27 сентября состоялось заседание Общественно-консультативного совета Челябинского УФАС России под председательством руководителя Челябинского УФАС России А.А. Козловой

 

Протокол заседания Общественно-консультативного совета при Челябинском УФАС России

 

27 сентября состоялось заседание Общественно-консультативного совета Челябинского УФАС России под председательством руководителя Челябинского УФАС России А.А. Козловой.

 

 

Участники заседания Совета:

 

1. Звездин Сергей Николаевич, руководитель некоммерческой организации «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса в Миасском городском округе»;

2. Лубышев Анатолий Ильич, начальник управления по работе с предприятиями и предпринимателями ЮУТПП;

3. Константинов Денис Александрович, член Совета Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», председатель Комиссии по промышленной политики;

4. Хамидуллина Мария Ринатовна, представитель Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

5. Мазин Иван Семенович, председатель областного общества по защите прав потребителей;

6. Заярный Александр Юрьевич, заместитель директора МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети»;

7. Ена Валентина Витальевна, главный юрисконсульт филиала «Балтика-Челябинск»;

8. Разумова Наталья Михайловна, директор Департамента права НП «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»;

9. Дмитрук Ирина Васильевна, начальник отдела реестра Департамента права «Союз строительных компаний Урала и Сибири»;

10. Савченков Евгений Анатольевич, ОАО СК «Челябинскгражданстрой»;

11. Сидашов Станислав Анатольевич, ОАО СК «Челябинскгражданстрой»;

12. Захарова Светлана Эдвиновна, ОАО СК «Челябинскгражданстрой»;

13. Харин Кирилл Викторович, старший экономист отдела приватизации муниципального имущества Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.

 

Вопросы, рассмотренные на заседании:

 

1. Практика и проблемы применения ст. 9.21 КоАП РФ. Нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Докладчик: начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России Ю.М. Расторгуева.

Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает три состава правонарушения:

- несоответствие предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта указанных выше договоров;

- необоснованный отказ в заключении договора.

За совершение указанных нарушений предусмотрен административный штраф на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных – от десяти до сорока тысяч рублей.

Повторное совершение данных нарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Стоит отметить, что с 6 января 2012 года вступила в силу статья 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая положения части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, действия ресурсоснабжающей организации по устранению нарушения путем исполнения предупреждения исключают квалификацию указанных действий по статье 14.31 КоАП РФ, но не исключают состава, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Аналогичная ситуация складывается и в том случае, если организация устранила данные виды нарушений добровольно до выдачи предупреждения.

Решили:

1. Принять к сведению информацию Ю.М. Расторгуевой;

2. Рекомендовать членам Совета довести указанную информацию до предпринимателей, Областному обществу по защите прав потребителей сообщить потребителям о возможности обращения в Челябинское УФАС России по данному вопросу.

 

2. Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии.

Докладчик: начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России Ю.М. Расторгуева.

Челябинским УФАС России в целях исполнения полномочий, закрепленных в постановлении Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», в редакции от 31.08.2013, проводится мониторинг исполнения требований Стандартов.

Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;

- опубликования в электронных средствах массовой информации;

- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.

В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ, нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Решили:

1. Принять к сведению информацию Ю.М. Расторгуевой;

2. Рекомендовать членам Совета довести указанную информацию до предпринимателей.

 

3. О состоянии конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами Челябинской области по итогам 2012 года.

Докладчик: начальник отдела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России Ю.Ю. Пузанкова.

Челябинское УФАС России изучило состояние конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами Челябинской области в 2012 году. Данный анализ рынка был проведен с целью исполнения требований статьи 14 Федерального Закона от 28.12.2009 № 381 - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

При анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от:

- хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность на рынке розничной торговли продовольственными товарами посредством организации торговой сети на территории Челябинской области в 2012 году;

- территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области;

- глав муниципальных образований и городских округов Челябинской области.

Наиболее крупными хозяйствующими субъектами рынка розничной торговли продовольственными товарами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами путем организации торговой сети.

По результатам проведенного обзора установлено, что долю 25% и более на рынках розничной торговли продовольственными товарами исследуемых муниципальных образований и городских округов Челябинской области по итогам 2012 года не занимает ни один хозяйствующий субъект. Таким образом, исследуемые товарные рынки в 2012 году являлись конкурентными.

Решили:

1. Принять к сведению информацию Ю.Ю. Пузанковой;

2. Направить указанную информацию в органы местного самоуправления по электронной почте;

3. Разместить результаты проведенного анализа на сайте Челябинского УФАС России;

4. Направить в ФАС России запрос о разъяснении действий органов местного самоуправления при реализации ст.14 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части ограничения приобретения, аренды хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов, если его доля превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа.

 

4. О состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива Челябинской области по итогам 2012 года.

Докладчик: начальник отдела анализов товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России Ю.Ю. Пузанкова.

Челябинское УФАС России провело анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива Челябинской области по итогам 2012 года.

Согласно проведенному анализу рынок розничной торговли автомобильными бензинами г. Челябинска, г. Копейска г. Златоуста и г. Миасса по бензину АИ-95, а также г. Магнитогорска по бензину АИ-92 по итогам 2012 года характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Рынок розничной торговли автомобильными бензинами г. Миасса по бензину АИ-92 и г. Магнитогорска по бензину АИ-95 по итогам 2012 года характеризуется умеренным уровнем рыночной концентрации.

Совокупная доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Челябинск» на рынках розничной торговли автомобильными бензинами АИ-92 и АИ-95 и дизельным топливом г. Челябинска составляет более 50%.

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», ООО «НОВАТЭК-АЗК» и ООО «Оптан-Миасс» на рынке розничной торговли автомобильными бензинами АИ-92, АИ-95 г. Миасса занимают более 50%.

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Кристина» на рынке розничной торговли автомобильными бензинами АИ-92, АИ-95 г. Магнитогорска - более 50%.

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Челябинск» на рынке розничной торговли автомобильными бензинами АИ-92, АИ-95 г. Копейска Челябинской области - более 50%.

Рынки розничной торговли дизельным топливом г. Челябинска, г. Копейска, г. Златоуста, г. Миасса, г. Магнитогорска Челябинской области по итогам 2012 года характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Совокупная доля ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», ООО «НОВАТЭК-АЗК», ООО «Оптан-Миасс», ИП Бутвина С.А. и ИП Жмаева А.С. на рынке розничной торговли дизельным топливом г. Миасса Челябинской области составляет более 50%. ООО «Газпромнефть-Челябинск» и ИП Козлов Р.В. на рынке розничной торговли дизельным топливом г. Копейска Челябинской области составляет более 50%.

Однако действующим законодательством включение указанных хозяйствующих субъектов в Реестр с совокупной долей более 50% на соответствующем товарном рынке не предусмотрено.

Доли ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт» на рынках розничной торговли автомобильными бензинами АИ-92, АИ-95 и дизельным топливом г. Златоуста Челябинской области составляют более 50 %. На сегодняшний день ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов по г. Златоусту по розничной реализации бензинов АИ-92 и АИ-95 и дизельного топлива.

Решили:

1. Принять к сведению информацию Ю.Ю. Пузанковой;

2. Разместить результаты проведенного анализа на сайте Челябинского УФАС России.

 

5. Актуальные вопросы водоснабжения и водоотведения.

Докладчик: главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России Н.С. Лупанова.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются специальными правилами: до 01.09.2012 - Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, после этой даты - новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Пломбирование прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета пломбировано). Пломбирование можно считать элементом ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию. Причем ввод в эксплуатацию тоже нельзя квалифицировать как услугу (работу), которая требует оплаты, это порядок признания счетчика готовым к использованию для учета объема коммунальных ресурсов.

Следовательно, пломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.

Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Данный документ вступает в силу с 01.01.2013 г. и регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).

Водоснабжение и водоотведение следует отличать от предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению. К отношениям, связанным с их предоставлением и оплатой, положения рассматриваемого Закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (п. 5 ст. 1 Закона О водоснабжении и водоотведении).

После вступления в силу положений Закона о водоснабжении и водоотведении вопросы пломбировки приборов учета будут разрешены.

Решили:

1. Принять к сведению информацию Н.С. Лупановой;

2. Рекомендовать членам Совета довести указанную информацию до предпринимателей, Областному обществу по защите прав потребителей довести указанную информацию до потребителей.

 

6. Административные барьеры в сфере жилищного строительства и перспективы работы службы в данном секторе (запреты на строительство панельного жилья, ограничения участия в торгах на право заключения договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, административные регламенты в сфере градостроительства).

Докладчик: начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России Т.М. Соболевская.

Челябинское УФАС России провело проверка по факту публикаций в СМИ региона информации о необходимости изменения внешнего облика архитектурной застройки города и ухода от строительства панельного жилья. Из опубликованной информации следовало, что органами местного самоуправления разрабатываются Правила строительства, которые будут регулировать отношения в данном секторе и при выдаче разрешения на строительства будут учитывать тип вводимых домов.

В ходе проведения проверки Челябинское УФАС России установило, что указанные акты в г. Челябинске не принимались. В случае поступления обращений в антимонопольный орган об отказах в выдаче разрешений на строительство, Челябинским УФАС России при выявлении нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования. В настоящее время подобных обращений не поступало.

Кроме того, в настоящее время Челябинским УФАС России рассматривается вопрос о соответствии административных регламентов, регулирующих порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков, в частности на предмет истребования не предусмотренных действующим законодательством документов.

Гражданский Кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления в течение 30 дней со дня обращения заявителя о выдаче градостроительного плана осуществляют его подготовку, утверждают его и предоставляют заявителю без взимания платы. Таким образом, органы местного самоуправления не обладают полномочиями по требованию от заявителя помимо обращения каких-либо документов.

Челябинским УФАС России установлено, что в г. Челябинске был принят соответствующий порядок подготовки градостроительных планов, утвержденный Челябинской городской Думой, действовавший с 2007 года, который по рекомендации антимонопольного органа в 2013 году претерпел изменения, в результате чего незаконные требования были исключены.

Стоит отметить, что аналогичная работа была проведена Челябинским УФАС России по другим муниципальным образованиям, многие из которых оперативно отреагировали на требования антимонопольного органа о приведении соответствующих актов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решили:

1. Принять к сведению информацию Т.М. Соболевской;

2. Включить в план проведения Челябинским УФАС России анализов товарных и финансовых рынков на 2014 год анализ рынка жилищного строительства Челябинской области.

Выступили: Разумова Наталья Михайловна, директор Департамента права НП «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири» о необходимости продуктивного взаимодействия и обмена информацией между Челябинским УФАС России и некоммерческими организациями в рамках деятельности ОКС, а также в связи с необходимостью совершенствования законодательства в сфере компетенции антимонопольного органа и строительных саморегулируемых организаций.

Решили:

1. Директору НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Н.М. Разумовой направить в Челябинское УФАС России экспертное заключение Экспертного совета Национального объединения строителей на проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП РФ, разработанного ФАС России во исполнение пункта 15 Плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2012 № 1487-р, в целях совершенствования действующего законодательства и последующего его направления в ФАС России;

2. Представителю Челябинского УФАС России принять участие в совещании по теме «Обеспечение административных процедур в строительстве», организованном НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири».

 

7. О включении представителя Совета в состав аттестационной и конкурсной комиссий Челябинского УФАС России.

Докладчик: руководитель Челябинского УФАС России А.А. Козлова.

Решили: включить представителя Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в состав аттестационной и конкурсной комиссий Челябинского УФАС России.