Решение по делу № 50-04/10

Дата публикации: 26 января 2011, 05:00

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» января 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «01» февраля 2011 года

                                                                                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Председателя Комиссии:

-         Семеновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-             Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-        Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя МУП «Копейские электрические сети» -   <…> (доверенность б/н от 01.06.2010); заявителя <…>; представителя заявителя <…> -  <…> (доверенность б/н от 09.06.2010),  

рассмотрев материалы дела № 50-04/10 по признакам нарушения МУП «Копейские электрические сети» (456625, Челябинская область, г. Копейск, ул. Гастело, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление <…> (от 25.03.2010 вх. № 2530) и <…> (от 29.03.2010 вх. № 3052)  (далее - Заявители) на действия МУП «Копейские электрические сети», выразившиеся в нарушении порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.

Из представленных документов и информации следует, что в 1993 году в городе Копейске Челябинской области были выделены участки под строительство домов в микрорайоне Северный поселка Октябрьский. До настоящего момента поселок не электрифицирован.

При обращении собственников участков выделенных под строительство домов в микрорайоне Северный поселка Октябрьский в феврале 2008 года в администрацию г.Копейска заместителем Главы администрации г. Копейска по вопросам градостроительства Б.П. Уткиным было предложено создать инициативную группу (Письмо от 12.02.2010 № 02-209). Инициативная группа жителей была создана и зарегистрирована в установленном порядке.

В июне 2008 года своим письмом от 24.06.2008 вх. № Д-36 группа собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска обратилась к Главе Копейского городского Конареву М.П. с  вопросом о электроснабжении Северного микрорайона поселка Октябрьский г.Копейска.

Администрация Копейского городского округа Челябинской области письмом от 18.07.2008 № 02-1381 сообщила, что согласовала с Управлением строительства корректировку проекта на электроснабжение как по высокой, так и по низкой сторонам. Оплата корректировки будет произведена за счет средств местного бюджета.

В сентябре 2008 года группа собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска обратилась к Губернатору Челябинской области с вопросом об электроснабжении земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска.

На данное обращение поступили ответы (письмо от 26.09.2008 № 03-1696) от заместителя Главы администрации КГО Елисеева И.Н. и Первого заместителя Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Тупикина В.А. (письмо от 25.09.2008 № 10838) о том, что для электроснабжения микрорайона инициативной группе жителей необходимо получить технические условия в ОАО «МРСК-Урала» - «Челябэнерго», а также произвести сбор средств на проектирование электрических сетей микрорайона».  

28 января 2010 года представителями группы собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска <>… и <…> поданы заявки на технологическое присоединение в МУП «Копейские Электрические Сети» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила).

17.03.2010 <…>, 25.03.2010 - <…> были получены ответы от 04.03.2010 МУП «Копейские электрические сети» с отказами в выдаче договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

Из ответов МУП «Копейские электрические сети» (письмо от 04.03.2010 № 139-14) следует, что заявки на технологическое присоединение, поданные <…> и <…>, соответствуют требованиям пункта 14 Правил. Согласно пункту 15 указанных Правил сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.

В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой, на сегодняшний день вносятся необходимые изменения в Инвестиционную программу в целях своевременного удовлетворения требований Заявителей.

Изменения в Инвестиционную программу будут рассматриваться на майской сессии Собрания депутатов Копейского городского округа, после чего можно считать, что все существенные условия договора на технологическое присоединение будут определены.

 

<…> обратился в Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области с исковым заявлением к МУП «Копейские электрические сети» о понуждении заключения договора технологического присоединения.

Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области  своим Решением от 06.08.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.10.2010 решение Копейского городского суда г.Копейска Челябинской области отменено и дело направлено на новое рассмотрение  в тот же суд.

Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области своим Решением от 15.12.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.     

 

На заседаниях Комиссии 17.08.2010, 02.11.2010 и 26.01.2011 представитель заявителя <…>   <…> (доверенность б/н от 09.06.2010), а также <…>, <…> поддержали свои доводы, указанные в письмах от 29.03.2010 вх. № 3052; от 25.03.2010 вх. № 2930; от 27.12.2010 вх. № 14663, и пояснили следующее.

 

Возможности осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к иной сетевой организации у заявителей нет, так как иные сетевые организации расположены значительно дальше 500 метров (письмо Администрации Копейского городского округа от 15.04.2010 № 1174 — ог).

