Решение по делу № 12-03/13 в отношении МУП «ПОВВ»

Номер дела: № 12-03/13
Дата публикации: 30 августа 2013, 11:43

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественны х монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии:

представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

рассмотрев дело № 12-03/13 по признакам нарушения МУП «ПОВВ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили заявления собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, заявление председателя КТОС «Миасский» на действия МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее - МУП «ПОВВ»), выразившиеся в необоснованном выставлении в счетах за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения норматива на общедомовые нужды.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес МУП «ПОВВ» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25.

На указанный запрос МУП «ПОВВ» представило информацию, в соответствии с которой в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 22.12.2008. Собственниками помещений многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления, с 01.09.2012 расчеты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения производятся с МУП «ПОВВ» напрямую. В многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 10.07.2012. В соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). По техническим причинам в квитанциях МУП «ПОВВ» за ноябрь – декабрь 2012 года в графе норматив на общедомовые нужды были предъявлены суммы, распределенные из показаний общедомового прибора учета.

На указанный запрос ООО «РКЦ» представило расчет по показаниям общедомовых приборов учета, установленных по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3 и по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России заявитель, проживающий по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, указал, что МУП «ПОВВ» произвело перерасчет за период с октября по декабрь 2012 года, и в квитанциях за январь, февраль и март норматив за общедомовые нужды не выставляется. Кроме того, МУП «ПОВВ» собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, произвело перерасчет также за сентябрь, но только перерасчет не был произведен членам инициативной группы.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ПОВВ» пояснили, что на основании решения Администрации города Челябинска на сегодняшний день плата, определенная исходя из показаний общедомового прибора учета, не взимается, и был произведен перерасчет гражданам по выставленным на оплату счетам за сентябрь, октябрь и ноябрь. Суммы, указанные в сентябрьских квитанциях, указывают о необходимости оплаты за потребленные ресурсы в августе 2012 года. Плата за коммунальные услуги до 1 сентября 2012 года рассчитывалась в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. По мнению представителей МУП «ПОВВ», основания для проведения перерасчета за август 2012 года отсутствуют.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России, для проверки фактов, изложенных в заявлении, был направлен запрос в адрес Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК ЕТО).

ГК ЕТО представил в Челябинское УФАС России письменное мнение по заявлению, в котором указал следующее. В оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных жилых домах размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется по их показаниям, исходя из нераспределенного объема (количества) воды, фактически потребленной за расчетный период. Платеж за предоставленную коммунальную услугу на общедомовые нужды предъявляется всем собственникам помещений дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Для городских округов и городских поселений Челябинской области (за исключением Озерского, Снежинского и Трехгорного городских округов) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе на общедомовые нужды, утверждены постановлением ЕТО от 31 августа 2012 года № 28/7. В соответствии с внесенными в указанный нормативный правовой акт изменениями постановлением ЕТО от 20 декабря 2012 года № 55/31 дата вступления в силу данных нормативов перенесена на 1 июля 2013 года. Кроме того, перенос даты введения в действие в Челябинской области нормативов потребления коммунальных услуг не отменяет обязанность собственников помещений многоквартирного жилого дома, оборудованных общедомовыми приборами учета, оплачивать коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России, для проверки фактов, изложенных в заявлении, был направлен запрос в адрес Администрации города Челябинска.

Администрация города Челябинска представила в Челябинское УФАС России письменное мнение по заявлению, в котором указала следующее. Решением Челябинской городской думы от 28.11.2006 № 17/8 при расчетах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартирным приборам учета установлен норматив на общедомовые нужды равный 0, 01 куб.м в месяц на человека. По данному нормативу проводятся расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды, квартиры которых оборудованы квартирными приборами учета. Начисление по нормативу производятся один раз в год по состоянию на 31 декабря 2012 года. С 1 сентября вступили в действия Правила № 354, которые установили, что в расчетах за коммунальные услуги должны применяться нормативы на общедомовые нужды в многоквартирных домах, которые не оснащены общедомовыми приборами учета воды. Постановлением ГК ЕТО утвержден норматив потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды), которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Расчет размера платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, производится на основании пунктов 40, 42, 44 Правил № 354.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МУП «ПОВВ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, 3, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 22.12.2008.

