В Челябинском УФАС России сообщили о практике и проблемах выявления картелей

18 октября в Челябинском УФАС России в рамках V Недели конкуренции в Челябинской области состоялся круглый стол «Предупреждение и пресечение картелей».

Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова, заместитель руководителя Елена Рысева и начальник отдела антимонопольного контроля Станислав Копылов сообщили участникам о практике и проблемах выявления картелей и перспективных изменениях действующего законодательства.

По итогам круглого стола состоялся брифинг спикеров для средств массовой информации.

 

Оценка состояния конкуренции в 2017 году свидетельствует о сохранении в целом негативных явлений, имевших место в 2016 году (в 2016 году ФАС России возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях. Из них 330 дел о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году. 80% дел о картелях – сговоры на торгах (298 дел), что на 30% больше, чем в 2015 году. Картели стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам. Ущерб бюджетам всех уровней от действий картелей может быть оценен в 1 трлн рублей. Специфической чертой антиконкурентных соглашений является участие в них государственных органов. Наиболее картелизованными сферами традиционно являются такие сферы как строительный комплекс и здравоохранение), а также увеличении опасности ряда экономических угроз, среди которых – картелизация экономики.

Челябинское УФАС России ежегодно рассматривает около 20 дел по картелям/антиконкурентным соглашениям, примерно половина из которых составляют сговоры на торгах.

Картели и иные антиконкурентные соглашения в Российской Федерации представляют реальную угрозу экономической безопасности страны.

Ежегодно в Российской Федерации выявляется значительное количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2017 году было возбуждено 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 дел о картелях, что на 8% больше, чем в 2016 году (334 дела). При этом более 85 % дел по картелям – сговоры на торгах (310 дел, 4 из них в Челябинской области), что почти на 3% больше, чем в 2016 году (300 дел).

Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены в сфере государственных закупок, закупок компаний с государственным участием и закупок в сфере государственного оборонного заказа, во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение, например, поставок медикаментов или продуктов питания, но все же «лидерство» по картелизации уже не первый год удерживает – строительство, в том числе дорожное строительство.

Питательной средой для развития соглашений является внушительный объем средств, выделяемый на сферу государственных, муниципальных закупок, а также закупок госкомпаний. Ежегодно более 30[2] трлн рублей распределяется из бюджета страны и средств госкомпаний через конкурентные процедуры, которые должны обеспечивать равенство доступа всех хозяйствующих субъектов к государственному заказу и государственным ресурсам, а также экономию средств.

Сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения охвачена практически вся территория Российской Федерации, и это, несомненно, оказывает негативное влияние на состояние конкуренции как на федеральных, так и на региональных товарных рынках.

Рассмотрим некоторые из них.

 

Картели, выявленные в 2018 году

 

1.1 Челябинским УФАС России действия ИП Гарапко Б.В., ООО «Олмед», ООО «Лаборатория Инсепта», ООО «КХФ» по заключению и участию в соглашении, направленном на подержание цены на 14 аукционах на поставку дезинфицирующих средств для нужд МБУЗ ГКБ №2, ГБУЗ «Челябинский областной клинический противотуберкулезный диспансер», ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Копейск», МУЗ «Октябрьская центральная районная больница», ГБУЗ  «Районная больница г. Куса» и др. на общую сумму 8 525 020,32 рублей признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Из проведенного анализа поведения участников в аукционах видно, что снижение цены контракта происходит незначительно. Одним из участников предлагается цена, ниже начальной максимальной цены на 0,5%, вторым участником предлагается цена ниже не более чем на 1-2%. Каждый аукцион ограничивается одним ценовым предложениям от каждого участника. Таким образом, контракт заключается по цене, приближенной к начальной максимальной цене.

Однако, при вступлении в аукционы других добросовестных участников указанные лица, активно участвуют в торгах, по результатам которых предлагают более выгодное предложение о цене контракта.

При этом, несмотря на то, что ООО «Лаборатория Инсепта», ООО «Олмед», и ИП Гарапко Б.В., ООО «КХФ» зарегистрированы в разных субъектах РФ действия по подаче заявок, участию в аукционах и подаче ценовых предложений осуществлялись указанными лицами с одних IP-адресов.

Изложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры, а также о действиях в интересах друг друга. Данные действия, осуществляемые самостоятельными субъектами гражданского оборота, возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом они осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако хозяйствующие субъекты в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия группы лиц ИП Гарапко Б.В., ООО «Олмед» и группы лиц ООО «Лаборатория Инсепта», ООО «КХФ» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей. Одновременное совпадение действий указанных лиц по совместному участию в аукционах; минимальное снижение начальной максимальной цены контрактов аукционов, использовании ими одних IP адресов при подаче заявок, а также ценовых предложений, при учете их нахождения в разных регионах, нельзя признать случайным совпадением событий и объясняется заранее спланированной моделью группового поведения для участия в торгах.

В случае установления факта нарушения антимонопольного законодательства участникам картеля грозят штрафы от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, т.е. от 850 тыс. рублей.

Решение обжалуется в Арбитражном суде Челябинской области.

 

1.2 Комиссия Челябинского УФАС России 25.01.2018 признала действия индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах г. Магнитогорска по заключению и реализации соглашения, которое привело к установлению цены на маршрутах г. Магнитогорска в размере 25 руб. и повышению стоимости проезда в период с 27.02.2017 по 06.03.2017 на одну и ту же величину (с 20 руб. до 25 руб.),  нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Челябинского УФАС России установлено одновременное уведомление Администрации г. Магнитогорска о повышение стоимости проезда и провоза багажа в городе Магнитогорске до 25 руб. при осуществлении перевозчиками деятельности без свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Решение Челябинского УФАС России обжаловалось индивидуальными предпринимателями в Арбитражном суде Челябинской области (судебное дело № А76-6532/2018). 09.10.2018 индивидуальным предпринимателям отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 

1.3 Картель между ИП (ИП Ермолов Р.А., ИП Назиров А.Р., Липатов К.А.)

Заявитель (Заказчик): ОГКУ «Челябинскавтодор», Следственное управление следственного комитета РФ по Курганской области.

Предмет закупки: Поставка моторных масел и расходных жидкостей для автомобилей.

Сумма заключенных контрактов по спорным аукционам 212 500, 00 руб.

В ходе участия в аукционе ИП Ермолов Р.А., ИП Назиров А.Р. и Липатов К.А применили схему «Таран» в аукционе, проводимом ОГКУ «Челябинскавтодор», указанные лица цели не достигли, однако в аукционе, проводимом Следственным управлением следственного комитета РФ по Курганской области цель заговорщиков была достигнута и контракт заключен с одним из сговорившихся предпринимателей.

16.10.2018 решением комиссии ИП Ермолов Р.А., ИП Назиров А.Р., Липатов К.А. признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Указанным лицам грозят штрафы по 20 тыс. рублей каждому.

 

2. Дела по картелям, находящиеся в производстве.

 

2.1 В Челябинское УФАС России поступило обращение ГУ МВД России по Челябинской области на действия ООО «Строительная компания», ООО «Гравитон, ООО «Теплогаз», выразившиеся в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах.

Заказчик: Администрация Миасского городского округа.

Предмет аукционов (предварительно 10 аукционов) - замена запорной арматуры тепловых сетей, капитальный ремонт тепловых сетей Миасского городского округа.

Начальная (максимальная) цена контрактов по 10 аукционам — 28 млн. рублей.

Из анализа поведения участников рассматриваемых аукционов видно, что снижение цены контрактов происходит незначительно - 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта. Однако, при вступлении в аукционы других добросовестных участников указанные лица, активно участвуют в торгах, по результатам которых предлагают более выгодное предложение о цене контракта.

В зависимости от аукциона участники картеля заранее согласовывали победителя ООО «Строительная компания» или ООО «Гравитон. Данная информация получена при осуществлении правоохранительными органами оперативных мероприятий, а также при получении должностными лицами Челябинского УФАС России пояснений от сотрудника одной из организаций непосредственно принимавшего участие в схеме по поддержанию цены на торгах. Целью участия в аукционе для ООО «ТЕПЛОГАЗ» была не собственная победа, а создание преимуществ для победы другого участника картеля.

Комиссией отложено рассмотрение дела для подготовки заключения об обстоятельствах дела.