 

Заявители отметили также, что несут экономические убытки, в частности, <…>, имея построенный дом, при отсутствии энергоснабжения вынуждена снимать квартиру, а <…> вынужден осуществлять электроснабжение своего дела от автономной топливной электростанции, которая требует дорогостоящего обслуживания и ремонта, а также полной замены при выработке моторесурса.

 

На заседаниях Комиссии 17.08.2010, 02.11.2010 и 26.01.2011 представители МУП «Копейские электрические сети» <…> (доверенность б/н от 01.06.2010) и <…> (доверенность б/н от 15.06.2010) поддержали свои доводы, указанные в письмах от 29.04.2010 вх. № 4683; от 20.07.2010 вх. № 7931; от 20.09.2010 вх. № 10348, и пояснили следующее.

 

<…> и <…> обратились в МУП «Копейские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.

В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в данном случае не может превышать 1 год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой.

При этом, Правила не содержат возможности отказа заявителям — физическим лицам, обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику  - к которым относятся <…> и <…>, - в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.

Более того, в силу пункта 33.1. Правил мотивами отказа не может служить отсутствие технической возможности технологического присоединения.

В связи с чем МУП «Копейские электрические сети» направило материалы в администрацию Копейского городского округа для внесения изменений в программу комплексного развития сетей коммунальной инфраструктуры КГО, утверждаемую на собраниях депутатов КГО, с последующей выдачей технического задания на доработку инвестиционной программы, в которой указываются конкретные сроки исполнения мероприятий. Таким образом указать в Договоре на технологическое присоединение все существенные условия этого договора невозможно, следовательно, договор на технологическое присоединение не может считаться заключенным, о чем и было сообщено заявителям.

Своим письмом от 22.09.2010 вх. № 10420 ООО «Коркинская энергосетевая компания» пояснило следующее.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям определяется в технических условиях, которые являются приложением договору на технологическое присоединение. Для подготовки технических условий необходимо сделать заявку на технологическое присоединение с приложением документов, определенных в Правилах.

В соответствии с пунктом 8 Правил заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. В рассматриваемом случае в радиусе 300 метров от границ участков по адресам: г. Копейск, ул. Надежды, 27, ул. Надежды, 29, расположены объекты электросетевого хозяйства МУП «Копейские электрические сети». Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств физическими лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается. Таким образом, ООО «Коркинская электросетевая компания» не вправе определять техническую возможность технологического присоединения к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

МУП «Копейские электрические сети» не обращалось с заявкой на технологическое присоединение в адрес ООО «Коркинская электросетевая компания» по технологическому присоединению.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «Копейские электрические сети» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Постановлением от 25.12.2009 № 49/78  Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» введен в действие тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУП «Копейские электрические сети».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Услуги по технологическому присоединению являются услугами, оказывемыми на рынке по передаче электрической энергии. Следовательно, МУП «Копейские электрические сети», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Копейские электрические сети» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям  МУП «Копейские электрические сети» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать необоснованный отказ (уклонение) от заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

 

2. 28.01.2010 года Заявителями были поданы заявки в МУП «Копейские Электрические Сети» на технологическое присоединение, которые соответствовали  Правилам.

17.03.2010 <…>, 25.03.2010 <…> были получены ответы от 04.03.2010 МУП «Копейские электрические сети», согласно которым заявителям было дан отказано в выдаче договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

Пояснения по причинам отказа в выдаче договора МУП «Копейские электрические сети» изложило в письме в адрес Челябинского УФАС России (вх. 4683 от 29.04.2010).

Инвестиционная программа не позволяет определить конкретные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению для данного случая.

По причине отсутствия конкретных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению указать в Договоре на технологическое присоединение все существенные условия этого договора не представилось возможным, следовательно, договор на технологическое присоединение не может считаться заключенным.

Также МУП «Копейские электрические сети» указало, что осуществление технологического присоединения к существующим сетям МУП «Копейские электрические сети» заявителей невозможно из-за отсутствия дополнительных мощностей от источника питания П/С «Калачево», фидер № 5 ОАО «Челябэнерго», то есть из-за отсутствия технической возможности.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Заявки на технологическое присоединение поданы в МУП «Копейские электрические сети»  в соответствии с Правилами. Данное обстоятельство  подтверждается материалами дела и не отрицается лицами, участвующими в деле.   

