Итоги осуществления государственного контроля Челябинским УФАС России в 1-ом полугодии 2014 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

29 августа в пресс-центре ИА «Интерфакс-Урал» заместитель руководителя Челябинского УФАС России Н.В. Сапрыкина подвела итоги осуществления Челябинским УФАС России государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в 1-ом полугодии 2014 года.

 

 

1 полугодие

2014 года

1 полугодие

2013 года

Количество предписаний

за 1 полугодие 2014 года

предписаний за 1 полугодие

2013 года

1

Жалобы

поступило

 

рассмотрено

 

обоснованные

 

 

необоснованные

 

366

 

277

 

123

(44,4%)

 

154

 

 

275

 

219

 

104

(47,5%)

 

115

 

 

 

168

 

 

 

120

2

Проверки

 

897

 

220

534

 

70

3

Согласования

закупки у единственного поставщика

 

отказано

753

 

 

 

 

169

138

 

 

 

 

10

514

 

 

11

 

 

4

Реестр недобросовестных поставщиков/вкл

49 / 17

29 / 13

4 / 0

2 /0

 

Административная практика за 1-ое полугодие 2014 года

 

 штраф

2014 год

 штраф

2013 год

привлечено к административной ответственности

 

 87

 

 159

сумма штрафов

1,427 млн рублей

 

1,517 млн рублей

 

 

Основные нарушения

1. Незнание положений отраслевого законодательства заказчиками

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая поликлиника №8», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника №3» при закупке дезинфицирующих средств установили требования к участникам о наличии лицензии на производство лекарственных средств (с приложением лекарственных форм) и их оптовую реализацию, если он является производителем; на оптовую продажу лекарственных средств, если он является поставщиком, при условии, что дезсредства не являются лекарствами. Кроме того,  затребовали в составе заявки регистрационные удостоверения на дезсредства, которые не выдаются  на данный товар. В результате торги признаны несостоявшимися и время на закупку товара увеличилось.

 

2. Нарушения Закона о контрактной системе при подготовке проектов контрактов

Например, не указывается срок действия контракта, а от этого зависит срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником в качестве обеспечения контракта. Не указывается порядок и сроки оформления результатов приемки товара, сроки оплаты. Не устанавливается ответственность заказчиков за неисполнение обязательств или устанавливается избыточная ответственность на поставщиков.

 

3. Отсутствие в документации четкой инструкции по заполнению заявок или ее замысловатое изложение, что нередко приводит к неправильной подготовке заявки и ее отклонению

 

4. «Ловушки» для участников и аукционной комиссии

Например, электронный аукцион на строительство объекта «Газификация р.п. Межозерный Верхнеуральского района Челябинской области» в соответствии с проектно-сметной документацией и техническим заданием» (приложения в сопроводительной документации). Заказчик - Администрация Верхнеуральского муниципального района

Наименование товара

Ед. изм.

Требуемый параметр

Требуемое значение

Труба стальная электросварная

-

кгс/мм2

 

кгс/мм2

Мм

Мм

-

Марка стали

Временное сопротивление разрыву

Предел текучести

Наружный диаметр

Толщина стенки

Группа трубы

Ст2пс; Ст2сп; Ст2кп; Ст3кп; Ст3пс;Ст3сп

Не менее 33

 

Не менее 22

57

3,5

Б;В

 

Графа "Значение, предлагаемое участником" заполняется участником и содержит технические характеристики предлагаемого к использованию товара. Данные сведения обязательны к представлению. Участник указывает конкретные характеристики, в соответствии с соответствующими техническими регламентами, ГОСТ, в том числе и тому подобными документами, и входящие в интервалы параметров, установленных заказчиком в данном документе.

 

ГОСТ 10706-76 Трубы стальные электросварные прямошовные. Технические требования.

Марки стали

Временное сопротивле­ние разрыву sВ,кгс/мм2 (МН/м2)

Предел текучести sТ, кгс/мм2 (МН/м2)

Относительное удлинение d5, %

не менее

Ст2кп

33 (325)

22 (215)

22

Ст2пс, Ст2сп

34 (335)

23 (225)

22

Ст3кп

37 (365)

24 (235)

20

Ст3пс, Ст3сп

38 (372)

25 (245)

20

Низколегированная сталь

45 (440)

27 (265)

18

 

В этом случае участнику необходимо быть очень внимательным и не только выбрать марку стали трубы, но и заглянуть в ГОСТ, на это требуется много времени и некоторые не производят сверку, в результате чего  им  отказывают в допуске к участию в торгах.

 

Сведения о результатах контроля за госзакупками в 1 полугодии 2014 года

В отношении Министерства социальных отношений Челябинской области не поступило жалоб.

В отношении Министерства информационных технологий и связи Челябинской области поступила одна жалоба, которая признана необоснованной. Жалоба поступила от индивидуального предпринимателя на действия Министерства информационных технологий и связи Челябинской области при проведении запроса котировок на оказание услуг по заправке и ремонту картриджей. Начальная (максимальная) цена контракта – 79 388, 33 рублей.

В отношении Министерства здравоохранения Челябинской области поступило 2 жалобы. Так, Челябинским УФАС России была рассмотрена жалоба ЗАО «ФАК «БАЛТИМОР» на открытый аукцион в электронной форме на закупку Трамадола для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Начальная цена контракта – 1 319 285, 98 рублей. Жалоба признана необоснованной.

В 1 полугодии 2014 года значительное количество жалоб поступило на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в их числе:

Жалоба ООО «ПТС» на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении открытого аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство здания для размещения специального учреждения, в том числе ПИР». Начальная (максимальная) цена контракта – 131 836 248, 81 рублей. Жалоба признана обоснованной, заказчику выдано предписание.

Жалоба ООО СК Форвард на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Марксист – Байгазина. Начальная (максимальная) цена контракта – 120 337 820, 00 рублей -обоснованная, нарушение в действиях заказчика, выдано предписание

Жалоба ООО «Кизилдорстрой» на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Каракуль – Могутовский, участок ПК 110+00 – ПК 149+18,611 с вводом в эксплуатацию участка автомобильной дороги протяженностью 3,918 км. Начальная (максимальная) цена контракта – 112 286 370, 00 рублей. Жалоба признана обоснованной, заказчику выдано предписание.

Жалоба ООО «Вяткодорстрой» на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге Южноуральск – Магнитогорск, участки на км 5, км 6, км 7, км 15, км 16, км 29, км 30 (установка барьерного ограждения); при проведении аукциона на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге Миасс – Карабаш – Кыштым с обходом села Новоандреевка 3,25 километра и обходом поселка Селянкино 1,143 километра, участки на км 49, км 52, км 54, км 55, км 56, км 57, км 58, км 59 (установка барьерного ограждения). Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 1 – 11 451 970, 00 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону № 2 – 7 617 380, 00 рублей. Жалоба признана обоснованной, заказчику выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Жалоба ОАО «Свердловскавтодор» на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Каракуль – Могутовский, участок ПК 110+00 – ПК 149+18,611 с вводом в эксплуатацию участка автомобильной дороги протяженностью 3,918 км. Начальная (максимальная) цена контракта – 112 286 370,00 рублей. Жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение в действиях заказчика, выдано предписание об устранении нарушений.

Жалоба ООО «Строительные ресурсы» на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Полянный – автодорога Вахрушево города Копейска – Долгодеревенское с вводом в эксплуатацию дороги протяженностью 2,68 км. Начальная (максимальная) цена контракта – 59 925 520 рублей. Жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение законодательства о контрактной системе, выдано предписание об устранении нарушений.

Жалоба ООО НПЦ «Сибземресурсы», ОАО «РИГиИР Гипрогор» на действия Министерства Челябинской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта «Схема территориального планирования части территории Челябинской области, применительно к главному планировочному узлу г. Челябинска (территория Челябинской агломерации)». Начальная (максимальная) цена контракта – 25 630 000, 00 рублей. Жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение в действиях заказчика, выдано предписание об устранении нарушений

Общее количество жалоб на Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составляет 16 жалоб, из которых 7 признаны обоснованными.

Например,  Челябинским УФАС России при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе при проведении Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Кунашакского муниципального района, в том числе Кунашак – железнодорожная станция Кунашак; Кунашак – Усть-Багаряк, участок км 6- км 16 с вводом в эксплуатацию участков автомобильной дороги протяженностью 14,271 км. Начальная цена контракта по аукциону составила 186 973 140, 00 рублей.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что две заявки подлежали отклонению по причине их несоответствия требованиям документации о закупке на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (ввиду предоставления характеристик материалов, не соответствующих требованиям документации об аукционе: в первых частях заявок указаны величины «наибольший размер минеральных зерен» - 20 мм и 40 мм, тогда как по документации требовалось указать величины, которые не охватывают значения, представленные участниками закупок, то есть до 20 мм и до 40 мм соответственно).

При этом в одной из заявок, поданных на участие в аукционе, по оспариваемым позициям предоставлены показатели аналогичные тем, которые указаны в отклоненных заявках, то есть 20 мм и 40 мм.

Однако данная заявка была допущена к участию в аукционе, что не соответствует требованиям документации об аукционе и свидетельствует о неравном подходе аукционной комиссии к рассмотрению и оценки заявок на участие в аукционе, что может содержать признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания участнику закупки преимущественных условий участия в торгах.

По результатам проведения внеплановой проверки заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которому заказчику необходимо пересмотреть первые части заявок участников закупок и рассмотреть их с учетом решения, вынесенного антимонопольным органом. Предписание находится в стадии исполнения.

Следует отметить, что участник закупки, подавший указанную заявку, по итогам аукциона признан победителем аукциона, что также в итоге свидетельствует о неправомерном выборе победителя аукциона

Челябинским УФАС России 22.08.2014 рассмотрены жалобы ООО НПЦ «Сибземресурсы» и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта «Схема территориального планирования части территории Челябинской области, применительно к главному планировочному узлу г. Челябинска (территория Челябинской агломерации)». Начальная (максимальная) цены контракта – 25 630 000, 00 рублей.

По результатам рассмотрения указанных жалоб и проведения внеплановой проверки в  действиях Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области признаны нарушения частей 4,6 статьи 32, частей 5,7,8,13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 31, частей 3,10 статьи 22, пункта 2 части 3 статьи 49, пунктов 1,9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 11 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085  «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в действиях конкурсной комиссии - части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе и выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены открытого конкурса заказчиком.

Основанием для принятия такого решения послужило отсутствие в конкурсной документации одного из критериев оценки заявок - «Цена контракта», неправомерного установления величины значимости критерия «Квалификация участников конкурса», непонятного порядка оценки заявок по указанному критерию оценки, нарушение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта и иные нарушения законодательства о контрактной системе.

 

По аналогичным причинам были признаны  обоснованными  жалобы в отношении муниципальных образований.

Решениями Комиссии Челябинского УФАС России в действиях Администрации Ашинского муниципального района, Администрации Нагайбакского муниципального района, Администрации Уйского муниципального района, Администрации Еманжелинского муниципального района, Администрации Каслинского муниципального района, Администрации Приморского сельского поселения выявлены нарушения при проведении следующий открытых конкурсов:

1) на выполнение градостроительной документации «Разработка генерального плана, правил землепользования и застройки села Биянка и проекта планировки на 10 гектаров»  (начальная (максимальная) цена контракта - 1 575 250 рублей);

2) на выполнение работ по разработке градостроительной документации «Корректировка генерального плана, разработка правил землепользования и застройки поселка Остроленский и проекта планировки территории 9 гектаров» (начальная (максимальная) цена контракта - 1 632 110 рублей);

3) на выполнение работ по корректировке генерального плана, разработке правил землепользования и застройки села Нижнеусцелемово и проекта планировки территории 5 гектаров (начальная (максимальная) цена контракта - 1 073 100 рублей);

4) на оказание услуг по подготовке градостроительной документации: «Корректировка генерального плана, правил землепользования и застройки поселка Зауральский и разработка проекта планировки квартала индивидуальной жилой застройки в юго-западной части» (начальная (максимальная) цена контракта - 2 068 000 рублей);

5) на выполнение работ по разработке градостроительной документации «Разработка генерального плана, правил землепользования и застройки поселка Воздвиженка и проекта планировки территории 9 гектаров» (начальная (максимальная) цена контракта - 1 384340 рублей);

6) на выполнение работ по разработке градостроительной документации «Корректировка генерального плана, разработка правил землепользования и застройки поселка Приморский и проекта планировки территории 40 гектаров» (извещение № 0169300028214000043) (начальная (максимальная) цена контракта - 2 090 220 рублей).

Челябинским УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

1. установление в конкурсных документациях величин значимости критериев, не соответствующих Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно критерий оценки заявок на участие в Конкурсе «Цена контракта» снижен Заказчиками до нуля, в величина критерия оценки «Квалификация участников конкурса» установлена как 100 %, при условии, что объекты рассматриваемых закупок не относятся к произведениям градостроительства в силу частей 6,7 статьи 32 Закона о контрактной системе;

2. установление в конкурсных документациях показателей критерия оценки заявок на участие в Конкурсе «Квалификация участника закупки», не раскрывающих указанный критерий (по показателю 1  не указаны  виды градостроительной документации, исходя из объекта закупки, указанного в извещении о проведении Конкурса и пункта 3 Информационной карты конкурсной документации, не установлено требование о представлении в качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ копий договоров (контрактов), которые содержат сведения о предмете контракта с целью сопоставления с объектом рассматриваемой закупки, из содержания описания документов, подлежащих представлению в составе заявка в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ, невозможно установить, что заказчиком понимается под решением об утверждении документации, по показателю 2 заказчиком не представлено расчетов и пояснений, свидетельствующих о том, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки необходимо такое количество сотрудников, а именно  не менее 2 главных инженеров проекта с опытом работы на занимаемой должности свыше 5 лет, не менее 20 человек инженеров-проектировщиков, не менее 10 человек архитекторов, а также по каким причинам, в случае отсутствия хотя бы одного специалиста Заказчиком присваивается ноль баллов по указанному показателю критерия).

3. неопределение заказчиком при установлении показателя 2 критерия «Квалификация участников закупки…» порядка оценки заявок участников закупки по каждой из квалификационных характеристик участника.

4. в качестве показателя 4 критерия оценки заявок на участие в Аукционе «Квалификация участников закупки» некоторыми из заказчиков установлено «наличие сертифицированной системы менеджмента качества соответствующей требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2011), что не соответствует сути критерия.

5. заказчиками в конкурсных документациях определен порядок расчета баллов по показателям критериям «Квалификация участника конкурса», не соответствующий критерию оценки заявок на участие в Конкурсе.

6. в конкурсных документациях отсутствует перечень исходных данных, имеющихся у Заказчика и подлежащих передаче подрядчику для выполнения работ, а также сроки такой передачи и порядок.

           

Поступают жалобы и на действия органов местного самоуправления  при проведении торгов по газификации  муниципальных образований.

Например, в  Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО «СибСтрой-Логистик» на действия Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района при проведении электронных аукционов на строительство объекта «Газоснабжение жилых домов по улице Коммунистической в селе Кунашак Челябинской области»; на строительство объекта «Газоснабжение жилых домов по улице Ленина в селе Кунашак Челябинской области.

Управление по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района в августе 2014 года проводило 2 аукциона на строительство газоснабжения жилых домов по улицам Коммунистической и Ленина в селе Кунашак Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта аукциона по улице Коммунистической составила 7400000 рублей 00 копеек.

Начальная (максимальная) цена контракта аукциона по улице Ленина - 8100000,00  рублей 00 копеек.

В ходе рассмотрения жалоб установлено, что заказчик в извещениях об осуществлении закупок предусмотрел требование к участникам о наличии опыта, связанного с предметом контракта и деловой репутации, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Кроме того, согласно документациям закупок данное требование должно быть подтверждено путем предоставления в составе заявок сведений о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации.

Вместе с тем, требования к участникам, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (в том числе о наличии опыта, связанного с предметом контракта и деловой репутации) вправе устанавливать только Правительство Российской Федерации. При этом Правительством Российской Федерации не установлены дополнительные требования к участникам закупок на строительство газоснабжения жилых домов. Однако данное требование к участникам и к составу заявок необоснованно ограничивает количество участников закупок и не позволяет принять участие в аукционах организациям,  не имеющим опыт работы в указанной сфере деятельности.

По результатам рассмотрения жалоб было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которому заказчику необходимо внести изменения в документации о закупок в соответствии с требованиям законодательства о контрактной системе. Предписание находится в стадии исполнения.

 

В начале года было рассмотрено 8 жалоб на действия  ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области»  при проведении открытого конкурса в электронной форме по выбору страховой организации на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности автотранспорта ГУ МВД России по Челябинской области. Начальная (максимальная) цена контракта – 20 433 577, 20 рублей. Из 8 жалоб только одна была признана обоснованной.

В документации установлены критерий «Качество услуг и квалификация участника конкурса участника конкурса»:

«Показатель 1 – Наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается количеством заключенных договоров по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, указанным Участником конкурса в отчете «Сведения о деятельности страховой организации» за январь-сентябрь 2013 года (строка 48 столбец 5 (Количество заключенных договоров) раздел 2 (Основные показатели работы страховщика)  формы 1-СК (Утверждена Приказом Росстата от 05.12.2011 № 488) (далее – количество заключенных договоров ОСАГО). 

Показатель 2 – Наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, необходимого для качественного и квалифицированного выполнения работ по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается количеством урегулированных страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 9 месяцев 2013 года, указанным Участником конкурса в отчете «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» за январь-сентябрь 2013 года (сумма цифр, указанных в столбце 8 и столбце 18 строки 291 раздела 2 «Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев (по договорам с физическими и юридическими лицами)» формы 1-С (утверждена приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-33/пз-н) (далее – количество урегулированных страховых случаев по ОСАГО)».

Результаты судебного обжалования  решений антимонопольного органа  отражены в судебных актах  по делу № А76-8553/2014  и делу  № А76-1789/2014 по критериям.

 

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

-об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,

-о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда

-о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

При этом включается информация не только об участнике закупки, но и информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Вместе с тем, в настоящее время заказчики еще не научились соблюдать процедуру по принятию решения об одностороннем отказе от  исполнения контракта, предусмотренного законодательством о контрактной системе.