Решение по делу № 17-03/13 в отношении ЗАО «Втор-Ком»

Номер дела: № 17-03/13
Дата публикации: 1 июля 2013, 11:51

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;


 

Алимова Александра Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии:

представителя ЗАО «Втор-Ком» по доверенности;

представителя ЗАО «Втор-Ком» по доверенности,

рассмотрев дело № 17-03/13 по признакам нарушения ЗАО «Втор-Ком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

При рассмотрении дела № 4-03/13, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Технопарк «Тракторозаводский», было выявлено, что в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 в связи с передачей в аренду инженерных сетей на основании договора № 12/147/07 от 01.06.2010 ЗАО «Втор-Ком» осуществляло поставку теплоэнергии, отпуск (прием) воды и сточных вод в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский».

Право собственности на инженерные сети принадлежит ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в результате реорганизации ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК».

Договором № 45/08ТТ от 01.06.2010 ООО «Технопарк «Тракторозаводский» передало в аренду ЗАО «Втор-Ком» инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения, находящиеся по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 38.

В связи с передачей в аренду инженерных сетей ЗАО «Втор-Ком» осуществляло поставку теплоэнергии, отпуск (прием) воды и сточных вод в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012.

Договором № 12/147/07 от 01.06.2010 были установлены следующие тарифы:

- за питьевую воду – 18,05 руб/м3;

- за отопительную воду – 884, 402 руб/Гкал;

- за водоотведение – 12, 65 руб./м3

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес Государственного комитета «Единый тарифный орган» (далее - ГК ЕТО Челябинской области) был направлен запрос о представлении информации о тарифах на питьевую воду, на отопительную воду, на водоотведение на 2010, 2011, 2012 годы, установленных для ЗАО «Втор-Ком».

На указанный запрос ГК ЕТО Челябинской области сообщило следующее. В 2010, 2011, 2012 годах ЗАО «Втор-Ком» в адрес ГК ЕТО Челябинской области за установлением тарифов на услуги теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения не обращалось.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг: по распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, поставке горячей воды (тепловой энергии) г. Челябинска в пределах территории пролегания сетей ЗАО «Втор-Ком» по итогам 2010 – 2012 годов. На основании проведенного анализа положение ЗАО «Втор-Ком» на указанных рынках было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона «О защите конкуренции».

2. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ЗАО «Втор-Ком» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 являлось организацией коммунального комплекса, поскольку осуществляло эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды (тепловой энергии).

За оказанные услуги ЗАО «Втор-Ком» в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» выставляло счета по самостоятельно установленным тарифам.

Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период ЗАО «Втор-Ком» владело оборудованием, инженерными сооружениями, коммуникациями, позволяющими оказывать услуги водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды потребность в которых существовала у хозяйствующих субъектов, расположенных в границах территории пролегания указанных коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Отношения по водоснабжению, водоотведению, поставке горячей воды возникли между ЗАО «Втор-Ком» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012.

ЗАО «Втор-Ком» выставляло в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» счета для оплаты оказанных услуг.

Таким образом, ЗАО «Втор-Ком» оказывало услуги по водоснабжению, водоотведению, поставке горячей воды в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 без утверждения в установленном законом порядке тарифа на водоснабжение.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ЗАО «Втор-Ком» пояснили, что ООО «Технопарк «Тракторозаводский» выставлялись счета, согласно тарифам, утвержденным для МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения». Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку ЗАО «Втор-Ком» применял при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифы на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденные ГК ЕТО Челябинской области для ЗАО «Втор-Ком».

Согласно письму ООО «Технопарк «Тракторозаводский» от 15.05.2013 № 623-ГД (вх. б/н от 15.05.2013) у ООО «Технопарк «Тракторозаводский» нет возможности заменить услуги водоснабжения и водоотведения на иные услуги, так как вода и канализация необходимы для обеспечения нужд производства, санитарно-гигиенических и противопожарных нужд. Также согласно данному письму у ООО «Технопарк «Тракторозаводский» не было возможности в период с 2010-2012 годы получать питьевую воду по водопроводным сетям и сбрасывать сточные воды в канализационные сети иного хозяйствующего субъекта, кроме ЗАО «Втор-Ком» по причине того, что собственные сети были переданы в аренду ЗАО «Втор-Ком».