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заявители относятся к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил заявителям, указанным в пункте 14 данных Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

 

Таким образом, довод МУП «Копейские электрические сети» об отсутствии технической возможности заключения договора технологического присоединения  не принимается Комиссией.

 

МУП «Копейские электрические сети» в качестве одного из доводов отказа в заключении договора указало на невозможность определения в договоре срока исполнения обязательств по договору технологического присоединения в связи с отсутствием планируемого к подключению объекта в инвестиционной программе.

Данное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении договора технологического присоединения, так как оно влияет на гражданскоправовое исполнение условий договора, а не на его заключение согласно Правил.

 

В соответствии с пунктом 16 Правил  договор технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 6 месяцев.

Вместе с тем экономического обоснования отказа в заключении договора технологического присоединения МУП «Копейские электрические сети» не представлено.

 

Частью 5 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия МУП «Копейские электрические сети» по направлению <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров, как необоснованный отказ от заключения договоров технологического присоединения с заявителями, то есть нарушение пункта 5 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения.

 

На момент вынесения настоящего решения Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области своим Решением от 15.12.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.

Решение Копейского городского суда г.Копейска Челябинской области не исполнено МУП «Копейские электрические сети». В силу этого Комиссия считает возможным выдать МУП «Копейские электрические сети» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           

1. Признать действия МУП «Копейские электрические сети» по направлению <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров, как необоснованный отказ от заключения договоров технологического присоединения с заявителями, то есть нарушение пункта 5 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения.  

2. Выдать МУП «Копейские электрические сети» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 50 - 04/10 должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

   

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

Члены Комиссии Ю.М. Расторгуева

П.А. Никитин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

26 января 2011 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Председателя Комиссии:

- Семеновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего  решения  от 26 января 2011 года по делу № 50-04/10 о нарушении МУП «Копейские электрические сети» (456625, Челябинская область, г. Копейск, ул. Гастелло, 15) пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее- Правила технологического присоединения),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Копейские электрические сети» в течение семи дней с момента получения настоящего предписания  прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения, выразившееся в направлении <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров.

2. МУП «Копейские электрические сети» в течение семи дней с момента получения настоящего предписания направить <…> и <…> заполненные и подписанные проекты договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора (каждому из заявителей), в соответствии с поданными указанными заявителями заявками от 28.01.2010.

3.       О выполнении настоящего Предписания сообщить в Челябинское УФАС России  в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Председатель Комиссии

                                                                  Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии

                                                                  Ю.М. Расторгуева

                                                 

                                                                   П.А. Никитин

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 5259 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 50-04/10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5259 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» января 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «01» февраля 2011 года

                                                                                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Председателя Комиссии:

-         Семеновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-             Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-        Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя МУП «Копейские электрические сети» -   <…> (доверенность б/н от 01.06.2010); заявителя <…>; представителя заявителя <…> -  <…> (доверенность б/н от 09.06.2010),  

рассмотрев материалы дела № 50-04/10 по признакам нарушения МУП «Копейские электрические сети» (456625, Челябинская область, г. Копейск, ул. Гастело, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление <…> (от 25.03.2010 вх. № 2530) и <…> (от 29.03.2010 вх. № 3052)  (далее - Заявители) на действия МУП «Копейские электрические сети», выразившиеся в нарушении порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.

Из представленных документов и информации следует, что в 1993 году в городе Копейске Челябинской области были выделены участки под строительство домов в микрорайоне Северный поселка Октябрьский. До настоящего момента поселок не электрифицирован.

При обращении собственников участков выделенных под строительство домов в микрорайоне Северный поселка Октябрьский в феврале 2008 года в администрацию г.Копейска заместителем Главы администрации г. Копейска по вопросам градостроительства Б.П. Уткиным было предложено создать инициативную группу (Письмо от 12.02.2010 № 02-209). Инициативная группа жителей была создана и зарегистрирована в установленном порядке.

В июне 2008 года своим письмом от 24.06.2008 вх. № Д-36 группа собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска обратилась к Главе Копейского городского Конареву М.П. с  вопросом о электроснабжении Северного микрорайона поселка Октябрьский г.Копейска.

Администрация Копейского городского округа Челябинской области письмом от 18.07.2008 № 02-1381 сообщила, что согласовала с Управлением строительства корректировку проекта на электроснабжение как по высокой, так и по низкой сторонам. Оплата корректировки будет произведена за счет средств местного бюджета.

