О злоупотреблениях доминирующим положением. Ю.М. Расторгуева

 

Статья начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России Юлии Расторгуевой 

 

Значительное место среди совершаемых нарушений антимонопольного законодательства занимают злоупотребления хозяйствующими субъектами  доминирующим положением на рынке, в связи с чем Челябинским УФАС России достаточно хорошо отработана и практика пресечения правонарушений данного вида.

 

В антимонопольный орган с заявлением о злоупотреблении доминирующим положением можно обратиться при одновременном выполнении следующих условий:

 

1.  Лицо, действия которого вы собираетесь обжаловать, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке.

 

Хозяйствующий  субъект – это коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

Лицо признается доминирующим на соответствующем товарном рынке по факту осуществления естественно-монопольного вида деятельности (перечислены в ФЗ «О естественных монополиях) либо по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на данном товарном рынке.

 

2. Обжалуемые действия или бездействие доминирующего хозяйствующего субъекта повлекли или способны повлечь наступление последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (в том числе, установление монопольно высокой (низкой) цены товара (услуги), навязывание невыгодных условий договора, необоснованный отказ, уклонение от заключения договора, создание дискриминационных условий, нарушение порядка ценообразования, создание препятствий доступу на рынок и др.).

 

Антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме прямо установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

 

3. Хозяйствующий субъект совершил  запрещенные статьей 10 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) именно «с использованием и благодаря» своему доминирующему положению на определенном товарном рынке.

 

Так, например, не будут являться нарушением антимонопольного законодательства  действия энергосбытовой организации - арендодателя  по необоснованному  отказу от исполнения договора аренды и другие действия, связанные с осуществлением обычной хозяйственной деятельности.

 

Антимонопольный орган рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его представления (даты регистрации в антимонопольном органе). В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на два месяца.

 

По результатам рассмотрения вашего заявления Челябинское УФАС России примет следующие меры антимонопольного реагирования:

 

1. В случае выявления признаков навязывания прямо не предусмотренных действующим законодательством невыгодных условий договора или необоснованного отказа (уклонения) от заключения договора выдаст нарушителю Предупреждение в виде письменного документа, содержащегося  перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано в установленный им срок.  При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Предупреждение является эффективной мерой  антимонопольного контроля, направленной на оперативное пресечение противоправных действий.

 

2. При выявлении в обжалуемых действиях доминирующего субъекта иных признаков нарушения  ст. 10 Закона о защите конкуренции  будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, при признании факта нарушения будет выдано предписание о его устранении.

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных главой 9 Закона о защите конкуренции, срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

 

3.Допустившие нарушение антимонопольного законодательства юридическое лицо, а также виновное должностное лицо хозяйствующего субъекта будут привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ.

 

В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный  вправе применить такую меру антимонопольного реагирования как Предостережение.  Так, при наличии публичного заявления должностного лица  хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольным органом орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта в письменной форме  соответствующее предостережение.

 

Самый большой процент в общей массе заявлений, поступающих в антимонопольный орган,  составляют заявления на нарушения в топливно-энергетической сфере.

 

Так, за период с 2008 по 1 полугодие 2014 года Челябинским УФАС России:

 

- В сфере энергоснабжения рассмотрено 826 заявлений, возбуждено 254 дела, по результатам рассмотрения которых вынесено 192 решения о признании факта нарушения антимонопольного законодательства, выдано 119 предписаний;

 

- В сфере газоснабжения рассмотрено 191 заявление, возбуждено 51 дело, по результатам рассмотрения которых вынесено 33 решения о признании факта нарушения антимонопольного законодательства, выдано 23 предписания.

 

С января 2012 года (даты вступления в силу изменений в Федеральный закон  «О защите конкуренции», предусматривающих право антимонопольного органа на выдачу предупреждений и предостережений) сетевым, энергоснабжающим и газораспределительным организациям выдано 88 предупреждений, 10 предостережений.  

 

По статистике 88% выданных предупреждений исполняются добровольно, что свидетельствует о том, что данная мера антимонопольного реагирования является наиболее эффективной и обеспечивает баланс интересов всех участников правоотношений.

 

Учитывая положительный опыт применения предупреждений четвертый антимонопольный пакет (принятый Государственной Думой РФ в первом чтении 23.10.2014) расширяет применение института предупреждения на действия органов государственной власти и местного самоуправления, случаи недобросовестной конкуренции и иные формы злоупотребления доминирующим положением, кроме нарушения исключительных прав. С принятием этих поправок в закон о защите конкуренции станет проще развивать рыночные отношения, пресекая злоупотребление доминирующим положением и ограничивая вмешательство органов власти в экономику.