Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Фестивальная, дом № 5 Б, Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, дом № 44, Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, дом № 44А, Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, дом № 7 в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» по итогам 2014 года и 8 месяцев 2015 года

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) поступили заявления физических лиц многоквартирных домов по адресам г. Коркино Челябинской области, ул. Терешковой, д. 44, 44А, 7 и г. Коркино, Челябинской области, ул. Фестивальная, 5Б, на действия МУП «Тепловые системы», выразившееся в выставлении собственникам жилья многоквартирных домов необоснованно высокой стоимости установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

Граждане проживают в многоквартирных домах на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области, управляющими компаниями многоквартирных домов на территории Коркинского городского поселения Челябинской области являются ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 1», ООО «Комфорт № 3».

В заявлении говорится, что поставку тепловой энергии осуществляет ресурсоснабжающая организация МУП «Тепловые системы».

Анализ состояния конкуренции проведен с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции. Порядок проведения анализа состоянии конкуренции утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок проведения анализа). Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от:

  • МУП «Тепловые системы»;

  • Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области;

  • Нормативные документы в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О теплоснабжении», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от. 04.03.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Постановление Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 11 декабря 2014 года № 54/40 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Коркинского муниципального района», Постановление Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 21 ноября 2013 года № 49/34 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Коркинского муниципального района».

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Так как заявления поступили в Челябинское УФАС России в 1 полугодии 2015 года, а для целей данного исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то за временной интервал исследования рынка следует принять 2014 год и 8 месяцев 2015 года.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики исследуемого товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура включает в себя:

– предварительное определение товара;

– выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

– определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с пунктом 3.2. Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара. В случае проведения выборочного опроса достоверность полученного результата должна быть обоснованной.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара может быть проведено на основе:

– условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар;

– нормативных актов регулирующих соответствующую деятельность;

– общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

– товарных словарей или справочников товароведов;

– иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В данном аналитическом отчете проводился анализ договоров теплоснабжения, заключенных с управляющими компаниями, в управлении которых находятся многоквартирные дома на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 07/1126 от 25.09.2015 (вх. от 25.09.2015 № 14411) между указанной организацией и ООО «Комфорт № 1№, ООО «Комфорт № 2», ООО «Комфорт № 3» заключены договоры теплоснабжения.

Согласно договору теплоснабжения № 2 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 2» в лице директора Казаковой З.И., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 2» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 2» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Согласно договору теплоснабжения № 3 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 3» в лице директора Кодица Т.А., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 3» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 3» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Согласно договору теплоснабжения № 1 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 1» в лице директора Дьяконовой Н.Г., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 1» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 1» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Деятельность на рынке теплоснабжения регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении»).

Закон «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Согласно статье 2 Закона «О теплоснабжении» под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Процесс теплоснабжения включает в себя: производство, передачу, реализацию тепловой энергии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» производство энергии представляет собой коммерческую деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы по производству и продаже (поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничный рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям.

Согласно Закону «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя представляет собой совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Реализация тепловой энергии представляет собой продажу конечным потребителям и (или) перепродавцам тепловой энергии, в том числе на основании договоров энергоснабжения производителями тепловой энергии (мощности), получающими ее от источников тепловой энергии, и (или) перепродавцами тепловой энергии.

Согласно Закону «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности) является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Следовательно, отпуск тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения с целью дальнейшей передачи, распределения и конечной поставки потребителям горячей воды относится к виду экономической деятельности по поставке тепловой энергии в виде горячей воды.

Согласно Постановлению Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 11 декабря 2014 года № 54/40 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Коркинского муниципального района» утвержден тариф с 1 января по 31 декабря 2015 года на поставку на тепловую энергию, поставляемую потребителям Коркинского муниципального района Челябинской области.

