Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года

1. Общие положения

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) поступили заявления физических лиц многоквартирных домов по следующих адресам:

- г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д.45а;

- г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д.49;

- г. Коркино, ул. Дзержинского, д.8а;

- г. Коркино, ул. Дзержинского, д.10;

- г. Коркино, ул. Дзержинского, д.10а;

- г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д.49б;

- г. Коркино, ул. Карла Маркса, д.14,

на действия МУП «Тепловые системы», выразившееся в выставлении собственникам жилья многоквартирных домов необоснованно высокой стоимости установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

Граждане проживают в многоквартирных домах на территории Коркинского городского поселения Челябинской области, управляющими компаниями данных многоквартирных домов являются ООО «Комфорт № 2» и ООО «Комфорт № 3».

Анализ состояния конкуренции проведен с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее - Административный регламент № 345).

В соответствии с Административным регламентом № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с соответствующим порядком проведения анализа состояния конкуренции, в частности в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 г. № 18026).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента №345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее по тексту – Порядок проведения анализа). Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использованы:

- сведения, полученные от МУП «Тепловые системы»;

- информация с сайта Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;

- государственные стандарты, технические условия и другие нормативные документы, регулирующие отношения в сфере услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»; Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

 

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон «О защите конкуренции») временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно п. 2.2 Порядка проведения анализа, ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводится в случае необходимости исследования сложившихся характеристик исследуемого товарного рынка.

Так как заявления физических лиц на действия МУП «Тепловые системы» поступило в Челябинское УФАС России в 1 квартале 2015 года, следовательно, для целей данного исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка. Таким образом, за временной интервал исследования товарного рынка следует принять 2014 год и 1 квартал 2015 года.

С учетом изложенного, а также в соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции» в части установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, Челябинское УФАС России провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года.

В соответствии с требованиями п. 2.4 Порядка проведения анализа, все характеристики товарного рынка в данном аналитическом отчете определены в пределах одного временного интервала – 2014 год и 1 квартал 2015 года.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура включает:

-предварительное определение товара;

-разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

  • Этап предварительного определения товара:

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе:

– условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар;

– нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

– общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

– товарных словарей или справочников товароведов;

– иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Предварительное определение товара в данном аналитическом отчете проводится на основе:

а) нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии лицензированию не подлежит.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Порядок заключения и утверждения существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный Приказом Министерства энергетики РФ № 149 от 07.04.2010 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее - Порядок № 149) распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

В соответствии с п. 3 Порядка № 149 договор на установку (замену) и (или) эксплуатацию является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 13 Порядка №149 Договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

  1. предмет договора;

  2. цена договора;

  3. порядок расчетов по договору;

  4. срок установки (замены) прибора учета;

  5. место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

  6. порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

  7. гарантийные обязательства исполнителя.

б) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности

«Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования РФ от 22.11.2007 № 329-ст не предусмотрен вид экономической деятельности как установка коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии.

в) условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 19.02.2015 № 07/154 (вх. от 20.02.2015 № 2564) МУП «Тепловые системы» осуществляет установку общедомовых приборов учета тепловой энергии с привлечением подрядной организации ФГУП «НПО Автоматика» на основании заключенного договора.

Согласно договору № 2-П от 23.05.2012 заключенному между ФГУП «НПО автоматика» (исполнитель) и МУП «Тепловые системы» (заказчик) предметом договора является проектирование, монтаж и пуско-наладка узлов коммерческого учета тепла на объектах МУП «Тепловые системы».

  • Этап выявления свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара и определения взаимозаменяемых товаров:

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Таким образом, в силу действующего законодательства на организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета, возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной воды, следовательно, услуга по установке общедомовых приборов учета холодной воды не может быть заменена на другую. Следовательно, услуга по установке общедомовых приборов учета холодной воды не является взаимозаменяемыми с иными услугами.

Согласно п. 3.5 Порядка проведения анализа при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

  • функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

  • применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

  • качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

  • технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

  • цена;

  • условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

  • иные характеристики.

В данном случае свойствами товара, определяющими выбор покупателя, является функциональное назначение товара, в том числе цель потребления товара.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354) «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно п. 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.

Функциональным назначением общедомового прибора (узла) учета тепловой энергии является определение объемов тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом.

Согласно положений п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Другими словами, коллективный (общедомовой) прибор (узел) учета тепловой энергии предназначен для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения.

Учитывая, что услуга по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии не взаимозаменяема с другими видами деятельности, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка следует принять рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

- методом «тест гипотетического монополиста»;

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов). Однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям

Определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

В данном случае объектом антимонопольного контроля является МУП «Тепловые системы» (456550, г. Коркино, ул. Ленина, 21).

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 10.06.2015 № 07/617 (вх. от 10.06.2015 № 8717) МУП «Тепловые системы» заключило договор с ФГУП «НПО Автоматика» на проектирование, монтаж и наладку узлов учета тепловой энергии. Узлы учета тепловой энергии устанавливались в МКД присоединенных к сетям, принадлежащих по договору хозяйственного ведения и обслуживаемым МУП «Тепловые системы» в границах Коркинского городского поселения.

Таким образом, предварительно географическими границами рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии является территория Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах прилегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3».

В данном аналитическом отчете для определения географических границ товарного рынка используется метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 14.05.2015 № 071524 (вх. от 15.05.2015 № 7252) на балансе предприятия находится 15 котельных, протяженность тепловых сетей МУП «Тепловые системы» составляет 31 894 520 метров на территории Коркинского городского поселения.

МУП «Тепловые системы» является единой теплоснабжающей организацией на территории Коркинского городского поселения Челябинской области. Возможности у потребителей переключиться к сетям иного хозяйствующего субъекта, нет.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 10.06.2015 № 07/617 территориальными границами оказания услуг являются:

- ул. К. Маркса;

- ул. Терешковой;

- ул. 1 Мая;

- ул. Цвиллинга;

- ул. 30 лет ВЛКСМ;

- ул. Дзержинского;

- ул. Ленина;

- ул. С.Кривой;

- ул. 9 Января;

- ул. Строительная;

- ул. Шахтостроительная;

- ул. Фестивальная;

- ул. Сакко и Ванцетти.

Территория оказания услуг по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии ограничена только границами Коркинского городского поселения Челябинской области.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Другими словами, обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета тепловой энергии, в случае если собственники общедомового имущества не произвели его установку в установленный Законом об энергосбережении срок, возникает у ресурсоснабжающей организации, либо у организаций, на которые в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, а именно управляющие компании.

Таким образом, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии по истечении срока, установленного Законом об энергосбережении, в который собственники общедомового имущества не произвели установку общедомового прибора (узла) учета тепловой энергии, возникла у МУП «Тепловые системы».

Согласно договору теплоснабжения № 2 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 2» в лице директора Казаковой З.И., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 2» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 2» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Теплоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоносителя до границы разграничения балансовой принадлежности в соответствии с температурным графиком. Границей раздела балансовой принадлежности считать внешнюю стену фундамента дома.

Согласно договору теплоснабжения № 3 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 3» в лице директора Кодица Т.А., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 3» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 3» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Теплоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоносителя до границы разграничения балансовой принадлежности в соответствии с температурным графиком. Границей раздела балансовой принадлежности считать внешнюю стену фундамента дома.

Таким образом, МУП «Тепловые системы», которое осуществляют снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которого имеет непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Потребителями услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области являются собственники (владельцы) имущества многоквартирных домов.

С учетом изложенного, географическими границами исследуемого товарного рынка являются границы Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3».

 

 

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно пункту 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

В данном аналитическом отчете состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно: 2014 год и 1 квартал 2015 года.

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка проведения анализа на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, в данном аналитическом отчете включены хозяйствующие субъекты, оказывавшие услуги по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии в 2014 году и 1 квартале 2015 года на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 14.05.2015 № 071524 (вх. от 15.05.2015 № 7252) МУП «Тепловые системы» является единой теплоснабжающей организацией на территории Коркинского городского поселения Челябинской области. Возможности у потребителей переключиться к сетям иного хозяйствующего субъекта, нет.

Учитывая тот факт, что обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии лежит на ресурсоснабжающей организации и тот факт, что на территории Коркинского городского поселения Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы» единственной ресурсоснабжающей организацией является МУП «Тепловые системы», единственным участником рынка установки общедомовых приборов учета тепловой энергии является МУП «Тепловые системы».

Согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10% от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок.

При рассмотрении вопроса о входе нового участника на рынок установки общедомовых приборов учета тепловой энергии необходимо учитывать, что данный участник должен быть ресурсоснабжающей организацией, на которую возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии.

Вход на рынок поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения новых хозяйствующих субъектов в течение краткосрочного периода (не более года) без дополнительных издержек невозможен в связи с необходимостью строительства источника тепловой энергии (теплоэлектроцентраль, котельной и т.д.) и тепловых трубопроводных сетей. Такое строительство потребует у нового участника рынка существенных капитальных вложений и длительного срока окупаемости.

С учетом сложившихся экономических барьеров на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения состав последних ограничен перечнем уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Услуги по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в рассматриваемый период времени имело возможность оказывать только МУП «Тепловые системы». Следовательно, МУП «Тепловые системы» является единственным участником рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» в 2014 году и 1 квартале 2015 года.

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа, расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на анализируемом рынке может осуществляться на основании нескольких показателей.

Согласно пункту 6.2 Порядка проведения анализа, в зависимости от наличия информации объем рынка может определяться:

а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;

в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке приобретателями, которая может, в том числе определяться:

- как скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);

- как произведение обоснованных норм потребления товара на численность приобретателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством приобретателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;

г) иным способом.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок).

Согласно пункту 6.3 Порядка проведения анализа, доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Исходя из особенностей рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии расчет общей товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке осуществлен на основании объема оказанных услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии в натуральном выражении (шт.).

Согласно информации, представленной письмом МУП «Тепловые системы» от 10.06.2015 № 07/617 фактические объемы установленных общедомовых приборов (узлов) учета тепловой энергии с привлечением сторонней организации территории Коркинского городского поселения Челябинской области в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» за 2014 год и 1 квартал 2015 года представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Период

Объем установленных приборов учета тепловой энергии (шт)

Доля на рынке поставки тепловой энергии, %

2014 год

46

100

1 квартал 2015 года

39

100

Учитывая тот факт, что обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии лежит на ресурсоснабжающей организации и тот факт, что на территории Коркинского городского поселения Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы» единственной ресурсоснабжающей организацией является МУП «Тепловые системы», доля МУП «Тепловые системы» на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» в период с 2014 года по 1 квартал 2015 года составляет более 50%.

 

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа, при определении уровня концентрации товарного рынка в данном аналитическом отчете использован коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

 

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

В данном аналитическом отчете уровень концентрации товарного рынка определен с учетом установленного временного интервала исследования товарного рынка, а именно 2014 год и 1 квартал 2015 года.

Уровень концентрации рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» по итогам 2014 и 1 квартала 2015 года представлен в Таблице 2.

Таблица 2

Показатель

Уровень концентрации рынка услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах с 2014 года по 1 квартал 2015 года

2014 год

1 квартал 2015 года

Cr1

100

100

HHI

10000

10000

 

Согласно пункту 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
 - высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
 - умеренный - при 45% <= CR3 <70% или 1000 <= HHI <2000;
 - низкий - при CR3<45% или HHI <1000.

Таким образом, с учетом требований пункта 7.2 Порядка проведения анализа установлено, что рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» в период с 2014 года по 1 квартал 2015 года является высококонцентрированным, т.е. конкуренция на данном товарном рынке не развита.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Согласно пункту 8.3 Порядка проведения анализа барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках стать участниками рассматриваемого товарного рынка.

Барьерами входа на рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии являются:

- отсутствие возможности получения долгосрочных кредитов;

- высокий уровень задолженности населения по коммунальным платежам.

Указанные барьеры относятся к экономическим барьерам входа на рынок.

Административными барьерами входа на рынок являются:

- несовершенство законодательства в области жилищно-коммунального комплекса;

- несогласованность в действиях между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.

Прочие административные барьеры:

- неготовность населения нести бремя содержания общедомового имущества;

- наличие жилищного фонда в неудовлетворительном техническом состоянии, с высокой степенью износа, аварийного состояния внутридомовых инженерных инфраструктур, высокий уровень физического износа основных фондов, устаревшие технологии;

- отсутствие эффективных механизмов работы с собственниками многоквартирных домов;

- пассивная позиция со стороны собственников жилых помещений при принятии решений.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рынок услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» в период с 2014 года по 1 квартал 2015 года характеризуется высоким уровнем рыночной концентрации и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Доля МУП «Тепловые системы» на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года составила 100%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля МУП «Тепловые системы» на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узлов) учета тепловой энергии на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей МУП «Тепловые системы», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» по итогам 2014 года составляет более 50%, положение МУП «Тепловые системы» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.