Как следует из пояснений ЗАО «Втор-Ком» услуги по договору № 12/147/07 от 01.06.2010 оказывались до 1 июля 2012 года.

Таким образом, ЗАО «Втор-Ком» при оказании услуг водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении им при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов, не утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, Комиссия квалифицирует действия ЗАО «Втор-Ком» по применению при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, как нарушение порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ЗАО «Втор-Ком» на рынке услуг: по распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, поставке горячей воды (тепловой энергии) г. Челябинска в пределах территории пролегания сетей ЗАО «Втор-Ком» по итогам 2010 – 2012 годов;

2. Признать действия ЗАО «Втор-Ком», выразившиеся в применении при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, то есть нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Прекратить производство по делу в отношении ЗАО «Втор-Ком» по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, в связи с добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушениях, по факту нарушения ЗАО «Втор-Ком» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении при расчетах с ЗАО «Втор-Ком» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

А.В. Алимова

А.И. Елкина

stdClass Object ( [vid] => 8029 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 17-03/13 в отношении ЗАО «Втор-Ком» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8029 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375941206 [changed] => 1375941206 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375941206 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;


 

Алимова Александра Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии:

представителя ЗАО «Втор-Ком» по доверенности;

представителя ЗАО «Втор-Ком» по доверенности,

рассмотрев дело № 17-03/13 по признакам нарушения ЗАО «Втор-Ком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

При рассмотрении дела № 4-03/13, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Технопарк «Тракторозаводский», было выявлено, что в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 в связи с передачей в аренду инженерных сетей на основании договора № 12/147/07 от 01.06.2010 ЗАО «Втор-Ком» осуществляло поставку теплоэнергии, отпуск (прием) воды и сточных вод в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский».

Право собственности на инженерные сети принадлежит ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в результате реорганизации ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК».

Договором № 45/08ТТ от 01.06.2010 ООО «Технопарк «Тракторозаводский» передало в аренду ЗАО «Втор-Ком» инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения, находящиеся по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 38.

В связи с передачей в аренду инженерных сетей ЗАО «Втор-Ком» осуществляло поставку теплоэнергии, отпуск (прием) воды и сточных вод в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012.

Договором № 12/147/07 от 01.06.2010 были установлены следующие тарифы:

- за питьевую воду – 18,05 руб/м3;

- за отопительную воду – 884, 402 руб/Гкал;

- за водоотведение – 12, 65 руб./м3

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес Государственного комитета «Единый тарифный орган» (далее - ГК ЕТО Челябинской области) был направлен запрос о представлении информации о тарифах на питьевую воду, на отопительную воду, на водоотведение на 2010, 2011, 2012 годы, установленных для ЗАО «Втор-Ком».

На указанный запрос ГК ЕТО Челябинской области сообщило следующее. В 2010, 2011, 2012 годах ЗАО «Втор-Ком» в адрес ГК ЕТО Челябинской области за установлением тарифов на услуги теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения не обращалось.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг: по распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, поставке горячей воды (тепловой энергии) г. Челябинска в пределах территории пролегания сетей ЗАО «Втор-Ком» по итогам 2010 – 2012 годов. На основании проведенного анализа положение ЗАО «Втор-Ком» на указанных рынках было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона «О защите конкуренции».

2. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ЗАО «Втор-Ком» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 являлось организацией коммунального комплекса, поскольку осуществляло эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды (тепловой энергии).

За оказанные услуги ЗАО «Втор-Ком» в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» выставляло счета по самостоятельно установленным тарифам.

Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период ЗАО «Втор-Ком» владело оборудованием, инженерными сооружениями, коммуникациями, позволяющими оказывать услуги водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды потребность в которых существовала у хозяйствующих субъектов, расположенных в границах территории пролегания указанных коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Отношения по водоснабжению, водоотведению, поставке горячей воды возникли между ЗАО «Втор-Ком» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012.

