Кассация: Челябинское УФАС России правомерно отменило результаты аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства

 

Поводом для обращения Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет) в кассационную инстанцию явилось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Челябинской области о законности предписания антимонопольного органа, которым организатору предписано отменить итоги проведенного 29 ноября 2012 года аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, Краснопольская площадка, микрорайон № 50, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Заявки на участие в указанном аукционе подали ООО «Гринфлайт» и от ОАО Строительная компания «Челябинскгражданстрой». Впоследствии, ООО «Гринфлайт» отозвало свою заявку на участие в аукционе и торги были признаны несостоявшимися в связи с наличием единственного участника.

 

Основанием для выдачи предписания об отмене итогов проведенного аукциона явилось решение антимонопольной службы, которым установлены нарушения действующего законодательства при проведении торгов их организатором.

 

Так, при организации аукциона не были определены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Кроме того, в извещении о проведении аукциона было указано на необходимость проектирования и строительства водоводов и выполнения других мероприятий вне границ предоставляемого застройщику земельного участка, что накладывает на него дополнительные расходы на осуществление данных работ, не предусмотренных Земельным кодексом РФ.

 

Таким образом, организатором торгов были нарушены антимонопольные требования к торгам, выразившееся в нарушении установленного Земельным кодексом РФ порядка их организации и проведения, что и явилось основанием для их аннулирования антимонопольным органом.

 

Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Комитет обжаловал его в арбитражный суд. Однако арбитражный суд в трех инстанциях пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом факта нарушения Комитетом при проведении аукциона антимонопольных требований к торгам. Судами сделан вывод о том, что из положений Земельного кодекса РФ следует безусловная обязанность организатора торгов определить технические условия подключения объекта и плату за подключение, сведения о которых должны быть доступны для ознакомления неопределенному кругу лиц, в том числе хозяйствующим субъектам, расположенным за пределами г. Челябинска. Также суды пришли к выводу, что выполнение не предусмотренных Земельным кодексом РФ мероприятий на общую сумму более 6, 95 млрд. рублей может привести к сокращению участников торгов, поскольку является дополнительным необоснованным требованием, влияющим на принятие решения об участии (отказе от участия) в аукционе.

 

В настоящее время предписание Челябинского УФАС России исполнено, аукцион отменен и земельный участок повторно выставлен на торги.