Решение по делу № 7-03/13 в отношении ООО «Горводоканал»

Номер дела: № 7-03/13
Дата публикации: 15 мая 2013, 16:00

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

представителя ООО «Горводоканал» по доверенности;

в отсутствие заявителя <...>, надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 7-03/13 по признакам нарушения ООО «Горводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление от жителя города Бакала <...> на действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в оказании услуг по опломбировке (принятие в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды по завышенным тарифам.

В заявлении <...> указано, что заявителем в 2012 году в квартире были установлены счетчики горячей и холодной воды. После установки он обратился в ООО «Горводоканал» для опломбирования водосчетчиков. За опломбирование счетчика холодной воды ООО «Горводоканал» взимает 674, 35 рублей.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ООО «Горводоканал» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении <...>.

На указанный запрос ООО «Горводоканал» представило копию калькуляции затрат на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды в благоустроенном жилфонде и копию калькуляции затрат на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды в благоустроенном жилфонде (с учетом льгот для пенсионеров). В соответствии с данной калькуляцией стоимость ввода в эксплуатацию узла учета холодной воды составляет 674, 35 рублей, и с учетом льгот для пенсионеров составляет 624,97 рублей.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Горводоканал» пояснили, что утвержденная руководителем общества калькуляция была разработана применительно к случаям повторного ввода в эксплуатацию приборов учета, в связи с нарушением пломбы по вине абонентов или третьих лиц. Затраты на оказание услуг по воду в эксплуатацию приборов учета представляют собой, прежде всего, затраты на транспортные услуги, которые возникают в связи с доставкой контролеров к местам выполнения работ. В данном случае учитывается отдаленность поселков Катавка, Рудничный, Иркускан, Кардон, Старый Бакал, Межгорный от города Бакал. Введение в эксплуатацию приборов учета в 2012-2013 годах произведено по 485 адресам, в том числе в 332 случаях опломбировка была произведена без взимания платы, в 153 случаях за плату, в соответствии с калькуляцией. Сумма выручки, полученная ООО «Горводоканал» от оказания услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета холодной воды, составила 103 175, 55 рублей. По состоянию на 24 апреля 2013 года гражданам возвращено по расходным ордерам по 7 квартирам на сумму 4720,45 рублей, в 28 случаях гражданам был выполнен перерасчет платы за услуги водоснабжения в квитанциях в сумме 674,35 рублей, на общую сумму 18 881,80 рублей.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды на территории Бакальского городского округа Саткинского муниципального района Челябинской области. На основании проведенного анализа доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг «сбор, очистка и распределение воды» и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%.

Учитывая, что доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%, положение ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года, признано доминирующим.

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

ООО «Горводоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

2. ООО «Горводоканал» установлена плата за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в размере 674, 35 рублей, с учетом льгот для пенсионеров составляет 624,97 рублей.

В соответствии с законодательством существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.

Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях, и заинтересован в ней прежде всего поставщик ресурса. Именно за такой услугой обратился заявитель в ресурсоснабжающую организацию.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.

В соответствии с пунктом 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирные) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета; допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета опломбировано).

Частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.

Законодатель определил в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от от 06.05.2011 № 354, в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Таким образом, получение потребителем услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета в период с 2012 года по первый квартал 2013 года.

Следовательно, взимание платы за опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета как за оказание самостоятельной услуги является незаконным и ущемляет права и интересы граждан.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), который регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).

Согласно пункту 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Следовательно, Закон о водоснабжении определяет, что услуги опломбирования приборов учета с 1 января 2013 года ресурсоснабжающие организации оказывают без взимания платы.

Таким образом, являются неправомерными действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета в период с 2012 года по первый квартал 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в период с 2012 года по первый квартал 2013 года, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Бакала Саткинского района Челябинской области.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Горводоканал» представили Приказ директора «О порядке ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды» от 10 января 2013 года, в котором указано, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды производится на основании письменных заявлений граждан без взимания платы с абонента. Кроме того, представителями ООО «Горводоканал» были представлены письменные пояснения, в которых было указано, что на момент рассмотрения антимонопольного дела гражданам возвращены денежные средства в связи с необоснованным взиманием платы, в 7 случаях на сумму 4720,45 рублей (по расходным ордерам), в 28 случаях гражданам выполнен перерасчет платы за услуги водоснабжения в квитанциях в сумме 674,35 рублей на общую сумму 18 881,80 руб.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действия ООО «Горводоканал», выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года доминирующим.