 

2.2 Челябинским УФАС России рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа на территории г. Челябинска (дело № 3-03/18).

Признаки нарушения выразились в следующем:

- одновременное повышение стоимости проезда и провоза багажа в городе Челябинске в период с ноября 2017 года по январь 2018 года включительно;

- одинаковая величина повышения стоимости проезда с 23 рублей до 25 рублей (на 2 рубля);

- отсутствие свидетельств на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Исходя из норм действующего законодательства, в отсутствие документов, подтверждающих право на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, а именно выданных Управлением транспорта Администрации г. Челябинска свидетельств на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перевозчики не могут изменять стоимость проезда.

Вместе с тем, перевозчики одномоментно повысили  плату за проезд на одну и ту же величину (до 25 рублей). При этом, исходя из количества обслуживаемых маршрутов, их протяженности, количества транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, количества персонала, расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, соответственно, повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть  обоснованным для каждого из указанных перевозчиков.

Из вышеуказанного следует, что конкуренты пришли к соглашению о необходимости повышения стоимости проезда и провоза багажа на одну и ту же величину для достижения определенной цели, которая является благоприятной для каждого из участников такого соглашения.

Достижение данной цели невозможно без скоординированности и синхронности произведенных действий. Для достижения положительного эффекта необходима единая стратегия и направленность действий на единый результат.

В настоящее время, заседание Комиссии Челябинского УФАС России отложено для подготовки заключения об обстоятельствах дела.

 

2.3 Также Челябинское УФАС России рассматривает аналогичное дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении перевозчиков, осуществляющих деятельность на территории г. Копейска Челябинской области.

Администрацией в 2014 году был проведен конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа. На участие в конкурсе была подана 1 заявка от МУП «Копейское пассажирское автопредприятие», с которым и был заключен договор сроком действия до 31.12.2018.

На основании пункта 3.1.3 договора № 2-ДА от 24.06.2014, заключенного между МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» (далее – МУП «КПА») и Администрацией Копейского городского округа Челябинской области, по согласованию с Организатором (Администрацией Копейского городского округа) МУП «КПА» вправе заключать с третьими лицами договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, предусматривающие для данных перевозок транспортные средства категории М2 используемые для перевозки пассажиров и багажа, имеющие, помимо места для водителя, более восьми мест для сидения.

Впоследствии, МУП «КПА» заключило договоры с 13 индивидуальными перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа Челябинской области.

Особенностью рассмотрения данного дела является то, что перевозчики г. Копейска одновременно подняли плату за проезд до 26 рублей в целях оказания положительного влияния на эффективную работу МУП «КПА», с которым у перевозчика заключены договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Также, МУП «КПА» на основании заключенных договоров оказывает всем предпринимателям комплекс услуг с открытой стоянкой и подогревом транспортного средства, услуги по парковки транспортных средств, предрейсовых осмотров водителей маршруток.

Согласно информации, имеющейся у Челябинского УФАС России индивидуальные предприниматели с 2014 года поддерживали разницу между ценой билета на услуги по перевозке пассажиров, оказываемых индивидуальными предпринимателями автобусами категории М2 в 3 рубля, по сравнению с установленным тарифом на автобусы категории М3 (МУП «КПА») для поддержания необходимого уровня рентабельности и пассажиропотока МУП «КПА».

Данное повышение платы индивидуальные предприниматели ежегодно оформляли в виде письменных соглашений.

При этом, необходимо учитывать, что МУП «КПА» и индивидуальные перевозчики осуществляют деятельность на разных рынках, а именно МУП «КПА» осуществляет деятельность на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, а индивидуальные перевозчики – на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам.

В настоящее время исследуется вопрос о роли МУП «КПА» в заключенных соглашениях индивидуальными предпринимателями, а также правовое обоснование наделения Администрации г. Копейска индивидуальных предпринимателей правом осуществлять деятельность по перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа без заключения соответствующих договоров с Администрацией г. Копейска.

 

3. Административные штрафы по картелям, раскрытым в 2017 году

 

3.1. По итогам 2017 года Челябинское УФАС России рассказывало о выявленном картеле между ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» при участии в аукционе на поставку имплантируемых двухкамерных электрокардиостимуляторов в комплекте со стероидными биополярными электродами и интродьюсерами для нужд ФГБУ ФЦССХ Минздрава России. Сумма заключенных контрактов по аукционам: 56 489 000,00 руб.

В 1 полугодии 2018 года указанные общества и их должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму более 10 млн. 300 тыс. рублей. В возбуждении уголовного дела в отношении д.л. названных компании Челябинскому УФАС России отказано.

Арбитражными судами административные штрафы снижены в половину до 2,5 млн рублей для каждого.

Напомним. Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» имеют между собой двухсторонний информационный контакт по поставке товаров, участию в торгах, который подтверждается поведением на торгах.

Так, ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» достигли договоренности по совместному участию в спорных аукционах с одного IP-адреса, при которой ООО «МедПрофЭко» должно было подавать первым ценовое предложение по более высокой цене, а ООО «Центр медицинских технологий» по более низкой цене, что приводило к победе последнего в спорных аукционах.

Необходимость наличия двух участников обусловлено тем, что, в случае если аукцион признается несостоявшимся, то для заключения договора с единственным поставщиком необходимо согласование с уполномоченным контрольным органом в сфере закупок. В связи с чем, у ООО «Центр медицинских технологий» имелся риск незаключения с ним договора по результатам проведения аукционов.

Комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «Центр медицинских технологий» и ООО «МедПрофЭко» нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

3.2 Привлечены к административной ответственности и участники картеля (ООО «ЭРА», ООО СК «МАГМА», ООО «Тотачи-Сервис» и их д.л.) при участии в аукционе на оказание услуг по проведению технического обслуживания, диагностики и ремонта автомобилей марки Toyota, Lexus» для нужд Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области в виде штрафа на общую сумму более 700 тыс. рублей.

Напомним.   Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ООО СК «МАГМА», ООО «ЭРА», ООО «Тотачи-Сервис» в ходе участия в аукционе применили следующую стратегию (модель) поведения: ООО «Тотачи Сервис», заведомо зная о том, что у ООО СК «МАГМА», ООО «ЭРА» отсутствуют необходимые для заключения с ними контрактов документы, и их заявки будут отклонены, устанавливало свое ценовое предложение сразу после ценовых предложений добросовестных участников аукциона (ООО «УТЦ», ООО «Сейхо Моторс Сервис Ист»), в свою очередь ООО «ЭРА» и ООО СК «МАГМА», зная о том, что на момент проведения аукциона у них отсутствует полный перечень документов (сведений), необходимых для предоставления во вторых частях заявок, действуя в интересах ООО «Тотачи Сервис» после ценового предложения последнего снижали НМЦК до тех пор, пока не убедились, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, не проявляют интерес к данному аукциону и откажутся от конкурентной борьбы в ходе аукциона, создав мнимую конкурентную борьбу между собой, сделав экономически нецелесообразным участие в аукционе добросовестных участников.

 По итогам реализации указанной модели поведения участников картеля, победителем аукциона признано ООО «Тотачи-Сервис».

Комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «ЭРА», ООО СК «МАГМА», ООО «Тотачи-Сервис» нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В апреле 2018 года Восемнадцатый арбитражный суд подтвердил законность вынесенного Челябинским УФАС России решения о признании ООО «ЭРА», ООО СК «МАГМА», ООО «Тотачи-Сервис» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

3.3 Привлечены к административной ответственности участники картеля (ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА», ООО «Атлас», ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР») при участии в аукционе на выполнение проектно-изыскательских работ «Реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области» в виде штрафа на общую сумму более 300 тыс. рублей.

Напомним. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА», ООО «Атлас», ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР» в ходе участия в аукционе применили следующую стратегию (модель) поведения: двое из участников соглашения (ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА», ООО «Атлас»), зная о том, что на момент проведения аукциона у них отсутствует полный перечень документов, необходимых для предоставления во вторых частях заявок, в течение короткого промежутка времени (одной минуты) значительно (на 88,8%) снизили цену контракта, для того, что бы добросовестные участники, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона. В свою очередь, третий участник соглашения (ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР»), на последних минутах Аукциона предложил цену, незначительно ниже начальной максимальной цены (на 0,00016 %). Одновременное совпадение действий по совместному участию в спорных аукционах; использовании ими одного IP адреса, нельзя признать случайным совпадением событий и объясняется заранее спланированной моделью группового поведения для участия в торгах.

