Арбитражный суд Челябинской области признал проведенные МУП «УМО» торги недействительными и обязал новоиспеченного собственника вернуть приобретенное имущество

 

Арбитражный суд Челябинской области признал проведенные МУП «УМО» торги недействительными и обязал новоиспеченного собственника вернуть приобретенное имущество

В декабре Арбитражный суд Челябинской области признал недействительными результаты проведенного МУП «Управление муниципальными общежитиями г.Челябинска» аукциона по продаже нежилого помещения, удовлетворив иск предпринимателя, ранее арендующего данное помещение.

Напомним, что в апреле 2008 г. МУП «УМО», ввиду своей ликвидации, осуществило продажу находящегося в его хозяйственном ведении помещения путем проведения аукциона. Однако действия предприятия были признаны Челябинским УФАС России нарушающими антимонопольное законодательство, поскольку могли привести к ограничению или недопущению конкуренции.

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Так, извещение о проведении аукциона было опубликовано предприятием в специализированном печатном издании «Соцветие Лотос», предназначенном для аудитории, интересующейся вопросами здоровья и медицины. Конечно среди читателей данной газеты могли оказаться и потенциальные участники торгов, но в итоге в аукционе приняли участие только два лица.

Очевидно, что данный способ распространения информации оказался «действенным и результативным» и явился причиной того, что при проведении торгов не были обеспечены доступность, гласность и конкуренция участников аукциона. Выбор газеты «Соцветие Лотос», не освещающей вопросы недвижимости, мог способствовать значительному снижению числа поступивших заявок и соответственно количества участников аукциона.

Согласно распоряжению Главы города Челябинска от 24.04.2007 года №1168 «Об опубликовании извещений о продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков», печатным изданием, в котором публикуются извещения о проведении аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества в соответствии со ст. 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» является бюллетень Комитета по управлению имуществом и земельным отношением г. Челябинска «Недвижимость Челябинска».

После того, как антимонопольный орган установил данное нарушение и признал МУП «УМО» нарушившим Закон о защите конкуренции, один из предпринимателей, арендовавший проданное помещение, обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании торгов недействительными.

Также в своем иске предприниматель выдвинул требования о признании недействительным заключенного договора купли-продажи недвижимого имущества, применении последствий недействительной сделки и возложении обязанности победителя аукциона передать нежилое помещение МУП «УМО». Необходимо отметить, что Челябинское УФАС России приняло в судебном заседании приняло участие в качестве третьего лица и поддержало позицию предпринимателя.

Суд удовлетворил иск предпринимателя и признал торги и сделку недействительными. Поскольку при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, новый владелец помещения должен вернуть имущество МУП «УМО» в обмен на полученные ранее денежные средства в размере 4, 9 млн. руб.

При этом бывший арендатор данного помещения, являясь субъектом малого предпринимательства, обладает преимущественным правом на приобретение данного имущества и может выкупить его без проведения торгов при наличии нескольких условий.

Согласно ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящего в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего ФЗ (22 июля 2008 г.) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего ФЗ, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего ФЗ, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов РФ предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.