О лицах, имеющих право подать жалобу на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

В январе 2012 года вступили в действие изменения в Закон о защите конкуренции, в том числе о порядке рассмотрения антимонопольными органами жалоб на процедуру торгов, проводимых органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 18.1 Закона о защите конкуренции).

 

При этом, обращаем внимание, что данная статья не регулирует отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов.

 

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции наделяет антимонопольные органы правом приостановить проведение торгов до рассмотрения жалобы по существу, выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

 

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что жалоба на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Таким образом, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен исчерпывающий круг лиц, которые вправе подать жалобу на организацию и порядок проведения торгов.

 

Жалоба подается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, а если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, жалоба подается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов.

 

Однако данное обстоятельство не исключает возможности любого лица обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов, которое должно быть рассмотрено в порядке, предусмотренном Главой 9 Закона о защите конкуренции. Также антимонопольный орган вправе осуществить проверку законности проведения любых торгов по собственной инициативе.

 

При этом в соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

 

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

 

К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

 

Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.

 

 

Пресс-служба Челябинского УФАС России