Приложение № 1

к постановлению ЕТО

от 11 декабря 2014 года № 54/40

Тарифы

на тепловую энергию, поставляемую МУП «Тепловые системы» потребителям Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области

№ п/п

Наименование регулируемой организации

Тарифы, действующие
с 01.01.2015

по 30.06.2015

Тарифы, действующие
с 01.07.2015

по 31.12.2015

Вид тарифа

Вода

Отборный пар давлением от 2,5

до 7,0

кг/см2

Вид тарифа

Вода

Отборный пар давлением от 2,5

до 7,0

кг/см2

1

2

3

4

5

6

7

8

1

МУП «Тепловые системы»

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения

1.1

 

одноставоч-ный, руб./Гкал

1136,64

-

одноставоч-ный, руб./Гкал

1230,67

-

 

 

Население (с учетом НДС)

1.2

 

одноставоч-ный, руб./Гкал

1341,24

-

одноставоч-ный, руб./Гкал

1452,19

-

 

Как видно из таблицы Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» устанавливает тарифы для МУП «Тепловые системы» на отпуск тепловой энергии потребителям Коркинского муниципального района Челябинской области. Следовательно, отпуск тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения с целью дальнейшей передачи, распределения и конечной поставки потребителям горячей воды относится к виду экономической деятельности по поставке тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения.

Согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД) отпуск тепловой энергии в виде горячей воды относится к коду ОКВЭД – 40.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Таким образом, учитывая условия договора, предметом которого является рассматриваемый товар, предварительно продуктовыми границами в данном аналитическом отчете принимается поставка тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения (код ОКВЭД – 40.30.3).

Согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цена, условия реализации и иные характеристики. В данном случае свойствами товара, определяющими выбор покупателя, является функциональное назначение товара, в том числе цель потребления товара.

Функциональным назначением поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения является приобретение потребителем (юридическим лицом) тепловой энергии в виде горячей воды для использования в коммерческих целях, а также необходимо учитывать ограничения по транспортировке тепловой энергии, а именно: тепловую энергию в виде горячей воды конечному потребителю возможно приобрести исключительно с использованием тепловых сетей, по которым осуществляется её поставка до распределительных тепловых сетей, с помощью которых осуществляется её последующее распределение до конечного потребителя.

Согласно пункту 3.6 Порядка проведения анализа выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара осуществляется путем:

  • экспертных оценок;

  • анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемыми товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно ОКВЭД в группировку 40.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) входят:

  • распределение пара и горячей воды по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т. п.);

  • деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами в тепловых сетях.

Данные услуги, входящие в одну классификационную группу не взаимозаменяемы между собой.

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 25.09.2015 № 07/1126 МУП «Тепловые системы» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, на основании постановления администрации Коркинского городского поселения № 34 от 30.01.2014 года. Возможность у потребителей переключиться к сетям иного хозяйствующего субъекта отсутствует.

Таким образом, деятельность по поставке тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения не взаимозаменяема с другими видами деятельности, так как покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими видами товаров, так как нет иного способа обеспечить выполнение функционального назначения поставки тепловой энергии в виде горячей воды.

Следовательно, на этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтверждаются продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.

Учитывая, что поставка тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения не взаимозаменяема с другими видами деятельности, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка следует признать поставку тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения (код ОКВЭД – 40.30.3).

 

4. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка представляет собой процедуру определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа проводится на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля. В данном случае хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля – МУП «Тепловые системы» (456550, г. Коркино, ул. Ленина, 21) осуществляет деятельность на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 14.05.2015 № 071524 (вх. от 15.05.2015 № 7252) на балансе предприятия находится 15 котельных, протяженность тепловых сетей МУП «Тепловые системы» составляет 31 894 520 метров на территории Коркинского городского поселения.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 25.09.2015 № 07/1126 МУП «Тепловые системы» присвоен статус единой теплоснабжающей организации, на основании постановления администрации Коркинского городского поселения № 34 от 30.01.2014 года.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 14.05.2015 № 071524 (вх. от 15.05.2015 № 7252) границами оказания услуг по поставке тепловой энергии является территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области. Причинами ограниченности территории по поставке тепловой энергии в границах Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области является то, что котельные вырабатывающие тепловую энергию находятся на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области.

Согласно письму МУП «Тепловые системы» от 25.09.2015 № 07/1126 теплоснабжение жилого дома № 7 по ул. Терешковой производится от котельной № 1, жилые дома № 44, 44А по ул. Терешковой от котельной № 3, жилой дом 5Б по ул. Фестивальной производится от котельной № 7 МУП «Тепловые системы». Теплоснабжение указанных домов возможно только от одного источника тепла (котельных № 1,3,7) по разводящим магистралям в районы размещения тепловых потребителей. Схема тепловых сетей в зависимости от взаимного размещения тепловых потребителей. Схема тепловых сетей в зависимости от взаимного размещения источников тепла и потребителей-тупиковая, с понижением расчетных диаметров тепловых сетей до конечных потребителей тепла. По присоединенной нагрузке указанные котельные не имеют резерва. Исходя из вышеуказанного, жилые дома не могут присоединяться от других теплосетей и других источников тепла.

Таким образом, предварительно определенными географическими границами на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения принимается территория расположения многоквартирных домов по адресам Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в части пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы».

Согласно договору теплоснабжения № 2 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 2» в лице директора Казаковой З.И., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 2» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 2» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Теплоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоносителя до границы разграничения балансовой принадлежности в соответствии с температурным графиком. Границей раздела балансовой принадлежности считать внешнюю стену фундамента дома.

Согласно договору теплоснабжения № 3 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 3» в лице директора Кодица Т.А., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 3» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 3» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Теплоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоносителя до границы разграничения балансовой принадлежности в соответствии с температурным графиком. Границей раздела балансовой принадлежности считать внешнюю стену фундамента дома.

Согласно договору теплоснабжения № 1 от 10.01.2011 МУП «Тепловые системы» в лице директора Липатникова А.В., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация», с одной стороны, и ООО «Комфорт № 1» в лице директора Дьяконовой Н.Г., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор теплоснабжения.

По данному договору МУП «Тепловые системы» обязуется подавать ООО «Комфорт № 1» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ООО «Комфорт № 1» обязуется принимать и обеспечивать безопасность находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Теплоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоносителя до границы разграничения балансовой принадлежности в соответствии с температурным графиком. Границей раздела балансовой принадлежности считать внешнюю стену фундамента дома.

Таким образом, согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации МУП «Тепловые системы», которое осуществляют снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которого имеет непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Кроме того, необходимо учесть тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, деятельность МУП «Тепловые системы» по передаче тепловой энергии относится к естественно монопольным видам и обязанность по установке общедомовых приборов учета возникает у организации, оказывающей услуги по передаче энергетического ресурса по сетям.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) в данном случае следует учитывать, прежде всего, требования к условиям его транспортировки, а именно теплоснабжение потребителей обеспечивается от источника тепловой энергии (теплоэлектроцентрали, котельные и т.д.) и далее по тепловым трудопроводным сетям тепловая энергия распределяется до потребителей. Таким образом, бесперебойную подачу тепловой энергии в виде горячей воды возможно осуществить исключительно при наличии тепловых сетей.

Учитывая, что иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в части пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» нет, а также тот факт, что тепловая энергия – это такой товар, который может быть доставлен потребителю только по тепловым трубопроводным сетям, следует, что у покупателей, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в пределах территории пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы», отсутствует экономическая, техническая и иные возможности получения тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения у иных хозяйствующих субъектов, кроме МУП «Тепловые системы».

Следовательно, окончательно географическими границами рынка поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы».

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка проведения анализа на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, в данном аналитическом отчете включены хозяйствующие субъекты, поставлявшие тепловую энергию в 2014 году и в течение 8 месяцев 2015 года потребителям, проживающим в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы».

При определении состава хозяйствующих субъектов действующих на рынке поставки тепловой энергии необходимо учитывать, что организации осуществляют поставку тепловой энергии в рамках своей территории, т.е. на территории на которой расположены тепловые сети данных организаций.

Таким образом, потребителям, проживающим в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» поставку тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения осуществляет единственный участник - МУП «Тепловые системы».

Согласно пункту 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10% от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок.

Вход на рынок поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения новых хозяйствующих субъектов в течение краткосрочного периода (не более года) без дополнительных издержек невозможен в связи с необходимостью строительства источника тепловой энергии (теплоэлектроцентраль, котельной и т.д.) и тепловых трубопроводных сетей. Такое строительство потребует у нового участника рынка существенных капитальных вложений и длительного срока окупаемости.

С учетом сложившихся экономических барьеров на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения состав последних ограничен перечнем уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Покупателями на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд горячего водоснабжения являются потребители, проживающие в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой д.7, д.44, д. 44А, ул. Фестивальная, д.5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы».

 

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

– объем продаж;

– объем поставок (отгрузок);

– объем выручки;

– объем перевозок;

– объем производства;

– объем производственных мощностей;

– объем запасов ресурсов;

– объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Согласно пункту 6.3 Порядка проведения анализа доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Расчет общего объема товарной массы и доли хозяйствующего субъекта на исследуемом товарном рынке осуществлен на основе объема отпуска тепловой энергии потребителям в натуральном выражении (Гкал).

Согласно информации, представленной письмом МУП «Тепловые системы» от 25.09.2015 № 07/1126 (вх. от 25.09.2015 № 14411) фактические объемы поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» за 2014 год и в течение 8 месяцев 2015 года представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Период

Объем поставки физическим лицам (Гкал)

Доля на рынке поставки тепловой энергии, %

2014 год

522, 524

100

8 месяцев 2015 года

406,0535

100

 

Таким образом, учитывая, что МУП «Тепловые системы» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, ул. Терешковой, 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы», следовательно, доля МУП «Тепловые системы» на данном товарном рынке за 2014 год и 8 месяцев 2015 года составляет более 50%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Так как для потребителей, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах территории пролегания сетей МУП «Тепловые системы» деятельность на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в осуществляет только один хозяйствующий субъект – МУП «Тепловые системы», в данном аналитическом отчете использованы коэффициент рыночной концентрации CR1 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

На основании пункта 7.1 Порядка проведения анализа коэффициент рыночной концентрации CR1 рынка поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах территории пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» за 2014 год и 8 месяцев 2015 года составляет 100%, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – 10 000.

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка проведения анализа рынок поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» является высококонцентрированным.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Согласно пункту 8.3 Порядка проведения анализа барьеры входа на рассматриваемый товарный рынок в данном аналитическом отчете анализируются с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках стать участниками рассматриваемого товарного рынка.

Основными экономическими ограничениями входа на рынок поставки тепловой энергии в виде горячей воды нового хозяйствующего субъекта являются:

– значительные затраты на строительство тепловых трубопроводных сетей;

– длительный срок окупаемости тепловых трубопроводных сетей.

Основными административными ограничениями входа на рынок поставки тепловой энергии в виде горячей воды нового хозяйствующего субъекта являются:

– получение разрешения от органов местного самоуправления, либо от органов государственной власти субъекта РФ о выделении земельного участка под строительство тепловых трубопроводных сетей;

– ограниченность земельных участков на территориях муниципальных образований, которые могут быть использованы под строительство тепловых трубопроводных сетей.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что рынок поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «тепловые системы» за 2014 год и 8 месяцев 2015 года характеризуется высоким уровнем рыночной концентрацией и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Отсутствие в границах территории пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой, 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы», кроме МУП «Тепловые системы», т.е. отсутствие экономической, технической и иной возможности у покупателей, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой 7, 44, 44А и ул. Фестивальная 5Б находящихся в пределах территории пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы», получения тепловой энергии от иных хозяйствующих субъектов, кроме МУП «Тепловые системы» является доказательством доминирующего положения МУП «Тепловые системы» на указанном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Учитывая, что доля МУП «Тепловые системы» на рынке поставки тепловой энергии в виде горячей воды для нужд теплоснабжения в отношении физических лиц, проживающих в многоквартирных домах по адресам: Челябинская область, г. Коркино, ул. Терешковой 7, 44, 44А и ул. Фестивальная, 5Б в пределах пролегания тепловых сетей МУП «Тепловые системы» за 2014 год и 8 месяцев 2015 года составляет более 50%, положение МУП «Тепловые системы» на указанном товарном рынке следует признать доминирующим.