Итоги круглого стола по представления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения при выставлении земельных участков для капитального строительства на аукцион

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

по рассмотрению вопросов представления технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения при выставлении земельных участков для капитального строительства на аукцион

 

30 марта 2015 года                                                                                                                  

 

Председательствовал:

 

Руководитель Челябинского УФАС России                                                       А.А. Козлова

 

присутствовали:

 

Министр тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

Т.В. Кучиц

Председатель Комитета по управлению имуществом и

земельным отношениям города Челябинска

С.А. Чигинцев

 

Заместитель руководителя Челябинского УФАС России

Е.Г. Рысева

Заместитель Министра тарифного регулирования и

энергетики Челябинской области

 

 А.А. Дрыга

Начальник отдела ценообразования в электроэнергетике

Министерства тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области

А.В. Симоненко

Представитель Комитета по управлению имуществом и

земельным отношениям города Челябинска

Е.В. Карабинцева

 

Представитель Главного управления архитектуры

и градостроительства администрации города Челябинска

 К.А. Павлов

 

Главный специалист-эксперт отдела ценообразования

в электроэнергетике Министерства тарифного регулирования

и энергетики Челябинской области

Е.Ю. Кудашева

 

Начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта

Челябинского УФАС России

 Д.А. Дозморова

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 С.А. Копылов

 

Начальник отдела контроля торгов и органов власти

 Т.М. Соболевская

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 О.В. Конькова

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

 А.И. Тараскина

 

Представитель Управления по имущественным и

земельным отношениям Администрации Копейского

городского округа

 Л.В. Вернина

 

Представители ОАО «ТрансЭнерго»

С.П. Саранчук,

А.С. Пульников

 

Представители Администрации

г. Снежинска

Челябинской области

Е.М. Бастрон,

 А.А.Воронов

 

Представители Комитета по управлению имуществом

Администрации г. Снежинск Челябинской области

В.В. Коляда

Генеральный директор ООО «Классик»

А.В. Крылов

 

Представитель ООО «Классик»

 Ю.М. Ященко

 

Представители ООО «Завод «КПД»

 В.В. Мандрыгин,

 О.А. Чернова

 

Представитель МУП «ГУК»

Д.В. Кургаев

 

Директор МУП «КЭС»

 С.Е. Шаповалов

 

Представители ОАО «ЧЭК»

 А.В. Меньшаков,

 Е.В. Багина

Представитель ООО «Жилстрой № 9»

 М.М. Тухватуллин

 

Представители ОАО «СК ЧГС»

 С.Э. Захарова,

Е.А. Савченков

Представитель ООО «АЭС Инвест»

 И.В. Андрюхин

 

Представители ЗАО «Магниторскгазстрой»

А.М. Воронин,

 В.М. Буклеев

Представитель МУП «ЧКТС»

 А.Ю. Заярный,

Р.Ж. Колыбаева

 

Представители НП СРО «ССК УрСиб»

 Ю.В. Десятков

 

 Н.М. Разумова

 

Представитель ООО «Бетотек-Строй»

Д.Ю. Сотников

Представители МП «Горэлектросеть»

И.Г. Горбунова,

Г.Д. Семакина,

А.В.Кузьмина

 

Представитель ООО «Константа»

С.С. Лапина

 

Представитель ООО «Строительная компания «Легион»

И.Ф. Клушин

 

Представители СК «Магистр»

Л.М. Евдасин,

В.И. Летягина,

Ю.А  Хафизова

Начальник юридического управления

ОАО «Газпром газораспределение Челябинск»,

ОАО «Челябинскгоргаз»

М.Н. Сапожников

 

Главный инженер ОАО «Челябинскгоргаз»

В.А. Фомин

 

МУП «ПОВВ»

Е.В. Амерханова

 

I. Повод к проведению Круглого стола

 

В связи с поступлением в Челябинское УФАС России обращения Главы Администрации г. Челябинска вх. 10.03.2015 № 3535 о проведении совещания по вопросам представления технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения при выставлении земельных участков для капитального строительства на аукцион, в целях выработки и доведения до сведения всех заинтересованных лиц позиции Челябинского УФАС России, Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска по обозначенной теме, выявления проблем и пробелов в правовом регулировании отношений, складывающихся между Администрацией муниципального образования и ресурсоснабжающими организациями, определяющими и представляющими технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газораспределительным, электрическим сетям, сетям тепло- и водоснабжения) (далее – ресурсоснабжающие организации) при выставлении земельных участков для капитального строительства на аукцион, Челябинским УФАС России организовано проведение Круглого стола. 

В рамках подготовки к проведению Круглого стола Челябинским УФАС России всем заинтересованным лицам было предложено представить для обсуждения вопросы, подлежащие включению в предмет обсуждения на Круглом столе.

 

Слушали: Козлову А.А., Рысеву Е.Г., Чигинцева С.А., Кучиц Т.В., Сапожникова М.Н.

 

II. Итоги Круглого стола.

 

Довести до сведения заинтересованных лиц позицию компетентных органов по следующим вопросам:

 

1. Вправе ли газораспределительная организация (далее – ГРО) отказать в предоставлении технических условий подключения организатору аукциона по продаже земельного участка или заключению договора аренды земельного участка, находящегося в государственной либо муниципальной собственности, в следующих случаях:

- если организатор аукциона не намерен осуществить на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;

- неуказания в запросах органов государственной власти или местного самоуправления обязательных технических параметров и иной информации.

 

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314) определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в т.ч. порядок определения и представления технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительной сети.

В силу Правил № 1314 «заявителем» является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий намерение получить технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в рамках подготовки к проведению аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка, не входит в круг лиц, на которые распространяют действие Правила № 1314.

Следовательно, Правила № 1314 не регулируют порядок выдачи технических условий присоединения к газораспределительным сетям по запросам органов государственной власти или местного самоуправления в целях указания сведений о технических условиях в извещении о проведении аукциона.

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ на орган государственной власти или орган местного самоуправления в рамках подготовки к проведению аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка возложена обязанность по получению технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу подпункта 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

В силу пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством на газораспределительные организации возложена обязанность определять и представлять технические условия  подключения (технологического присоединения) объектов к газораспределительным сетям по запросам органов государственной власти или местного самоуправления, являющихся организаторами аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка, без взимания платы в течение четырнадцати календарных дней, исчисляемых с момента поступления указанных запросов.

 

Содержание технических условий, подлежащих выдаче в рамках рассматриваемой ситуации, также определено нормами действующего законодательства.

Согласно подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать в т.ч. сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения.

Следовательно, ГРО обязана указывать в технических условиях, представляемых по запросам органов государственной власти или местного самоуправления, величины предельной свободной мощности существующих сетей, максимальной нагрузки, сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

При изложенных обстоятельствах коллизия норм Правил № 1314 и Земельного кодекса РФ отсутствует, поскольку их применение дифференцировано по группам заявителей и основаниям подключения. 

Согласно пункту 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83) орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Пунктом 8 Правил № 83 определено, что запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать перечисленные в указанном пункте документы.

Пунктом 9 Правил № 83 на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, возложена обязанность определения и предоставления технических условий в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа государственной власти либо органа местного самоуправления без взимания платы.

Процедура выдачи технических условий подключения к сетям в рассматриваемой ситуации регламентирована нормами Земельного и Градостроительного кодексов РФ.

Выбор технических решений по обеспечению возможности присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технической инфраструктуры осуществляет газораспределительная, тепло-, водоснабжающая, электросетевая  организация как профессиональный участник рынка технологического присоединения.            При определении в технических условиях точки подключения целесообразно указывать альтернативные варианты подключения с учетом интересов застройщиков.

Информацию о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки представляет ресурсоснабжающей организации орган государственной власти или местного самоуправления, обращающийся с заявкой на выдачу технических условий подключения.

В силу пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ окончательная  необходимая для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузка определяется правообладателем земельного участка, то есть в рассматриваемой ситуации - победителем аукциона, в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) в пределах предоставленных ему технических условий. 

Отказ или уклонение газораспределительной, тепло-, водоснабжающей, электросетевой организации от определения и предоставления технических условий по запросам органов государственной власти или местного самоуправления в рамках подготовки ими к проведению аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка или неуказании в последних обязательных технических параметров и иной информации, а также отказ в выдаче технических условий без заключения договора подключения являются основаниями для применения к такой организации мер антимонопольного реагирования. Однако, в практике Челябинского УФАС России оснований для пресечения таких действий не возникало ввиду отсутствия информации о таких фактах.

 

2. Вправе ли ресурсоснабжающая организация выдать технические условия без заключения договора подключения.

 

Определение и представление условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по запросам органов государственной власти или местного самоуправления - организаторов аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка осуществляется владельцем сети инженерно-технического обеспечения без заключения с последним договора подключения объектов капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения, что следует из статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.

Договор подключения объектов капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения подлежит заключению с победителем аукциона, а не с его организатором.

 

3. Обоснованность отказа в выдаче технических условий в связи с отсутствием технической возможности у ресурсоснабжающей организации в технологическом присоединении.

Согласно действующему порядку выдачи технических условий по запросам органов государственной власти или местного самоуправления в целях включения ими необходимой информации в извещение о проведении аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка сетевая организация, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, обязана определить и представить ему технические условия подключения.

Несмотря на наличие в действующем законодательстве такого понятия как «отсутствие технической возможности подключения», отсутствие таковой не может являться основанием для отказа в определении и представлении технических условий по запросам заинтересованных лиц.

Так как технические условия предопределяют возможность подключения объектов капитального строительства к сетям и выдаются в рамках единого правоотношения по подключению, а для случая необходимости подключения (технологического присоединения) к сетям объекта капитального строительства Методическими указаниями ФСТ России предусмотрено установление платы, отказ в их выдаче по причине отсутствия технической возможности подключения неправомерен.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация обязана «создать» техническую возможность подключения к собственным сетям.

Техническая возможность подключения к сетям инженерно-технической инфраструктуры «существует» в любом случае, поскольку действующим законодательством предусмотрено установление платы за такое подключение.

Необоснованный отказ владельца сетей инженерно-технической инфраструктуры в выдаче технических условий на подключение является основанием для применения к нему мер антимонопольного реагирования.

  

4.  Как определяется размер платы за технологическое присоединение в аукционной документации (на примере подключения к газораспределительным сетям).   

В силу подпункта «з» пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее — Основные положения), ст. 23.2 Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, на территории Российской Федерации подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 10 Основных положений регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В силу статьи 23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, в Челябинской области устанавливаются Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными Приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3.

На 2015 год плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения установлена соответствующим решением регулятора для каждой газораспределительной организации, осуществляющей регулируемую деятельность на территории Челябинской области для следующих категорий: для населения с мощностью подключаемого оборудования до 5 куб. метров в час с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с подключаемой нагрузкой до 15 куб. метров в час с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа; для заявителей с подключаемой нагрузкой до 500 куб. метров в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе менее 0,6 Мпа.

В отношении объектов заявителей, величина присоединяемой максимальной мощности которых превышает 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 Мпа, плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения устанавливается по индивидуальному проекту.

Как установлено пунктом 15 Основных положений цены на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

Стандартизированные тарифные ставки, включая ставку за единицу максимального часового расхода газа (1 куб. метр газа в час), утверждены с разбивкой по диапазонам диаметров строящихся газопроводов, типам их прокладки, материалам труб и диапазонам объема присоединенной максимальной мощности (часового расхода газа) в соответствии с Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных ставок, определяющих ее величину.

Согласно подпункту «ж» пункта 11 Основных положений государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя в т.ч. из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Таким образом, плата, сведения о размере которой указываются в технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, выдаваемых по запросам органов государственной власти или местного самоуправления в рамках подготовки ими к проведению аукциона для продажи либо сдачи в аренду земельного участка, подлежит утверждению в соответствии с приведенными требованиями действующего законодательства и рассчитывается на основании утвержденных тарифным органом для газораспределительной организации тарифных ставок, при применении которых используются показатели, участвующие в расчете, согласно параметрам технических условий (укрупненным сметным показателям), либо, при невозможности рассчитать такую плату по стандартизированным ставкам, тарифный орган утверждает индивидуальную плату на основании заявления органа государственной власти или местного самоуправления, проводящего аукцион.

Плата, рассчитываемая по стандартизированным тарифным ставкам, устанавливается в течение 14 дней, плата по индивидуальному проекту утверждается в течение 30 дней.

В силу пункта «г» пункта 30 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения является существенным условием договора подключения, заключаемого между победителем аукциона и ресурсоснабжающей организацией.

Исходя из пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ победитель аукциона определяет нагрузку, необходимую для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий. 

Согласно пункту 96 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В силу пункта 87 Правил № 1314 в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для установленных Правилами № 1314 случаев.

Пункт 110 Правил № 1314 определяет возможность заключения дополнительного соглашения к договору о подключении, которым корректируется стоимость услуг по подключению.

Таким образом, размер платы по подключению, определяемый договорными условиями, может быть отличен от размера платы, указанной в извещении о проведении аукциона по продаже либо сдаче в аренду земельного участка, что не противоречит действующему законодательству.

Размер платы за подключение к иным сетям инженерно-технического обеспечения также рассчитывается по стандартизированным тарифным ставкам либо индивидуальному проекту.

Самостоятельное установление ресурсоснабжающей организацией размера платы за подключение является нарушением установленного порядка ценообразования, запрет на которое установлен законодательством в области тарифного регулирования и антимонопольным законодательством.

           

 

Председательствующий:

Руководитель Челябинского УФАС России                                                              А.А. Козлова