Южноуральцы жалуются в УФАС на дорогие авиабилеты

Антимонопольная служба считает, что перевозчики могли сговориться

Почему из Екатеринбурга летать дешевле, чем из нашего города? Почему авиабилет до Москвы стоит в два раза дороже, чем до Рима через Санкт-Петербург? Почему можно добраться до Сочи за 4,5 тысячи рублей, а обратно за 17? С такими вопросами обращаются в региональный антимонопольный орган челябинцы. Люди все активнее пользуются услугами аэропорта, но не могут смириться с непонятным ценообразованием. И это неспроста.

— На рынке авиаперевозок есть серьезные проблемы, — говорит руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. — Некоторые компании занимают доминирующее положение по определенным направлениям. Например, случай с рейсом Челябинск — Сочи. Поэтому мы будем разбираться, почему так разнятся цены туда и обратно. В Москву летает много авиаперевозчиков. Казалось бы, должна быть хорошая конкуренция, а в результате приятные цены. Но мы видим обратную ситуацию. Несколько компаний одновременно повышают стоимость авиабилетов. Мы усмотрели в этом признаки антиконкурентного соглашения. Сейчас проверяем ценообразование.

Похожая ситуация была на рынке маршрутных перевозок в Магнитогорске. Напомним, зимой стоимость проезда во всех «Газелях» подняли с 15 до 20 рублей — выше максимума, установленного Единым тарифным органом. Когда пассажиры взбунтовались, опустили до 18 рублей. Сейчас готовится судебное решение по этому делу.

ТАКОЙ ГАЗ НЕ ДЛЯ НАС

Кроме вышеперечисленного, южноуральцев очень волнуют коммунальные услуги. Например, то, что провести газ на деревенской улице стоит баснословных денег.

— К нам обратился отец пятерых детей, с которого за данную услугу попросили 85 тысяч рублей, — рассказывают в региональном УФАС. — Потом ему пересчитали стоимость, сделали скидку в индивидуальном порядке. Но это тоже неправильный выход, так как получается дискриминация остальных клиентов. С июля этого года цену каждой врезки проверяет Единый тарифный орган. Работы, конечно, у него прибавилось из-за этого сильно.

УФАС ОБВИНИЛИ... В РАСИЗМЕ

Всегда вызывает жаркие споры неэтичная реклама. В городе появились баннеры, на которых изображена пикантная ситуация: в европейской семье родился очень смуглый малыш. Акушер смотрит на молодого отца, а тот... демонстрирует все свои белоснежные 32 зуба. Ведь это реклама стоматологической клиники! И слоган: «Улыбайся даже в самых сложных ситуациях!» Это можно счесть за юмор. Но в антимонопольном комитете решили: создается впечатление о супружеской неверности, что делает рекламу оскорбительной в отношении семейных ценностей. Штраф — 100 тысяч рублей. Стоматология подала апелляцию.

— Этические вопросы очень сложны: что для одних норма, для других неприемлемо, — поясняют в УФАС. — Мы всегда советуемся с народом, проводя опросы на своем сайте. Если даже 30 человек из ста сказали, что такая реклама оскорбляет, то мы встаем на их сторону. Однако обсуждение баннера с малышом-негритенком дошло до такого абсурда, что нас даже обвинили в расизме. Поймите, дело не в цвете кожи. Глядя на эту рекламу, не понимаешь даже: при чем тут роды, если речь идет про зубы!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Антимонопольщики станут добрее

В работе УФАС назрели большие изменения. Например, теперь сначала будут предупреждать нарушителя и только потом ,если он не исправится, наказывать. Кроме того, появятся белые и черные книги. Туда будут записывать положительный и отрицательный опыт развития конкуренции в регионах. Чтобы вся страна могла перенимать удачный опыт и учиться на чужих ошибках. В Казани открывается учебный центр для повышения квалификации сотрудников УФАС. Дорожная карта довольно большая, и антимонопольщики надеются на скорые перемены к лучшему.

Ирина Карелина