартирного дома, а также отсутствует соответствующая заявка об изменении нагрузки водоснабжения, с приложением соответствующих документов, в том числе документов, подтверждающих полномочия представителя.

Кроме того, МУП «МПО» Водоканал сообщило о том, что исходные данные, необходимые для организации узлов коммерческого учета, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений общедомовых (коллективных) приборов учета, представлены МУП «МПО» Водоканал ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору.

По указанному договору ФГУП «НПО автоматики» уже были проведены работы по предварительному обследованию. Разработан и согласован с МУП «МПО» Водоканал проект, а также изготовлен узел учета.

Из материалов по жалобе <...> следует.

29.07.2013 собственники жилых помещений дома <...> по ул. Прямцина г. Верхнего Уфалея ) обратились с заявлением в МУП «МПО» Водоканал о выдаче технических условий на установку узла учета холодного водоснабжения

На указанное заявление МУП «МПО» Водоканал в своем письме от 19.08.2013 сообщило об отказе выдачи технических условий на установку общедомого прибора учета холодной воды по причине того, что технические условия уже выданы подрядной организации ФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета потребления холодной воды.

В рамках рассмотрения указанных жалоб, а также в ходе рассмотрения настоящего дела от МУП «МПО» Водоканал были истребованы пояснения по доводам, изложенным в жалобах.

МУП «МПО» Водоканал представило следующие пояснения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 названной статьи Закона «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Положениями части 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.07.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В соответствии с пунктом 12 Закона «Об энергосбережении» с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют и которые в нарушение требований Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Поскольку ни управляющие компании, ни собственники многоквартирных домов не исполнили обязательства по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения в установленный законом срок, а именно до 1 июля 2012 года, во исполнение Закона «Об энергосбережении», с целью оборудования многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа общедомовыми узлами коммерческого учета холодного водоснабжения МУП «МПО» Водоканал 30 апреля 2013 года заключило с ФГУП «НПО автоматики» договор на установку общедомовых приборов учета холодной воды.

После заключения указанного договора, проводя работы по установке общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах в Верхнеуфалейском городском округе, МУП «МПО» Водоканал столкнулось с отказом собственников многоквартирных домов в допуске представителей МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» для установки общедомовых приборов учета холодной воды.

В частности, в начале июля 2013 года жители многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Прямицына, <...> и ул. Ленина, <...>, не допустили представителей ФГУП «НПО» автоматики» для выполнения работ по установке общедомового прибора учета холодной воды в соответствии с графиком прекращения холодного водоснабжения по Верхнеуфалейскому городскому округу.

МУП «МПО» Водоканал уведомило всех собственников многоквартирных домов о необходимости установки общедомовых приборов учета холодной воды в феврале 2013 года на квитанциях собственников квартир многоквартирных домов, в марте - апреле 2013 года были развешаны объявления на всех подъездах многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа, а также в 2012 году Администрацией Верхнеуфалейского городского округа трижды была опубликована информация об установке общедомовых приборов учета.

Но только после того как МУП «МПО» Водоканал силами подрядной организации начали работы по установке общедомовых приборов учета холодной воды собственники многоквартирных домов стали обращаться по поводу выдачи технических условий, на что были получены отказы.

В соответствии с пунктом 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила определения и предоставления технических условий), технические условия предоставляются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства по обращению правообладателя земельного участка в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки.

Согласно пункту 1 Правил определения и предоставления технических условий, настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Следовательно, Правила определения и предоставления технических условий применяются в случае подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

МУП «МПО» Водоканал не предоставило собственникам МКД по ул. Прямицина, <...> и ул. Ленина, <...> г. Верхнего Уфалея Челябинской области технические условия на установку общедомового узла учета воды, в связи с тем, что установка общедомового прибора учета холодной воды в доме № <...> по ул. Прямицина и доме № <...> по ул. Ленина не приводит к изменениям параметров инженерных коммуникаций и не является реконструкцией многоквартирного дома, а также в связи с отсутствием соответствующей заявки об изменении нагрузки водоснабжения, с приложением соответствующих документов.

Однако до начала разработки технической документации проектирование узла учета по заявке собственники могли получить в МУП «МПО» Водоканал исходные данные, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений. Соответствующих заявок в адрес предприятия не поступало.

Кроме того, представителям собственников многоквартирных домов было разъяснено, что проектная документация на общедомовые узлы коммерческого учета холодного водоснабжения уже согласована с МУП «МПО» Водоканал подрядной организациейФГУП «НПО автоматики» по существующему между организациями договору на установку общедомовых узлов коммерческого учета в рамках которого, подрядная организация по заданию МУП «МПО» Водоканал, в том числе разработала проектную документацию на общедомовые узлы коммерческого учета холодного водоснабжения.

По поводу цены на услуги по установке общедомовых приборов учета воды МУП «МПО» Водоканал сообщило следующее.

Цена на установку общедомовых приборов учета холодной воды определена в проектных спецификациях узлов коммерческого учета холодного водоснабжения к договору от 30.04.2013 № ОКБ/315-13 между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики», которая включает в себя полную стоимость работ по установке узлов учета холодного водоснабжения и диспетчеризацию.

В настоящее время выполняются работы по установке общедомовых приборов учета без диспетчеризации, которые и будут предъявлены собственникам МКД после подписания акта выполненных работ на основании индивидуальных спецификаций по каждому многоквартирному дому.

Дополнительно МУП «МПО» Водоканал представило следующие сведения.

МУП «МПО» Водоканал в 2012 году установку общедомовых приборов учета воды не осуществляло в связи с отсутствием обращений об установке общедомовых приборов учета холодной воды, как со стороны собственников многоквартирных домов, так и со стороны управляющих компаний.

По поводу цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды сообщило о том, что типовые локальные сметы установки узла коммерческого учета холодного водоснабжения по типам диаметров (32 мм, 40 мм и 50 мм) размещены на официальном сайте администрации Верхнеуфалейского городского округа (http://Lilalevadmin.ru/), окончательная цена может измениться на основании локальных смет установки общедомовых приборов учета холодной воды по конкретным многоквартирным домам. В настоящее время корректировка типовых локальных смет установки общедомовых приборов учета холодной воды для многоквартирных домов по ул. Прямицина, <...> и ул. Ленина, <...> г. Верхнего Уфалея Челябинской области возможна только после допуска собственниками указанных многоквартирных домов представителей МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» в подвальные помещения для определения фактического объема работ.

Рассмотрев указанные жалобы Челябинское УФАС России пришло к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона «О защите конкуренции»).

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды на территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области по итогам 2012, 2013 годов. На основании проведенного анализа положение МУП «МПО» Водоканал на указанном рынке было признано доминирующим.

В силу своего доминирующего положения МУП «МПО» Водоканал обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке), помимо того, что хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке, необходимо установить, что хозяйствующий субъект осуществлил действия, запрещенные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

При этом наступление последствий от действий хозяйствующего субъекта должно являться следствием злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами дела доказательства, Челябинское УФАС России приходит к выводу о недоказанности доводов заявителей об уклонении МУП «МПО» Водоканал от выдачи технических условий (технических данных) для установки общедомовых приборов учета воды, навязывании услуг по установке общедомовых приборов учета, а также установлении необоснованно высоких цен на услуги по установке общедомовых приборов учета воды по следующим основаниям.

  1. В период обращения заявителей в МУП «МПО» Водоканал (июль-август 2013 года) с заявлением о выдаче технических условий на установку общедомовых приборов учета холодной воды законодательство Российской Федерации не содержало правовых норм, устанавливающих обязанность ресурсоснабжающих организаций или лиц их представляющих, предоставлять такие технические условия.

  2. В рамках рассмотрения дела установлено, что с 1 июня 2012 года ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, является ООО «Городской водопровод».

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 31.05.2012 №16/1 «Об установлении тарифов для ООО «Городской водопровод» на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области», установлены тарифы для ООО «Городской водопровод».

Между ООО «Городской водопровод» и МУП «МПО» Водоканал заключен агентский договор от 01.06.2012 № 1, в соответствии с которым МУП «МПО» Водоканал обязуется за вознаграждение совершать по поручению ООО «Городской водопровод» от своего имени, но за счет принципала, юридические и фактические действия по организации деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды и заключать договоры, связанные с выполнением агентского договора.

Таким образом, обязанность МУП «МПО» Водоканал по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета холодной воды по истечении срока, установленного Законом «Об энергосбережении», в который собственники общедомового имущества не произвели установку общедомового прибора (узла) учета холодной воды, вытекает из договора.

3. Челябинским УФАС России проведен анализ формирования стоимости на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, предлагаемой МУП «МПО» Водоканал.

В рамках проведения указанного анализа у МУП «МПО» Водоканал запрошена информация о порядке формирования стоимости на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, внутренние документы (методики, положения и т.п.), регламентирующие порядок установления размера платы за установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды.

По результатам исследования полученной информации и документов Челябинским УФАС России установлено следующее.

На территории города Верхний Уфалей Челябинской области услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в 2013 году осуществляли две организации: ООО «ЖЭУ №1» и МУП «МПО» Водоканал.

ООО «ЖЭУ №1» устанавливало общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды собственными силами, МУП «МПО» Водоканал через подрядную организацию ФГУП «НПО автоматики».

Установка и цены на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в Верхнеуфалейском городском округе Челябинской области согласованы с Администрацией Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. Письмом от 30.05.2013 исх. № 985 Глава Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области сообщил, что договор между МУП «МПО» Водоканал и ФГУП «НПО автоматики» на проектирование, монтаж и пуско-наладку узлов коммерческого учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области не требует согласия собственника, так как не является крупной сделкой, потому что указанные действия не связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества унитарным предприятием.

Цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в городе Верхний Уфалей Челябинской области, установленные МУП «МПО» Водоканал, незначительно превышают среднеотраслевые показатели по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в Челябинской области, но не превышают среднеотраслевых показателей в других регионах Российской Федерации.

Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что цены на установку общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды, установленные МУП «МПО» Водоканал, являются монопольно высокими в соответствии со статьей 6 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в данной ситуации следует учесть, что МУП «МПО» Водоканал, осуществляет деятельность по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды на территории города Верхний Уфалей Челябинской области через подрядную организацию ФГУП «НПО автоматики», ФГУП «НПО автоматики» для установки общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды использует современное и технологичное оборудование с дополнительными возможностями, соответственно более дорогостоящее, чем, например, ООО «ЖЭУ №1».

Также следует учесть, что стоимость работ по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды зависит от многих факторов, в том числе от:

- индивидуальных технических характеристик многоквартирного дома, в котором установлены либо планируются к установке общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды (количество вводов, состояние внутридомовых инженерных сетей и т.д.);

- наличия либо отсутствия отсрочки по оплате установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также от периода времени на который предоставляется рассрочка;

- налогового режима (с НДС либо без НДС работает подрядная организация);

- типов устанавливаемых приборов учета (механические, электромагнитные, ультразвуковые и другие);

- классов точности приборов учета и других факторов.

Согласно полученным сведениям стоимость установки общедомового прибора (узла) учета холодной воды жильцы многоквартирных домов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области будут возмещать на основании счетов, выставленных для МУП «МПО» Водоканал подрядной организацией ФГУП «НПО автоматики», после подписания акта приема-передачи услуг по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды в соответствии с локальными сметами на каждый многоквартирный дом.

Расчеты по возмещению стоимости услуг диспетчеризации будет производить МУП «МПО» Водоканал в соответствии с агентским договором, заключенным с ООО «Городской водопровод» от 01.06.2012 № 1.

Таким образом, признаки установления необоснованно высокой цены на услуги по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды Челябинским УФАС России не выявлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить производство по делу в отношении МУП «МПО» Водоканал по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

Н.С. Лупанова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 56-03/13 [format] => [safe_value] => № 56-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-21 09:59:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-21 09:59:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404986509 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )