Цены на «социальные» продукты в Челябинской области почти не растут

На вопросы читателей «Комсомолки» ответили руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова и заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Григорьевна Семенова.

 

— Говорили, что гречка еще вырастет в цене. Это так?

— Один из признаков картельного сговора — распространение в СМИ информации о том, что цена какого-то продукта повысится. Антимонопольная служба опередила такого рода слухи и заявила: никаких оснований для повышения цены на гречку нет. И если она все-таки вырастет, это станет предметом разбирательства.

— Что дорожает чаще всего?

— Мы мониторим цены на хлеб пшеничный 1-го сорта (за 1 кг), хлеб ржаной, молоко 2,5% жирности, сахар, муку, подсолнечное масло. И можем отметить, что цены за год выросли незначительно. Темпы даже ниже инфляции. Овощи подешевели, но это связано и с сезонными колебаниями, и с теми мерами, которые были приняты на уровне области. Есть рост цены на молоко 1 — 2%, это немного. Справедливости ради можно сказать, что, например, на хлеб можно было бы ожидать и снижения стоимости. Зерно закупалось по фантастически низкой цене, у переработчиков было время восстановиться от кризиса. Так что сейчас должна вестись политика хотя бы неповышения цен.

В своем анализе мы всегда ориентируемся и на соседние регионы. Сегодня статистика показывает, что цены на отдельные продукты у нас ниже, чем у других.

— Перед ноябрьскими праздниками баня на ул. Краснознаменной резко подняла цены на свои услуги. При этом цены на горячую воду, электроэнергию не изменились. Нарушение ли это?

— Цены на услуги бани не подлежат государственному регулированию. К тому же эта баня не занимает доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

— Отслеживаете ли ненадлежащую рекламу строительных компаний?

— Прицельно не отслеживаем, но бывают поручения Федеральной антимонопольной службы провести проверку. У нас было обращение по поводу корпорации. Они выпустили рекламу о том, что квартиру можно приобрести за 90 тыс. рублей. Это было признано нарушением, поскольку в рекламе умалчивалось о ряде существенных условий. Позже корпорация привела свою рекламу в соответствие с законом.

Почему дорожает бензин

— Цена на топливо только растет! Эта ситуация когда-нибудь изменится?

— Вопрос ценообразования на нефтепродукты является приоритетным для Челябинского УФАС России и находится на постоянном контроле. Ситуация осложняется тем, что на территории нашего региона нет нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов, а имеются нефтебазы и склады ГСМ, предназначенные для хранения и оптовой реализации моторного топлива. Все нефтепродукты на Южный Урал поступают из других регионов, на территории которых расположены заводы-изготовители: Республики Башкортостан, Пермского края, Нижегородской области, Омской области, Москвы. В основном доставка осуществляется железнодорожным транспортом, что приводит к удорожанию стоимости нефтепродуктов. Часть топлива из Республики Башкортостан поступает по трубопроводу, который принадлежит ОАО «Транснефть», а также автомобильным транспортом.

В основном оптовые поставки моторного топлива на территорию Челябинской области осуществляют три нефтяные компании: ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «АНК «Башнефть».

При каждом повышении оптовых либо розничных цен на нефтепродукты мы запрашиваем у хозяйствующих субъектов документы и информацию, подтверждающие правовое и экономическое обоснование этого.

По данным анализа ситуации, установлено, что основными причинами повышения розничных цен на нефтепродукты в Челябинской области являются увеличение оптовых (закупочных) цен, а также расходов на транспортировку. Нарушений антимонопольного законодательства на территории нашего региона не выявлено.

Однако ФАС в октябре 2011 года возбудила дело в отношении АНК «Башнефть» по признакам нарушения «Закона о защите конкуренции».

— Что вы думаете о «маршрутной революции»? Как, на ваш взгляд, должна быть организована работа негосударственного транспорта? И насколько правомерны установленные в маршрутных такси цены за проезд?

— Когда в прошлом году все маршрутные такси разом подняли цены, мы подробно разбирались с этим вопросом. Стоимость проезда в общественном транспорте подлежит государственному регулированию в заявительном порядке. И участники рынка вправе обратиться в Единый тарифный орган с просьбой рассчитать экономически обоснованную цену поездки. Мы не нашли согласованных действий, поскольку повышение было вызвано несколькими факторами, к примеру, повышением стоимости топлива.

