Механизмы антимонопольного реагирования на антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления. Т.М. Соболевская

 

Статья начальника отдела контроля торгов и органов власти Татьяны Соболевской

 

По статистике, большой процент нарушений законодательства в сфере защиты конкуренции связан с неправомерными действиями органов власти и местного самоуправления, затрагивающими интересы хозяйствующих субъектов при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган обладает не только полномочиями по контролю за соблюдением данными органами законодательства, регулирующего вопросы конкурентного права, но и функциями по пресечению выявленных нарушений.

 

Ежедневно антимонопольная служба рассматривает различные проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и которые затрагивают практически все сферы его деятельности: это и земельные отношения, строительство, пассажирские перевозки, размещение рекламы, услуги связи, медицинские услуги и многие другие.

 

Цель размещения данной информации – помочь предпринимателям грамотно воспользоваться законодательно установленными механизмами, позволяющими урегулировать отдельные вопросы, возникающие во взаимоотношениях с органами власти, местного самоуправления, не прибегая к необходимости инициирования длительной судебной процедуры.

 

Можно выделить две основные функции, которые на сегодняшний день позволяют антимонопольному органу отреагировать и повлиять на действия органов власти, если они противоречат законодательству о защите конкуренции, вне зависимости от того, на каком товарном рынке допущено нарушение.

 

Это общий порядок рассмотрения обращений организаций, индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия государственных (муниципальных) органов, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности, а также «оперативный», то есть позволяющий в короткие сроки рассмотреть правомерность проведения конкурентной процедуры торгов и заключения договора, принять предусмотренные законодательством меры к их организатору.

 

Что касается оперативного контроля, то он применяется при рассмотрении жалоб на аукционы и конкурсы, где организаторами являются государственные или муниципальные органы, проводимые в целях реализации возложенных на них полномочий, например, по приватизации государственного или муниципального имущества, его аренде, включая передачу земельных участков для различных целей, по предоставлению прав на осуществление пассажирских перевозок, по размещению наружных рекламных конструкций, выбору управляющих компаний и других.

 

В таких случаях антимонопольная служба может рассмотреть действия организатора торгов по соблюдению порядка организации и их проведения практически на любой стадии, в достаточно короткие сроки, составляющие семь дней, а также выдать предписание организатору торгов о прекращении нарушения, вплоть до аннулирования всей процедуры.

 

Основанием для рассмотрения антимонопольной службой организованного конкурса или аукциона на предмет соблюдения организаторами действующего порядка является жалоба участника торгов или любого лица, чьи интересы могут быть нарушены в результате несоблюдения установленной процедуры. В связи с этим для подачи жалобы не обязательно ждать, когда будут подведены итоги конкурентной процедуры.

 

Это отличает выбор административного способа защиты от судебного порядка обжалования, предполагающего, что обратиться с заявлением о признании итогов торгов недействительными могут только лица, подавшие заявку на участие в них.

 

Важно отметить, что аукцион или конкурс позволяет предпринимателям не только получить возможность осуществлять свою деятельность с использованием государственного или муниципального имущества, но и выйти на определенный товарный рынок (организовать размещение наружной рекламы, получить допуск к пассажирским перевозкам, к управлению многоквартирными домами и так далее). Неправомерные действия организатора торгов способны создать в этом случае определенные препятствия, связанные с необоснованными отказами в допуске к участию в торгах отдельным претендентам, неверным расчетом баллов по установленным критерием и, как следствие, неправильным определением победителя, и, в конечном итоге, лишить возможности хозяйствующего субъекта осуществлять тот или иной вид деятельности.

 

В отличие от ранее действующего законодательства, которое не устанавливало требования о приостановлении процедуры торгов для рассмотрения жалоб участников, действующие нормы позволят представителям бизнеса избежать длительного и затратного судебного процесса, связанного с признанием недействительными результатов конкурсов или аукционов и расторжением заключенного по результатам торгов договора.

 

Не всегда антимонопольный орган может так оперативно рассмотреть заявление, особенно если в нем заявителем поставлены вопросы, требующие не только запросов и получения документов, но и их анализа, изучение судебной практики. Это, например, касается случаев пресечения нарушений антимонопольного законодательства, допускаемых органами власти, при издании нормативных правовых актов, при решении различных вопросов местного значения, при заключении соглашений с хозяйствующими субъектами, при предоставлении государственных или муниципальных преференций.

 

В таких случаях сроки рассмотрения обращений могут составлять от одного до трех месяцев и при выявлении фактов нарушений законодательства о защите конкуренции предусмотрена возможность выдачи предписаний об отмене или изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству, о прекращении антиконкурентного соглашения, а также о принятии мер по возврату государственного или муниципального имущества из пользования организации (предпринимателя), если оно было предоставлено в нарушение установленного законодательством порядка.

 

В перспективе планируется принятие изменений в действующий Закон о защите конкуренции, которые предполагают введение института выдачи органам власти (местного самоуправления) предупреждений и предостережений, что позволит антимонопольному органу сократить сроки административных процедур и отреагировать на нарушение без необходимости соблюдения длительной процедуры возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.