Челябинское УФАС России провело пресс - конференцию по итогам работы управления в 2008 году.

Деятельность Челябинского УФАС России по осуществлению в 2008 году контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов свидетельствует, что со стороны заказчиков и организаторов торгов достаточно часто продолжают встречаться следующие нарушения.

1) Отсутствие на официальных сайтах полной и достоверной информации о потребностях Заказчика:

-при проведении подрядных торгов, как правило, на сайте размещается лишь информация о стоимости работ без размещения локальных смет (соответственно не указываются сведения о материале, о видах работ, подлежащих выполнения);

- при закупе товара нередко отсутствует информация о количестве товара, а указывается лишь информация о начальной цене контракта,

- в ряде случаев заказчик в документации устанавливает несуществующие характеристики товара, например, указывает сведения о предполагаемой к закупке торговой марке оросителей и его характеристики (температура срабатывания должна быть 70С),фактически температура срабатывания данного оросителя составляет 68С;

- нередко заказчик вводит в заблуждение относительно своих потребностей, например, указывает, что ему требуются путевки для санаторно-курортного лечения и оздоровления студентов, при этом лечение должно осуществляться в черте г. Челябинска в непосредственной близости от горнолыжной трассы, а фактически победителем конкурса определяет участника, который предложил обеспечить оказание услуг с выездом на горнолыжную трассу, находящуюся в 100 км. от г. Челябинска.

2) Указание сведений о характеристиках товара , которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции

- заказчик указывает товарные знаки, фирменные наименования, место происхождение товара, без сопровождения словами «или эквивалент» и без информации о параметрах эквивалентности, например, указывает торговые наименования дезинфицирующих средств и антисептиков без сопровождения словами «или эквивалент»., а в последующем заявки отклоняются по причине того, что предложенный к поставке препарат не содержит спирта;

- заказчик устанавливает технические характеристики товара, в том числе габаритные размеры товара, которым в полной мере отвечает лишь одна торговая марка того или иного оборудования (например, требования к поставляемым автобусам городского типа, большой вместимости: длина – до 11500 мм; высота – до 3020 мм; тогда как ГОСТ утверждена и определена общепринятая длина автобусов больших –от10,5 до 12 м включительно, или требование о том, что сметана должна поставляться только в упаковке «пюрпак», или указываются наименования каналов, на которых должен производится прокат видеороликов: «31 Канал», «Россия – Южный Урал», «Восточный Экспресс», «СТС».

3) Объединение в один лот различных видов работ:

- в рамках одного лота с начальной ценой контракта 170 млн. рублей, объединены работы по текущему ремонту дорог города, по посадке клумб, по содержанию и охране лесов, по содержанию памятников и т.п.

- в рамках одного лота объединены проектно-сметные работы и работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации в учебных учреждениях (начальная цена более 9 млн. рублей), в результате в документации заказчика отсутствовали сведения о потребностях заказчика и объеме выполняемых работ.

4) Установление неправомерных требований к участникам размещения заказа:

- при проведении аукциона на проектирование системы видеонаблюдения заказчик установил, что участник должен иметь три лицензии , такие как лицензия на проектирование, на проведение работ, связанных с созданием средств защиты гостайны, а также лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, тогда как проектируемая система фактически не предполагала хранение и фиксацию информации, составляющей гостайну;

- заказчик неправомерно установил, что для выполнения работ по оценке влияния мест захоронения твердых коммунальных отходов на окружающую среду участник должен являться органом или учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, т.е. конкурс проводился только для определенного госучреждения, тогда как такую работу могут выполнить и научно- исследовательские институты, образовательные учреждения.

5) Установление неправомерных требований к составу заявок:

- наличие гарантийного письма подтверждающего, что ноутбуки прошли таможенный контроль;

- наличие в составе заявки договора на осуществление предрейсового медосмотра водителей автотранспорта;

- наличие в составе заявки полиса страхования профессиональной ответственности охранного предприятия;

- наличие в составе заявки сертификата «дилерства» от производителя.

6) Отказ в приеме заявок по адресу указанному в документации, например, в документации об аукционе указан номер кабинета, где должен осуществляться прием заявок, а фактически прием осуществляется в канцелярии в другом корпусе зданий заказчика

7) Неправомерный отказ в допуске к участию в торгах

- по причине бездоказательного вывода аукционной комиссии о предоставлении участником недостоверных сведений относительно технических характеристик предлагаемого к поставке оборудования (к примеру, предлагаемый к поставке флюорографический кабинет по информации с сайта изготовителя, не является сканирующим, однако информация с сайта может быть устаревшей или изготовитель фактически выпускает продукцию «под заказ»);

- по причине отсутствия у участника лицензии на осуществление транспортного строительства, тогда как документация предусматривала возможность привлечения участником субподрядных организаций, т.е. участнику достаточно иметь лицензию на осуществление функций генподрядчика.

8) Недостаточная проработка заказчиком и организатором торгов требований к оформлению заявок, использование «типовых» форм заявок, предложений, которые должен заполнить участник размещения заказа. Эти недоработки зачастую ведут к тому, что участник не указывает необходимую заказчику информацию (например сведений о характеристиках товара), и ему отказывают в допуске к участию в торгах, по формальным основаниям.

В свою очередь и участники еще не научились внимательно читать документацию и правильно оформлять заявки, а потому нередко имея возможность предложить качественный товар при конкурентной цене «слетают» с торгов не успевая поучаствовать в них.

Так, например, согласно документации об Аукционе сопутствующими поставке работами и услугами является монтаж и пусконаладка поставленной продукции. При этом к монтажу относится: распаковка, расстановка, подключение в сеть, демонстрация продукции покупателю. Однако в заявке участника не содержалось предложение обеспечить не только поставку товара, но и оказать сопутствующие поставке услуги.

Следует отметить, что нередко участники несерьезно относятся к направляемым ими заявкам, а в последующем, после признания их победителями, отказываются от заключения контракта. Однако, такой отказ влечет за собой внесение на 2 года в общедоступный для сведения реестр недобросовестных поставщиков

Например, участник отказался от заключения муниципального контракта на поставку экскаватора, в связи с удорожанием цен на товар, или отказался по причине того, что завод –изготовитель снял с изготовления товар, или участник рассчитывал на получение кредита, но ему отказали.

Следует отметить, что 30 декабря 2008 года в законодательство о размещении заказов внесены изменения.Отдельные положения вступили в силу с 1 января 2009 года,часть положений вступает в силу с 1 марта 2009 года , а изменения относительно элетронных аукционнов вступают в силу с 1.07.2009 года.

Так например, законодатель предусмотрел, что по соглашению сторон в муниципальный контракт можно внести изменения и снизить стоимость товара, работ и услуг. До 1 января 2009 года указанные соглашения были недопустимы.

Помимо этого законодатель предусмотрел, что если в документации о торгах заказчик указывает торговые марки товара зарубежных производителей, то в документации обязательно должно содержатся указание на торговые марки аналогичного товара российских производителей

Кроме того, законодатель урегулировал те случаи, когда торги проводить невозможно, а законодательство предписывало ихпроводить. Так, совершенно очевидно, что услуги по подключению и присоединению к сетям может оказать только сетевая организация, а оказывать услуги по техническому обслуживанию здания, в котором находится госзаказчик, может только управляющая организация выбранная собственниками жилого дома или организация выбранная совместно с другими собственниками, в том числе не являющимися госзаказчиками. Однако ранее законодательство предписывало проводить торги и на эти услуги.

Без проведения конкурентных процедур сегодня можно разместить заказ на авторский надзор за строительством, в том числе за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия и ряд других заказов.

Теперь не только для государственных, но и для муниципальных заказчиков предусмотрена обязанность размещать от 10 до 20 % от общего объема заказа ( из перечня, утвержденного Правительством РФ товара) у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов и запросов котировок исключительно с участием таких субъектов. При этом цена начальная цена лота не должна превышать 3млн. Рублей ( на товары и работы) и 2 млн. рублей ( на услуги).

С 1 марта 2009 года вступают в силу изменения, предусматривающие порядок оформления заявок на участие в торгах. Например, становиться обязательным предоставление участниками в составе заявки нотариально заверенных копий учредительных документов. В тоже время предусмотрено, что если заявка участника не пронумерована, то участнику не может быть отказано в допуске к участию в торгах, тогда как сегодня случаи отказа в допуске к участию в торгах по указанному обстоятельству -нередкое явление.

Если победителем торгов становится физическое лицо, то предложенная им цена контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с исполнением контракта (исключением являются индивидуальные предприниматели).

До июля 2009 года Правительство РФ должно определить порядок выбора операторов электронных площадок, а Министерство экономического развития РФ определить перечень этих площадок, после чего планируется ввести электронные аукционы по размещению государственного и муниципального заказов.

Предполагается, что введение элеrтронных аукционов существенно расширит круг участников и сократит срок проведения аукциона. Так, сегодня за 20 дней до окончания срока подачи заявок размещается в сети «Интеренет» извещение, до 10 дней рассматриваются заявки на предмет допуск либо не допуска к участию в то аукционе и 10 дней дается на заключение контракта. Итого до 40 дней займет проведение аукциона ( а конкурса до 50 дней).

При проведении электронных аукционах извещение и проект контракта в сети Интернет размещается за 10 дней. Для участия в любых аукционах нужно пройти аккредитацию на электронной площадки, впоследствии участнику чтобы поучаствовать в определенном аукционе следует зарегистрироваться. При Электронный аукцион прекращается, если с момент поступления последнего предложения в течении 10 минут не поступило ни одного предложения о снижении цены контракта, при этом через 30 минут с момента окончания аукциона автоматически формируется протокол, и заказчик направляет победителю подписанный контракт. Следует отметить, что при проведении электронного аукциона участник предложивший наименьшую цену в режиме реального времени извещается об этом с использованием программных средств.