Арбитражный суд Челябинской области: решение Челябинского УФАС России в отношении ООО «Уфалейский завод металлоизделий» законно

Сфера деятельности: ЖКХ

10 июля 2013 года Арбитражный суд Челябинской области оставил в силе решение Челябинского УФАС России о признании в действиях ООО «Уфалейский завод металлоизделий», выразившихся в применении при расчетах с абонентом тарифов на водоснабжение и водоотведение, не утвержденных в установленном порядке, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Также действия ООО «УЗМИ», выразившиеся в несвоевременном уведомлении абонента о прекращении подачи оборотной и технической воды, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, по сбору и распределению технической воды Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания водопроводных сетей ООО «УЗМИ» по итогам 2011 года. На основании проведенного анализа положение ООО «УЗМИ» на указанном рынке было признано доминирующим.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания части 2 статьи 1 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса следует, что регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

ООО «УЗМИ» является организацией коммунального комплекса, поскольку осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

За оказанные услуги ООО «УЗМИ» в адрес своего абонента выставляло счета по самостоятельно установленным тарифам.

Статьей 1 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 546 ГК Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В материалы дела ООО «УЗМИ» не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии причин для несоблюдения установленного гражданским законодательством порядка прекращения или ограничения подачи энергии, а именно для своевременного предупреждения абонента.

При этом Комиссией отмечено, что статья 539 ГК РФ не устанавливает срока уведомления абонента энергоснабжающей организации о предстоящем прекращении или ограничении подачи энергии. Однако, по мнению Челябинского УФАС России, уведомление абонента о перерыве, ограничении или прекращении подачи энергии должно быть направлено абоненту в разумные сроки.

Абоненту должна быть предоставлена возможность устранить причины для прекращения или ограничения подачи энергии или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей, охране окружающей среды и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи энергии.

В данном случае уведомление о прекращении подачи оборотной и технической воды поступило в адрес абонента непосредственно в день прекращения подачи ресурса.

На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, с учетом статьи 10 ГК РФ, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО «УЗМИ» не доказало разумную цель прекращения подачи энергоресурса без уведомления абонента в приемлемые сроки.