Верховный суд РФ поставил точку в деле по сговору при озеленении проспекта Ленина

В 2021 году Челябинское УФАС России выявило антиконкурентное соглашение в действиях Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска и 10 хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный орган установил, что руководитель заказчика на одном из совещаний представил сотрудника одной из организаций и сообщил, что указанное лицо будет заниматься посадкой деревьев на проспекте Ленина.

Указанная организация поручила осуществить поиск подрядчиков другому хозяйствующему субъекту, который в дальнейшем самостоятельно осуществлял действия по исполнению контрактов от имени иных компаний, а также координировал их действия.

В ходе рассмотрения дела в антимонопольном органе одна из компаний подтвердила указанную информацию и сообщила, что хозяйствующие субъекты распределили между собой участки, на которых необходимо осуществить посадку деревьев, в ландшафтном клубе.

Письменные запросы на предоставление коммерческих предложений заказчиком не направлялись, а коммерческие предложения подготовлены и переданы Комитету одномоментно одним из хозяйствующих субъектов уже после заключения контрактов.

Комитет с целью ухода от необходимости проведения конкурентных процедур искусственно разделил потребность в работах по посадке деревьев путём заключения нескольких договоров на сумму 3,3 млн рублей. При этом все договоры имели единую форму, предмет договора и заключены в один временной период.

Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что у Комитета имелось более 3-х месяцев для определения своей потребности в выполнении работ по посадке деревьев, включая принятие мер по инвентаризации деревьев.

Верховный суд Российской Федерации согласился, что при наличии ранее оговоренного Комитетом условия о том, что конкретная компания будет осуществлять высадку деревьев, дальнейшее заключение контрактов с хозяйствующими субъектами, которые вели свою деятельность не самостоятельно, а через одного из предпринимателей, свидетельствует об ограничении конкуренции, поскольку возможность поставки деревьев и выполнении работ фактически была предоставлена ограниченному кругу лиц.

За нарушение требований действующего законодательства должностное лицо Комитета и хозяйствующие субъекты привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 438 тысяч рублей.

Суды также подтвердили законность привлечения лиц к административной ответственности.

Указанные судебные акты подтверждают подход антимонопольного органа, согласно которому действия, направленные на осуществление закупок в «обход» требований закона и формально соответствующих требованиям законодательства о контрактной системе, нарушают антимонопольное законодательство и влекут ограничение конкуренции.