Руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова приняла участие в межрегиональной конференции «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации долгосрочного социально экономического развития России»

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова приняла участие в межрегиональной конференции «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации долгосрочного социально экономического развития России»

6 октября состоялась межрегиональная конференция «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации долгосрочного социально экономического развития России». Организаторами мероприятия выступили: правительство Челябинской области, торгово-промышленная палата РФ и Южно-Уральская ТПП.

В работе конференции приняли участие представители комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы, Федеральной антимонопольной службы и службы по тарифам, вице-губернаторы и представители региональных отраслевых министерств Урало-Сибирской зоны и Поволжья, главы городов и районов, руководители предприятий, территориальных ТПП и объединений предпринимателей.

Со вступительным словом выступил заместитель министра строительства инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области И.В. Белавкин. Он зачитал обращение губернатора Челябинской области к участникам конференции, в котором отмечалось, что их «компетентность, заинтересованное отношение к делу помогут проанализировать сложившуюся ситуацию, выработать действенные предложения по созданию нормативно-правового поля, механизмов соревнования цены и качества, а также равноправных условий для всех участников экономической деятельности».

С докладам выступил разработчик концепции государственно ценовой и тарифной политики, доктор экономических наук, профессор, генеральный директор Национального института развития Российской академии наук Михаил Гельвановский. Проект документа М.И. Гельвановского «О концептуальных подходах к формированию государственно политики цен в РФ» был подготовлен по поручению Руководства Торгово-Промышленной Палаты России во исполнение резолюции, принятой на Всероссийской конференции на тему «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики», созванной ТПП РФ в октябре 2009 г. На конференции была поставлена задача по разработке «общенациональной стратегии экономического развития, которая позволила бы перейти к проведению эффективной государственной ценовой политики посредством создания комплексной нормативно-правовой системы, учитывающей мировой и национальный опыт регулирования цен в рыночной экономике».

Разработанный проект документа содержит в себе не только краткую характеристику основных причин сложившегося в стране положения в области ценообразования, но и предложения по исправлению возникших негативных явлений. Более того, выработка государственной политики цен особенно актуальна в настоящее время, учитывая сложную финансово-экономическую ситуацию, имеющую мировой масштаб.

11 ноября 2009 г. в Москве состоится очередная Всероссийская конференция «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России», в адрес которой участники межрегиональной конференции направили свои рекомендации по формированию государственной политики цен в РФ.  

С докладом «Антимонопольное регулирование и его влияние на цены на примере деятельности Управления федеральной антимонопольной службы по Челябинской области» также выступила руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова:

Антимонопольная политика является составной частью ценовой политики государства. На антимонопольные органы возложены функции по реализации антимонопольной политики путем государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, о рекламе и законодательства о естественных монополиях, за исключением ценового регулирования. Несмотря на то, что ценовым регулированием антимонопольные органы не занимаются, к ним ежедневно поступают письменные и устные обращения предпринимателей и граждан - потребителей по вопросам ценообразования в сфере электроэнергетики, тепло-водо снабжения, розничной продажи нефтепродуктов и ряда продуктов питания.

В последние годы у антимонопольных органов появились серьезные рычаги воздействия на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нарушение норм антимонопольного законодательства, в виде административных, так называемых «оборотных штрафов» и дисквалификации должностных лиц. В конце августа 2009 года вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые дают возможность привлекать к административной ответственности и должностных лиц органов власти за принятие актов или совершение действий, ограничивающих конкуренцию, вплоть до дисквалификации должностных лиц.

В ближайшее время вступят поправки в статью 178 Уголовного Кодекса РФ, согласно которых за нарушения антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением и антиконкурентные соглашения должностные лица могут понести и уголовное наказание вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет. Широкое применение указанных санкций должно привести к сокращению нарушений антимонопольного законодательства, становлению и развитию цивилизованных рыночных отношений на основе свободной конкуренции и как следствие стабилизации экономики.

Остановлюсь на последних изменениях антимонопольного законодательства. Вступили в силу ( 23 августа 2009 года) новые поправки в ФЗ «О защите конкуренции», которые коснулись ряда ключевых понятий, таких как доминирующее положение и монопольно высокая и монопольно низкая цена. Эти поправки необходимы были для того, чтобы антимонопольные органы чаще применяли на практике и квалифицировали действия «монополистов» как установление монопольно высокой цены.