Комиссия Челябинского УФАС России признала ООО «АВАНГАРД ПРОЕКТ УФА», ООО «Атлас», ООО «СТРОЙИНВЕСТЦЕНТР» нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. В настоящее время возбуждаются административные дела.

 

3.4 Привлечены к административной ответственности и участники картеля (ИП Бикчурин З.М., ИП Мухамедьярова А.Х.) при участии в аукционе на поставку технической соли для нужд МБУ «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска» в виде штрафа на общую сумму 40 тыс. рублей.

Напомним. Комиссией установлено, что, в случаях, если в аукционах принимали участие только ИП Бикчурин З.М., ИП Мухамедьярова А.Х., каждый аукцион ограничивался одним ценовым предложениям от каждого участника, и по результатам всех аукционов признавался победителем аукциона ИП Бикчурин З.М. При этом, НМЦК в таких аукционах снижается на 1%. Одновременное совпадение действий ИП Бикчурина З.М., ИП Мухамедьяновой А.Х. по совместному участию в спорных аукционах; использовании ими одного IP адреса, нельзя признать случайным совпадением событий и объясняется заранее спланированной моделью группового поведения для участия в торгах.

 Сумма контрактов, заключенных по результатам спорных аукционов составила 1 632 000, 00 рублей.

Комиссия Челябинского УФАС России признала ИП Бикчурина З.М., ИП Мухамедьярову А.Х. нарушившими п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

3.5 В 2018 году ООО «Мастер-Сервис», ООО «Мастер-Комфорт», ООО «Гарант» оплатили административные штрафы, наложенные Челябинским УФАС России за действия, выразившиеся в  заключении и участии в соглашении в период 2015 год – 1 квартал 2016 года, которое привело к разделу рынка оказания услуг по эксплуатации электрических установок, по техническому, аварийному и диспетчерскому обслуживанию инженерных сетей муниципальных образовательных организаций г. Челябинска, а также к поддержанию цены на указанные услуги в размере 5 млн рублей.

 

4. Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них не только участников торгов, но и государственных органов, организаций (заказчиков) и должностных лиц, совершение государственными служащими деяний, содержащих признаки преступлений (взятка, хищение, злоупотребление служебным положением) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Так, в 2017 году антимонопольными органами было возбуждено 204 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти.

 

4.1 В качестве примера заключения таких соглашений можно выделить заключение ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза» дополнительных соглашений к ранее заключенному договору на оказание услуг, не предусмотренных данным договором. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-03/2017.

В 2015 году ПАО «Фортум» проводило закупку на право заключения договора по оказанию услуг контроля металла, проведения технических освидетельствований и экспертизы промышленной безопасности технических устройств Челябинской ТЭЦ-2 и Аргаяшской ТЭЦ филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум» в 2015-2016 годах.

По итогам проведенной закупки победителем стало ООО «Промтехэкспертиза», с которым в день подведения итогов был заключен договор.

Предметом, заключенного между ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза», договора являлось оказание услуг на технических устройствах, зданиях и сооружениях Челябинской ТЭЦ-2 и Аргаяшской ТЭЦ Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум».

Таким образом, сторонами договора согласованы технические устройства, здания и сооружения, расположенные на территории Челябинской области, а также определен объем оказания услуг на данных объектах, стоимость и сроки оказания услуг.

В течение 2016 года между ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза» без проведения конкурентных процедур были заключены 11 дополнительных соглашений, согласно которым такие же услуги будут оказываться на других объектах ПАО «Фортум» и на другой территории РФ, в частности на территории Тюменской области и  Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. При этом, ПАО «Фортум» в этот же период времени объявлялись закупки на оказание услуг по предмету заключенных дополнительных соглашений и каждый раз за несколько дней до подведения итогов закупки отменялись.

В результате заключения данных дополнительных соглашений стоимость договора, заключенного между ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза» возросла с 10 млн. рублей до 100 млн. рублей.

