Кассация подтвердила решение Челябинского УФАС России в отношении Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и Управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

10 сентября 2012 года Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал законность и обоснованность решения антимонопольного органа, тем самым подтвердив решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.

 

Напомним, что Челябинское УФАС России выявило нарушения в действиях Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (заказчик) и Управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска (уполномоченный орган) нарушения законодательства о размещении заказов при проведении аукциона на право заключения контракта на поставку коммунальной вакуумно-уборочной техники.

 

Начальная цена контракта данного аукциона составила 45 млн. рублей. Антимонопольный орган выявил, что заказчик в документации об аукционе установил требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

Согласно части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, если такие требования влекут за собой ограничение конкуренции участников размещения заказа.

 

Требования, изложенные в документации об аукционе и предъявляемые к вакуумно-уборочной технике, фактически позволяют предложить к поставке товар определенной торговой марки – BUCHER.

 

Заказчиком не представлено обоснования установления требований к товару о том, что приобретаемая им вакуумная техника должна иметь массу не более 4 500 кг и причинах, по которым не может быть предложен более легкий транспорт. Не представлено обоснования установления требований к длине технике со щетками (не более 4 950 мм), тогда как именно этот показатель исключает возможность поставки техники, например, торговой марки Nifisilk.

 

При этом в документации должны содержаться только те требования к товару, которые влияют на возможность его применения для выполнения потребностей заказчика. Установление подробного описания механизма работы тех или иных систем в технике, отдельных ее характеристик, без конкретизации результата, который должен получить заказчик при приобретении этой техники, как правило, приводит к невозможности поставки товара, имеющего аналогичные возможности, но отличающегося по своим характеристикам.

 

Кроме того, заказчиком при формировании документации об аукционе и начальной цены контракта был исследован рынок коммунальной вакуумно-уборочной техники.

 

В результате, в адрес заказчика поступили коммерческие предложения на поставку техники Nako CityMaster, Johnston, Bucher CityCat, с учетом которых была сформирована начальная цена контракта Cоответственно, потребностям заказчика соответствует не только продукция Bucher CityCat, но и Nako CityMaster и Johnston.

 

Однако в документации об аукционе установлены такие характеристики техники, которые не позволяют предложить к поставке Nako CityMaster и Johnston.

 

Таким образом, заказчиком установлено требование о поставке техники, соответствующей характеристикам техники Bucher, без возможности поставить ее эквивалент, как это предусмотрено Законом о размещении заказов. Данный факт ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не позволяет принимать участие в торгах организациям и предпринимателям, реализующим, к примеру, технику торговых марок Nifisilk, Johnston.

 

Челябинское УФАС России по результатам рассмотрения поданной ООО «Автопоставщик» жалобы предписало заказчику отменить данный аукцион, уполномоченному органу — разместить на официальном сайте решение об отмене данного аукциона. Предписание антимонопольного органа было исполнено.

 

Однако решение Челябинского УФАС было обжаловано в судах трех инстанций, которые согласились с позицией антимонопольного ведомства.