2. Признать действия ООО «Горводоканал», выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды в период с 2012 года по первый квартал 2013 года, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Горводоканал» по факту взимания платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, то есть по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранениям нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Горводоканал» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

stdClass Object ( [vid] => 7998 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 7-03/13 в отношении ООО «Горводоканал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7998 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375869754 [changed] => 1375869754 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375869754 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

представителя ООО «Горводоканал» по доверенности;

в отсутствие заявителя <...>, надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 7-03/13 по признакам нарушения ООО «Горводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление от жителя города Бакала <...> на действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в оказании услуг по опломбировке (принятие в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды по завышенным тарифам.

В заявлении <...> указано, что заявителем в 2012 году в квартире были установлены счетчики горячей и холодной воды. После установки он обратился в ООО «Горводоканал» для опломбирования водосчетчиков. За опломбирование счетчика холодной воды ООО «Горводоканал» взимает 674, 35 рублей.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ООО «Горводоканал» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении <...>.

На указанный запрос ООО «Горводоканал» представило копию калькуляции затрат на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды в благоустроенном жилфонде и копию калькуляции затрат на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды в благоустроенном жилфонде (с учетом льгот для пенсионеров). В соответствии с данной калькуляцией стоимость ввода в эксплуатацию узла учета холодной воды составляет 674, 35 рублей, и с учетом льгот для пенсионеров составляет 624,97 рублей.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Горводоканал» пояснили, что утвержденная руководителем общества калькуляция была разработана применительно к случаям повторного ввода в эксплуатацию приборов учета, в связи с нарушением пломбы по вине абонентов или третьих лиц. Затраты на оказание услуг по воду в эксплуатацию приборов учета представляют собой, прежде всего, затраты на транспортные услуги, которые возникают в связи с доставкой контролеров к местам выполнения работ. В данном случае учитывается отдаленность поселков Катавка, Рудничный, Иркускан, Кардон, Старый Бакал, Межгорный от города Бакал. Введение в эксплуатацию приборов учета в 2012-2013 годах произведено по 485 адресам, в том числе в 332 случаях опломбировка была произведена без взимания платы, в 153 случаях за плату, в соответствии с калькуляцией. Сумма выручки, полученная ООО «Горводоканал» от оказания услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета холодной воды, составила 103 175, 55 рублей. По состоянию на 24 апреля 2013 года гражданам возвращено по расходным ордерам по 7 квартирам на сумму 4720,45 рублей, в 28 случаях гражданам был выполнен перерасчет платы за услуги водоснабжения в квитанциях в сумме 674,35 рублей, на общую сумму 18 881,80 рублей.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды на территории Бакальского городского округа Саткинского муниципального района Челябинской области. На основании проведенного анализа доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг «сбор, очистка и распределение воды» и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%.

Учитывая, что доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%, положение ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года, признано доминирующим.

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

ООО «Горводоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

2. ООО «Горводоканал» установлена плата за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в размере 674, 35 рублей, с учетом льгот для пенсионеров составляет 624,97 рублей.

В соответствии с законодательством существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.

Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях, и заинтересован в ней прежде всего поставщик ресурса. Именно за такой услугой обратился заявитель в ресурсоснабжающую организацию.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.

В соответствии с пунктом 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирные) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета; допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета опломбировано).

Частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.

Законодатель определил в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от от 06.05.2011 № 354, в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Таким образом, получение потребителем услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета в период с 2012 года по первый квартал 2013 года.

Следовательно, взимание платы за опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета как за оказание самостоятельной услуги является незаконным и ущемляет права и интересы граждан.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), который регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).

Согласно пункту 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Следовательно, Закон о водоснабжении определяет, что услуги опломбирования приборов учета с 1 января 2013 года ресурсоснабжающие организации оказывают без взимания платы.

Таким образом, являются неправомерными действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета в период с 2012 года по первый квартал 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в период с 2012 года по первый квартал 2013 года, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Бакала Саткинского района Челябинской области.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Горводоканал» представили Приказ директора «О порядке ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды» от 10 января 2013 года, в котором указано, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды производится на основании письменных заявлений граждан без взимания платы с абонента. Кроме того, представителями ООО «Горводоканал» были представлены письменные пояснения, в которых было указано, что на момент рассмотрения антимонопольного дела гражданам возвращены денежные средства в связи с необоснованным взиманием платы, в 7 случаях на сумму 4720,45 рублей (по расходным ордерам), в 28 случаях гражданам выполнен перерасчет платы за услуги водоснабжения в квитанциях в сумме 674,35 рублей на общую сумму 18 881,80 руб.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действия ООО «Горводоканал», выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года доминирующим.

2. Признать действия ООО «Горводоканал», выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды в период с 2012 года по первый квартал 2013 года, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Горводоканал» по факту взимания платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, то есть по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранениям нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Горводоканал» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

представителя ООО «Горводоканал» по доверенности;

в отсутствие заявителя <...>, надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 7-03/13 по признакам нарушения ООО «Горводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление от жителя города Бакала <...> на действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в оказании услуг по опломбировке (принятие в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды по завышенным тарифам.