В сентябре 2008 года группа собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска обратилась к Губернатору Челябинской области с вопросом об электроснабжении земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска.

На данное обращение поступили ответы (письмо от 26.09.2008 № 03-1696) от заместителя Главы администрации КГО Елисеева И.Н. и Первого заместителя Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Тупикина В.А. (письмо от 25.09.2008 № 10838) о том, что для электроснабжения микрорайона инициативной группе жителей необходимо получить технические условия в ОАО «МРСК-Урала» - «Челябэнерго», а также произвести сбор средств на проектирование электрических сетей микрорайона».  

28 января 2010 года представителями группы собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска <>… и <…> поданы заявки на технологическое присоединение в МУП «Копейские Электрические Сети» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила).

17.03.2010 <…>, 25.03.2010 - <…> были получены ответы от 04.03.2010 МУП «Копейские электрические сети» с отказами в выдаче договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

Из ответов МУП «Копейские электрические сети» (письмо от 04.03.2010 № 139-14) следует, что заявки на технологическое присоединение, поданные <…> и <…>, соответствуют требованиям пункта 14 Правил. Согласно пункту 15 указанных Правил сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.

В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой, на сегодняшний день вносятся необходимые изменения в Инвестиционную программу в целях своевременного удовлетворения требований Заявителей.

Изменения в Инвестиционную программу будут рассматриваться на майской сессии Собрания депутатов Копейского городского округа, после чего можно считать, что все существенные условия договора на технологическое присоединение будут определены.

 

<…> обратился в Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области с исковым заявлением к МУП «Копейские электрические сети» о понуждении заключения договора технологического присоединения.

Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области  своим Решением от 06.08.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.10.2010 решение Копейского городского суда г.Копейска Челябинской области отменено и дело направлено на новое рассмотрение  в тот же суд.

Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области своим Решением от 15.12.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.     

 

На заседаниях Комиссии 17.08.2010, 02.11.2010 и 26.01.2011 представитель заявителя <…>   <…> (доверенность б/н от 09.06.2010), а также <…>, <…> поддержали свои доводы, указанные в письмах от 29.03.2010 вх. № 3052; от 25.03.2010 вх. № 2930; от 27.12.2010 вх. № 14663, и пояснили следующее.

 

Возможности осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к иной сетевой организации у заявителей нет, так как иные сетевые организации расположены значительно дальше 500 метров (письмо Администрации Копейского городского округа от 15.04.2010 № 1174 — ог).

 

Заявители отметили также, что несут экономические убытки, в частности, <…>, имея построенный дом, при отсутствии энергоснабжения вынуждена снимать квартиру, а <…> вынужден осуществлять электроснабжение своего дела от автономной топливной электростанции, которая требует дорогостоящего обслуживания и ремонта, а также полной замены при выработке моторесурса.

 

На заседаниях Комиссии 17.08.2010, 02.11.2010 и 26.01.2011 представители МУП «Копейские электрические сети» <…> (доверенность б/н от 01.06.2010) и <…> (доверенность б/н от 15.06.2010) поддержали свои доводы, указанные в письмах от 29.04.2010 вх. № 4683; от 20.07.2010 вх. № 7931; от 20.09.2010 вх. № 10348, и пояснили следующее.

 

<…> и <…> обратились в МУП «Копейские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.

В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в данном случае не может превышать 1 год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой.

При этом, Правила не содержат возможности отказа заявителям — физическим лицам, обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику  - к которым относятся <…> и <…>, - в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.

Более того, в силу пункта 33.1. Правил мотивами отказа не может служить отсутствие технической возможности технологического присоединения.

В связи с чем МУП «Копейские электрические сети» направило материалы в администрацию Копейского городского округа для внесения изменений в программу комплексного развития сетей коммунальной инфраструктуры КГО, утверждаемую на собраниях депутатов КГО, с последующей выдачей технического задания на доработку инвестиционной программы, в которой указываются конкретные сроки исполнения мероприятий. Таким образом указать в Договоре на технологическое присоединение все существенные условия этого договора невозможно, следовательно, договор на технологическое присоединение не может считаться заключенным, о чем и было сообщено заявителям.