В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, 25, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 10.07.2012.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению до 1 сентября 2012 года определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Постановление № 307), с 1 сентября 2012 года определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

До 1 сентября размер платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета определяется в порядке, указанном в Приложении № 2 Постановление № 307.

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 307, собственники помещений многоквартирного жилого дома обязаны были оплачивать помимо индивидуального потребления нераспределенный объем (количество) фактически потребленного коммунального ресурса (холодная вода), определяемый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в случае установления в многоквартирном жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды.

Комиссия Челябинского УФАС приходит к выводу, что предъявление к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение платы по показаниям общедомового прибора учета за август 2012 года, не может являться нарушением Постановления № 307.

Решением Челябинской городской Думы от 28.11.2006 № 17/8 при расчетах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартирным прибором учета установлен норматив на общедомовые нужды, равный 0,01 куб.м в месяц на 1 человека. По данному нормативу проводятся расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета воды.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 31.08.2012 № 28/7 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды), которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Данным постановлением установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды.

Таким образом, норматив на общедомовые нужды подлежит применению только для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 44 Постановления № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, содержится в разделе III приложения № 2 к Постановлению № 354.

Таким образом, в случае установления в многоквартирном жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, в соответствии с действующим законодательством, собственники помещений многоквартирного жилого дома обязаны оплачивать помимо индивидуального потребления нераспределенный объем (количество) фактически потребленного коммунального ресурса (холодная вода), определяемый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с пунктом 70 Постановления № 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 69 Постановления № 354 в платежном документе, в том числе, указываются:

- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В квитанциях об оплате за холодное водоснабжение и водоотведение, предъявляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, указан «норматив на общедомовые нужды», в то время как для собственников многоквартирного жилого дома, у которых установлен общедомовой прибор учета норматив на общедомовые нужды не применяется.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в предъявлении к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды», в то время как норматив на общедомовые нужды подлежит применению в случае отсутствия в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ПОВВ» указали, что по техническим причинам в квитанциях в графе норматив на общедомовые нужды были предъявлены суммы, распределенные исходя из показаний общедомового прибора учета. На сегодняшний день МУП «ПОВВ» произвело корректировку формы квитанций и указало «распределение по ОПУ».

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в предъявлении в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП «ПОВВ» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предъявлении к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды»;

2. Прекратить производство по делу в отношении МУП «ПОВВ» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

stdClass Object ( [vid] => 8028 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 12-03/13 в отношении МУП «ПОВВ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8028 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375940974 [changed] => 1375940974 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375940974 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественны х монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии:

представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

рассмотрев дело № 12-03/13 по признакам нарушения МУП «ПОВВ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили заявления собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, заявление председателя КТОС «Миасский» на действия МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее - МУП «ПОВВ»), выразившиеся в необоснованном выставлении в счетах за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения норматива на общедомовые нужды.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес МУП «ПОВВ» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25.

На указанный запрос МУП «ПОВВ» представило информацию, в соответствии с которой в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 22.12.2008. Собственниками помещений многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления, с 01.09.2012 расчеты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения производятся с МУП «ПОВВ» напрямую. В многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 10.07.2012. В соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). По техническим причинам в квитанциях МУП «ПОВВ» за ноябрь – декабрь 2012 года в графе норматив на общедомовые нужды были предъявлены суммы, распределенные из показаний общедомового прибора учета.

