Решение и предписание по делу № 6-03/13 в отношении МУП «Каслинский автовокзал»

Номер дела: № 6-03/13
Дата публикации: 17 апреля 2013, 15:52

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;

Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Берешкеев Данис Владимирович - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей МУП «Каслинский автовокзал», действующих по доверенности,

рассмотрев дело № 6-03/13 по признакам нарушения МУП «Каслинский автовокзал» (456835, г. Касли, ул. Ленина, 71) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

  

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения МУП «Каслинский автовокзал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом установлено, что директором МУП «Каслинский автовокзал» утверждена плата за предварительную продажу билетов на 2011 год в размере 10 рублей, на 2012 год в размере 15 рублей.

Из материалов дела, а также устных пояснений представителей ООО «Каслинский автовокзал» антимонопольным органом установлено следующее.

При взимании платы за услугу по предварительной продаже билетов на междугородние перевозки автовокзал руководствовался Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», который устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки.

В соответствии с приложением 23 к указанным правилам автовокзал (автостанция) организует, в том числе: продажу билетов на проезд и провоз подлежащего оплате багажа на все предусмотренные расписанием отправления автобусов и маршрутных таксомоторов.

Билетные кассы обязаны создавать для пассажиров возможность приобрести билеты с наименьшей затратой времени.

Продажа билетов производится в кассах предварительной продажи, реализующих билеты предварительно, и в кассах текущей продажи, за 24 часа и менее до отправления автобуса и маршрутного таксомотора.

Исходя из объема текущей продажи билетов, работа касс организуется по принципу закрепления за определенной кассой обслуживаемых направлений или рейсов либо по принципу централизованного управления, когда все кассы продают билеты на все направления.

Кроме того, представители МУП «Каслинский автовокзал» указали, что приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 утверждены указания по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению». Пункт 16 данных указаний предусматривает, что в объем услуг транспорта включается, в том числе размер сбора от предварительной продажи билетов.

Статья доходов от сборов за предварительную продажу включалась в плановую выручку и расходовалась на хозяйственные нужды, оказание материальной помощи, строительство административно-бытового корпуса, покупку новых автобусов и другие.

На заседание Комиссии ответчиком представлен приказ директора МУП «Каслинский автовокзал» № 1/пр.2012 от 27.07.2012, согласно которому было прекращено взимание с пассажиров сбора за предварительную продажу в размере 15 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Каслинский автовокзал» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Учитывая, что доля МУП «Каслинский автовокзал» на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проезда в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа Челябинской области по итогам 2011 - 2012 года составила более 50 процентов, положение МУП «Каслинский автовокзал» на соответствующем рынке на территории Каслинского городского округа Челябинской области следует признать доминирующим.

В связи с чем, МУП «Каслинский автовокзал» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

2. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозки), определяют, что «автовокзал» - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Функции автовокзала на территории Каслинского городского округа Челябинской области осуществляет МУП «Каслинский автовокзал».

В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Каслинский автовокзал» взимал сбор за предварительную продажу билетов за проезд по маршрутам регулярных перевозок в 2011 году в размере 10 рублей, а также в 2012 году в размере 15 рублей.

В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы:

- услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке);

- услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

- услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.);

- информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.);

- оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.;

- предоставление санитарно-гигиенических услуг;

- услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Правила перевозок действуют с 19.03.2009.

На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.

В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Таким образом, новые редакции Устава и Правил перевозок пассажиров рассматривают любую продажу билетов не менее чем за 10 суток как текущую и не предусматривают предварительную продажу билетов как основание для взимания за нее сбора.

Довод ответчика о том что, право взимания дополнительного сбора за предварительную продажу билетов закреплено Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» антимонопольным органом не принимается.

Положения Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» применяется только в части, не противоречащей Уставу и Правилам перевозок.

Отмечаем, что пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

По мнению Челябинского УФАС России, стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова.

Таким образом, устанавливая плату за предварительную продажу билетов, МУП «Каслинский автовокзал» нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, тем самым ущемляет интересы пассажиров.

По мнению антимонопольного органа, формирование доходной части хозяйственной деятельности общества за счет потребителей без фактического предоставления дополнительных услуг незаконно.

Действия МУП «Каслинский автовокзал» по установлению сбора за предварительную продажу билетов выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав, необоснованно возлагают на пассажиров дополнительные обязанности, тем самым ущемляют их интересы.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, действия МУП «Каслинский автовокзал», выразившиеся в необоснованном взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проездов в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа.

На основании части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией запрошена информация о сумме выручки, полученной МУП «Каслинский автовокзал» от оказания услуг по предварительной продаже билетов на автомобильную перевозку по междугородним маршрутам, которая за 2011 год составила 32 836 (тридцать две тысячи весемьсот тридцать шесть рублей) 78 копеек с рентабельностью минус 0.14 %, а за 2012 год 20 200 (двадцать тысяч двести рублей) 69 копеек с рентабельностью 6 %.

С учетом представленной МУП «Каслинский автовокзал» информации в федеральный бюджет подлежит перечислению выручка от предварительной продажи билетов за 2012 год, что составляет 20 200 рублей 69 копеек.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение МУП «Каслинский автовокзал» на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проездов в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа Челябинской области по итогам 2011 - 2012 года доминирующим;

  2. Признать действия МУП «Каслинский автовокзал», выразившиеся в необоснованном взимании дополнительного сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  3. Производство по делу, возбужденному в отношении МУП «Каслинский автовокзал», в части нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

  4. Выдать МУП «Каслинский автовокзал» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 20 200 рублей 69 копеек;

  5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

Д.В. Берешкеев 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10

 

17 апреля 2013 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;

Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Берешкеев Данис Владимирович – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 8 апреля 2013 года по делу № 6-03/13 о нарушении МУП «Каслинский автовокзал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Каслинский автовокзал» в срок до 15 мая 2013 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в размере 20 200 рублей 69 копеек.

2. МУП «Каслинский автовокзал» в срок до 15 мая 2013 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010016000140, ОКАТО 75401000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

Д.В. Берешкеев

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7997 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 6-03/13 в отношении МУП «Каслинский автовокзал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7997 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375869351 [changed] => 1375869351 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375869351 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;

Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Берешкеев Данис Владимирович - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей МУП «Каслинский автовокзал», действующих по доверенности,

рассмотрев дело № 6-03/13 по признакам нарушения МУП «Каслинский автовокзал» (456835, г. Касли, ул. Ленина, 71) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

  

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения МУП «Каслинский автовокзал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом установлено, что директором МУП «Каслинский автовокзал» утверждена плата за предварительную продажу билетов на 2011 год в размере 10 рублей, на 2012 год в размере 15 рублей.

Из материалов дела, а также устных пояснений представителей ООО «Каслинский автовокзал» антимонопольным органом установлено следующее.

При взимании платы за услугу по предварительной продаже билетов на междугородние перевозки автовокзал руководствовался Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», который устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки.

В соответствии с приложением 23 к указанным правилам автовокзал (автостанция) организует, в том числе: продажу билетов на проезд и провоз подлежащего оплате багажа на все предусмотренные расписанием отправления автобусов и маршрутных таксомоторов.

Билетные кассы обязаны создавать для пассажиров возможность приобрести билеты с наименьшей затратой времени.

Продажа билетов производится в кассах предварительной продажи, реализующих билеты предварительно, и в кассах текущей продажи, за 24 часа и менее до отправления автобуса и маршрутного таксомотора.

Исходя из объема текущей продажи билетов, работа касс организуется по принципу закрепления за определенной кассой обслуживаемых направлений или рейсов либо по принципу централизованного управления, когда все кассы продают билеты на все направления.

Кроме того, представители МУП «Каслинский автовокзал» указали, что приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 утверждены указания по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению». Пункт 16 данных указаний предусматривает, что в объем услуг транспорта включается, в том числе размер сбора от предварительной продажи билетов.

Статья доходов от сборов за предварительную продажу включалась в плановую выручку и расходовалась на хозяйственные нужды, оказание материальной помощи, строительство административно-бытового корпуса, покупку новых автобусов и другие.

На заседание Комиссии ответчиком представлен приказ директора МУП «Каслинский автовокзал» № 1/пр.2012 от 27.07.2012, согласно которому было прекращено взимание с пассажиров сбора за предварительную продажу в размере 15 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Каслинский автовокзал» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Учитывая, что доля МУП «Каслинский автовокзал» на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проезда в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа Челябинской области по итогам 2011 - 2012 года составила более 50 процентов, положение МУП «Каслинский автовокзал» на соответствующем рынке на территории Каслинского городского округа Челябинской области следует признать доминирующим.

В связи с чем, МУП «Каслинский автовокзал» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

2. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозки), определяют, что «автовокзал» - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Функции автовокзала на территории Каслинского городского округа Челябинской области осуществляет МУП «Каслинский автовокзал».

В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Каслинский автовокзал» взимал сбор за предварительную продажу билетов за проезд по маршрутам регулярных перевозок в 2011 году в размере 10 рублей, а также в 2012 году в размере 15 рублей.

В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы:

- услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке);

- услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

- услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.);

- информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.);

- оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.;

- предоставление санитарно-гигиенических услуг;

- услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Правила перевозок действуют с 19.03.2009.

На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.

В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Таким образом, новые редакции Устава и Правил перевозок пассажиров рассматривают любую продажу билетов не менее чем за 10 суток как текущую и не предусматривают предварительную продажу билетов как основание для взимания за нее сбора.

Довод ответчика о том что, право взимания дополнительного сбора за предварительную продажу билетов закреплено Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» антимонопольным органом не принимается.

Положения Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» применяется только в части, не противоречащей Уставу и Правилам перевозок.

Отмечаем, что пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

По мнению Челябинского УФАС России, стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова.

Таким образом, устанавливая плату за предварительную продажу билетов, МУП «Каслинский автовокзал» нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, тем самым ущемляет интересы пассажиров.

По мнению антимонопольного органа, формирование доходной части хозяйственной деятельности общества за счет потребителей без фактического предоставления дополнительных услуг незаконно.

Действия МУП «Каслинский автовокзал» по установлению сбора за предварительную продажу билетов выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав, необоснованно возлагают на пассажиров дополнительные обязанности, тем самым ущемляют их интересы.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, действия МУП «Каслинский автовокзал», выразившиеся в необоснованном взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проездов в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа.

На основании части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией запрошена информация о сумме выручки, полученной МУП «Каслинский автовокзал» от оказания услуг по предварительной продаже билетов на автомобильную перевозку по междугородним маршрутам, которая за 2011 год составила 32 836 (тридцать две тысячи весемьсот тридцать шесть рублей) 78 копеек с рентабельностью минус 0.14 %, а за 2012 год 20 200 (двадцать тысяч двести рублей) 69 копеек с рентабельностью 6 %.

С учетом представленной МУП «Каслинский автовокзал» информации в федеральный бюджет подлежит перечислению выручка от предварительной продажи билетов за 2012 год, что составляет 20 200 рублей 69 копеек.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение МУП «Каслинский автовокзал» на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проездов в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа Челябинской области по итогам 2011 - 2012 года доминирующим;

  2. Признать действия МУП «Каслинский автовокзал», выразившиеся в необоснованном взимании дополнительного сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  3. Производство по делу, возбужденному в отношении МУП «Каслинский автовокзал», в части нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

  4. Выдать МУП «Каслинский автовокзал» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 20 200 рублей 69 копеек;

  5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

Д.В. Берешкеев 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10

 

17 апреля 2013 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;

Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Берешкеев Данис Владимирович – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 8 апреля 2013 года по делу № 6-03/13 о нарушении МУП «Каслинский автовокзал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Каслинский автовокзал» в срок до 15 мая 2013 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в размере 20 200 рублей 69 копеек.

2. МУП «Каслинский автовокзал» в срок до 15 мая 2013 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010016000140, ОКАТО 75401000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

Д.В. Берешкеев

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;

Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Берешкеев Данис Владимирович - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

в присутствии представителей МУП «Каслинский автовокзал», действующих по доверенности,

рассмотрев дело № 6-03/13 по признакам нарушения МУП «Каслинский автовокзал» (456835, г. Касли, ул. Ленина, 71) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

  

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело по признакам нарушения МУП «Каслинский автовокзал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом установлено, что директором МУП «Каслинский автовокзал» утверждена плата за предварительную продажу билетов на 2011 год в размере 10 рублей, на 2012 год в размере 15 рублей.

Из материалов дела, а также устных пояснений представителей ООО «Каслинский автовокзал» антимонопольным органом установлено следующее.

При взимании платы за услугу по предварительной продаже билетов на междугородние перевозки автовокзал руководствовался Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», который устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки.

В соответствии с приложением 23 к указанным правилам автовокзал (автостанция) организует, в том числе: продажу билетов на проезд и провоз подлежащего оплате багажа на все предусмотренные расписанием отправления автобусов и маршрутных таксомоторов.

Билетные кассы обязаны создавать для пассажиров возможность приобрести билеты с наименьшей затратой времени.

Продажа билетов производится в кассах предварительной продажи, реализующих билеты предварительно, и в кассах текущей продажи, за 24 часа и менее до отправления автобуса и маршрутного таксомотора.

Исходя из объема текущей продажи билетов, работа касс организуется по принципу закрепления за определенной кассой обслуживаемых направлений или рейсов либо по принципу централизованного управления, когда все кассы продают билеты на все направления.

Кроме того, представители МУП «Каслинский автовокзал» указали, что приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 утверждены указания по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «объем платных услуг населению». Пункт 16 данных указаний предусматривает, что в объем услуг транспорта включается, в том числе размер сбора от предварительной продажи билетов.

Статья доходов от сборов за предварительную продажу включалась в плановую выручку и расходовалась на хозяйственные нужды, оказание материальной помощи, строительство административно-бытового корпуса, покупку новых автобусов и другие.

На заседание Комиссии ответчиком представлен приказ директора МУП «Каслинский автовокзал» № 1/пр.2012 от 27.07.2012, согласно которому было прекращено взимание с пассажиров сбора за предварительную продажу в размере 15 рублей.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «Каслинский автовокзал» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Учитывая, что доля МУП «Каслинский автовокзал» на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проезда в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа Челябинской области по итогам 2011 - 2012 года составила более 50 процентов, положение МУП «Каслинский автовокзал» на соответствующем рынке на территории Каслинского городского округа Челябинской области следует признать доминирующим.

В связи с чем, МУП «Каслинский автовокзал» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

2. Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозки), определяют, что «автовокзал» - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Функции автовокзала на территории Каслинского городского округа Челябинской области осуществляет МУП «Каслинский автовокзал».

В ходе рассмотрения дела установлено, что МУП «Каслинский автовокзал» взимал сбор за предварительную продажу билетов за проезд по маршрутам регулярных перевозок в 2011 году в размере 10 рублей, а также в 2012 году в размере 15 рублей.

В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы:

- услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке);

- услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя:

- услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.);

- информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.);

- оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.;

- предоставление санитарно-гигиенических услуг;

- услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

Правила перевозок действуют с 19.03.2009.

На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.

В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.

В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Таким образом, новые редакции Устава и Правил перевозок пассажиров рассматривают любую продажу билетов не менее чем за 10 суток как текущую и не предусматривают предварительную продажу билетов как основание для взимания за нее сбора.

Довод ответчика о том что, право взимания дополнительного сбора за предварительную продажу билетов закреплено Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» антимонопольным органом не принимается.

Положения Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» применяется только в части, не противоречащей Уставу и Правилам перевозок.

Отмечаем, что пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

По мнению Челябинского УФАС России, стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова.

Таким образом, устанавливая плату за предварительную продажу билетов, МУП «Каслинский автовокзал» нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, тем самым ущемляет интересы пассажиров.

По мнению антимонопольного органа, формирование доходной части хозяйственной деятельности общества за счет потребителей без фактического предоставления дополнительных услуг незаконно.

Действия МУП «Каслинский автовокзал» по установлению сбора за предварительную продажу билетов выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав, необоснованно возлагают на пассажиров дополнительные обязанности, тем самым ущемляют их интересы.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, действия МУП «Каслинский автовокзал», выразившиеся в необоснованном взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проездов в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа.

На основании части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией запрошена информация о сумме выручки, полученной МУП «Каслинский автовокзал» от оказания услуг по предварительной продаже билетов на автомобильную перевозку по междугородним маршрутам, которая за 2011 год составила 32 836 (тридцать две тысячи весемьсот тридцать шесть рублей) 78 копеек с рентабельностью минус 0.14 %, а за 2012 год 20 200 (двадцать тысяч двести рублей) 69 копеек с рентабельностью 6 %.

С учетом представленной МУП «Каслинский автовокзал» информации в федеральный бюджет подлежит перечислению выручка от предварительной продажи билетов за 2012 год, что составляет 20 200 рублей 69 копеек.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение МУП «Каслинский автовокзал» на рынке услуг по продаже билетов пассажирам через кассы автовокзалов для проездов в междугородном сообщении автомобильным транспортом на территории Каслинского городского округа Челябинской области по итогам 2011 - 2012 года доминирующим;

  2. Признать действия МУП «Каслинский автовокзал», выразившиеся в необоснованном взимании дополнительного сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

  3. Производство по делу, возбужденному в отношении МУП «Каслинский автовокзал», в части нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

  4. Выдать МУП «Каслинский автовокзал» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 20 200 рублей 69 копеек;

  5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

Д.В. Берешкеев 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10

 

17 апреля 2013 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Козлова Анна Алексеевна - руководитель Челябинского УФАС России;

Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Берешкеев Данис Владимирович – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 8 апреля 2013 года по делу № 6-03/13 о нарушении МУП «Каслинский автовокзал» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МУП «Каслинский автовокзал» в срок до 15 мая 2013 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в размере 20 200 рублей 69 копеек.

2. МУП «Каслинский автовокзал» в срок до 15 мая 2013 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения предписания.

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010016000140, ОКАТО 75401000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

Д.В. Берешкеев

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 6-03/13 [format] => [safe_value] => № 6-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-17 09:52:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-17 09:52:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375869351 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )