Арбитражный суд Челябинской области: Челябинское УФАС России правомерно оштрафовало ОАО «Челябэнергосбыт», которое нарушило антимонопольное законодательство

Челябинское УФАС России в июле 2011 года признало действия ОАО «Челябэнергосбыт» по ограничению потребления электроэнергии ОАО «ФНПЦ Станкомаш», которые привели к прекращению энергоснабжения нескольких организаций и жилого дома, нарушением антимонопольного законодательства. ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», не предпринявшее при ограничении электроэнергии меры по защите интересов добросовестных потребителей, также признано нарушившим Закон о защите конкуренции.

 

Антимонопольный орган установил, что ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» является потребителем электрической энергии ОАО «Челябэнергосбыт» через сети ОАО «МРСК — Урала» - «Челябэнерго». Кроме того, несколько организаций (ООО «Компания СК», ООО «Модерн Гласс», ООО «Уралпроитехнология», ООО «Уралпак» и ЗАО «НПЦ Гидроавтоматика») и жилой дом по ул. Барбюса получают энергоснабжение ОАО «Челябэнергосбыт» через электросетевое хозяйство ОАО «ФНПЦ «Станкомаш».

 

ОАО «Челябэнергосбыт» с 10.06.2010 в целях взыскания задолженности с ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» за поставленную электроэнергию начало вводить в отношении предприятия ограничение по ее поставке. В результате, 13.10.2010 г. и 13.11.2010 г. ограничение электроэнергии было произведено не только ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», но и вышеназванным транзитным потребителям, своевременно производящим оплату за потребленную электроэнегию.

 

Согласно пункту 170 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.

 

Таким образом, действия ОАО «Челябэнергосбыт» нарушили права и законные интересы граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными плательщиками, и привели к экономическому ущербу предприятий.

 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

При этом ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», предупрежденное ОАО «Челябэнергосбыт» о введении частичного ограничения электроэнергии до величины аварийной брони, имело возможность предпринять необходимые меры по недопущению ограничения электроэнергии транзитным потребителям. Так, ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» могло произвести отключение собственных электроустановок, продолжавших работать в период ограничения элекроэнергии.

 

Согласно пункту 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пункту 171 указанных Правил , применяется по отношению к лицам, владеющими объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения объеме.

 

ОАО «ФНПЦ «Станкомаш», не предпринявшее при ограничении электроэнергии необходимые организационно-технические меры по защите интересов других потребителей, нарушило тем самым требования антимонопольного законодательства.

 

Согласно части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

По результатам рассмотрения дела по ходатайству заявителей (транзитных потребителей ОАО «Челябэнергосбыт») Челябинское УФАС России выдало ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» предписание о недопущении действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

 

По факту нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Челябэнергосбыт» было привлечено к административной ответственности: Челябинское УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в размере 300 000 рублей.

 

Суд первой инстанции подтвердил законность и обоснованность решения, предписания и постановления Челябинского УФАС России.