Приключения конкуренции в стране монополистов

 

В России принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования до 2024 года. Ее главная задача — формирование институтов в области защиты и развития конкуренции, соответствующих лучшим мировым стандартам. Как же будет осуществляться реализация этой стратегии в нашей стране, где, как известно, монополии процветают?

Страна победившего монополизма

Для того чтобы понять, куда мы движемся, для начала стоит посмотреть, где мы находимся. К сожалению, в международных рейтингах по состоянию конкурентной среды в экономике Россия за последний год опустилась на несколько пунктов ниже. И это не случайно: начиная с эпохи перестройки существенную роль в экономике страны играют так называемые «естественные» монополии. Сегодня они сосредоточены в области транспортных перевозок и топливно-энергетического комплекса, то есть в отраслях, напрямую влияющих на формирование себестоимости продукции (поскольку каждое предприятие использует электроэнергию, почти каждое — перевозит грузы по железной дороге и т.д.).

Попытки реформирования сверхгигантов, разумеется, были: на основе расформированного РАО «ЕЭС России» сформировались генерирующие, сбытовые и передающие компании. Но сегодня относительно самостоятельные кураторы электрических сетей снова сливаются в единую Федеральную сетевую компанию. Приблизительно то же происходило и на железной дороге: региональные подразделения, имевшие когда-то хотя бы подобие свободы маневра, сегодня жестко подчинены центру.

Закон о естественных монополиях был принят еще в 1995 году и серьезно устарел. О необходимости его новой редакции говорил, например, глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев в ежегодном докладе о состоянии конкуренции Правительству Российской Федерации.

Кроме того, в наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции. Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений.

Антимонопольные надежды

Многие из направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Аналитики отмечают, что для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности.

На что же предлагает обратить внимание Стратегия? Прежде всего, антимонопольные органы обеспокоены ситуацией на рынке формирования государственного заказа и исполнения государственных контрактов. Сегодня государство является крупнейшим заказчиком, и потому борьбу за доступ к бюджетным ресурсам участники различных конкурсов, торгов и тендеров ведут иногда нечестным путем, организуя ценовые сговоры. Именно потому особыми пунктами Стратегии являются требование повышения эффективности торгов и развитие конкуренции при осуществлении закупок.

Кроме того, основными задачами провозглашаются развитие конкуренции на товарных рынках, развитие международной интеграции и совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества.

Стратегия дополняет и детализует перечень мероприятий, содержащийся в Дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», которая была принята Правительством РФ в декабре 2012 года. Мероприятия эти касались прежде всего развития конкуренции на рынке нефтепродуктов, лекарств и медицинских услуг, транспортных услуг и услуг связи, дошкольного образования.

Новая тактика ФАС

Кроме стратегии, очень важна и тактика конкретной работы с игроками рынка. Возможно, они уже привыкли видеть в антимонопольной службе только карающую организацию, выписывающую штрафы. Однако изменения законодательства сегодня усиливают профилактическую составляющую, и в арсенале ФАС появились «предостережение» и «предупреждение».

Предупреждение выдается, если какое-либо предприятие, занимающее доминирующее положение, уклоняется от заключения договора либо навязывает невыгодные условия договора. Предостережение адресовано всем остальным нарушителям антимонопольного законодательства, в том числе и тем, чьи публичные высказывания могут оказать влияние на рынок определенного товара.

Практика показала: такая работа приносит эффект. Так, в 2012 году антимонопольная служба выдала 1432 предупреждения и 73 предостережения. В 73% случаев реакция последовала незамедлительно: все отмеченные нарушения были исправлены в срок.

Международное сотрудничество

Большое внимание в Стратегии уделяется взаимодействию с международными организациями. И это понятно: опыт таких организаций, как, например ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, в которую Россия вступила в 2007 году) весьма полезен в контексте все большей глобализации экономики.
Комментарий эксперта

Анна Козлова, руководитель Челябинского УФАС России:

— Разумеется, развитие конкуренции требует серьезной многолетней работы. Мне думается, что постепенно уже принятый нашим правительством курс на сокращение чрезмерного государственного сектора в экономике России будет продолжаться. И постепенно это приведет к ослаблению давления естественных монополий. В качестве положительного примера можно привести грузовые и пассажирские перевозки: на этом рынке сегодня формируется конкурентная среда, которая позволяет хозяйствующим субъектам и потребителям выбрать оптимальный вариант.

Андрей Ваганов