Своим письмом от 22.09.2010 вх. № 10420 ООО «Коркинская энергосетевая компания» пояснило следующее.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям определяется в технических условиях, которые являются приложением договору на технологическое присоединение. Для подготовки технических условий необходимо сделать заявку на технологическое присоединение с приложением документов, определенных в Правилах.

В соответствии с пунктом 8 Правил заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. В рассматриваемом случае в радиусе 300 метров от границ участков по адресам: г. Копейск, ул. Надежды, 27, ул. Надежды, 29, расположены объекты электросетевого хозяйства МУП «Копейские электрические сети». Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств физическими лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается. Таким образом, ООО «Коркинская электросетевая компания» не вправе определять техническую возможность технологического присоединения к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

МУП «Копейские электрические сети» не обращалось с заявкой на технологическое присоединение в адрес ООО «Коркинская электросетевая компания» по технологическому присоединению.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «Копейские электрические сети» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Постановлением от 25.12.2009 № 49/78  Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» введен в действие тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУП «Копейские электрические сети».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Услуги по технологическому присоединению являются услугами, оказывемыми на рынке по передаче электрической энергии. Следовательно, МУП «Копейские электрические сети», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Копейские электрические сети» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям  МУП «Копейские электрические сети» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать необоснованный отказ (уклонение) от заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

 

2. 28.01.2010 года Заявителями были поданы заявки в МУП «Копейские Электрические Сети» на технологическое присоединение, которые соответствовали  Правилам.

17.03.2010 <…>, 25.03.2010 <…> были получены ответы от 04.03.2010 МУП «Копейские электрические сети», согласно которым заявителям было дан отказано в выдаче договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

Пояснения по причинам отказа в выдаче договора МУП «Копейские электрические сети» изложило в письме в адрес Челябинского УФАС России (вх. 4683 от 29.04.2010).

Инвестиционная программа не позволяет определить конкретные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению для данного случая.

По причине отсутствия конкретных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению указать в Договоре на технологическое присоединение все существенные условия этого договора не представилось возможным, следовательно, договор на технологическое присоединение не может считаться заключенным.

Также МУП «Копейские электрические сети» указало, что осуществление технологического присоединения к существующим сетям МУП «Копейские электрические сети» заявителей невозможно из-за отсутствия дополнительных мощностей от источника питания П/С «Калачево», фидер № 5 ОАО «Челябэнерго», то есть из-за отсутствия технической возможности.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Заявки на технологическое присоединение поданы в МУП «Копейские электрические сети»  в соответствии с Правилами. Данное обстоятельство  подтверждается материалами дела и не отрицается лицами, участвующими в деле.   

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заявители относятся к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил заявителям, указанным в пункте 14 данных Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

 

Таким образом, довод МУП «Копейские электрические сети» об отсутствии технической возможности заключения договора технологического присоединения  не принимается Комиссией.

 

МУП «Копейские электрические сети» в качестве одного из доводов отказа в заключении договора указало на невозможность определения в договоре срока исполнения обязательств по договору технологического присоединения в связи с отсутствием планируемого к подключению объекта в инвестиционной программе.

Данное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении договора технологического присоединения, так как оно влияет на гражданскоправовое исполнение условий договора, а не на его заключение согласно Правил.

 

В соответствии с пунктом 16 Правил  договор технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 6 месяцев.

Вместе с тем экономического обоснования отказа в заключении договора технологического присоединения МУП «Копейские электрические сети» не представлено.

 

Частью 5 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия МУП «Копейские электрические сети» по направлению <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров, как необоснованный отказ от заключения договоров технологического присоединения с заявителями, то есть нарушение пункта 5 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения.

 

На момент вынесения настоящего решения Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области своим Решением от 15.12.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.

Решение Копейского городского суда г.Копейска Челябинской области не исполнено МУП «Копейские электрические сети». В силу этого Комиссия считает возможным выдать МУП «Копейские электрические сети» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           

1. Признать действия МУП «Копейские электрические сети» по направлению <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров, как необоснованный отказ от заключения договоров технологического присоединения с заявителями, то есть нарушение пункта 5 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения.  

2. Выдать МУП «Копейские электрические сети» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 50 - 04/10 должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

   

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

Члены Комиссии Ю.М. Расторгуева

П.А. Никитин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

26 января 2011 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Председателя Комиссии:

- Семеновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего  решения  от 26 января 2011 года по делу № 50-04/10 о нарушении МУП «Копейские электрические сети» (456625, Челябинская область, г. Копейск, ул. Гастелло, 15) пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее- Правила технологического присоединения),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Копейские электрические сети» в течение семи дней с момента получения настоящего предписания  прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения, выразившееся в направлении <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров.