Проблема всех «маршрутных революций» — неурегулированность этого вопроса. Есть действующие акты еще с 1982 года, которые уже давно не соответствуют экономической ситуации. Организация этого процесса лежит на органе местного самоуправления. Он должен выработать прозрачные условия для всех участников перевозок. Под нашим прицелом уже были проекты Магнитогорска, Челябинска, Верхнего Уфалея, Миасса по организации работы маршрутных такси. Нарабатывается определенная практика — что можно, а что нельзя в этой сфере.

Платить по счетчикам или по нормативам?

— Пару недель назад из-за протечки пришлось вызвать сантехника, распломбировать счетчик на холодную воду (акт составили). Дальше мне предложили оплатить повторное опломбирование и только через систему «Город». Услуга стоит 330 рублей, при этом меня заставили заплатить комиссию по переводу денег 40 руб. Вам не кажется, что процент очень большой?

— С точки зрения формирования цены за опломбировку — 330 рублей, это вполне адекватная стоимость. Что же касается комиссии, то действительно такие обращения к нам тоже были, и мы с этим вопросом разбирались.

Существует несколько способов оплаты жилищно-коммунальных услуг: непосредственно в кассу организации, через любой банк с указанием реквизитов, «Почту России», терминалы или систему «Город». Комиссии, которые устанавливают кредитные организации, не подлежат государственному регулированию. Что же касается системы «Город», то все ее участники договорились брать комиссию — 1%, но не менее 40 рублей, что не противоречит закону. Заметим, за жилищно-коммунальные услуги (газ, воду, тепло) комиссию не берут, а за дополнительные: охрана, опломбировка, стоянка, услуги за детский сад и так далее, взимается.

— Я живу в новом доме. У нас уже установлены счетчики на тепло. Но как недавно узнал в ЖЭКе, мы оплачиваем отопление не по счетчикам, а по нормативам. В ЖЭКе объяснили, что УТСК отказывается принимать показатели счетчика, поскольку какие-то есть несостыковки: нужно решение собрания жильцов и прочее. Но разве недостаточно, что счетчик опломбирован?

— Описанная проблема нам известна. Согласно правилам предоставления коммунальных услуг опломбированные счетчики должны быть установлены и в квартирах, и на доме. В 2009 году население перевели на прямые расчеты с теплоснабжающими организациями, а прежде оплата шла через управляющие компании, которые и регулировали все спорные вопросы с поставщиками. В многоквартирных домах установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Он не рассчитывает, сколько пошло тепла непосредственно на обогрев дома, а сколько — на приготовление горячей воды. Многие дома провели общие собрания собственников и утвердили свои методики расчета за тепло, суть которых в следующем: показания общедомового прибора учета делится на общую площадь дома и умножается на площадь каждой квартиры. Однако Уральская тепло-сетевая компания отказалась принимать такие методики и стала выставлять счета по нормативам потребления. Однако один раз в год должна быть произведена корректировка платы.

Мы возбуждали антимонопольное дело в связи с тем, что теплоснабжающая организация навязывала свой регламент, заставляла жильцов платить по нормативам, а не по счетчикам. И даже вынесли решение, но суд нас, к сожалению, не поддержал. Проблема в том, что этот вопрос прямо не урегулирован действующим законодательством.

— Жильцы многоквартирного дома собираются установить общедомовой прибор учета тепловой энергии. Для установки прибора учета необходимы техусловия. Должна ли ресурсоснабжающая организация выдавать их за плату? Вправе ли на основании выданных ресурсоснабжающей организацией техусловий установку прибора учета осуществлять иная подрядная организация, а не РСО?

— Технический условия должны выдать бесплатно, а установка это, безусловно, платная услуга. Но ее может проводить и иная подрядная организация, а не ресурсоснабжающая.

— Будут ли изменения в оплате при установке 2-х тарифных счетчиков? Почему мы платим больше тех, у кого однотарифный счетчик и больше, чем в других городах России?

А.А.- У нас были жалобы по этой проблеме. Необходимо помнить, что цена на электроэнергию подлежит государственному ценовому регулированию. Для хозяйствующих субъектов уже нет, а для граждан — по прежнему остается. Мы обращались в федеральную службу по тарифам, но там нарушений в формировании цены не выявлено.

Е.Г. — Кстати, если появится необходимость перепрограммировать счетчик, то, соответственно его необходимо будет заново опломбировать, то эта услуга не подлежит ценовому регулированию и является платной.

Хотелось бы проконсультироваться по запросу котировок. Мне надо сделать кадастровые паспорта в бюро технической инвентаризации. В Челябинске есть ряд фирм, которые этим занимаются. Мы делали первичную инвентаризацию в БТИ и у них стоимость таких работ в разы меньше, чем у других. Мы можем с ними заключить договор, как с единственным поставщиком?

— Нет, статья 55 Закона четко говорит, когда можно заключать договор с единственным поставщиком. Нужно помнить, что до 100 тыс. в квартал вы можете заключать договор без проведения таких процедур. Если сумма контракта от 100 тыс. до 500 тыс., то необходимо проводить. В вашем случае очень четко нужно сформировать конкурентную начальную цену контракта. И там, где завышенная цена, не придут к вам.

Какие дела вы считаете для себя наиболее успешными?

А.А.- Жалоб к нам поступает достаточно много, и в ежедневном режиме мы с ними работаем. Рассматривается много вопросов в различных сферах. К примеру, в энергетике мы первопроходцами в деле, связанном с ЧЧИМ (число часов использованной мощности — прим. ред.), мы были первопроходцами. Пользуясь отсутствием прямого законодательного регулирования метода определения ЧЧИМ гарантирующий поставщик в массовом порядке навязывал потребителям, выбравшим одноставочный тариф, свою формулу его определения. Потребителям она была невыгодна. Мы совместно с «Опорой России» внесли вклад в отмену этого пагубного параметра, облегчив тем самым жизнь малому и среднему бизнесу. Кроме этого, нами решена проблема не только со штрафами за перебор газа, но и за недобор, суды с нами согласились, что таких условий в договоре быть не должно, а если они присутствуют, то применению не подлежат.

Е.Г. — Каждым своим делом мы защищаем в целом конкуренцию, интересы неопределенного круга лиц, либо интересы физического лица или предпринимателя. Рассматривались дела по фактам установления завышенных цен на услуги опломбировки приборов учета, интернет, оказания услуг по врезке в газопроводы; по фактам навязывания невыгодных условий. Были случаи, когда гарантирующий поставщик необоснованно препятствовал выходу на розничный рынок продажи электрической энергии другим организациям. Расследовались дела о незаконном прекращений подачи электрической энергии добросовестным плательщикам. К нам приходили жалобы об угрозах от поставщиков о введении полного ограничения подачи электрической энергии; гражданам сетевая организация устанавливала предохранители, что влекло к ограничению мощности энергопотребления; в отдельных случаях имели место отказы от льготного присоединения к энергосетям за 550 рублей. Можно вспомнить и историю с парковкой в аэропорту, и часовой завод «Молния», который необоснованно отказывал вертолетному заводу в поставке запчастей, и ОАО «РЖД», необоснованно взимающее плату за услуги, связанные с таможенным оформлением грузов, неправильно формировавшее цены за пользование вагонов. Сегодня в действиях ОАО «РЖД» антимонопольный орган установил еще одно нарушение, связанное с обвязыванием предприятий, которые перевозят металлом, брикетировать его либо накрывать решетками. Мы отменили это положение.

КСТАТИ

Управлению УФАС по Челябинской области — 20 лет

— В ноябре 1991 года стали формироваться территориальные управления Антимонопольной службы, — говорит руководитель УФАС по Челябинской области Анна Алексеевна Козлова. — Тогда только был принят закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Если вспомнить то время, то существовал дефицит товаров и закон выглядел весьма экзотически. После, рынок насытился, но весьма некачественными товарами и услугами, и целых 12 лет мы занимались контролем Закона о защите прав потребителей. Сейчас эта сфера перешла в Управление Роспотребнадзора. Но и теперь область наших полномочий достаточно широка- это поддержка конкуренции, защита субъектов бизнеса (в особенности малого и среднего бизнеса), выявление и пресечения негативных проявлений монополизма, антиконкурентных соглашений. Так же мы контролируем вопросы недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы.

Надо отметить, что у нас очень много обращений, причем по некоторым направлениям за последние пять лет их количество выросло в 10 раз. То есть наши граждане и предприниматели верят в справедливость Антимонопольного ведомства, когда им чинят незаконные административные барьеры, когда имеют место нарушения в сфере размещения госзаказов, газоснабжения, цен на автомобильное топливо.

«Комсомолка» поздравляет Управление Федеральной антимонопольной службы Челябинской области с юбилеем!

Елена Маркова