Итоги круглого стола по газу

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

по рассмотрению вопросов о взаимодействии между компетентными органами

при рассмотрении заявлений граждан и хозяйствующих субъектов

на нарушения газораспределительными организациями

Правил подключения (технологического присоединения) объектов

капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов

Правительства Российской Федерации, утвержденных

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила)

 

 

16 апреля 2015 года                                                                                                                

Председательствовал:

 

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России                                        Е.Г. Рысева                                                                      

 

присутствовали:

 

Начальник отдела ценообразования в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

         А.В. Симоненко

Начальник отдела топливо и газоснабжения Управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области

 А.В. Пелех

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

С.А. Копылов

Главный специалист-эксперт отдела ценообразования

в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования

и энергетики Челябинской области

         Е.Ю. Кудашева

Главный специалист-эксперт отдела ценообразования

в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования

и энергетики Челябинской области

И.Ю. Федотова

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 О.В. Конькова

 

Начальник юридического управления

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск», ОАО «Челябинскгоргаз»

М.Н. Сапожников

Заместитель директора по экономике и финансам ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»

С.Л. Самарский

Представители

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»

Е.Н. Головина

А.П. Бурахин

Т.И. Баландина

Начальник службы «Единое окно» ОАО «Челябинскгоргаз»

В.В. Левкина

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам

ОАО «Челябинскгоргаз»

Д.В. Жданов

 

Генеральный директор ООО «Газэнергосервис»

О.Г. Волчков

Заместитель генерального директора ООО «Газэнергосервис»

С.А. Калягин

 

Заместитель генерального директора ЗАО «Магнитогорскгазстрой»

 А.М. Воронин

 

Представитель

ЗАО «Магнитогорскгазстрой»

О.М. Поливина

 

Генеральный директор ООО «Классик»

А.В. Крылов

 

Представитель ООО «Классик»

  Ю.М. Ященко

 

Главный инженер ООО «Озерскгаз»

В.А. Асташев

 

Инженер газового хозяйства

ООО «Озерскгаз»

Е.В. Саратюк

 

 

I. Повод к проведению Круглого стола

 

25 ноября 2014 года состоялся Круглый стол по рассмотрению вопросов о взаимодействии между компетентными органами при проверке фактов нарушения газораспределительными организациями (далее - ГРО) Правил в ходе рассмотрения заявлений граждан и хозяйствующих субъектов, с участием представителей Челябинского УФАС России и Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (в настоящее время - Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области).

По итогам проведения Круглого стола принято решение об его повторной организации в расширенном составе с участием представителей Уральского Управления Ростехнадзора по Челябинской области, ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, организаций, осуществляющих строительство газовых сетей, ГРО.

В рамках подготовки к проведению Круглого стола Челябинским УФАС России его участникам было предложено представить для обсуждения вопросы, подлежащие включению в предмет обсуждения на Круглом столе.

 

Слушали: Рысеву Е.Г., Пелеха А.В., Симоненко А.В., Копылова С.А., Конькову О.В., Сапожникова М.Н., Самарского С.Л., А.М. Воронина, В.А. Асташева, Е.В. Саратюк, А.В. Крылова, О.Г. Волчкова, С.А. Калягина.

 

II. Итоги Круглого стола.

 

1). Довести до сведения заинтересованных лиц позицию компетентных органов по следующим вопросам:

 

1. Вопрос о наличии/отсутствии у ГРО правовых оснований на подключение объекта капитального строительства заказчика к газораспределительной сети стороннего лица (основного абонента), не являющегося ГРО, при наличии его согласия на такое подключение, и возможности компенсации «выпадающих» расходов ГРО при осуществлении такого подключения.

           

Правилами на ГРО возложена обязанность по выдаче технических условий на присоединение к сетям, которыми они владеют на законном основании, либо к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), при наличии его согласия на такое подключение.

При этом вопрос присоединения к сетям газораспределения, не принадлежащим ГРО на законном основании, Правилами не урегулирован.

Поскольку ГРО в силу Правил несет бремя исполнения обязанности по определению и представлению технических условий и заключению договоров на поключение объектов капитального строительства заказчиков, с учетом установленного ГК РФ принципа применения гражданского законодательства по аналогии, ГРО обязана осуществить подключение объекта капитального строительства заказчика к существующей сети газораспределения в условиях согласия ее владельца на такое подключение.          

Кроме того, несмотря на то, что такое согласие подлежит представлению заказчиком, в целях минимизации издержек заказчика по подключению объекта газоснабжения ГРО обязана по собственной инициативе предпринять все возможные меры по получению согласия основного абонента на подключение к его сети, расположенной в непосредственной близости от объекта заказчика.

В настоящее время вопрос о включении в тариф на транпортировку газа либо установление спецнадбавки на компенсацию расходов ГРО, понесенных при выполнении технологического присоединения к сетям газораспределения основного абонента, законодательством не урегулирован и может быть разрешен путем внесения регулятором - ФСТ России - изменений в методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом от 28.04.2014 № 101-э/3.

В тоже время, если ГРО в будущем приобретет право собственности на сети газораспределения основного абонента либо на бесхозяйные сети, она сможет компенсировать понесенные затраты по подключению к ним, обратившись в орган испонительной власти в области государственного регулирования тарифов с соответствующими документами. Допустимый для такого обращения срок зависит от установленных сроков исполнения мероприятий по договору подключения.

Отказ ГРО, являющейся субъектом естественной монополии и, соответственно, занимающей доминирующее положение на рынке транпортировки газа, от подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети основного абонента при его согласии неправомерен и является основанием для применения мер антимонопольного реагирования, независимо от компенсации ГРО понесенных на такое подключение расходов.

Таким образом, для решения обозначенного вопроса необходимо внесение изменений в действующее законодательство путем установления права ГРО на получение компенсации расходов на присоединение к газораспределительным сетям основного абонента и утверждения методики расчета такой компенсации.

           

2. Вопрос о пределах полномочий ГРО по истребованию документов, необходимых для подключения объекта капитального строительства заказчика к газораспределительной сети стороннего лица (основного абонента), не являющегося ГРО, при наличии его согласия на такое подключение, и о составе таких документов.

 

ГРО не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.

Перечень документов, подаваемых в составе заявки на выдачу технических условий подключения, в силу Правил является исчерпывающим.

Для случая подключения к сетям газораспределения, не принадлежащим на законном основании ГРО, в составе заявки на подключение, кроме определенных Правилами документов, представляется согласие основного абонента на подключение к его сетям.

Правила не обязывают заказчика при этом представлять в ГРО документы, подтверждающие право собственности на газораспределительную сеть, техническую документацию на нее и иные документы вне установленного перечня.

Поскольку выбор варианта технического решения отнесен к обязанностям ГРО как профессионального участника рынка, именно ГРО должна при имеющейся необходимости самостоятельно получать документы, позволяющие определять условия подключения, пропускную способность сети, в т.ч. свидетельство о регистрации, акт ввода в эксплуатацию газопровода, исполнительно-техническую документацию, в порядке взаимодействия с оранизациями, обслуживающими данный газопровод либо иными лицами, в 14-дневный срок, исчисляемый с момента поступления заявки на выдачу технических условий.

Возложение данной обязанности на заказчика, собственника сети или нарушение сроков выдачи технических условий ввиду запроса дополнительных документов свидетельствуют о выходе ГРО за пределы имеющихся у нее гражданских прав. ГРО вправе лишь рекомендовать, но не требовать представления таких документов заказчиком либо основным абонентом.

Более того, на практике могут возникать ситации, при которых документов, подтверждающих право собственности на газораспределительную сеть может не быть, либо они могут находиться в стадии оформления, что не освобождает ГРО от обязанности определения технической возможности подключения к ней. В таком случае могут быть получены любые документы, идентифицирующие собственника.

Таким образом, решение обозначенного вопроса сводится к внесению изменений в Правила путем установления права ГРО на истребование документов, позволяющих определять технические параметры подключения, указания лиц, обязанных их представлять по запросам ГРО, установления перечня таких документов.

 

3. Вопрос о необходимости получения ГРО согласия от всех собственников газопроводов, входящих в состав газораспределительной сети, принадлежащей ГРО, в случае если точка подключения определена к газопроводу, принадлежащему на праве собственности физическому либо юридическому лицу, не являющемуся ГРО, подключенного к газораспределительной сети опосредованно через газопроводы, принадлежащие физическим либо юридическим лицам, не являющимися ГРО.

           

В обозначенной ситуации следует получать согласие физического либо юридического лица - владельца газопровода, к которому непосредственно подлежит подключению объект капитального строительства заказчика, руководствуясь по аналогии действующим в электроэнергетике механизмом «последней мили».

В случае нахождения газораспределительной сети в долевой собственности данный вопрос целесообразно решать получением согласия об собственников в форме простого большинства голосов. Между тем, на практике может возникнуть ситуация отказа собственников от врезки в принадлежащий им газопровод объекта капитального строительства стороннего лица либо истребования за такое подключение денежных средств, разрешаемая путем внесения в Правила изменений в части указания порядка получения согласия собственников на такое подключение, в т.ч. путем обращения в судебные органы.

В случае, когда участки газораспределительной сети принадежат различным ГРО, организация, в которую была подана заявка на подключение, обязана в порядке взаимодействия с ними получать такое согласие. Вопрос взаимодействия смежных сетевых организаций Правилами не урегулирован.

 

4. Вопрос о том, является ли строительство распределительного (уличного) газопровода за счет средств местного бюджета технологическим присоединением согласно Правилам.

           

Правила определяют механизм подключения объектов капитального строительства к существующим уличным газораспределительным сетям, не регулируя вопроса создания таких сетей.

Газификация муниципального образования, в т.ч. возведение уличных газораспределительных сетей на его территории, отнесена к вопросам местного значения.

 

5. Вопрос о действиях ГРО в ситуации отсутствия на территории муниципального образования газораспрелительного газопровода, проложенного в непосредственной близости от объектов капитального строительства заявителей, заявки на подключение от которых поступили одновременно, в случаях, если схема газоснабжения муниципального поселения не утверждена. Каким образом рассчитывается плата за подключение в обозначенной ситуации.

 

Вопрос о «групповых» подключениях целесообразно решать с органом местного самоуправления, уполномоченным на разрешение вопросов газификации  муниципального образования.

В условиях наличия источников финансирования таких работ ГРО либо Администрация муниципального образования не вправе обязывать заинтересованных лиц возводить газораспределительную сеть за счет собственных денежных средств. Бездействие органа местного самоуправления по организации газификации муниципального образования при наличии его вины является основанием для применения мер антимонопольного и(или) прокурорского реагирования. Возложение ГРО на заинтересованных лиц обязанности по строительству уличных газораспределительных сетей за счет собственных инвестиций незаконно, так как данные инвестиции включены в плату за подключение.

Независимо от включения мероприятий по газификации в программу газификации ГРО обязана в установленном Правилами порядке при поступлении заявок на подключение осуществить выбор технического решения и выдать запрашиваемые технические условия и договор каждому заявителю.

Плата за подключение устанавливается в зависимости от перечня мероприятий, определенных ГРО в технических условиях.

Учитывая практику подачи одним заявителем, относящимся к «льготной» категории потребителей, заявки на подключение множества земельных участков, целесообразно ввести в действие по аналогии с законодательством по электроэнергетике норму, согласно которой такое лицо может осуществить технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с платой за технологическое присоединение в размере от 20 до 50 тысяч рублей, не более одного раза в течение определенного периода.

 

6. Вопрос о том, каким образом измеряется расстояние, являющееся критерием отнесения потребителя к «льготной категории», размер платы за подключение для которых к газорапределительной сети ГРО должен составлять от 20 до 50 тысяч рублей.

           

Расстояние измеряется как наименьшее по прямой линии от газоиспользующего оборудования заказчика до точки врезки, независимо от общей протяженности и пути прокладки  газопровода (в т.ч. в случае перехода газопровода через естественные преграды).

ГРО при поступлении заявки обязана определить категорию, к которой относится заказчик. Потребитель, отнесенный к «льготной категории» оплачивает подключение по фиксированному размеру платы, независимо от того, какие мероприятия обязана выполнить ГРО для его подключения.

           

7. Вопрос о возможности внесения изменений в договор на подключение по индивидуальному проекту в части корректировки рамера платы путем заключения дополнительного соглашения в случае, если после разработки индивидуального проекта будет установлено отсутствие необходимости выполнения таких мероприятий как проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 Мпа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.

           

ГРО на стадии формирования технических условий должна определять конкретные мероприятия по подключению, технические параметры возводимого газопровода и т.д., то есть техническое решение должно быть подготовлено уже на момент представления технических условий, что призвано обеспечивать право заказчика осуществлять проверку выставленного ГРО расчета платы, при несогласии с ним.

В случае, если окончательное техническое решение ГРО не выбрано, она должна предложить заказчику альтернативные варианты подключения с максимальным набором технических мероприятий и указанием промежуточного расчета по всем вариантам, чтобы вносимые впоследствие возможные изменения в договор были известны заказчику.

При этом, расчет платы, сделанный по индивидуальному проекту, не может быть изменен ГРО путем применения утвержденных регулятором стандартизированных ставок.

 

8. Вопрос определения платы за подключение при представлении технических условий и заключении договора на подключение на основании законодательства, действующего до момента вступления в силу ст. 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).

           

Поскольку механизм ценообразования на работы по присоединению вновь построенных газопроводов к действующим газопроводам до момента вступления в силу ст. 23.2 Закона о газоснабжении не подлежал государственному регулированию, размер платы по подключению, выполняемому в настоящий период, на основании таких технических условий и заключенного договора подлежит определению на основании соглашения сторон. Размер выставленной ГРО платы может быть оспорен заявителем в судебном порядке.

           

9. Вопрос о возможности ГРО требовать у заявителя подписания запроса о представлении технических условий, направляемого в электронной форме, электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП).

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись применяется при совершении юридически значимых действий в т.ч. в случаях, установленных федеральным законодательством.

Действующее законодательство не возлагает на заявителей при направлении ими в электронной форме запроса о представлении технических условий обязанность подписания такого запроса ЭЦП. Кроме того, физическое лицо не обязано иметь ЭЦП.

Требования ГРО о подписании направляемого в электронной форме запроса о представлении технических условий ЭЦП незаконно.

 

10. Вопрос о наличии у ГРО обязанности направить ответ на отказ заявителя от подписания проекта договора или протокол разногласий к нему в случае нарушения заявителем тридцатидневного срока направления таких документов.

 

Тридцатидневный    срок,   предоставленный   Правилами   для   реализации заявителем права направления в ГРО отказа от подписания проекта договора или протокола разногласий к нему, не является пресекательным, и его нарушение не освобождает ГРО от обязанности направления ответа на возражения заявителя.

Между тем, учитывая, что через шестьдесят дней, исчисляемых с момента получения заявителем проекта договора, при ненаправлении им в ГРО подписанного проекта договора либо возражений на него, заявка на подключением аннулируется,  направление заявителем подписанного проекта договора либо возражений на него за пределами указанного срока лишает ГРО возможности направить ответ заявителю, и такое бездействие не будет противоречить Правилам.

 

11. Вопрос о том, входит ли плата за проведение пусконаладочных работ внутридомового газового оборудования в размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

 

В силу ст. 23.2 Закона о газоснабжении при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину учитываются затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению.

В силу 88 Правил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Следовательно, плата за проведение пусконаладочных работ внутридомового газового оборудования в пределах границ земельного участка заявителя в размер платы за подключение (технологическое присоединение) не входит.

Плата за подключение включает в себя плату за выполнение ГРО всех организационных и технических действий, включая оформление разрешения на строительство, проектирование, монтаж, врезку и пуск газа и оформление права собственности на газопровод за пределами границ земельного участка заявителя.

 

12. Вопрос о возможности выполнения гражданами мероприятий по подключению за пределами границ земельного участка самостоятельно.

Запрет на строительство газопровода за пределами принадлежащего заявителю земельного участка действующим законодательством не предусмотрен. Для выполнения мероприятий по подключению заявители вправе привлекать подрядные и проектные организации. 

При этом в силу п. 112 Правил размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, только при условии, если максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения).

Объекты капитального строительства, построенные таким заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.     

 

13. Вопрос о праве ГРО требовать представления в составе заявки на подключение ситуационного плана, который выдается уполномоченными органами исполнительной власти муниципальных образований.

 

Правила содержат единственное требование к предоставляемому заявителем ситуационному плану расположения земельного участка - он должен быть с привязкой к территории населенного пункта. Возвращение заявителю запроса о представлении технических условий без рассмотрения только по мотиву того, что заявителем не представлен ситуационный план, выданный уполномоченным органом, является неправомерным.

 

14. Вопрос о перечне объектов капитального строительства, газификация которых запрещена. 

              

Унифицированный перечень объектов капитального строительства, газификация которых запрещена, в действующем законодательстве не установлен.

Статус объекта капитального строительства определяет либо проектная организация либо орган местного самоуправления на специальных комиссиях. Исходя из правовой природы услуги по газоснабжению, следует прийти к выводу о том, что к разрешенным объектам газификации подлежат отнесению объекты домовладения. На практике существует проблема газификации отдельно стоящих сооружений без определенной цели использования.

Обозначенный вопрос подлежит разрешению путем утверждения на законодательном уровне перечня объектов, газификация которых запрещена.

 

По итогам проведения заседания Круглого стола принято решение  создать действующую на постоянной основе рабочую группу при Челябинском УФАС России по взаимодействию между компетентными органами при рассмотрении заявлений граждан и хозяйствующих субъектов на нарушения ГРО Правил, с участием представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Уральского Управления Ростехнадзора по Челябинской области, ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», организаций, осуществляющих строительство газовых сетей, ГРО.

           

2). Обратиться в ФАС России и ФСТ России с предложениями о рассмотрении выявленных проблем применения Правил с целью внесения изменений в действующее законодательство.

 

Председательствующий:

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России                                        Е.Г. Рысева