2. МУП «Копейские электрические сети» в течение семи дней с момента получения настоящего предписания направить <…> и <…> заполненные и подписанные проекты договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора (каждому из заявителей), в соответствии с поданными указанными заявителями заявками от 28.01.2010.

3.       О выполнении настоящего Предписания сообщить в Челябинское УФАС России  в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Председатель Комиссии

                                                                  Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии

                                                                  Ю.М. Расторгуева

                                                 

                                                                   П.А. Никитин

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» января 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «01» февраля 2011 года

                                                                                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Председателя Комиссии:

-         Семеновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-             Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-        Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя МУП «Копейские электрические сети» -   <…> (доверенность б/н от 01.06.2010); заявителя <…>; представителя заявителя <…> -  <…> (доверенность б/н от 09.06.2010),  

рассмотрев материалы дела № 50-04/10 по признакам нарушения МУП «Копейские электрические сети» (456625, Челябинская область, г. Копейск, ул. Гастело, д. 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) рассмотрело заявление <…> (от 25.03.2010 вх. № 2530) и <…> (от 29.03.2010 вх. № 3052)  (далее - Заявители) на действия МУП «Копейские электрические сети», выразившиеся в нарушении порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.

Из представленных документов и информации следует, что в 1993 году в городе Копейске Челябинской области были выделены участки под строительство домов в микрорайоне Северный поселка Октябрьский. До настоящего момента поселок не электрифицирован.

При обращении собственников участков выделенных под строительство домов в микрорайоне Северный поселка Октябрьский в феврале 2008 года в администрацию г.Копейска заместителем Главы администрации г. Копейска по вопросам градостроительства Б.П. Уткиным было предложено создать инициативную группу (Письмо от 12.02.2010 № 02-209). Инициативная группа жителей была создана и зарегистрирована в установленном порядке.

В июне 2008 года своим письмом от 24.06.2008 вх. № Д-36 группа собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска обратилась к Главе Копейского городского Конареву М.П. с  вопросом о электроснабжении Северного микрорайона поселка Октябрьский г.Копейска.

Администрация Копейского городского округа Челябинской области письмом от 18.07.2008 № 02-1381 сообщила, что согласовала с Управлением строительства корректировку проекта на электроснабжение как по высокой, так и по низкой сторонам. Оплата корректировки будет произведена за счет средств местного бюджета.

В сентябре 2008 года группа собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска обратилась к Губернатору Челябинской области с вопросом об электроснабжении земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска.

На данное обращение поступили ответы (письмо от 26.09.2008 № 03-1696) от заместителя Главы администрации КГО Елисеева И.Н. и Первого заместителя Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Тупикина В.А. (письмо от 25.09.2008 № 10838) о том, что для электроснабжения микрорайона инициативной группе жителей необходимо получить технические условия в ОАО «МРСК-Урала» - «Челябэнерго», а также произвести сбор средств на проектирование электрических сетей микрорайона».  

28 января 2010 года представителями группы собственников застройщиков земельных участков в Северном микрорайоне поселка Октябрьский г.Копейска <>… и <…> поданы заявки на технологическое присоединение в МУП «Копейские Электрические Сети» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила).

17.03.2010 <…>, 25.03.2010 - <…> были получены ответы от 04.03.2010 МУП «Копейские электрические сети» с отказами в выдаче договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

Из ответов МУП «Копейские электрические сети» (письмо от 04.03.2010 № 139-14) следует, что заявки на технологическое присоединение, поданные <…> и <…>, соответствуют требованиям пункта 14 Правил. Согласно пункту 15 указанных Правил сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.

В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 1 год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой, на сегодняшний день вносятся необходимые изменения в Инвестиционную программу в целях своевременного удовлетворения требований Заявителей.

Изменения в Инвестиционную программу будут рассматриваться на майской сессии Собрания депутатов Копейского городского округа, после чего можно считать, что все существенные условия договора на технологическое присоединение будут определены.

 

<…> обратился в Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области с исковым заявлением к МУП «Копейские электрические сети» о понуждении заключения договора технологического присоединения.

Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области  своим Решением от 06.08.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19.10.2010 решение Копейского городского суда г.Копейска Челябинской области отменено и дело направлено на новое рассмотрение  в тот же суд.

Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области своим Решением от 15.12.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.     

 

На заседаниях Комиссии 17.08.2010, 02.11.2010 и 26.01.2011 представитель заявителя <…>   <…> (доверенность б/н от 09.06.2010), а также <…>, <…> поддержали свои доводы, указанные в письмах от 29.03.2010 вх. № 3052; от 25.03.2010 вх. № 2930; от 27.12.2010 вх. № 14663, и пояснили следующее.

 

Возможности осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к иной сетевой организации у заявителей нет, так как иные сетевые организации расположены значительно дальше 500 метров (письмо Администрации Копейского городского округа от 15.04.2010 № 1174 — ог).

 

Заявители отметили также, что несут экономические убытки, в частности, <…>, имея построенный дом, при отсутствии энергоснабжения вынуждена снимать квартиру, а <…> вынужден осуществлять электроснабжение своего дела от автономной топливной электростанции, которая требует дорогостоящего обслуживания и ремонта, а также полной замены при выработке моторесурса.

 

На заседаниях Комиссии 17.08.2010, 02.11.2010 и 26.01.2011 представители МУП «Копейские электрические сети» <…> (доверенность б/н от 01.06.2010) и <…> (доверенность б/н от 15.06.2010) поддержали свои доводы, указанные в письмах от 29.04.2010 вх. № 4683; от 20.07.2010 вх. № 7931; от 20.09.2010 вх. № 10348, и пояснили следующее.

 

<…> и <…> обратились в МУП «Копейские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.

В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в данном случае не может превышать 1 год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой.

При этом, Правила не содержат возможности отказа заявителям — физическим лицам, обращающимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику  - к которым относятся <…> и <…>, - в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.

Более того, в силу пункта 33.1. Правил мотивами отказа не может служить отсутствие технической возможности технологического присоединения.

В связи с чем МУП «Копейские электрические сети» направило материалы в администрацию Копейского городского округа для внесения изменений в программу комплексного развития сетей коммунальной инфраструктуры КГО, утверждаемую на собраниях депутатов КГО, с последующей выдачей технического задания на доработку инвестиционной программы, в которой указываются конкретные сроки исполнения мероприятий. Таким образом указать в Договоре на технологическое присоединение все существенные условия этого договора невозможно, следовательно, договор на технологическое присоединение не может считаться заключенным, о чем и было сообщено заявителям.

Своим письмом от 22.09.2010 вх. № 10420 ООО «Коркинская энергосетевая компания» пояснило следующее.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям определяется в технических условиях, которые являются приложением договору на технологическое присоединение. Для подготовки технических условий необходимо сделать заявку на технологическое присоединение с приложением документов, определенных в Правилах.

В соответствии с пунктом 8 Правил заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. В рассматриваемом случае в радиусе 300 метров от границ участков по адресам: г. Копейск, ул. Надежды, 27, ул. Надежды, 29, расположены объекты электросетевого хозяйства МУП «Копейские электрические сети». Подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств физическими лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается. Таким образом, ООО «Коркинская электросетевая компания» не вправе определять техническую возможность технологического присоединения к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

МУП «Копейские электрические сети» не обращалось с заявкой на технологическое присоединение в адрес ООО «Коркинская электросетевая компания» по технологическому присоединению.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении МУП «Копейские электрические сети» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Постановлением от 25.12.2009 № 49/78  Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» введен в действие тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые МУП «Копейские электрические сети».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Услуги по технологическому присоединению являются услугами, оказывемыми на рынке по передаче электрической энергии. Следовательно, МУП «Копейские электрические сети», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Копейские электрические сети» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям  МУП «Копейские электрические сети» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать необоснованный отказ (уклонение) от заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

 

2. 28.01.2010 года Заявителями были поданы заявки в МУП «Копейские Электрические Сети» на технологическое присоединение, которые соответствовали  Правилам.

17.03.2010 <…>, 25.03.2010 <…> были получены ответы от 04.03.2010 МУП «Копейские электрические сети», согласно которым заявителям было дан отказано в выдаче договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП «Копейские электрические сети».

Пояснения по причинам отказа в выдаче договора МУП «Копейские электрические сети» изложило в письме в адрес Челябинского УФАС России (вх. 4683 от 29.04.2010).

Инвестиционная программа не позволяет определить конкретные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению для данного случая.

По причине отсутствия конкретных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению указать в Договоре на технологическое присоединение все существенные условия этого договора не представилось возможным, следовательно, договор на технологическое присоединение не может считаться заключенным.

Также МУП «Копейские электрические сети» указало, что осуществление технологического присоединения к существующим сетям МУП «Копейские электрические сети» заявителей невозможно из-за отсутствия дополнительных мощностей от источника питания П/С «Калачево», фидер № 5 ОАО «Челябэнерго», то есть из-за отсутствия технической возможности.

Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Заявки на технологическое присоединение поданы в МУП «Копейские электрические сети»  в соответствии с Правилами. Данное обстоятельство  подтверждается материалами дела и не отрицается лицами, участвующими в деле.   

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Заявители относятся к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил заявителям, указанным в пункте 14 данных Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.

 

Таким образом, довод МУП «Копейские электрические сети» об отсутствии технической возможности заключения договора технологического присоединения  не принимается Комиссией.

 

МУП «Копейские электрические сети» в качестве одного из доводов отказа в заключении договора указало на невозможность определения в договоре срока исполнения обязательств по договору технологического присоединения в связи с отсутствием планируемого к подключению объекта в инвестиционной программе.

Данное обстоятельство не является основанием для отказа в заключении договора технологического присоединения, так как оно влияет на гражданскоправовое исполнение условий договора, а не на его заключение согласно Правил.

 

В соответствии с пунктом 16 Правил  договор технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению должен быть определен в соответствии с пунктом 16 Правил и не может превышать 6 месяцев.

Вместе с тем экономического обоснования отказа в заключении договора технологического присоединения МУП «Копейские электрические сети» не представлено.

 

Частью 5 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

Таким образом, Комиссия расценивает действия МУП «Копейские электрические сети» по направлению <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров, как необоснованный отказ от заключения договоров технологического присоединения с заявителями, то есть нарушение пункта 5 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения.

 

На момент вынесения настоящего решения Копейский городской суд г.Копейска Челябинской области своим Решением от 15.12.2010 обязал МУП «Копейские электрические сети» предоставить <…> заполненный и подписанный проект договора на технологическое присоединение в 2-х экземплярах и технические условия.

Решение Копейского городского суда г.Копейска Челябинской области не исполнено МУП «Копейские электрические сети». В силу этого Комиссия считает возможным выдать МУП «Копейские электрические сети» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           

1. Признать действия МУП «Копейские электрические сети» по направлению <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров, как необоснованный отказ от заключения договоров технологического присоединения с заявителями, то есть нарушение пункта 5 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения.  

2. Выдать МУП «Копейские электрические сети» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 50 - 04/10 должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

   

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

Члены Комиссии Ю.М. Расторгуева

П.А. Никитин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

26 января 2011 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Председателя Комиссии:

- Семеновой Елены Григорьевны – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуевой Юлии Михайловны — начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Никитина Павла Александровича — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего  решения  от 26 января 2011 года по делу № 50-04/10 о нарушении МУП «Копейские электрические сети» (456625, Челябинская область, г. Копейск, ул. Гастелло, 15) пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее- Правила технологического присоединения),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУП «Копейские электрические сети» в течение семи дней с момента получения настоящего предписания  прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и нарушение пункта 15 Правил технологического присоединения, выразившееся в направлении <…> и <…> писем от 04.03.2010 с отказом в заключении договоров технологического присоединения, направленных в ответ на заявки от 28.01.2010 о заключении указанных договоров.

2. МУП «Копейские электрические сети» в течение семи дней с момента получения настоящего предписания направить <…> и <…> заполненные и подписанные проекты договора технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора (каждому из заявителей), в соответствии с поданными указанными заявителями заявками от 28.01.2010.

3.       О выполнении настоящего Предписания сообщить в Челябинское УФАС России  в течение трех дней с момента его исполнения.

 

Председатель Комиссии

                                                                  Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии

                                                                  Ю.М. Расторгуева

                                                 

                                                                   П.А. Никитин

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 50-04/10

Решение в отношении МУП «Копейские электрические сети»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 50-04/10

Решение в отношении МУП «Копейские электрические сети»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-26 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-01-26 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )