Актуальные вопросы установления заказчиками в документации о закупке и проекте контракта требований о представлении участниками закупки документов, подтверждающих качество товара. К.А. Долгополова.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе)1 направлен на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

 

Императивность положений Закона о контрактной системе определяет единые правила поведения для заказчиков и участников закупки, препятствуя возникновения конфликтов между субъектами правоотношений в сфере законодательства о контрактной системе.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в документации о закупке требование о представлении во второй части заявки на участие в закупке копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании)2 сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

 

В соответствии со статьей 20 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

 

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

1) принятия декларации о соответствии;

2) обязательной сертификации.

 

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 9823 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, позволяющие определить каким документом должно подтверждаться качество необходимого заказчику товара.

 

Вместе с тем, на основании части 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.).

 

Таким образом, заказчики вправе предусмотреть в документации о закупке (проекте контракта) требование о предоставлении сертификата соответствия либо декларации о соответствии (в зависимости от вида товара) вместе с поставкой товара в ходе исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

 

В связи с этим, требование о предоставлении сертификата соответствия в составе второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе содержит признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Кроме того, неправомерным также следует считать установление заказчиком в документации о закупке и проекте контракта требования о представлении сертификата соответствия в случае, если подтверждение соответствия для определенного вида товаров является добровольным в силу части 2 статьи 20, статьи 21 Закона о техническом регулировании, либо представлении сертификата соответствия и декларации о соответствии единовременно на один и тот же товар.

 

Следует отметить, что в практике антимонопольного органа имеются факты подобного нарушения законодательства о контрактной системе путем установления в документации о закупке требования о наличии у предлагаемого к поставке товара одновременно и сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации.

 

Позициям антимонопольного органа о неправомерности установления в документации о закупке требования о наличии у предлагаемого к поставке товара одновременно и сертификата соответствия и декларации о соответствии подтверждено Решениями Арбитражного суда Челябинской области по делам № А76-21254/2014, А76-21253/2014, А76-21255/2014.


 

1 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652

2 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании»// «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140

3 Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 20.10.2014) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»// «Собрание законодательства РФ», 14.12.2009, № 50, ст. 6096