Отдохните от выручки. В Челябинской области крупным сетевикам предлагают закрываться по выходным.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров предложил закрывать супермаркеты в субботние и воскресные дни, чтобы дать возможность торговать малому бизнесу и оградить «малышей» от неравносильной конкуренции.

 

Не пойман…

На эту идею омбудсмена натолкнули жалобы предпринимателей, которые не выдерживают конкуренции с сетевыми магазинами, и вынуждены сворачивать бизнес (подробнее: Закрытие со всех сторон! Бизнесмены ЗАТО жалуются на невозможность старт-апов без согласия госкорпораций и засилье сетевых магазинов).

— Предложение было выдвинуто в качестве идеи. Задача — обратить на проблему внимание общественников и уполномоченных структур, — уточнила пресс-секретарь омбудсмена Ольга Смирнова.

Не секрет, что в малых городах, особенно в закрытых, тема звучит достаточно остро: там возможностей для развития малого и среднего бизнеса в других сферах, кроме торговли, попросту нет. В том же Снежинске, куда омбудсмен ездил с рабочим визитом на прошлой неделе, бизнес четко знает свой оборот, который относительно стабилен год от года. Нехорошую динамику малые предприниматели стали наблюдать с заходом в территории крупных ритейлеров. Количество выручки небольших магазинов снижалось прямо пропорционально открытию новых точек сетевой розницы. И малый бизнес, как намекнула Ольга Смирнова, честно говоря, там уже в панике. Предложение хоть как то ограничить явно превосходящие возможности сетевиков поступило омбудсмену именно «из толпы». На что Александр Гончаров отреагировал согласием, видя, что других вариантов дать глоток кислорода «малышам» сегодня нет.

— Некий дисбаланс в пропорции «сетевики — малый бизнес» есть, — комментирует Елена Семенова, замруководителя Челябинского УФАС России. — Снижение темпа роста малого бизнеса в торговле и открытие новых торговых точек сетевой розницы — это зависимые величины.

Даже антимонопольная служба сейчас открыто заявляет: да, методика расчета занимаемой сетями доли рынка есть, но она крайне несовершенна. Все данные предоставляются в надзорное ведомство самими ритейлерами, то есть служба работает на основании добровольно предоставленных сведений, фактически на честном слове. Как высказались в присутствии омбудсмена антимонопольщики, было бы неплохо, если бы данные о работе сетевиков и об их реальном обороте предоставляла налоговая служба. Но такого обязательства в законодательстве не предусмотрено. Иными словами, доказать очевидное — то, что сетевая розница давно перешагнула разрешенный порог присутствия на рынке, равный 25 процентам общего товарооборота, никак не представляется возможным.

— Мы считаем целесообразным исключить из доли товарооборота объем продаж алкоголя, табака и выручку субъектов малого бизнеса. Также — добавить в методику подсчета занимаемой сетевиками доли на рынке коэффициенты, зависящие от площади всех магазинов крупного ритейлера. Тогда итоговая цифра будет более точной, — пояснила Елена Семенова.

Но антимонопольное ведомство не находит в действиях крупных торговых сетей никаких нарушений, поскольку их доля на рынке не превышает установленной четверти, а проблемы есть лишь в некоторых муниципалитетах. О тех, кто «зашел за поля», служба периодически публикует отчетность на своем сайте.

Ситуацию, кстати, попробовали повернуть вспять в Миассе. По словам Ольги Смирновой, там владельцы частных магазинов инициировали сбор подписей в пользу отмены добровольной учетной системы. Далее все бумаги передадут в Госдуму на рассмотрение.

 

48 часов без борьбы?

Относительно жизнеспособности инициативы омбудсмена в Челябинской УФАС пояснили, что сама по себе, локализованная в регионе, она нереализуема. Для этого необходимо вносить изменения в федеральное законодательство, а именно — редактировать ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Но сами сетевики видят здесь еще и социальный подтекст.

Как прокомментировал предложение омбудсмена Андрей Грибанов, коммерческий директор розничной сети «Проспект», во-первых, де-юре, это поле деятельности антимонопольной службы. А во-вторых, эту инициативу невозможно реализовать исходя из чисто социальных соображений.

— Количество людей, занятых в малом бизнесе и в сетевой торговле — просто несопоставимо, — говорит эксперт. — Просто представьте, какое количество людей потеряет часть своей зарплаты! Это чревато социальным взрывом. Во-вторых, у сетевого ретейла существует своя логистика: по срокам, доставке, договорам — и этот процесс остановить невозможно, это можно сравнить с конвейером.

Однако, как показывает западный опыт, от конвейера тоже нужно отдыхать. Так, у некоторых челябинцев инициатива вызвала даже ассоциации с еврейскими шаббатом, когда в Израиле все магазины закрываются с вечера пятницы на всю субботу. Согласно иудейской вере, в седьмой день творения полагается воздерживаться от работы. В Германии, Италии и Испании, говорят, тоже есть такая практика — просто чтобы люди отдохнули.

— На Западе действительно прижилась такого рода инициатива, но там все с точностью наоборот — закрываются именно малые магазины, а крупные торговые комплексы как центры притяжения туристов как раз работают, — уточняет Андрей Грибанов.

Николай Дейнеко, заместитель председателя Совета Челябинского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» тему дополняет еще и экономической подоплекой: мол, чтобы туристы в том же Риме не затаривались в гипермаркетах, а тратили деньги на территории отелей, на магазины в выходные дни вешают замок. Есть в Европе и еще одна старая традиция новой экономики: размещать крупные торговые центры на окраинах, вне густонаселенных пунктов. По этому типу строилось и «METRO Cash&Carry» у нас: территориально крупный магазин связан вроде как с Челябинском, но далеко не любой челябинец туда поедет.

— Просто сеть, заходя в регион, уже понимала, что могут последовать изменения в торговом законодательстве, потому что оно в России далеко не совершенно, поэтому сыграла на опережение, — предполагает Елена Семенова.

Именно этот инструмент — территориально уводить крупного конкурента от малого игрока — Николай Дейнеко видит оптимальным. Потому как админрычаг, во-первых, с огромной долей вероятности продавят в обратном направлении лоббисты от ретейла (нет смысла скрывать, что представителей федеральных сетей в парламенте и правительстве хватает), а во-вторых, если предположить, что его нажмут, пострадать может потребитель.

— Просто попробуйте мыслить не как экономист, а как покупатель, который в выходной день задумал ехать за покупками или отдохнуть, а все закрыто… — наводит на мысль эксперт.

Впрочем, подчеркнул Николай Дейнеко, гипермаркеты и супермаркеты, как и йогурты, бывают разными. Это может быть как федеральная сеть типа «Ашана», якорь торгового комплекса, а может быть несколько местных арендаторов, платящих налоги в региональную казну, а не уводящих схему за его пределы. И надо четко разобраться в этой градации, чтобы благими намерениями не навредить малому бизнесу еще больше.

— Вы только представьте, если в наших торговых центрах, где люди проводят свободное время, закроется якорь? Тот же малый бизнес, арендующий площади, начнет терпеть невосполнимые потери. Поэтому инициатива экономически ничем не обоснована. Невозможно решить проблему представителей одной сферы торговли за счет представителей другой, — убежден Андрей Грибанов. — Есть лишь один способ сдерживать цены и управлять оборотом. Это закон рынка, проверенный десятилетиями. Называется он конкуренция.

Но здесь тоже нужно разграничить понятия, уверены эксперты.

— Малый бизнес не конкурент крупному. Это два разных рыночных поля, — конкретизирует Николай Дейнеко. — Когда у малого бизнеса появится возможность расти, тогда он будет конкурировать внутри своей сферы.

Пока же, продолжая мысль общественника, конкуренции там почти нет. Как ее спровоцировать — это уже вопрос риторический.

 

Наша справка

В 2013 году оборот розничной торговли на 95,7 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети; на 4,3 % — торгующими на рынках и ярмарках (в 2012 году соответственно 92,7% и 7,3%).

В 2013 году розничные торговые сети формировали 21,5 % общего объема оборота розничной торговли области (в 2012 году — 16,9 %).

В товарной структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия составил 46,5 %, непродовольственных товаров — 53,5 %.

Копылова Эльвира Евгеньевна