Челябинское УФАС России сообщает об особенностях взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов
Ведомство выявило факты незаконного начисления указанной платы нескольким хозяйствующим субъектам
Требованиям законодательства противоречит взимание организацией водопроводно-канализационного хозяйства платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении следующих объектов:
- не действуют нормативы состава сточных вод;
- объем сточных вод, сбрасываемых с такого объекта, менее 30 куб. м в сутки;
- объект не используется в целях осуществления, например, следующих видов деятельности: в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды и т.д.
В частности, признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в действиях ООО «Златоустовский водоканал». В настоящее время три предупреждения уже исполнены, одно находится в стадии исполнения.
Так, например, организация начисляла данную плату абонентам, в отношении которых не установлены нормативы состава сточных вод или вид экономической деятельности не подходит для такого начисления.
Также Челябинское УФАС России обращает внимание, что взаимоотношения сторон по договорам водоснабжения и водоотведения, в том числе по исполнению сторонами обязательств в соответствии с его условиями в части порядка расчетов, выполнения обязанности по отбору проб сточных вод относятся к гражданско-правовой сфере.
Челябинское УФАС России о взимании платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения
Правилами определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, например
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
При наличии любого из указанных условий плата за негативное воздействие взимается.
Абонент, не согласный с внесением платы во вмененной порядке и обеспечивший наличие мест для отбора проб имеет право подать декларацию, в которой отразить фактические концентрации веществ, что будет являться основанием для начисления платы в общем порядке (по данным контроля и декларации).
В заявлениях в антимонопольный орган Заявители указывают о несогласии с начислением платы во вмененном порядке, при этом невозможность подачи декларации связывают с непроведением организацией водопроводно-канализационного хозяйства контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно Правилам организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод.
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение.
Начисление организацией водопроводно-канализационного хозяйства абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в строгом соответствии с положениями Правил № 644 без проведения контроля состава и свойств сточных вод, не является нарушением антимонопольного законодательства.
При этом в случае если имеет место необоснованный отказ принимать соответствующую декларацию, действия организации водопроводно-канализационного хозяйства могут образовывать признаки злоупотребления доминирующим положением.
В таком случае, антимонопольный орган может выдать предупреждение об устранении нарушений антимонопольного законодательства.