До последнего времени у антимонопольных органов имелось ряд сложностей при доказывании наличия такого нарушения. Отмечу некоторые из них:

- отсутствие современной методики доказывания монопольно высокой цены, особенно в части «поиска» сопоставимых конкурентных товарных рынков в связи с чем, антимонопольные органы отчасти использовали методику, утвержденную антимонопольным органом еще в 1995 году;

- необходимость доказывания двух признаков монопольно высокой цены: сравнение установленной цены с ценой на сопоставимом конкурентом товарном рынке, и использование затратного метода;

- отсутствие высококвалифицированных специалистов в антимонопольных органах в области анализа рынков и их большая загруженность, а также отсутствие финансирования для привлечения сторонних экспертов.

Несмотря на это, в Челябинском УФАС России за последние три года рассмотрено несколько дел, связанных с ценообразованием крупных «монополистов», рассмотрение которых, несомненно повлияло на уровень цен на некоторые социально значимые товары.

Например

1. Дело по признакам «монопольно высокой цены» в отношении ОАО «Первый хлебокомбинат», в результате рассмотрения которого и длительного его обжалования (2007-2009 годы) цена на хлеб в г.Челябинске не только не выросла, но и стала ниже, чем в г.Екатеринбурге. Решение и предписание, штраф до сих пор обжалуются в судах, цена на хлеб не растет.

2. Дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» по признакам необоснованно высокой цены на автомобильное и дизельное топливо и согласованным действиям хозяйствующих субъектов, торгующих под маркой «Челнефть» и «Татнефть», направленным на повышение и поддержание цены, возбужденное в начале 2009 года. Дело будет завершено в ближайшее время.

Ранее в 2006, 2008 году возбуждались дела по признакам согласованных действий в отношении указанных хозяйствующих субъектов. Решения и предписания о признании нарушения в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и ИП Казыхановой Ф.М. устояли в 3-х инстанциях арбитражных судов, виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа и теперь обжалуют размер штрафа.

В результате рассмотрения дел в последние годы цена на бензин в г.Челябинске не выше, чем в других городах Уральского региона, а даже ниже, чем в Екатеринбурге, тогда как еще недавно ситуация складывалась наоборот, на что всегда жаловались потребители.

3. Дело в отношении Челябинского филиала ОАО «Лукойл-АЭРО» по необоснованно высокой цене на авиакеросин, к сожаленью проигранное нами в судах по формальным причинам, а именно неправильным, по мнению суда, исследованием рынка, в результате чего антимонопольный орган не доказал доминирование ОАО «Лукойл- АЭРО». Сегодня ведется работа по «уточнению» положения этого хозяйствующего субъекта на рынке поставки авиатоплива в аэропорту «Баландино» г.Челябинск и заправки «в крыло».

4. Дело в отношении группы лиц (ОАО «Первый молочный комбинат», «Магнитогорский молочный комбинат» и «Чебаркульский молочный комбинат») по признакам злоупотребления доминирующим положением в виде:

- необоснованного, более снижения закупочных цен на молоко у сельхозпроизводителей, что сделало их работу нерентабельной;

- несоразмерного по отношению к цене закупа молока снижения цен на готовую молочную продукцию, что дало молочным комбинатам возможность даже в условиях финансового кризиса не только не снизить прибыль, а и значительно ( до 1,5 раз) увеличить;

Более того, за этой группой хозяйствующих субъектов «потянулись» большинство молочных комбинатов. Вынесено решение и предписание, возбуждены административные дела.

Косвенно на цену товара влияет и деятельность антимонопольных органов по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в отношении субъектов естественных монополий.

Например, незаконное требование электросетевыми компаниями платы за технологическое присоединение, навязывание вместо договора на технологическое присоединение договор на подключение, или навязывание выполнения работ по присоединению электросетевой компанией, что неизбежно ведет к увеличению цены подключения. Также, навязывание невыгодных условий договора ОАО «Челябинскрегионгаз» в виде повышающего коэффициента за недобор газа, в результате предприниматели должны платить в 3 раза больше за невыбранный газ или просто его сжигать; или затягивание ( до 1,5 лет) ОАО «Челябинскрегионгаз» выдачи разрешения на использование газа в качестве топлива, в результате затягивается строительство объекта либо предприниматели долгое время не могут приступить к модернизации своего теплового узла. Выданные решения и предписания, устояли в суде, наложены «оборотные» штрафы. Которые обжалуются в суде.

Да и граждане – потребители нередко страдают от действий «монополистов». Например, незаконное требование со стороны электросетевой компании к потребителю установить счетчик стоимостью 20 тыс.руб., который позволяет сетевой компании снимать показания счетчика в электронном виде не выходя из кабинета, или необоснованные требования при выдаче технических условий для подключения к электрическим сетям. Имеет место установление необоснованно высоких тарифов за опломбирование счетчиков, например, в Красноармейском р-не опломбировать водосчетчик стоило более 800 руб., а в Челябинске 150 руб. Вынесены решения и предписания, возбуждены административные дела.

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о влиянии антимонопольного регулирования и механизма административной ответственности на цены. Антимонопольным органам предстоит реализовать принцип неотвратимости наказания за нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до передачи материалов дел для привлечения к уголовной ответственности.

В заключении следует отметить, что механизм антимонопольного регулирования позволяет достаточно эффективно бороться с нарушениями и способствует стабилизации ценовой политики предприятий «монополистов».

Рассмотрев предложения межрегиональной конференции «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития России», считаю необходимым поддержать некоторые предложения:

- внести поправки в законодательство о бухучете, позволяющие достоверно определить себестоимость и норму прибыли, особенно актуально при доказывании антимонопольным органом монопольно высокой цены;

- продолжить совершенствование антимонопольного законодательства, а именно ФЗ «О защите конкуренции» и ускорить принятие 3-го антимонопольного пакета;

-ускорить принятие ФЗ «О розничной торговле», где предусмотреть механизм ценообразования цепочки производитель-посредник-розничный продавец;

-разработать новый Федеральный Закон «О естественных монополиях», закрепив в нем:

- типовые правила недискриминационного доступа ко всем услугам естественных монополий;

-обязанность закупки товаров, работ, услуг для нужд субъектов естественных монополий на торгах, в порядке ФЗ «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд»;

-принцип неприменения перекрестного субсидирования при регулировании цен на услуги естественных монополий, предусмотрев механизм защиты социально незащищенных слоев населения.

Кроме того, предлагаю ввести механизмы государственного ценового регулирования при формировании цен на нефтепродукты:

1.Учитывая высокий уровень концентрации рынков услуг по оптовой и розничной торговле моторным топливом, который усугубляется присутствием на этих рынках вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как (ОАО НК «Лукойл», ОАО «ЛУКОЙЛ-АЭРО», считаем необходимым в отношении данных хозяйствующих субъектов ввести частичное государственное регулирование оптовых цен на нефтепродукты путем регистрации максимальных отпускных оптовых цен на продукцию нефтеперерабытывающих предприятий (бензины автомобильные, дизельное топливо, авиакеросин, авиабензин).

2.Для создания эффективного механизма регистрации и регулирования оптовых отпускных цен необходимо до его введения проверить действующие отпускные цены на нефтепродукты на предмет их экономической обоснованности и установить «базовые экономически обоснованные цены». К утвержденным «базовым экономически обоснованным ценам» разработать коэффициенты их изменения (индексы-дефляторы), которые бы устанавливали предельно-допустимое изменение отпускных оптовых цен нефтеперерабатывающих предприятий в зависимости от уровня цены на сырую нефть на внешнем и внутреннем рынках.

3.Распределить функции государственного контроля за установлением оптовых и розничных цен на нефтепродукты следующим образом:

3.1.На стадии производства нефтепродуктов государственный контроль по установлению оптовых отпускных цен на нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов возложить на Федеральную службу по тарифам;

3.2.На стадии реализации нефтепродуктов государственный контроль по установлению оптовых (с нефтебаз, складов ГСМ) и розничных (через АЗС) цен реализации нефтепродуктов, возложить на антимонопольный орган и на региональные органы, осуществляющие контроль в сфере ценообразования;

4. В целях развития конкуренции и недопущения дальнейшей монополизации рынков реализации нефтепродуктов установить на законодательном уровне механизм предоставления земельных участков под автомобильные заправочные станции на конкурсной основе, исключив и (или) ограничив возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке реализации нефтепродуктов долю более 35%;

5. В целях установления соразмерных и справедливых мер административной ответственности крупнейших участников рынка реализации нефтепродуктов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) в КоАП РФ предусмотреть возможность наложения оборотного штрафа в отношении индивидуальных предпринимателей (сегодня они отнесены к категории «должностных лиц»), при этом дифференцированно подходить к определению мер административной ответственности таких индивидуальных предпринимателей в зависимости от годового оборота, суммы дохода и т.п.

6. Остались не урегулированными вопросы ценообразования при утверждении тарифов на подключение к газовым сетям и другим системам инженерной инфраструктуры, что позволяет организациям, осуществляющим деятельность в этой сфере, злоупотреблять своим доминирующим положением. Представляется целесообразным ввести соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ № 520 от 14 июля 2008 года «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».