ЗАО «Втор-Ком» выставляло в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» счета для оплаты оказанных услуг.

Таким образом, ЗАО «Втор-Ком» оказывало услуги по водоснабжению, водоотведению, поставке горячей воды в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 без утверждения в установленном законом порядке тарифа на водоснабжение.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ЗАО «Втор-Ком» пояснили, что ООО «Технопарк «Тракторозаводский» выставлялись счета, согласно тарифам, утвержденным для МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения». Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку ЗАО «Втор-Ком» применял при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифы на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденные ГК ЕТО Челябинской области для ЗАО «Втор-Ком».

Согласно письму ООО «Технопарк «Тракторозаводский» от 15.05.2013 № 623-ГД (вх. б/н от 15.05.2013) у ООО «Технопарк «Тракторозаводский» нет возможности заменить услуги водоснабжения и водоотведения на иные услуги, так как вода и канализация необходимы для обеспечения нужд производства, санитарно-гигиенических и противопожарных нужд. Также согласно данному письму у ООО «Технопарк «Тракторозаводский» не было возможности в период с 2010-2012 годы получать питьевую воду по водопроводным сетям и сбрасывать сточные воды в канализационные сети иного хозяйствующего субъекта, кроме ЗАО «Втор-Ком» по причине того, что собственные сети были переданы в аренду ЗАО «Втор-Ком».

Как следует из пояснений ЗАО «Втор-Ком» услуги по договору № 12/147/07 от 01.06.2010 оказывались до 1 июля 2012 года.

Таким образом, ЗАО «Втор-Ком» при оказании услуг водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении им при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов, не утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, Комиссия квалифицирует действия ЗАО «Втор-Ком» по применению при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, как нарушение порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ЗАО «Втор-Ком» на рынке услуг: по распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, поставке горячей воды (тепловой энергии) г. Челябинска в пределах территории пролегания сетей ЗАО «Втор-Ком» по итогам 2010 – 2012 годов;

2. Признать действия ЗАО «Втор-Ком», выразившиеся в применении при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, то есть нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Прекратить производство по делу в отношении ЗАО «Втор-Ком» по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, в связи с добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушениях, по факту нарушения ЗАО «Втор-Ком» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении при расчетах с ЗАО «Втор-Ком» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

А.В. Алимова

А.И. Елкина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Козлова Анна Алексеевна – руководитель Челябинского УФАС России;

 

Алимова Александра Викторовна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии:

представителя ЗАО «Втор-Ком» по доверенности;

представителя ЗАО «Втор-Ком» по доверенности,

рассмотрев дело № 17-03/13 по признакам нарушения ЗАО «Втор-Ком» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

При рассмотрении дела № 4-03/13, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Технопарк «Тракторозаводский», было выявлено, что в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 в связи с передачей в аренду инженерных сетей на основании договора № 12/147/07 от 01.06.2010 ЗАО «Втор-Ком» осуществляло поставку теплоэнергии, отпуск (прием) воды и сточных вод в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский».

Право собственности на инженерные сети принадлежит ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в результате реорганизации ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК».

Договором № 45/08ТТ от 01.06.2010 ООО «Технопарк «Тракторозаводский» передало в аренду ЗАО «Втор-Ком» инженерные сети водоснабжения, теплоснабжения, находящиеся по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт, 38.

В связи с передачей в аренду инженерных сетей ЗАО «Втор-Ком» осуществляло поставку теплоэнергии, отпуск (прием) воды и сточных вод в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012.

Договором № 12/147/07 от 01.06.2010 были установлены следующие тарифы:

- за питьевую воду – 18,05 руб/м3;

- за отопительную воду – 884, 402 руб/Гкал;

- за водоотведение – 12, 65 руб./м3

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес Государственного комитета «Единый тарифный орган» (далее - ГК ЕТО Челябинской области) был направлен запрос о представлении информации о тарифах на питьевую воду, на отопительную воду, на водоотведение на 2010, 2011, 2012 годы, установленных для ЗАО «Втор-Ком».

На указанный запрос ГК ЕТО Челябинской области сообщило следующее. В 2010, 2011, 2012 годах ЗАО «Втор-Ком» в адрес ГК ЕТО Челябинской области за установлением тарифов на услуги теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения не обращалось.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг: по распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, поставке горячей воды (тепловой энергии) г. Челябинска в пределах территории пролегания сетей ЗАО «Втор-Ком» по итогам 2010 – 2012 годов. На основании проведенного анализа положение ЗАО «Втор-Ком» на указанных рынках было признано доминирующим.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона «О защите конкуренции».

2. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ЗАО «Втор-Ком» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 являлось организацией коммунального комплекса, поскольку осуществляло эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды (тепловой энергии).

За оказанные услуги ЗАО «Втор-Ком» в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» выставляло счета по самостоятельно установленным тарифам.

Статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Основы ценообразования), предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы: на холодную воду; на горячую воду; на водоотведение; на очистку сточных вод; на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период ЗАО «Втор-Ком» владело оборудованием, инженерными сооружениями, коммуникациями, позволяющими оказывать услуги водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды потребность в которых существовала у хозяйствующих субъектов, расположенных в границах территории пролегания указанных коммуникаций.

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Отношения по водоснабжению, водоотведению, поставке горячей воды возникли между ЗАО «Втор-Ком» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский» в период с 01.06.2010 по 01.07.2012.

ЗАО «Втор-Ком» выставляло в адрес ООО «Технопарк «Тракторозаводский» счета для оплаты оказанных услуг.

Таким образом, ЗАО «Втор-Ком» оказывало услуги по водоснабжению, водоотведению, поставке горячей воды в период с 01.06.2010 по 01.07.2012 без утверждения в установленном законом порядке тарифа на водоснабжение.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ЗАО «Втор-Ком» пояснили, что ООО «Технопарк «Тракторозаводский» выставлялись счета, согласно тарифам, утвержденным для МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения». Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку ЗАО «Втор-Ком» применял при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифы на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденные ГК ЕТО Челябинской области для ЗАО «Втор-Ком».

Согласно письму ООО «Технопарк «Тракторозаводский» от 15.05.2013 № 623-ГД (вх. б/н от 15.05.2013) у ООО «Технопарк «Тракторозаводский» нет возможности заменить услуги водоснабжения и водоотведения на иные услуги, так как вода и канализация необходимы для обеспечения нужд производства, санитарно-гигиенических и противопожарных нужд. Также согласно данному письму у ООО «Технопарк «Тракторозаводский» не было возможности в период с 2010-2012 годы получать питьевую воду по водопроводным сетям и сбрасывать сточные воды в канализационные сети иного хозяйствующего субъекта, кроме ЗАО «Втор-Ком» по причине того, что собственные сети были переданы в аренду ЗАО «Втор-Ком».

Как следует из пояснений ЗАО «Втор-Ком» услуги по договору № 12/147/07 от 01.06.2010 оказывались до 1 июля 2012 года.

Таким образом, ЗАО «Втор-Ком» при оказании услуг водоснабжения, водоотведения, поставки горячей воды допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении им при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов, не утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, Комиссия квалифицирует действия ЗАО «Втор-Ком» по применению при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, как нарушение порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ЗАО «Втор-Ком» на рынке услуг: по распределению воды, по удалению и обработке сточных вод, поставке горячей воды (тепловой энергии) г. Челябинска в пределах территории пролегания сетей ЗАО «Втор-Ком» по итогам 2010 – 2012 годов;

2. Признать действия ЗАО «Втор-Ком», выразившиеся в применении при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, то есть нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Прекратить производство по делу в отношении ЗАО «Втор-Ком» по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении при расчетах с ООО «Технопарк «Тракторозаводский» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке, в связи с добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушениях, по факту нарушения ЗАО «Втор-Ком» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в применении при расчетах с ЗАО «Втор-Ком» тарифов на водоснабжение, водоотведение, поставку горячей воды, не утвержденных в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

А.В. Алимова

А.И. Елкина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 17-03/13 [format] => [safe_value] => № 17-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-01 05:51:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-01 05:51:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375941206 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )