Итоги заседания Экспертного совета в ТЭК

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ПРИ ЧЕЛЯБИНСКОМ УФАС РОССИИ

по рассмотрению вопросов применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановление Правительства от 30.12.2013 № 1314)

           

15 июня 2016 года

Председательствовал:  

Руководитель Челябинского УФАС России А.А. Козлова

в составе:

Министр тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

            Т.В. Кучиц

Заместитель Министра тарифного регулирования и

энергетики Челябинской области

 

                   А.А. Дрыга

Заместитель начальника управления Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области

П.Л. Самсонов

Вице-председатель Совета Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

 Д.А. Константинов

Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта

Челябинского УФАС России

  Ю.Г. Ростовцева

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 С.А. Копылов

 

при участии хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по технологическому присоединению объектов капитального строительства.

 

Слушали:

1). Генерального директора ООО «Консалтинговая компания «Константа» Чернову А.Н., которая выступила с докладом на тему: «Проблемы применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314) (далее – Правила подключения)» и обозначила следующую проблематику.

1.1 Причиной препятствующей сокращению сроков выполнения мероприятий по подключению является необходимость оформления правоустанавливающих документов на земельные участки для выполнения мероприятий по возведению газопроводов, и оформления разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

 

Решили:

1. Принять к сведению информацию ООО «КК «Константа»;

2. Направить письмо в Управление Росреестра Челябинской области о разъяснении порядка оформления правоустанавливающих документов на линейные объекты;

3. Направить письмо в Росреестр России о разъяснении порядка оформления правоустанавливающих документов на линейные объекты, с учетом позиции, полученной от Управления Росреестра Челябинской области;

4. Изучить практику по обозначенным вопросам в других регионах России, в т.ч. в Московской области.

 

1.2 ООО «КК «Константа» подготовила обзор Проекта изменений в Правила подключения. В указанном обзоре ООО «КК «Константа» указала на основные недоработки действующей редакции Правил присоединения.

1.2.1. В Проекте изменений закрепляется понятие ситуационного плана – схема расположения земельного участка (с размещением объекта капитального строительства) с привязкой  к территории населенного пункта относительно ближайших улиц, дорог и иных объектов капитального строительства (в том числе  распечатанный космический  снимок поверхности  земли, часть  публичной кадастровой карты, карты поисковых систем интернета);

ООО «КК «Константа» в своей практике сталкивалось с тем, что ГРО отказывает в принятии ситуационного плана, выполненного в виде распечатки поисковых систем интернета или космического снимка, т.к. данный документ не позволяет ГРО достоверно определить расстояние от границы земельного участка до существующей сети газораспределения и, соответственно, определить стоимость подключения.

ООО «КК «Константа» полагает, более целесообразным было бы наделение ГРО полномочиями по обращению в органы местного самоуправления для получения ситуационного плана, содержащего необходимую информацию, и отнесение соответствующих расходов в состав платы за подключение.

 

1.2.2. Пункт 15 Правил подключения планируется дополнить абзацем следующего содержания:

«Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального  строительства к сети газораспределения и связанных с реконструкцией  существующих сетей газораспределения в целях увеличения пропускной способности, а также  строительством новых  газораспределительных сетей, определяется  в соответствии со схемами  газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения».

Однако такие схемы, как правило, отсутствуют, а при их наличии, не учитывают реальные потребности в газификации существующих и возводимых объектов недвижимости и заявителю придется инициировать внесение соответствующих изменений в существующие схемы.

Соответственно, данные изменения приведут к затягиванию процедуры газификации и в данный период нецелесообразны.

Поэтому в случае внесения соответствующих дополнений в Правила подключения, необходимо предусмотреть переходный период, а также разработать механизм и порядок разработки и утверждения схем газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, и ответственность в случае его нарушения.

 

1.2.3. По-прежнему много вопросов возникает при подключении к сетям газопотребления (газораспределения), не  принадлежащим газораспределительным организациям.

Правила подключения в действующей редакции содержат только один пункт, посвященный вопросам подключения к сетям, не принадлежащим ГРО на законных основаниях.

Пункт 34 Правил предусматривает, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту при наличие согласия основного абонента.

В настоящее время представители газораспределительных организаций выражают противоречивые точки зрения по вопросу подключения к сетям, не принадлежащим ГРО.

Новым проектом изменений в пункте 34 Правил подключения планируется  заменить слова «сети газопотребления» словами «сети газораспределения или газопотребления», т.е. распространить действие пункта 34 Правил подключения не только на сети газопотребления, но и на сети газораспределения.

Данные изменения, несомненно, имеют положительный характер.

Проектом изменений, который был опубликован 12.02.2016, предусматривалось дополнение п. 34 Правил подключения новым абзацем, касающимся платы собственнику сети  газораспределения или сети газопотребления.

Предусматривалось, что такая плата не может превышать сумму  экономически обоснованных  расходов на строительство  участка сети от точки  подключения к сети газораспределения исполнителя до точки подключения объекта капитального строительства  пропорционально  количеству  подключенных объектов.

В последней версии изменений данный абзац отсутствует.

Однако вопрос расходов на подключение к газопроводу, не принадлежащему ГРО очень актуален, как в части определения компенсации, уплачиваемой владельцу газопровода, так и в части платы за подключение, подлежащей оплате ГРО.

Проектом изменений, который был опубликован 12.02.2016 предполагалось признать утратившим силу пункт 112 Правил подключения, оставлявший за заявителем право самостоятельно выполнять мероприятия по подключению (с привлечением любых проектных/монтажных и иных организаций) и оставлять в своей собственности построенные объекты, в случае, если максимальный часовой расход газа для объекта заявителя составляет 500 куб. метров и более, и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа (высокое давление).

Последняя версия изменений предполагает сохранение п. 112 Правил, но исключение их него положения о том, что объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Данные изменения существенно снизят инвестиционную привлекательность подобных проектов.

По мнению ООО «КК «Константа»,  целесообразно сохранить в силе п. 112, и распространить его действие на объекты с максимальным часовым расходом от 200 м3/час.

           

1.3. Достижение предельного уровня загруженности ряда газораспределительных станций (ГРС) Челябинской области, в частности:

- ГРС с-з Митрофановский – Сосновский район,

- ГРС-1-4 г. Челябинск (давление 1,2 МПа) – Челябинск,

- ГРС Россия – Сосновский район,

- ГРС п/ф Промышленная – Сосновский район,

- ГРС-2 г. Челябинск – выходы на г. Копейск и г. Коркино,

- ГРС с-з Бродокалмакский,

- ГРС с-з Дубровский,

- и другие ГРС.

Как правило, газораспределительные станции в Челябинской области находятся в эксплуатации газотранспортной организации (ГТО) - ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

При территориальном расположении потребителя газа в радиусе обслуживания ГРС, достигшей предельного уровня загруженности, заявитель получает от ГРО/ГТО предложение газификации от другой ГРС, протяженность  строительства газопровода при этом измеряется десятками километров.

Существует специальная программа ОАО «ГАЗПРОМ» по реконструкции ГРС. Однако в общем доступе нет информации о том, как происходит включение тех или иных ГРС в указанную программу, кто финансирует строительство и (или) реконструкцию ГРС, кто и каким образом может подать запрос о включении ГРС  в указанную программу и т.д.

На практике, с согласия заявителей ОАО «Газпром» выдает технические условия на реконструкцию ГРС за счет заявителя. Однако стоимость реконструкции ГРС либо установки нового блока ГРС составляет несколько десятков миллионов рублей.

Между Правительством Челябинской области и ОАО «НОВАТЭК» подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере газификации,  предусматривающее реконструкцию ГРС с-з Митрофановский. Однако в открытом доступе отсутствует информация, позволяющая заинтересованным лицам, в том числе инвесторам, включать объекты газопотребления в соответствующую программу.

Также в открытом доступе сложно найти программы газификации, генеральную схему газоснабжения Челябинской области.

Это сказывается на инвестиционной привлекательности Челябинской области.  Отсутствие информации о наличии / отсутствии необходимой инфраструктуры и конкретных сроков появления возможности подключения к сетям не позволяет потенциальным инвесторам оценить перспективы и сроки реализации соответствующих проектов. Официальный ответ о наличии/отсутствии технической возможности газификации предоставляется газораспределительной организацией только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.

 

Решили:

1. Принять к сведению информацию ООО «КК «Константа»;

2. Направить Губернатору Челябинской области предложение о необходимости  разработки и утверждения единой и ежегодно актуализируемой схемы газоснабжения Челябинской области;

3. Направить в ФАС России предложения ООО «КК «Константа» для дальнейшего решения вопроса об изменении положений Правил подключения.

4. Направить в ФАС России информацию о проблемах, связанных с достижением предельного уровня загруженности ряда ГРС Челябинской области.

 

2). Вопрос об отсутствии на оптовом рынке нефтепродуктов Челябинской области конкурентоспособной оптовой цены на зимнее дизельное топливо (НП «Топливная ассоциация Челябинской            области) снят с заседания Экспертного совета, в связи с неявкой докладчика.

           

3). Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Ростовцева Ю.Г. выступила с докладом на тему: «Обобщение судебной практики по Федерального закона от 18.07.2011 № 233 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Челябинским УФАС России подготовлены четыре обобщения судебной практики по применению и реализации Закона о закупках и практики применения статьи 7.32.3 КоАП РФ (ответственность за нарушение Закона о закупках). Указанное обобщение практики размещено на официальном сайте www.chel.fas.gov.ru.

 

4). ООО «АЭС Инвест» задал вопрос о правовой оценке включения организаторами торгов в закупочную документацию требований о наличии у участников лицензии на допуск к сведениям, составляющими государственную тайну.

 

Решили:

1. Принять к сведению информацию ООО «АЭС Инвест»;

2. Направить письменный ответ по данному вопросу ООО «АЭС Инвест»;

3. Направить письмо в Совет Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для рассмотрения, изучения и обобщения судебной практики по поставленному вопросу.