На указанный запрос ООО «РКЦ» представило расчет по показаниям общедомовых приборов учета, установленных по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3 и по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России заявитель, проживающий по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, указал, что МУП «ПОВВ» произвело перерасчет за период с октября по декабрь 2012 года, и в квитанциях за январь, февраль и март норматив за общедомовые нужды не выставляется. Кроме того, МУП «ПОВВ» собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, произвело перерасчет также за сентябрь, но только перерасчет не был произведен членам инициативной группы.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ПОВВ» пояснили, что на основании решения Администрации города Челябинска на сегодняшний день плата, определенная исходя из показаний общедомового прибора учета, не взимается, и был произведен перерасчет гражданам по выставленным на оплату счетам за сентябрь, октябрь и ноябрь. Суммы, указанные в сентябрьских квитанциях, указывают о необходимости оплаты за потребленные ресурсы в августе 2012 года. Плата за коммунальные услуги до 1 сентября 2012 года рассчитывалась в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. По мнению представителей МУП «ПОВВ», основания для проведения перерасчета за август 2012 года отсутствуют.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России, для проверки фактов, изложенных в заявлении, был направлен запрос в адрес Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК ЕТО).

ГК ЕТО представил в Челябинское УФАС России письменное мнение по заявлению, в котором указал следующее. В оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных жилых домах размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется по их показаниям, исходя из нераспределенного объема (количества) воды, фактически потребленной за расчетный период. Платеж за предоставленную коммунальную услугу на общедомовые нужды предъявляется всем собственникам помещений дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Для городских округов и городских поселений Челябинской области (за исключением Озерского, Снежинского и Трехгорного городских округов) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе на общедомовые нужды, утверждены постановлением ЕТО от 31 августа 2012 года № 28/7. В соответствии с внесенными в указанный нормативный правовой акт изменениями постановлением ЕТО от 20 декабря 2012 года № 55/31 дата вступления в силу данных нормативов перенесена на 1 июля 2013 года. Кроме того, перенос даты введения в действие в Челябинской области нормативов потребления коммунальных услуг не отменяет обязанность собственников помещений многоквартирного жилого дома, оборудованных общедомовыми приборами учета, оплачивать коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России, для проверки фактов, изложенных в заявлении, был направлен запрос в адрес Администрации города Челябинска.

Администрация города Челябинска представила в Челябинское УФАС России письменное мнение по заявлению, в котором указала следующее. Решением Челябинской городской думы от 28.11.2006 № 17/8 при расчетах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартирным приборам учета установлен норматив на общедомовые нужды равный 0, 01 куб.м в месяц на человека. По данному нормативу проводятся расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды, квартиры которых оборудованы квартирными приборами учета. Начисление по нормативу производятся один раз в год по состоянию на 31 декабря 2012 года. С 1 сентября вступили в действия Правила № 354, которые установили, что в расчетах за коммунальные услуги должны применяться нормативы на общедомовые нужды в многоквартирных домах, которые не оснащены общедомовыми приборами учета воды. Постановлением ГК ЕТО утвержден норматив потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды), которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Расчет размера платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, производится на основании пунктов 40, 42, 44 Правил № 354.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МУП «ПОВВ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, 3, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 22.12.2008.

В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, 25, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 10.07.2012.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению до 1 сентября 2012 года определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Постановление № 307), с 1 сентября 2012 года определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

До 1 сентября размер платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета определяется в порядке, указанном в Приложении № 2 Постановление № 307.

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 307, собственники помещений многоквартирного жилого дома обязаны были оплачивать помимо индивидуального потребления нераспределенный объем (количество) фактически потребленного коммунального ресурса (холодная вода), определяемый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в случае установления в многоквартирном жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды.

Комиссия Челябинского УФАС приходит к выводу, что предъявление к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение платы по показаниям общедомового прибора учета за август 2012 года, не может являться нарушением Постановления № 307.

Решением Челябинской городской Думы от 28.11.2006 № 17/8 при расчетах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартирным прибором учета установлен норматив на общедомовые нужды, равный 0,01 куб.м в месяц на 1 человека. По данному нормативу проводятся расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета воды.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 31.08.2012 № 28/7 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды), которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Данным постановлением установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды.

Таким образом, норматив на общедомовые нужды подлежит применению только для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 44 Постановления № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, содержится в разделе III приложения № 2 к Постановлению № 354.

Таким образом, в случае установления в многоквартирном жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, в соответствии с действующим законодательством, собственники помещений многоквартирного жилого дома обязаны оплачивать помимо индивидуального потребления нераспределенный объем (количество) фактически потребленного коммунального ресурса (холодная вода), определяемый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с пунктом 70 Постановления № 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 69 Постановления № 354 в платежном документе, в том числе, указываются:

- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В квитанциях об оплате за холодное водоснабжение и водоотведение, предъявляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, указан «норматив на общедомовые нужды», в то время как для собственников многоквартирного жилого дома, у которых установлен общедомовой прибор учета норматив на общедомовые нужды не применяется.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в предъявлении к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды», в то время как норматив на общедомовые нужды подлежит применению в случае отсутствия в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ПОВВ» указали, что по техническим причинам в квитанциях в графе норматив на общедомовые нужды были предъявлены суммы, распределенные исходя из показаний общедомового прибора учета. На сегодняшний день МУП «ПОВВ» произвело корректировку формы квитанций и указало «распределение по ОПУ».

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в предъявлении в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП «ПОВВ» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предъявлении к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды»;

2. Прекратить производство по делу в отношении МУП «ПОВВ» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественны х монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии:

представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

представителя МУП «ПОВВ» по доверенности;

рассмотрев дело № 12-03/13 по признакам нарушения МУП «ПОВВ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили заявления собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, заявление председателя КТОС «Миасский» на действия МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (далее - МУП «ПОВВ»), выразившиеся в необоснованном выставлении в счетах за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения норматива на общедомовые нужды.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес МУП «ПОВВ» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25.

На указанный запрос МУП «ПОВВ» представило информацию, в соответствии с которой в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 22.12.2008. Собственниками помещений многоквартирного дома выбран непосредственный способ управления, с 01.09.2012 расчеты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения производятся с МУП «ПОВВ» напрямую. В многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 10.07.2012. В соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). По техническим причинам в квитанциях МУП «ПОВВ» за ноябрь – декабрь 2012 года в графе норматив на общедомовые нужды были предъявлены суммы, распределенные из показаний общедомового прибора учета.

На указанный запрос ООО «РКЦ» представило расчет по показаниям общедомовых приборов учета, установленных по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, дом 3 и по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России заявитель, проживающий по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, указал, что МУП «ПОВВ» произвело перерасчет за период с октября по декабрь 2012 года, и в квитанциях за январь, февраль и март норматив за общедомовые нужды не выставляется. Кроме того, МУП «ПОВВ» собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, дом 25, произвело перерасчет также за сентябрь, но только перерасчет не был произведен членам инициативной группы.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ПОВВ» пояснили, что на основании решения Администрации города Челябинска на сегодняшний день плата, определенная исходя из показаний общедомового прибора учета, не взимается, и был произведен перерасчет гражданам по выставленным на оплату счетам за сентябрь, октябрь и ноябрь. Суммы, указанные в сентябрьских квитанциях, указывают о необходимости оплаты за потребленные ресурсы в августе 2012 года. Плата за коммунальные услуги до 1 сентября 2012 года рассчитывалась в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. По мнению представителей МУП «ПОВВ», основания для проведения перерасчета за август 2012 года отсутствуют.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России, для проверки фактов, изложенных в заявлении, был направлен запрос в адрес Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК ЕТО).

ГК ЕТО представил в Челябинское УФАС России письменное мнение по заявлению, в котором указал следующее. В оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных жилых домах размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется по их показаниям, исходя из нераспределенного объема (количества) воды, фактически потребленной за расчетный период. Платеж за предоставленную коммунальную услугу на общедомовые нужды предъявляется всем собственникам помещений дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Для городских округов и городских поселений Челябинской области (за исключением Озерского, Снежинского и Трехгорного городских округов) нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе на общедомовые нужды, утверждены постановлением ЕТО от 31 августа 2012 года № 28/7. В соответствии с внесенными в указанный нормативный правовой акт изменениями постановлением ЕТО от 20 декабря 2012 года № 55/31 дата вступления в силу данных нормативов перенесена на 1 июля 2013 года. Кроме того, перенос даты введения в действие в Челябинской области нормативов потребления коммунальных услуг не отменяет обязанность собственников помещений многоквартирного жилого дома, оборудованных общедомовыми приборами учета, оплачивать коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В ходе рассмотрения заявления Челябинским УФАС России, для проверки фактов, изложенных в заявлении, был направлен запрос в адрес Администрации города Челябинска.

Администрация города Челябинска представила в Челябинское УФАС России письменное мнение по заявлению, в котором указала следующее. Решением Челябинской городской думы от 28.11.2006 № 17/8 при расчетах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартирным приборам учета установлен норматив на общедомовые нужды равный 0, 01 куб.м в месяц на человека. По данному нормативу проводятся расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды, квартиры которых оборудованы квартирными приборами учета. Начисление по нормативу производятся один раз в год по состоянию на 31 декабря 2012 года. С 1 сентября вступили в действия Правила № 354, которые установили, что в расчетах за коммунальные услуги должны применяться нормативы на общедомовые нужды в многоквартирных домах, которые не оснащены общедомовыми приборами учета воды. Постановлением ГК ЕТО утвержден норматив потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды), которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Расчет размера платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, производится на основании пунктов 40, 42, 44 Правил № 354.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

МУП «ПОВВ» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, 3, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 22.12.2008.

В многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Курчатова, 25, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета воды с 10.07.2012.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению до 1 сентября 2012 года определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Постановление № 307), с 1 сентября 2012 года определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

До 1 сентября размер платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета определяется в порядке, указанном в Приложении № 2 Постановление № 307.

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 307, собственники помещений многоквартирного жилого дома обязаны были оплачивать помимо индивидуального потребления нераспределенный объем (количество) фактически потребленного коммунального ресурса (холодная вода), определяемый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в случае установления в многоквартирном жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды.

Комиссия Челябинского УФАС приходит к выводу, что предъявление к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение платы по показаниям общедомового прибора учета за август 2012 года, не может являться нарушением Постановления № 307.

Решением Челябинской городской Думы от 28.11.2006 № 17/8 при расчетах за услуги холодного водоснабжения и водоотведения по квартирным прибором учета установлен норматив на общедомовые нужды, равный 0,01 куб.м в месяц на 1 человека. По данному нормативу проводятся расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета воды.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 31.08.2012 № 28/7 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению (в том числе на общедомовые нужды), которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Данным постановлением установлены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды.

Таким образом, норматив на общедомовые нужды подлежит применению только для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета воды.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 44 Постановления № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, содержится в разделе III приложения № 2 к Постановлению № 354.

Таким образом, в случае установления в многоквартирном жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, в соответствии с действующим законодательством, собственники помещений многоквартирного жилого дома обязаны оплачивать помимо индивидуального потребления нераспределенный объем (количество) фактически потребленного коммунального ресурса (холодная вода), определяемый исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В соответствии с пунктом 70 Постановления № 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 69 Постановления № 354 в платежном документе, в том числе, указываются:

- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В квитанциях об оплате за холодное водоснабжение и водоотведение, предъявляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, указан «норматив на общедомовые нужды», в то время как для собственников многоквартирного жилого дома, у которых установлен общедомовой прибор учета норматив на общедомовые нужды не применяется.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в предъявлении к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды», в то время как норматив на общедомовые нужды подлежит применению в случае отсутствия в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МУП «ПОВВ» указали, что по техническим причинам в квитанциях в графе норматив на общедомовые нужды были предъявлены суммы, распределенные исходя из показаний общедомового прибора учета. На сегодняшний день МУП «ПОВВ» произвело корректировку формы квитанций и указало «распределение по ОПУ».

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действия МУП «ПОВВ», выразившиеся в предъявлении в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП «ПОВВ» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в предъявлении к оплате в квитанциях за холодное водоснабжение и водоотведение, выставляемых гражданам за сентябрь 2012 года – декабрь 2012 года, «норматива на общедомовые нужды»;

2. Прекратить производство по делу в отношении МУП «ПОВВ» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 12-03/13 [format] => [safe_value] => № 12-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-30 05:43:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-30 05:43:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375940974 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )