Ответы на часто задаваемые вопросы в 2023 году (в рамках проведения публичных обсуждений)

 

1. Какой порядок оценки комиссией по осуществлению закупок реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, евразийского реестра промышленных товаров государств - членов евразийского экономического союза в части необходимости наличия количества баллов для подтверждения страны происхождения товара, в случае если указанные записи присвоены для предлагаемой продукции до установления балльной оценки?

Исходя из содержания пункта 9 Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, количество баллов в заявке указывается участником закупки при наличии.

В соответствии с пунктом 26 Правил, утвержденных Постановлением № 719, по истечении срока действия заключения о подтверждении производства или в случае отзыва заключения промышленная продукция, на которую выдано заключение, исключается из реестра российской промышленной продукции.

Таким образом, заключение о подтверждении производства, равно как и реестровые записи, присвоенные на основании выдачи указанных заключений, являются действующими до окончания срока их действия.

Следовательно, в случае если на момент подачи заявок реестровые записи, а также заключение являются действующими, при этом баллы на момент выдачи такого заключения не присваивались предлагаемой продукции, то комиссия по осуществлению закупок должна признавать такие реестровые записи, подтверждающими страну происхождения товара.

Аналогичной позиции придерживается Минпромторг России.

 

 

2. Вправе ли заказчик отменить конкурентную закупку после окончания срока подачи заявок?

Конкурентную закупку можно отменить до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ней (часть  5 статьи 3.2 Закона  223-ФЗ ). По истечении этого срока отмена возможна только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (часть 7 статьи 3.2 Закона  223-ФЗ).

 

 

3. Требуется ли согласование антимонопольным органом возможности осуществления деятельности муниципальных унитарных предприятий, в том числе после 01.01.2025, при условии осуществления данными предприятиями деятельности, предусмотренной частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции?  

Главой 7.1 Закона о защите конкуренции определены полномочия антимонопольного органа по выдаче заключения о соответствии 
создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству. 
При этом согласование антимонопольным органом возможности осуществления деятельности муниципальных унитарных предприятий, в том числе после 01.01.2025, действующим законодательством не предусмотрено.

 

 

4. Осуществляет ли гро мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства и газоиспользующего оборудования в пределах границ земельного участка заявителя в рамках реализации программы догазификации?

В рамках пункта 12 Правил подключения, заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, и (или) по проектированию сети газопотребления, и (или) по строительству газопровода от границ земельного участка до объекта капитального строительства, и (или) по установке газоиспользующего оборудования, и (или) по строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, и (или) по установке прибора учета газа, и (или) по поставке газоиспользующего оборудования, и (или) по поставке прибора учета газа. 
Пункт 13 Типовой формы заявки на догазификацию содержит возможность выбора заявителем необходимость осуществления \ не осуществления мероприятий по техприсоединению в границах его земельного участка.
Размер платы по осуществлению мероприятий по строительству сети газораспределения и (или) сети газопотребления внутри границ земельного участка заявителя определяется в соответствии с утвержденными исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) платой за технологическое присоединение газоиспользуюшего оборудования к газораспределительным сетям или размером стандартизированных тарифных ставок и (или) стандартизированными тарифными ставками за технологическое присоединение внутри границ земельного участка заявителя на очередной календарный год, в случае осуществления указанных мероприятий газораспределительной организацией (исполнителем).

 

 

5. В каких случаях заказчик вправе не заключать договор с единственным участником конкурентной закупки, проводимой в соответствии с 223-ФЗ?

Заказчик не обязан заключать договор с единственным участником конкурентной закупки, если в положении о закупке закреплено, что в такой ситуации закупку проводят повторно.

Заказчик обязан заключить договор с единственным участником, если положение о закупке:

- не предусматривает указанное выше правило;

- позволяет заказчику действовать произвольно.

 

 

6. Можно ли вносить изменения в договор, заключенный в рамках 223-ФЗ?

Изменению могут подлежать такие условия, как, например, сроки исполнения, условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), цена.

Так, в п. 5 ст. 4 223-ФЗ указано: «В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий».

 

 

7. Какие цифровые платформы попадают под действие пятого антимонопольного пакета?  примеры нарушений цифровых платформ.

Под действие пятого пакета попадают маркетплейсы и агрегаторы в случае, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки, а также если их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.

На сегодняшний день к ним относятся Avito, Циан, Яндекс.Такси, а также Google и Apple в качестве владельцев магазинов приложений. В дальнейшем к ним могут быть отнесены и другие компании.

Примеры нарушений: необоснованный отказ в доступе к цифровой платформе, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе.

 

 

8. Требования пятого антимонопольного пакета  распространяются на нетранзакционные платформы (поисковики, соцсети)?

Если нетранзакционная платформа - социальная сеть, поисковик - имеет возможность оказывать влияние на конкурентные отношения на товарных рынках, то регулирование должно быть одинаковым. Да.

Антимонопольные требования должны в равной мере применяться как к транзакционным платформам — агрегаторам и маркетплейсам, так и к нетранзакционным.

Сейчас по поручению Правительства РФ прорабатывается вопрос о распространении положений, аналогичных тем, что предусмотрены пятым пакетом, на все цифровые платформы, включая социальные сети и поисковые системы, путем разработки отдельного проекта федерального закона. ФАС России соответствующие предложения уже выработала в рамках межведомственной рабочей группы совместно с Минэкономразвития, Минцифры и Банком России. Предложения направлены в Правительство.

У бизнеса не должно быть искаженного мнения, что  нетранзакционные платформы находятся в серой зоне и вне антимонопольного регулирования.

Очевидно, что это не так, иммунитета у таких участников рынка нет. В случае выявления нарушения, допущенного ими, в том числе 10-й статьи, в отношении них в порядке, установленном Законом о защите конкуренции, принимаются меры антимонопольного реагирования.

 

 

9. Как Челябинское УФАС России отслеживает появление картелей, действия которых могут ограничивать конкуренцию?

Чаще всего это происходит при рассмотрении обращений граждан, юридических лиц, в том числе заказчиков, и правоохранительных органов, которые обращают внимание антимонопольного органа на возможные признаки заключения антиконкурентных соглашений. Это обусловлено тем, что практика антимонопольных органов по таким делам является открытой, и если раньше признаки заключения антиконкурентного соглашения можно было определить с помощью мониторинга закупок в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронных торговых площадках, то сейчас антимонопольному органу не всегда удается обнаружить признаки антиконкурентного соглашения, отличить поведение хозяйствующего субъекта от обычной хозяйственной деятельности, так как хозяйствующие субъекты стараются использовать разные IP-адреса при осуществлении действий на электронных торговых площадках, не подавать заявки в схожее время, а также редактировать свойства файлов заявок.

 

 

10. Существует ли обязанность у предпринимателя заключать договор с региональным оператором по обращению с тко?

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) собственник ТКО обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. При этом стороны договора вправе лишь дополнить его иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).

Из приведенных положений Закона об отходах и Правил № 1156 следует, что договор является обязательным для заключения.

Общие правила заключения договора в обязательном порядке закреплены в ст. 445 ГК РФ.

 

 

11. Какими полномочиями в части контроля за государственным регулированием тарифов будут наделены территориальные органы ФАС России?

ФАС России планирует наделить свои территориальные органы в регионах полномочиями по проверке экономической обоснованности тарифов.

Реализация указанной концепции требует внесения изменений в Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543.

В настоящий момент Проект внесен в Правительство РФ. Принятие постановление планируется в ноябре 2023 года.

В соответствии с Проектом Постановления государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы.

Территориальный орган ФАС России осуществляет государственный контроль (надзор) исключительно посредством документарных и выездных проверок.

ЦА ФАС России устанавливает основание для проведения проверки и дает соответствующее поручение территориальному органу.

Территориальный орган обеспечивает согласование проведения внеплановой проверки с прокуратурой, самостоятельно проводит проверку и готовит по ее итогам акт проверки, который направляет в орган регулирования.

Орган регулирования представляет возражения на акт проверки.

Результаты проверки выносятся на рассмотрение Комиссии ФАС России для принятия мер реагирования.

 

 

12. Нужно ли маркировать рекламу, размещенную в телеграмм-канале?

Да, информационный ресурс Telegram может использоваться для распространения рекламы в различных формах и регулируется ФЗ «О рекламе».

Если Телеграм используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством Telegram-каналов, то такая реклама рассматривается как распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подпадает под действие статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

А в случае если Телеграм используется при общении с конкретными пользователями для обмена короткими сообщениями (в качестве так называемого «мессенджера»), то реклама, распространяемая посредством Messenger «Telegram», не подпадает под действие статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

 

 

13. Как реализуется механизм включения в реестр недобросовестных поставщиков по ФЗ № 44 «О контрактной системе» в Челябинской области?

Исключительными полномочиями антимонопольного органа является рассмотрение обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. В последнее время в УФАС по Челябинской области обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков поступает примерно столько же, сколько и жалоб на действия субъектов контроля в рамках ФЗ № 44 «О контрактной системе».  В 2022 году таких обращений поступило более 600, в этом году – около 450. Каждое обращение имеет свои особенности и рассматривается индивидуально. Четверть обращений, поступающих в УФАС по Челябинской области, подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков. Более 90% оспоренных решений, принятых Челябинским УФАС России, Арбитражный суд оставляет без изменений.

 

 

14. Существует ли практика заключения офсетных контрактов?

До прошлого года были только единичные случаи заключения офсетных контрактов. Но учитывая снижение минимального объема инвестиций с 1 млрд до 100 млн, а также появившуюся возможность заключать межрегиональные офсетные контракты, на практике рассматривает вопросы объединения в один лот поставки продукции для различных субъектов.

Речь идет о долгосрочных договорах поставки, по которым поставщики принимают на себя инвестиционные обязательства.

Механизм офсетного контракта предоставляет заказчику право гарантированного выкупа продукции у инвестора (поставщика продукции).

Офсетный контракт – эффективный механизм импортозамещения в регионах.

ФАС России оперативно реагирует на проблемы, возникающие при реализации офсетных контрактов.

Челябинское УФАС принимает участие в рабочей группе по принятию соглашения о ведомственном взаимодействии по внедрению офсетных контрактов.