Указанные действия ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза» были квалифицированы Комиссией Челябинского УФАС России по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России было возбуждено по заявлению участника рынка -  ООО «Эвис», которому действиями ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза» был ограничен доступ на данный рынок, что подтверждается проведенным Челябинским УФАС России обзором состояния конкуренции на рынках оказания услуг контроля металла, проведения технических освидетельствований и экспертизы промышленной безопасности на объектах ПАО «Фортум» в 2015, 2016 годах.

Вывод Комиссии Челябинского УФАС России о наличии иных антиконкурентных соглашений между ПАО «Фортум» и ООО «Промтехэкспертиза» подтверждается выводами положительной судебной практики в рамках рассмотрения судебного дела № А07-3718/2016.

Согласно выводам судов, трех инстанций изменение объема поставки товара, увеличение стоимости товара и изменение порядка поставки товаров в дополнительных соглашениях по сравнению с указанными характеристиками в договоре поставки является фактически проведением новой закупки товара на совершенно иных условиях без соблюдения требований Закона о закупках.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что заключение дополнительных соглашений на оказание работ на других объектах ПАО «Фортум», расположенных вне территории Челябинской области и не включенных в предмет договора, к которому были заключены данные дополнительные соглашения, привело к изменению предмета договора, что не допускается действующим законодательством и фактически является проведением ПАО «Фортум» новой закупки без соблюдения требований Закона о закупках.

ПАО «Фортум» обжаловало решение и предписание Челябинского УФАС России в Коллегию ФАС России, ФАС России поддержало выводы Челябинского УФАС России и отказало обществу в удовлетворении заявленных требований.  В настоящее время решения Челябинского УФАС России и ФАС России обжалуются в Арбитражном суде Челябинской области (судебное дело № А76-10888/2018).

На ПАО «Фортум» наложен административный штраф в размере 1 161 024, 12  рублей, на ООО «Промтехэкспертиза» - 1 187 900 рублей.

 

4.2 В 2017 году действия ФГБОУ ВО «УралГУФК» (заказчик) и ООО «ПИК», ИП Невский В.В., ИП Широких В.С. по заключению договоров на оказание услуг по организации общественного питания в столовых университета без проведения соответствующих конкурентных процедур были признаны Комиссией Челябинского УФАС России нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что стоимость договоров, заключенных между ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ООО «ПИК», ИП Невским В.В., ИП Широких В.С.  составляет более 400 000 рублей, заключение указанных договоров не регламентировалось порядком проведения закупки у единственного поставщика, закрепленным в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО «УралГУФК».

ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ООО «ПИК», ИП Невский В.В., ИП Широких В.С. не оспаривало в суде решение Челябинского УФАС России, участники соглашения были подвергнуты наказанию в виде административного штрафа, ФГБОУ ВО «УралГУФК» и ИП Невский В.В. оплатили назначенный штраф в размере 50 000 и 15 000 рублей соответственно, на остальных участников соглашения срок для добровольной оплаты штрафа еще не истек.

           

5. Взаимодействие с правоохранительными органами.

 

В 2015 году созданы со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области и Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, а также с Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации рабочие группы по выявлению и расследованию преступлений в сфере антимонопольного законодательства (экономической направленности).

На настоящий момент проведено 5 рабочих групп на которых стороны обменивались информацией для выявления и пресечения как нарушений антимонопольного законодательства, так и выявления и пресечения преступлений экономической направленности. Сотрудники Челябинского УФАС России подготавливали аналитические материалы для всестороннего рассмотрения материалов содержащих признаки преступлений.

С принятием Национального плана, президентом Генеральной прокуратуре РФ поручено обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения картелей.

Прокуратура Челябинской области уже выступила с предложением о создании межведомственной группы по предупреждению и пресечению картелей в которую помимо Челябинского УФАС России войдут уже все правоохранительные органы включая Управление ФСБ по Челябинской области.

Стоит отметить, что правоохранительные органы активно помогают Челябинскому УФАС России при антимонопольных расследованиях и проведении контрольных мероприятий.

 

[1] На основе мониторинга дел, возбужденных территориальными органами по статьям 11, 11.1, 16, п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», представляемых в соответствии с приказом ФАС России от 24.03.2016 № 355/16.

[2] http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html