В заявлении <...> указано, что заявителем в 2012 году в квартире были установлены счетчики горячей и холодной воды. После установки он обратился в ООО «Горводоканал» для опломбирования водосчетчиков. За опломбирование счетчика холодной воды ООО «Горводоканал» взимает 674, 35 рублей.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ООО «Горводоканал» был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении <...>.

На указанный запрос ООО «Горводоканал» представило копию калькуляции затрат на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды в благоустроенном жилфонде и копию калькуляции затрат на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды в благоустроенном жилфонде (с учетом льгот для пенсионеров). В соответствии с данной калькуляцией стоимость ввода в эксплуатацию узла учета холодной воды составляет 674, 35 рублей, и с учетом льгот для пенсионеров составляет 624,97 рублей.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Горводоканал» пояснили, что утвержденная руководителем общества калькуляция была разработана применительно к случаям повторного ввода в эксплуатацию приборов учета, в связи с нарушением пломбы по вине абонентов или третьих лиц. Затраты на оказание услуг по воду в эксплуатацию приборов учета представляют собой, прежде всего, затраты на транспортные услуги, которые возникают в связи с доставкой контролеров к местам выполнения работ. В данном случае учитывается отдаленность поселков Катавка, Рудничный, Иркускан, Кардон, Старый Бакал, Межгорный от города Бакал. Введение в эксплуатацию приборов учета в 2012-2013 годах произведено по 485 адресам, в том числе в 332 случаях опломбировка была произведена без взимания платы, в 153 случаях за плату, в соответствии с калькуляцией. Сумма выручки, полученная ООО «Горводоканал» от оказания услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета холодной воды, составила 103 175, 55 рублей. По состоянию на 24 апреля 2013 года гражданам возвращено по расходным ордерам по 7 квартирам на сумму 4720,45 рублей, в 28 случаях гражданам был выполнен перерасчет платы за услуги водоснабжения в квитанциях в сумме 674,35 рублей, на общую сумму 18 881,80 рублей.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

Челябинским УФАС России проведен анализ конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды на территории Бакальского городского округа Саткинского муниципального района Челябинской области. На основании проведенного анализа доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг «сбор, очистка и распределение воды» и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%.

Учитывая, что доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года составляет более 50%, положение ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года, признано доминирующим.

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

ООО «Горводоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

2. ООО «Горводоканал» установлена плата за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в размере 674, 35 рублей, с учетом льгот для пенсионеров составляет 624,97 рублей.

В соответствии с законодательством существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.

Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях, и заинтересован в ней прежде всего поставщик ресурса. Именно за такой услугой обратился заявитель в ресурсоснабжающую организацию.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.

В соответствии с пунктом 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирные) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета; допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета опломбировано).

Частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.

Законодатель определил в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от от 06.05.2011 № 354, в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Таким образом, получение потребителем услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета в период с 2012 года по первый квартал 2013 года.

Следовательно, взимание платы за опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета как за оказание самостоятельной услуги является незаконным и ущемляет права и интересы граждан.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), который регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).

Согласно пункту 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Следовательно, Закон о водоснабжении определяет, что услуги опломбирования приборов учета с 1 января 2013 года ресурсоснабжающие организации оказывают без взимания платы.

Таким образом, являются неправомерными действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета в период с 2012 года по первый квартал 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета холодной воды в период с 2012 года по первый квартал 2013 года, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Бакала Саткинского района Челябинской области.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Горводоканал» представили Приказ директора «О порядке ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды» от 10 января 2013 года, в котором указано, что ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды производится на основании письменных заявлений граждан без взимания платы с абонента. Кроме того, представителями ООО «Горводоканал» были представлены письменные пояснения, в которых было указано, что на момент рассмотрения антимонопольного дела гражданам возвращены денежные средства в связи с необоснованным взиманием платы, в 7 случаях на сумму 4720,45 рублей (по расходным ордерам), в 28 случаях гражданам выполнен перерасчет платы за услуги водоснабжения в квитанциях в сумме 674,35 рублей на общую сумму 18 881,80 руб.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действия ООО «Горводоканал», выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «Горводоканал» на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и на рынке услуг по вводу в эксплуатацию узлов учета холодной воды Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области по итогам 2012 года доминирующим.

2. Признать действия ООО «Горводоканал», выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды в период с 2012 года по первый квартал 2013 года, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Горводоканал» по факту взимания платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета холодной воды, то есть по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранениям нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Горводоканал» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 7-03/13 [format] => [safe_value] => № 7-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-15 10:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-15 10:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375869754 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )