Предупреждение № 50 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»

Номер дела: № 50
Дата публикации: 11 декабря 2013, 08:54

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 50

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 декабря 2013 года г. Челябинск

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившихся в уклонении от заключения с гр. <...> договора на присоединение принадлежащего последней газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» по цене, которая должна быть утверждена Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО Челябинской области»), признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем обращения в ГК «ЕТО Челябинской области» с заявлением на установление размера платы за технологическое присоединение объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к вашей газораспределительной сети, и направления проекта договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к вашей газораспределительной сети, в течение десяти рабочих дней, исчисляемых со дня поступления в ваш адрес данного предупреждения.

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

Согласно ответу Администрации Коркинского городского поселения вх. 25.10.2013 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на территории Коркинского городского поселения является единственной организацией, выдающей технические условия на присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

Исходя из установленных в рамках рассмотрения заявления гр. <...> вх. 02.10.2013 № 11976 обстоятельств, последняя, имея намерение осуществить присоединение принадлежащего ей жилого дома к газораспределительной сети, 05.03.2013 вх. № 116 обратилась в ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявлением о выдаче технических условий на газоснабжение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Островского, <...>.

26.03.2013 исх. № 836 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» отказало гр. <...> в предоставлении технических условий по причине отсутствия технической возможности подключения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, отметив, что технические условия могут быть выданы при выполнении организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, за счет средств правообладателя земельного участка работ (реконструкции системы газоснабжения), необходимых для подключения к сетям газоснабжения.

На обращение Главы Коркинского городского поселения от 20.09.2013 № 02/1918 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» о возможности подключения жилого дома, принадлежащего гр. <...>, ответило, что существующие сети газоснабжения, проложенные в границах земельного участка, на котором расположен данный объект, не способны обеспечить транспортировку газа для дополнительных потребителей. Подключение возможно при выполнении мероприятий по реконструкции существующих сетей газоснабжения.

25.10.2013 вх. 1410 гр. <...> в адрес ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заявление о выдаче технических условий на газоснабжение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Островского, <...> подано повторно.

14.11.2013 гр. <...> были выданы технические условия б/н на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, согласно которым подключение возможно с момента выдачи данных ТУ.

Заявления от ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования гр. <...> к газораспределительным сетям указанной организации в ГК «ЕТО Челябинской области» не поступало, что подтверждено в письме от 27.11.2013 исх. № ВС-27/3916 (вх. 27.11.2013 № 2189).

Также проект договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к газораспределительной сети по цене, определённой регулирующим органом, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заявителю не направляло.

Исходя из Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), подключение объекта капительного строительства к газораспределительной сети — это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

То есть подключение объекта к газораспределительной сети – это создание технической возможности для осуществления подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

Пунктом 10 Правил № 83 установлено, что после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения (врезки) указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком.

Из толкования данных положений следует, что работы по подключению и по присоединению объекта капитального строительства к газораспределительной сети могут, но не должны выполняться по отдельным договорам, и подлежат исполнению одним и тем же лицом, выдавшим технические условия на присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

В силу положений Правил № 83 плата за подключение устанавливается органом местного самоуправления, тогда как плата за работы по присоединению (врезке) не включается в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение, а формируется исполнителем работ самостоятельно.

Однако, 8 июня 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Закон о газоснабжении был дополнен ст. 23.2 - «Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

Согласно ответу Федеральной службы по тарифам исх. от 29.08.2013 № ДС-8410/9 (вх. 27.08.2013 № 10385) на сделанный в рамках специализации запрос Челябинского УФАС России от 17.06.2013 № 6102/04 в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, Правил подключения к сетям газораспределения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации», которым должны быть внесены изменения в действующее законодательство в части определения основных подходов к регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Согласно определению понятия «подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения», приведенному в Проекте указанного постановления, - это совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому строящемуся (построенному, реконструируемому) объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения, включая врезку и пуск газа.

Фактическое присоединение – комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.

Кроме того, законопроектом установлено, что подключение к сети газораспределения осуществляется исполнителем (газораспределительная организация, владеющая на законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта капитального строительства) на основании единого договора о подключении.

На основании изложенного, Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что в настоящее время газораспределительной организацией должен заключаться единый договор об осуществлении технологического подключения (присоединения) по утвержденной регулирующим органом плате.

Как указала Федеральная служба по тарифам в письме исх. от 29.08.2013 № ДС-8410/9 (вх. 27.08.2013 № 10385) содержание методических указаний по расчету платы технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, будет зависеть от содержания постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, Правил подключения к сетям газораспределения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 1 постановления Губернатора Челябинской области от 16.05.2013 № 144 «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477» размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов» устанавливает ГК «ЕТО Челябинской области».

В соответствии с письмом ГК «ЕТО Челябинской области» вх. 05.08.2013 № 9299 установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям производится по заявлению газораспределительной организации.

Челябинское УФАС России отмечает, что газораспределительная организация, выдавшая технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, определяющие техническую возможность подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, обязана обратиться в регулирующий орган за утверждением платы за технологическое присоединение данного объекта заказчика независимо от того, будет ли заказчик осуществлять технологическое присоединение.

В связи с чем, довод ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», изложенный в письме от 27.11.2013 исх. № ВС-27/3916 (вх. 27.11.2013 № 2189), о том, что поскольку гр. <...> не подавала заявление о подключении к газораспределительной сети, основания для обращения в ГК «ЕТО Челябинской области» за установлением размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям отсутствуют, подлежит отклонению, поскольку для принятия решения о подписании договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации к газораспределительной сети потребителю должен быть известен размер стоимости такого присоединения ввиду существенного характера данного условия.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» должно направить гр. <...> проект договора на технологическое подключение (присоединение) принадлежащего ей объекта газификации к газораспределительной сети на условиях применения цены, которая будет утверждена регулирующим органом.

ОАО «Челябинскгазком» приказом ФСТ России от 30 августа 2010 года № 417-э (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2010 года, регистрационный № 19001) внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2013 года № 1484-э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» организацию под регистрационным № 74.2.21 следует именовать Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» вместо Открытое акционерное общество «Челябинскгазком».

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного государственным органом порядка ценообразования.

Учитывая, что «Газпром газораспределение Челябинск» является субъектом естественной монополии, на него должны распространяться запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от

заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России до 31 декабря 2013 года.

Согласно ч. 7 ст. 48 Закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководитель

А.А. Козлова

stdClass Object ( [vid] => 10415 [uid] => 5 [title] => Предупреждение № 50 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10415 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388458543 [changed] => 1388458543 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388458543 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 50

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 декабря 2013 года г. Челябинск

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившихся в уклонении от заключения с гр. <...> договора на присоединение принадлежащего последней газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» по цене, которая должна быть утверждена Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО Челябинской области»), признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем обращения в ГК «ЕТО Челябинской области» с заявлением на установление размера платы за технологическое присоединение объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к вашей газораспределительной сети, и направления проекта договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к вашей газораспределительной сети, в течение десяти рабочих дней, исчисляемых со дня поступления в ваш адрес данного предупреждения.

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

Согласно ответу Администрации Коркинского городского поселения вх. 25.10.2013 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на территории Коркинского городского поселения является единственной организацией, выдающей технические условия на присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

Исходя из установленных в рамках рассмотрения заявления гр. <...> вх. 02.10.2013 № 11976 обстоятельств, последняя, имея намерение осуществить присоединение принадлежащего ей жилого дома к газораспределительной сети, 05.03.2013 вх. № 116 обратилась в ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявлением о выдаче технических условий на газоснабжение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Островского, <...>.

26.03.2013 исх. № 836 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» отказало гр. <...> в предоставлении технических условий по причине отсутствия технической возможности подключения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, отметив, что технические условия могут быть выданы при выполнении организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, за счет средств правообладателя земельного участка работ (реконструкции системы газоснабжения), необходимых для подключения к сетям газоснабжения.

На обращение Главы Коркинского городского поселения от 20.09.2013 № 02/1918 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» о возможности подключения жилого дома, принадлежащего гр. <...>, ответило, что существующие сети газоснабжения, проложенные в границах земельного участка, на котором расположен данный объект, не способны обеспечить транспортировку газа для дополнительных потребителей. Подключение возможно при выполнении мероприятий по реконструкции существующих сетей газоснабжения.

25.10.2013 вх. 1410 гр. <...> в адрес ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заявление о выдаче технических условий на газоснабжение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Островского, <...> подано повторно.

14.11.2013 гр. <...> были выданы технические условия б/н на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, согласно которым подключение возможно с момента выдачи данных ТУ.

Заявления от ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования гр. <...> к газораспределительным сетям указанной организации в ГК «ЕТО Челябинской области» не поступало, что подтверждено в письме от 27.11.2013 исх. № ВС-27/3916 (вх. 27.11.2013 № 2189).

Также проект договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к газораспределительной сети по цене, определённой регулирующим органом, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заявителю не направляло.

Исходя из Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), подключение объекта капительного строительства к газораспределительной сети — это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

То есть подключение объекта к газораспределительной сети – это создание технической возможности для осуществления подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

Пунктом 10 Правил № 83 установлено, что после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения (врезки) указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком.

Из толкования данных положений следует, что работы по подключению и по присоединению объекта капитального строительства к газораспределительной сети могут, но не должны выполняться по отдельным договорам, и подлежат исполнению одним и тем же лицом, выдавшим технические условия на присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

В силу положений Правил № 83 плата за подключение устанавливается органом местного самоуправления, тогда как плата за работы по присоединению (врезке) не включается в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение, а формируется исполнителем работ самостоятельно.

Однако, 8 июня 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Закон о газоснабжении был дополнен ст. 23.2 - «Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

Согласно ответу Федеральной службы по тарифам исх. от 29.08.2013 № ДС-8410/9 (вх. 27.08.2013 № 10385) на сделанный в рамках специализации запрос Челябинского УФАС России от 17.06.2013 № 6102/04 в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, Правил подключения к сетям газораспределения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации», которым должны быть внесены изменения в действующее законодательство в части определения основных подходов к регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Согласно определению понятия «подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения», приведенному в Проекте указанного постановления, - это совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому строящемуся (построенному, реконструируемому) объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения, включая врезку и пуск газа.

Фактическое присоединение – комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.

Кроме того, законопроектом установлено, что подключение к сети газораспределения осуществляется исполнителем (газораспределительная организация, владеющая на законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта капитального строительства) на основании единого договора о подключении.

На основании изложенного, Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что в настоящее время газораспределительной организацией должен заключаться единый договор об осуществлении технологического подключения (присоединения) по утвержденной регулирующим органом плате.

Как указала Федеральная служба по тарифам в письме исх. от 29.08.2013 № ДС-8410/9 (вх. 27.08.2013 № 10385) содержание методических указаний по расчету платы технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, будет зависеть от содержания постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, Правил подключения к сетям газораспределения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 1 постановления Губернатора Челябинской области от 16.05.2013 № 144 «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477» размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов» устанавливает ГК «ЕТО Челябинской области».

В соответствии с письмом ГК «ЕТО Челябинской области» вх. 05.08.2013 № 9299 установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям производится по заявлению газораспределительной организации.

Челябинское УФАС России отмечает, что газораспределительная организация, выдавшая технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, определяющие техническую возможность подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, обязана обратиться в регулирующий орган за утверждением платы за технологическое присоединение данного объекта заказчика независимо от того, будет ли заказчик осуществлять технологическое присоединение.

В связи с чем, довод ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», изложенный в письме от 27.11.2013 исх. № ВС-27/3916 (вх. 27.11.2013 № 2189), о том, что поскольку гр. <...> не подавала заявление о подключении к газораспределительной сети, основания для обращения в ГК «ЕТО Челябинской области» за установлением размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям отсутствуют, подлежит отклонению, поскольку для принятия решения о подписании договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации к газораспределительной сети потребителю должен быть известен размер стоимости такого присоединения ввиду существенного характера данного условия.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» должно направить гр. <...> проект договора на технологическое подключение (присоединение) принадлежащего ей объекта газификации к газораспределительной сети на условиях применения цены, которая будет утверждена регулирующим органом.

ОАО «Челябинскгазком» приказом ФСТ России от 30 августа 2010 года № 417-э (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2010 года, регистрационный № 19001) внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2013 года № 1484-э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» организацию под регистрационным № 74.2.21 следует именовать Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» вместо Открытое акционерное общество «Челябинскгазком».

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного государственным органом порядка ценообразования.

Учитывая, что «Газпром газораспределение Челябинск» является субъектом естественной монополии, на него должны распространяться запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от

заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России до 31 декабря 2013 года.

Согласно ч. 7 ст. 48 Закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководитель

А.А. Козлова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 50

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 декабря 2013 года г. Челябинск

В связи с наличием в действиях ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», выразившихся в уклонении от заключения с гр. <...> договора на присоединение принадлежащего последней газоиспользующего оборудования к газораспределительной сети ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» по цене, которая должна быть утверждена Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО Челябинской области»), признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем обращения в ГК «ЕТО Челябинской области» с заявлением на установление размера платы за технологическое присоединение объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к вашей газораспределительной сети, и направления проекта договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к вашей газораспределительной сети, в течение десяти рабочих дней, исчисляемых со дня поступления в ваш адрес данного предупреждения.

При исполнении данного предупреждения необходимо учесть следующее.

Согласно ответу Администрации Коркинского городского поселения вх. 25.10.2013 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на территории Коркинского городского поселения является единственной организацией, выдающей технические условия на присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

Исходя из установленных в рамках рассмотрения заявления гр. <...> вх. 02.10.2013 № 11976 обстоятельств, последняя, имея намерение осуществить присоединение принадлежащего ей жилого дома к газораспределительной сети, 05.03.2013 вх. № 116 обратилась в ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» с заявлением о выдаче технических условий на газоснабжение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Островского, <...>.

26.03.2013 исх. № 836 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» отказало гр. <...> в предоставлении технических условий по причине отсутствия технической возможности подключения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, отметив, что технические условия могут быть выданы при выполнении организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, за счет средств правообладателя земельного участка работ (реконструкции системы газоснабжения), необходимых для подключения к сетям газоснабжения.

На обращение Главы Коркинского городского поселения от 20.09.2013 № 02/1918 ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» о возможности подключения жилого дома, принадлежащего гр. <...>, ответило, что существующие сети газоснабжения, проложенные в границах земельного участка, на котором расположен данный объект, не способны обеспечить транспортировку газа для дополнительных потребителей. Подключение возможно при выполнении мероприятий по реконструкции существующих сетей газоснабжения.

25.10.2013 вх. 1410 гр. <...> в адрес ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заявление о выдаче технических условий на газоснабжение объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. Островского, <...> подано повторно.

14.11.2013 гр. <...> были выданы технические условия б/н на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, согласно которым подключение возможно с момента выдачи данных ТУ.

Заявления от ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» на установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования гр. <...> к газораспределительным сетям указанной организации в ГК «ЕТО Челябинской области» не поступало, что подтверждено в письме от 27.11.2013 исх. № ВС-27/3916 (вх. 27.11.2013 № 2189).

Также проект договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации, принадлежащего гр. <...>, к газораспределительной сети по цене, определённой регулирующим органом, ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» заявителю не направляло.

Исходя из Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), подключение объекта капительного строительства к газораспределительной сети — это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

То есть подключение объекта к газораспределительной сети – это создание технической возможности для осуществления подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

Пунктом 10 Правил № 83 установлено, что после выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения (врезки) указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

Работы по присоединению могут осуществляться исполнителем на основании отдельного договора, заключаемого им с заказчиком.

Из толкования данных положений следует, что работы по подключению и по присоединению объекта капитального строительства к газораспределительной сети могут, но не должны выполняться по отдельным договорам, и подлежат исполнению одним и тем же лицом, выдавшим технические условия на присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

В силу положений Правил № 83 плата за подключение устанавливается органом местного самоуправления, тогда как плата за работы по присоединению (врезке) не включается в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение, а формируется исполнителем работ самостоятельно.

Однако, 8 июня 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Закон о газоснабжении был дополнен ст. 23.2 - «Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

Согласно ответу Федеральной службы по тарифам исх. от 29.08.2013 № ДС-8410/9 (вх. 27.08.2013 № 10385) на сделанный в рамках специализации запрос Челябинского УФАС России от 17.06.2013 № 6102/04 в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, Правил подключения к сетям газораспределения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации», которым должны быть внесены изменения в действующее законодательство в части определения основных подходов к регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Согласно определению понятия «подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения», приведенному в Проекте указанного постановления, - это совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому строящемуся (построенному, реконструируемому) объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения, включая врезку и пуск газа.

Фактическое присоединение – комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.

Кроме того, законопроектом установлено, что подключение к сети газораспределения осуществляется исполнителем (газораспределительная организация, владеющая на законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта капитального строительства) на основании единого договора о подключении.

На основании изложенного, Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что в настоящее время газораспределительной организацией должен заключаться единый договор об осуществлении технологического подключения (присоединения) по утвержденной регулирующим органом плате.

Как указала Федеральная служба по тарифам в письме исх. от 29.08.2013 № ДС-8410/9 (вх. 27.08.2013 № 10385) содержание методических указаний по расчету платы технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, будет зависеть от содержания постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, Правил подключения к сетям газораспределения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 1 постановления Губернатора Челябинской области от 16.05.2013 № 144 «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477» размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов» устанавливает ГК «ЕТО Челябинской области».

В соответствии с письмом ГК «ЕТО Челябинской области» вх. 05.08.2013 № 9299 установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям производится по заявлению газораспределительной организации.

Челябинское УФАС России отмечает, что газораспределительная организация, выдавшая технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, определяющие техническую возможность подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, обязана обратиться в регулирующий орган за утверждением платы за технологическое присоединение данного объекта заказчика независимо от того, будет ли заказчик осуществлять технологическое присоединение.

В связи с чем, довод ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», изложенный в письме от 27.11.2013 исх. № ВС-27/3916 (вх. 27.11.2013 № 2189), о том, что поскольку гр. <...> не подавала заявление о подключении к газораспределительной сети, основания для обращения в ГК «ЕТО Челябинской области» за установлением размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям отсутствуют, подлежит отклонению, поскольку для принятия решения о подписании договора на технологическое подключение (присоединение) объекта газификации к газораспределительной сети потребителю должен быть известен размер стоимости такого присоединения ввиду существенного характера данного условия.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации ОАО «Газпром газораспределение Челябинск» должно направить гр. <...> проект договора на технологическое подключение (присоединение) принадлежащего ей объекта газификации к газораспределительной сети на условиях применения цены, которая будет утверждена регулирующим органом.

ОАО «Челябинскгазком» приказом ФСТ России от 30 августа 2010 года № 417-э (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2010 года, регистрационный № 19001) внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 27 ноября 2013 года № 1484-э «О внесении изменений в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» организацию под регистрационным № 74.2.21 следует именовать Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Челябинск» вместо Открытое акционерное общество «Челябинскгазком».

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного государственным органом порядка ценообразования.

Учитывая, что «Газпром газораспределение Челябинск» является субъектом естественной монополии, на него должны распространяться запреты, установленные ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от

заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

О выполнении предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России до 31 декабря 2013 года.

Согласно ч. 7 ст. 48 Закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководитель

А.А. Козлова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 50 [format] => [safe_value] => № 50 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 52 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 52 [vid] => 3 [name] => Предупреждения и предостережения [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] =>

 

 

 

 

 

 

 

[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-11 02:54:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-11 02:54:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388458543 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )