Челябинское УФАС: С Навальным нам не в первый раз. Жалобы разбираем

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

С 2006 года челябинское управление Федеральной антимонопольной службы России контролирует соблюдение законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Челябинской области. О проблемах осуществления конкурентных государственных закупок агентству «Урал-пресс-информ» рассказала заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина.

- Наталья Владимировна, обеспечивает ли действующий сейчас порядок государственных закупок рациональное расходование бюджетных средств?

- В настоящее время порядок конкурентных закупок для государственных и муниципальных нужд определяется 94-м Федеральным законом. Но уже сейчас Министерство экономического развития России и УФАС предложили на рассмотрение Правительству РФ свои варианты нового закона, которые разительно отличаются друг от друга. Действующий порядок закупок не гарантирует, что за бюджетные средства будет приобретено именно то, что необходимо бюджетным и государственным организациям, и при этом будет выдержано оптимальное соотношение «цена-качество». Челябинское УФАС России со штатом сотрудников всего в семь человек имеет право контролировать соблюдение порядка закупок, но не может оценивать их целесообразность. Мы не можем запретить покупку предметов роскоши, дорогостоящих транспортных средств, не обоснованных необходимостью услуг. Для исключения коррупционной составляющей все государственные закупки должны проводиться на конкурентной основе.

- Количество нарушений при проведении государственных закупок в 2011 году выросло?

- В 2011 году по сравнению с 2010 годом общее количество рассмотренных челябинским УФАС России заявлений по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд выросло с 1095 до 1237. Число рассмотренных жалоб участников размещений увеличилось с 473 до 565, количество рассмотренных жалоб выросло с 373 до 422, из них 248 жалоб признаны обоснованными, 174 – необоснованными. Количество заявлений на действия органов власти, ограничивающие конкуренцию, увеличилось с 92 до 118, количество ходатайств о предоставлении государственных и муниципальных преференций выросло с 276 до 385, количество возбуждённых дел сократилось со 128 до 101. Количество постановлений о наложении штрафов выросло со 130 до 198, взыскано штрафов на 2,37 миллиона рублей.

- Какие нарушения происходят чаще всего, и в каких сферах?

- Большая часть проверенных заказов пришлась на строительство и медицину, где государственные закупки были наиболее дорогостоящими. Среди самых распространённых нарушений - необоснованное укрупнение лотов, что ограничивало круг участников и приводило к признанию торгов несостоявшимися, как правило, в пользу единственного участника. Так, УФАС, а за ним и Арбитражный суд, опротестовали итоги аукциона на выполнение ремонта автодорог стоимостью более 189 миллионов рублей, где в один лот были объединены работы по ремонту объектов сразу в 11 удалённых друг друга муниципальных образованиях области. Другое распространённое нарушение - объединение в один лот не связанного друг с другом дорогостоящего оборудования, выпускаемого различными производителями, что способствует заключению антиконкурентных соглашений и не даёт возможности снизить цену контракта на торгах. Наиболее опасное и труднодоказуемое нарушение – неправомерное формулирование условий торгов под конкретного производителя или поставщика услуг. Имели место неправомерные отказы в допуске участников к торгам путём затребования у них утративших силу учредительных документов; согласованные действия в сфере размещения заказов; фактическое выполнение работ до проведения аукциона; неправомерное распределение земельных участков; создание административных барьеров при переводе жилых помещений в нежилые; предоставление фиктивных, или неплатёжеспособных поручителей.

- Почему УФАС России по Челябинской области в феврале 2012 года всего за два часа рассмотрело и отклонило жалобу создателя сайта «Роспил» Алексея Навального на действия министерства здравоохранения Челябинской области?

- Заявитель, не являющийся участником торгов, не пришёл на рассмотрение жалобы и не представил заключения экспертов, на выводы которых ссылался. По мнению заявителя, документация об аукционе содержит существенные нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В техническом задании аукциона приведены показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Из анализа и сопоставления данных показателей с имеющимися предложениями производителей на рынке оборудования следует, что необходимое оборудование может быть произведено конкретным поставщиком - ЗАО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС». Положения документации ограничивают число участников заказа, что является нарушением части 3.1 статьи 34, части первой статьи 41.6 федерального закона. Алексей Навальный потребовал выдать областному минздраву, возглавляемому Виталием Тесленко, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства и привлечь соответствующих должностных лиц заказчика к административной ответственности. Челябинское УФАС не отменяло назначенный на 20 февраля 2012 года открытый электронный аукцион на поставку компьютерного, серверного оборудования и офисной техники в медицинские учреждения региона в рамках программы «Модернизация здравоохранения на 2011-2012 годы» по разделу внедрение современных информационных систем с максимальной стоимостью контракта почти 117 миллионов рублей. Аукцион был признан несостоявшимся его организатором - Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, хотя заявки на участие поступили от трёх поставщиков. Ранее УФАС России по Челябинской области неоднократно рассматривало жалобы Алексея Навального, многие из которых были удовлетворены.

- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы сделать закупки для государственных и муниципальных нужд более эффективными?

- В первую очередь, заказчики товаров, работ и услуг должны более четко и исчерпывающе формулировать требования к качеству работ и материалов, детально прописывать в контрактах условия гарантии и жёстко добиваться их исполнения. Зачастую, при некачественном выполнении работ заказчик не применяет к исполнителю никаких санкций в виде штрафов и взыскания неустойки. Формулировать конкурсные требования необходимо с привлечением профильных специалистов и консультантов, хорошо ориентирующихся в рыночной конъюктуре. Новая Федеральная конкурсная система позволит контролировать и целесообразность закупок тех или иных товаров и услуг для решения конкретных задач. Особое внимание при этом необходимо обращать на недобросовестную конкуренцию в виде демпинга. Так, если в ходе торгов стоимость лота снижается на 25-30%, а победитель не может убедительно обосновать причину такого снижения, - это уже повод для признания аукциона недействительным.