Наталья Сапрыкина сообщила о нарушениях ОМС порядка размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов

24 августа заместитель руководителя Челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина выступила с докладом «Нарушения органами местного самоуправления порядка размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов, в том числе порядка включения в схемы объектов и указания их целевого назначения» на заседании Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

 

 

Наталья Владимировна сообщила, что разработка и утверждение органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена Законом о торговой деятельности и соответствует интересам бизнес-сообщества и органов власти.

 

В первую очередь, схема позволяет обозначить свободные места на территории муниципального образования, на которых возможно осуществление торговой деятельности посредством нестационарных объектов, а также способствует решению задач органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса в условиях его конкуренции с торговыми сетями и обеспечению присутствия местных товаропроизводителей в розничной торговле.

 

В Челябинской области порядок разработки и утверждения указанной схемы регламентирован Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

 

Однако при формировании данной схемы, внесении в нее изменений, при рассмотрении соответствующих обращений хозяйствующих субъектов о включении в нее новых нестационарных объектов со стороны органов местного самоуправления наблюдается нарушение требований действующего законодательства, что приводит к установлению дополнительных административных барьеров.

 

Так, органами местного самоуправления в схемах зачастую не включаются точные адресные ориентиры, позволяющие определить местоположение нестационарного объекта (указывается только улица без привязки к дому), отсутствует предусмотренная Постановлением графическая часть схемы в виде карты. Более того, органами местного самоуправления даже без соответствующих обращений от хозяйствующих субъектов вносятся изменения относительно специализации нестационарного торгового объекта, что может привести к нарушению их прав.

 

Также Наталья Владимировна обозначила еще один проблемный вопрос, препятствующий поддержке и развитию малого предпринимательства. Так, есть примеры, когда в ряде случаев предпринимателям было отказано во включении в схему в связи с достижением минимально допустимого количества торговых объектов на территории муниципального образования. Однако данные отказы являются необоснованными, поскольку именно превышение установленных нижних порогов является одной из важнейших задач органов власти в сфере развития торговли. Данное мнение подтверждается позицией Министерства промышленности и торговли РФ, адресованное региональным и муниципальным властям. Письмо размещено на сайте Челябинского УФАС России.

 

Кроме того, в докладе было отмечено об отсутствии запрета хозяйствующим субъектам осуществлять не только торговую деятельность, но и оказывать различные виды услуг с использованием нестационарных объектов. При этом порядок предоставления объектов для осуществления такой деятельности может отличаться от предоставления территории для торговли посредством нестационарных торговых объектов.

 

В связи с наличием вышеназванных проблем Наталья Владимировна обратила внимание на необходимость приведения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями Постановления Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

 

Фото с сайта Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области