Решение по делу № 5-03/13 в отношении ООО «Теплоэнергетика»

Номер дела: № 5-03/13
Дата публикации: 25 апреля 2013, 15:45

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

представителя ООО «Комфорт» (приказ о назначении на должность от 29.02.2008 № 54-К);

представителя ООО «Комфорт» по доверенности;

представителя ООО «Теплоэнергетика» по доверенности,

в отсутствие заявителя <...>, надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 5-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление председателя Совета дома № 33 МКР-2 города Усть-Катава <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в ущемлении прав жильцов при вводе в эксплуатацию с 5 сентября по настоящее время общедомового прибора учета по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33.

Собственниками дома по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, выбран способ управления – непосредственное управление.

ООО «Комфорт» согласно договору от 1 апреля 2012 года осуществляет работы, в том числе по техническому обслуживанию внутренней инженерной системы теплоснабжения и общедомового прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Усть-Катавского городского округа на 2009 год» в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, на основании проекта, прошедшего государственную экспертизу, был установлен узел учета тепловой энергии на базе теплосчетчика «ЭЛЬФ-03» номер госреестра 32552-06, с расходомерами WPHI-N-H-50.

Актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узел учета тепловой энергии, установленный по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, допущен в эксплуатацию на период с 23 декабря 2009 года по 23 декабря 2010 года.

Перед началом отопительного сезона 2012-2013 годов собственниками многоквартирного дома № 33 МКР-2 г. Усть-Катава было принято решение о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета для дальнейшего проведения взаимных расчетов, исходя из показателей теплосчетчика. На основании данного решения ООО «Комфорт» 29 августа 2012 года направило в адрес ООО «Теплоэнергетика» письмо с просьбой принять в эксплуатацию узел учета тепловой энергии по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33.

5 сентября 2012 года представители ООО «Теплоэнергетика» составили акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, в котором было указано, что узел учета не соответствует: отсутствие гальванической связи между трубопроводами, предотвращающие повреждения входных измерительных цепей вычислителя; в вычислителе «Эльф» через один ввод пропущено несколько кабелей; представлены не все паспорта на приборы учета; термометры, показывающие манометры; при проверке на работоспособность узла учета было выявлено, что тепловычислитель не считает тепловую энергию за потребляемый объем в ночное время.

ООО «Теплоэнергетика» вновь было приглашено на проверку готовности узла учета тепловой энергии. В акте от 10 октября 2012 года было указано, что узел учета тепловой энергии не допускается в эксплуатацию, так как не представлены паспорта на приборы учета, не представлена экспертиза проекта, не представлен проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, согласно акту допуска в эксплуатацию от 19 октября 2012 года при проверке на работоспособность. Расходомер ДУ=50 не проходит по допускаемым потерям напора МКД, в ходе осмотра дополнительно установлено три пломбы на распределительных коробках.

19 октября 2012 года вышедший из строя счетчик горячей воды на подающем трубопроводе был заменен.

ООО «Теплоэнергетика» представило акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 26 октября 2012 года, в котором указала, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию при условии замены расходометров ДУ=50 на расходометры ДУ=65 до 25 ноября 2012 года.

13 февраля 2013 года во исполнение решения Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13.12.2013 по делу № 2-497/2012 специалистами ООО «Теплоэнергетика» в присутствии представителей ООО «Комфорт» был произведен технический осмотр узла учета тепловой энергии и составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.

19 февраля 2013 года ООО «Комфорт» отказалось от подписания акта допуска в эксплуатацию по следующим причинам. По мнению ООО «Комфорт», узел учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, должен быть введен в эксплуатацию на период с 13 февраля 2013 года по 16 июня 2015 года, в акте допуска в эксплуатацию от 13 февраля 2013 года было указано: «до начала отопительного сезона 2014-2015».

Акт допуска в эксплуатацию узла учета, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан со стороны ООО «Комфорт» 5 марта 2013 года.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ООО «Теплоэнергетика» дополнительно пояснил, что в 2009 году ООО «Теплоэнергетика» согласовало проект на установку общедомового узла учета тепловой энергии в доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33. Проектом на установку узла учета тепловой энергии предусмотрена установка счетчиков марки ВМГ-50.

Фактически в 2009 году в состав узла учета тепловой энергии были смонтированы и приняты в эксплуатацию счетчики марки ВМГ-50, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 23.12.2009. Указанный акт допуска был подписан представителем ООО «Теплоэнергетика» и представителем ООО «Комфорт». В настоящее время на узле учета фактически установлены счетчики марки WPHI-N-H, WPHI-N-W.

13 марта 2013 года ООО «Теплоэнергетика» направило в Челябинский областной суд апелляционную жалобу на решение Усть-Катавского городского суда от 13 декабря 2012 года по делу № 2-497/2012. В апелляционной жалобе содержалось требование о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы.

9 апреля 2013 года Усть-Катавский городской суд вынес определение об отказе ООО «Теплоэнергетика» в восстановлении срока на апелляционное обжалование решения Усть-Катавского городского суда. ООО «Теплоэнергетика» подало частную жалобу на определение Усть-Катавского городского суда.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Комфорт» дополнительно пояснили, что в 2009 году по программе капитального ремонта был выполнен монтаж общедомового прибора учета тепловой энергии. Монтаж был сделан по проекту, выполненному специализированной организацией ООО «Тепловые системы» и согласован с представителями ООО «Теплоэнергетика». Заказчиком работ по проектированию была администрация Усть-Катавского городского округа в лице «Управления инфраструктуры и строительства». Работы выполнялись в соответствии с локальной сметой, прошедшей государственную экспертизу. Проектом была предусмотрена установка расходомеров марки WPHI-N-H, WPHI-N-W, диаметром 50 мм.

Номер 050330113 счетчика соответствует номеру в паспорте на счетчик фирмы Ценнер марки WPHI-N-W, номер 201232 счетчика соответствует номеру в паспорте на счетчик фирмы Ценнер марки WPHI-N-H. При приемке узла учета специалист ООО «Теплоэнергетика» провел сверку номеров, указанных в паспортах на приборы учета, с номерами фактически установленных, но при заполнении акта допустил ошибку при написании типа прибора. Представитель ООО «Комфорт» не обратил внимание на данную неточность. В 2012 году после принятия решения по вводу в эксплуатацию теплосчетчика для коммерческих взаиморасчетов приборы были заменены на аналогичные в связи с тем, что один из них вышел из строя, а второй не прошел Госповерку.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 71.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936 (далее — Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учета.

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Анализ указанного положения нормативного правового акта позволяет сделать вывод о том, что предъявление представителю энергоснабжающей организации перечисленных в нем документов должно производиться одновременно с узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

В силу пункта 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Для учета тепловой энергии, потребленной жильцами многоквартирного жилого дома по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, установлены узлы учета тепловой энергии, в состав которых входят: тепловычислитель «Эльф-03» заводский номер 12483209, счетчик горячей воды WPHI-N-W, заводской номер 653693, комплект термометров сопротивления, заводской номер 11.03463, счетчик водяной на ГВС, заводской номер 084574669, термометр сопротивления ГВС, заводской номер 09.02657. Все приборы прошли проверку, внесены в реестр средств измерений.

Узел учета установлен по проекту, согласованному с ООО «Теплоэнергетика» и прошел экспертизу, все расчеты давления в проекте были выполнены при расходомерах ДУ=50.

В Решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области по делу № 2-497/2012 от 13 декабря 2012 года указано, что прибор учета, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, исправен и может достоверно определять количество тепловой энергии и регистрировать параметры теплоносителя. Довод ООО «Теплоэнергетика» о том, что в узле учета тепловой энергии поставлены расходомеры не той марки, в соответствие с решением Усть-Катавского городского суда является необоснованным, так как паспорта на расходомеры, которые установлены на узле учета, полностью соответствуют проектам. Кроме того, в решение Усть-Катавского городского суда сделан вывод о том, что теплоснабжающая организация, указывающая в актах допуска в эксплуатацию различные причины невозможности принять в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, умышленно затягивает принятие указанного узла учета, тем самым нарушая права жителей многоквартирного дома на оплату за фактически потребленное тепло.

Из материалов дела следует, что заявка ООО «Комфорт» была направлена в адрес ООО «Теплоэнергетика» 29.08.2012.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан сторонами в марте 2013 года.

В акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, подписанного сторонами, представителем ООО «Теплоэнергетика» указано следующее: «Произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом № 33, и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что: во исполнении решения Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13.12.2012, по делу № 2-497/2012 узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 1 февраля 2013 года по 15 сентября 2013 года», представителем ООО «Комфорт» <...> ООО «Комфорт» <...>) указано следующее: «Акт согласован при условии допуска в эксплуатацию на период с 13 февраля 2013 года по 16 июня 2015 года». Акт допуска в эксплуатацию представителем ООО «Комфорт» был подписан 05.03.2013.

Длительное необоснованное уклонение ООО «Теплоэнергетика» от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию приборов узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, явилось препятствием в реализации гражданами, проживающими в этом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствовали увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

В материалах антимонопольного дела имеется информация о том, что акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, расположенного по адресу: по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан сторонами в марте 2013 года.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действие ООО «Теплоэнергетика», выразившегося в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Теплоэнергетика» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Теплоэнергетика» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

stdClass Object ( [vid] => 7996 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 5-03/13 в отношении ООО «Теплоэнергетика» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7996 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375868978 [changed] => 1375868978 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375868978 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 


 

Председатель Комиссии:


 

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;


 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

представителя ООО «Комфорт» (приказ о назначении на должность от 29.02.2008 № 54-К);

представителя ООО «Комфорт» по доверенности;

представителя ООО «Теплоэнергетика» по доверенности,

в отсутствие заявителя <...>, надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 5-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление председателя Совета дома № 33 МКР-2 города Усть-Катава <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в ущемлении прав жильцов при вводе в эксплуатацию с 5 сентября по настоящее время общедомового прибора учета по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33.

Собственниками дома по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, выбран способ управления – непосредственное управление.

ООО «Комфорт» согласно договору от 1 апреля 2012 года осуществляет работы, в том числе по техническому обслуживанию внутренней инженерной системы теплоснабжения и общедомового прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Усть-Катавского городского округа на 2009 год» в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, на основании проекта, прошедшего государственную экспертизу, был установлен узел учета тепловой энергии на базе теплосчетчика «ЭЛЬФ-03» номер госреестра 32552-06, с расходомерами WPHI-N-H-50.

Актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узел учета тепловой энергии, установленный по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, допущен в эксплуатацию на период с 23 декабря 2009 года по 23 декабря 2010 года.

Перед началом отопительного сезона 2012-2013 годов собственниками многоквартирного дома № 33 МКР-2 г. Усть-Катава было принято решение о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета для дальнейшего проведения взаимных расчетов, исходя из показателей теплосчетчика. На основании данного решения ООО «Комфорт» 29 августа 2012 года направило в адрес ООО «Теплоэнергетика» письмо с просьбой принять в эксплуатацию узел учета тепловой энергии по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33.

5 сентября 2012 года представители ООО «Теплоэнергетика» составили акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, в котором было указано, что узел учета не соответствует: отсутствие гальванической связи между трубопроводами, предотвращающие повреждения входных измерительных цепей вычислителя; в вычислителе «Эльф» через один ввод пропущено несколько кабелей; представлены не все паспорта на приборы учета; термометры, показывающие манометры; при проверке на работоспособность узла учета было выявлено, что тепловычислитель не считает тепловую энергию за потребляемый объем в ночное время.

ООО «Теплоэнергетика» вновь было приглашено на проверку готовности узла учета тепловой энергии. В акте от 10 октября 2012 года было указано, что узел учета тепловой энергии не допускается в эксплуатацию, так как не представлены паспорта на приборы учета, не представлена экспертиза проекта, не представлен проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, согласно акту допуска в эксплуатацию от 19 октября 2012 года при проверке на работоспособность. Расходомер ДУ=50 не проходит по допускаемым потерям напора МКД, в ходе осмотра дополнительно установлено три пломбы на распределительных коробках.

19 октября 2012 года вышедший из строя счетчик горячей воды на подающем трубопроводе был заменен.

ООО «Теплоэнергетика» представило акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 26 октября 2012 года, в котором указала, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию при условии замены расходометров ДУ=50 на расходометры ДУ=65 до 25 ноября 2012 года.

13 февраля 2013 года во исполнение решения Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13.12.2013 по делу № 2-497/2012 специалистами ООО «Теплоэнергетика» в присутствии представителей ООО «Комфорт» был произведен технический осмотр узла учета тепловой энергии и составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.

19 февраля 2013 года ООО «Комфорт» отказалось от подписания акта допуска в эксплуатацию по следующим причинам. По мнению ООО «Комфорт», узел учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, должен быть введен в эксплуатацию на период с 13 февраля 2013 года по 16 июня 2015 года, в акте допуска в эксплуатацию от 13 февраля 2013 года было указано: «до начала отопительного сезона 2014-2015».

Акт допуска в эксплуатацию узла учета, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан со стороны ООО «Комфорт» 5 марта 2013 года.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ООО «Теплоэнергетика» дополнительно пояснил, что в 2009 году ООО «Теплоэнергетика» согласовало проект на установку общедомового узла учета тепловой энергии в доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33. Проектом на установку узла учета тепловой энергии предусмотрена установка счетчиков марки ВМГ-50.

Фактически в 2009 году в состав узла учета тепловой энергии были смонтированы и приняты в эксплуатацию счетчики марки ВМГ-50, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 23.12.2009. Указанный акт допуска был подписан представителем ООО «Теплоэнергетика» и представителем ООО «Комфорт». В настоящее время на узле учета фактически установлены счетчики марки WPHI-N-H, WPHI-N-W.

13 марта 2013 года ООО «Теплоэнергетика» направило в Челябинский областной суд апелляционную жалобу на решение Усть-Катавского городского суда от 13 декабря 2012 года по делу № 2-497/2012. В апелляционной жалобе содержалось требование о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы.

9 апреля 2013 года Усть-Катавский городской суд вынес определение об отказе ООО «Теплоэнергетика» в восстановлении срока на апелляционное обжалование решения Усть-Катавского городского суда. ООО «Теплоэнергетика» подало частную жалобу на определение Усть-Катавского городского суда.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Комфорт» дополнительно пояснили, что в 2009 году по программе капитального ремонта был выполнен монтаж общедомового прибора учета тепловой энергии. Монтаж был сделан по проекту, выполненному специализированной организацией ООО «Тепловые системы» и согласован с представителями ООО «Теплоэнергетика». Заказчиком работ по проектированию была администрация Усть-Катавского городского округа в лице «Управления инфраструктуры и строительства». Работы выполнялись в соответствии с локальной сметой, прошедшей государственную экспертизу. Проектом была предусмотрена установка расходомеров марки WPHI-N-H, WPHI-N-W, диаметром 50 мм.

Номер 050330113 счетчика соответствует номеру в паспорте на счетчик фирмы Ценнер марки WPHI-N-W, номер 201232 счетчика соответствует номеру в паспорте на счетчик фирмы Ценнер марки WPHI-N-H. При приемке узла учета специалист ООО «Теплоэнергетика» провел сверку номеров, указанных в паспортах на приборы учета, с номерами фактически установленных, но при заполнении акта допустил ошибку при написании типа прибора. Представитель ООО «Комфорт» не обратил внимание на данную неточность. В 2012 году после принятия решения по вводу в эксплуатацию теплосчетчика для коммерческих взаиморасчетов приборы были заменены на аналогичные в связи с тем, что один из них вышел из строя, а второй не прошел Госповерку.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 71.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936 (далее — Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учета.

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Анализ указанного положения нормативного правового акта позволяет сделать вывод о том, что предъявление представителю энергоснабжающей организации перечисленных в нем документов должно производиться одновременно с узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

В силу пункта 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Для учета тепловой энергии, потребленной жильцами многоквартирного жилого дома по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, установлены узлы учета тепловой энергии, в состав которых входят: тепловычислитель «Эльф-03» заводский номер 12483209, счетчик горячей воды WPHI-N-W, заводской номер 653693, комплект термометров сопротивления, заводской номер 11.03463, счетчик водяной на ГВС, заводской номер 084574669, термометр сопротивления ГВС, заводской номер 09.02657. Все приборы прошли проверку, внесены в реестр средств измерений.

Узел учета установлен по проекту, согласованному с ООО «Теплоэнергетика» и прошел экспертизу, все расчеты давления в проекте были выполнены при расходомерах ДУ=50.

В Решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области по делу № 2-497/2012 от 13 декабря 2012 года указано, что прибор учета, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, исправен и может достоверно определять количество тепловой энергии и регистрировать параметры теплоносителя. Довод ООО «Теплоэнергетика» о том, что в узле учета тепловой энергии поставлены расходомеры не той марки, в соответствие с решением Усть-Катавского городского суда является необоснованным, так как паспорта на расходомеры, которые установлены на узле учета, полностью соответствуют проектам. Кроме того, в решение Усть-Катавского городского суда сделан вывод о том, что теплоснабжающая организация, указывающая в актах допуска в эксплуатацию различные причины невозможности принять в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, умышленно затягивает принятие указанного узла учета, тем самым нарушая права жителей многоквартирного дома на оплату за фактически потребленное тепло.

Из материалов дела следует, что заявка ООО «Комфорт» была направлена в адрес ООО «Теплоэнергетика» 29.08.2012.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан сторонами в марте 2013 года.

В акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, подписанного сторонами, представителем ООО «Теплоэнергетика» указано следующее: «Произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом № 33, и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что: во исполнении решения Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13.12.2012, по делу № 2-497/2012 узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 1 февраля 2013 года по 15 сентября 2013 года», представителем ООО «Комфорт» <...> ООО «Комфорт» <...>) указано следующее: «Акт согласован при условии допуска в эксплуатацию на период с 13 февраля 2013 года по 16 июня 2015 года». Акт допуска в эксплуатацию представителем ООО «Комфорт» был подписан 05.03.2013.

Длительное необоснованное уклонение ООО «Теплоэнергетика» от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию приборов узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, явилось препятствием в реализации гражданами, проживающими в этом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствовали увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

В материалах антимонопольного дела имеется информация о том, что акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, расположенного по адресу: по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан сторонами в марте 2013 года.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действие ООО «Теплоэнергетика», выразившегося в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Теплоэнергетика» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Теплоэнергетика» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

Ветрова Татьяна Алексеевна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

Елкина Анна Игоревна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

представителя ООО «Комфорт» (приказ о назначении на должность от 29.02.2008 № 54-К);

представителя ООО «Комфорт» по доверенности;

представителя ООО «Теплоэнергетика» по доверенности,

в отсутствие заявителя <...>, надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 5-03/13 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетика» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление председателя Совета дома № 33 МКР-2 города Усть-Катава <...> на действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в ущемлении прав жильцов при вводе в эксплуатацию с 5 сентября по настоящее время общедомового прибора учета по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33.

Собственниками дома по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, выбран способ управления – непосредственное управление.

ООО «Комфорт» согласно договору от 1 апреля 2012 года осуществляет работы, в том числе по техническому обслуживанию внутренней инженерной системы теплоснабжения и общедомового прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Усть-Катавского городского округа на 2009 год» в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, на основании проекта, прошедшего государственную экспертизу, был установлен узел учета тепловой энергии на базе теплосчетчика «ЭЛЬФ-03» номер госреестра 32552-06, с расходомерами WPHI-N-H-50.

Актами допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя узел учета тепловой энергии, установленный по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, допущен в эксплуатацию на период с 23 декабря 2009 года по 23 декабря 2010 года.

Перед началом отопительного сезона 2012-2013 годов собственниками многоквартирного дома № 33 МКР-2 г. Усть-Катава было принято решение о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета для дальнейшего проведения взаимных расчетов, исходя из показателей теплосчетчика. На основании данного решения ООО «Комфорт» 29 августа 2012 года направило в адрес ООО «Теплоэнергетика» письмо с просьбой принять в эксплуатацию узел учета тепловой энергии по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33.

5 сентября 2012 года представители ООО «Теплоэнергетика» составили акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, в котором было указано, что узел учета не соответствует: отсутствие гальванической связи между трубопроводами, предотвращающие повреждения входных измерительных цепей вычислителя; в вычислителе «Эльф» через один ввод пропущено несколько кабелей; представлены не все паспорта на приборы учета; термометры, показывающие манометры; при проверке на работоспособность узла учета было выявлено, что тепловычислитель не считает тепловую энергию за потребляемый объем в ночное время.

ООО «Теплоэнергетика» вновь было приглашено на проверку готовности узла учета тепловой энергии. В акте от 10 октября 2012 года было указано, что узел учета тепловой энергии не допускается в эксплуатацию, так как не представлены паспорта на приборы учета, не представлена экспертиза проекта, не представлен проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, согласно акту допуска в эксплуатацию от 19 октября 2012 года при проверке на работоспособность. Расходомер ДУ=50 не проходит по допускаемым потерям напора МКД, в ходе осмотра дополнительно установлено три пломбы на распределительных коробках.

19 октября 2012 года вышедший из строя счетчик горячей воды на подающем трубопроводе был заменен.

ООО «Теплоэнергетика» представило акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 26 октября 2012 года, в котором указала, что узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию при условии замены расходометров ДУ=50 на расходометры ДУ=65 до 25 ноября 2012 года.

13 февраля 2013 года во исполнение решения Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13.12.2013 по делу № 2-497/2012 специалистами ООО «Теплоэнергетика» в присутствии представителей ООО «Комфорт» был произведен технический осмотр узла учета тепловой энергии и составлен акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.

19 февраля 2013 года ООО «Комфорт» отказалось от подписания акта допуска в эксплуатацию по следующим причинам. По мнению ООО «Комфорт», узел учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, должен быть введен в эксплуатацию на период с 13 февраля 2013 года по 16 июня 2015 года, в акте допуска в эксплуатацию от 13 февраля 2013 года было указано: «до начала отопительного сезона 2014-2015».

Акт допуска в эксплуатацию узла учета, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан со стороны ООО «Комфорт» 5 марта 2013 года.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ООО «Теплоэнергетика» дополнительно пояснил, что в 2009 году ООО «Теплоэнергетика» согласовало проект на установку общедомового узла учета тепловой энергии в доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33. Проектом на установку узла учета тепловой энергии предусмотрена установка счетчиков марки ВМГ-50.

Фактически в 2009 году в состав узла учета тепловой энергии были смонтированы и приняты в эксплуатацию счетчики марки ВМГ-50, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 23.12.2009. Указанный акт допуска был подписан представителем ООО «Теплоэнергетика» и представителем ООО «Комфорт». В настоящее время на узле учета фактически установлены счетчики марки WPHI-N-H, WPHI-N-W.

13 марта 2013 года ООО «Теплоэнергетика» направило в Челябинский областной суд апелляционную жалобу на решение Усть-Катавского городского суда от 13 декабря 2012 года по делу № 2-497/2012. В апелляционной жалобе содержалось требование о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы.

9 апреля 2013 года Усть-Катавский городской суд вынес определение об отказе ООО «Теплоэнергетика» в восстановлении срока на апелляционное обжалование решения Усть-Катавского городского суда. ООО «Теплоэнергетика» подало частную жалобу на определение Усть-Катавского городского суда.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители ООО «Комфорт» дополнительно пояснили, что в 2009 году по программе капитального ремонта был выполнен монтаж общедомового прибора учета тепловой энергии. Монтаж был сделан по проекту, выполненному специализированной организацией ООО «Тепловые системы» и согласован с представителями ООО «Теплоэнергетика». Заказчиком работ по проектированию была администрация Усть-Катавского городского округа в лице «Управления инфраструктуры и строительства». Работы выполнялись в соответствии с локальной сметой, прошедшей государственную экспертизу. Проектом была предусмотрена установка расходомеров марки WPHI-N-H, WPHI-N-W, диаметром 50 мм.

Номер 050330113 счетчика соответствует номеру в паспорте на счетчик фирмы Ценнер марки WPHI-N-W, номер 201232 счетчика соответствует номеру в паспорте на счетчик фирмы Ценнер марки WPHI-N-H. При приемке узла учета специалист ООО «Теплоэнергетика» провел сверку номеров, указанных в паспортах на приборы учета, с номерами фактически установленных, но при заполнении акта допустил ошибку при написании типа прибора. Представитель ООО «Комфорт» не обратил внимание на данную неточность. В 2012 году после принятия решения по вводу в эксплуатацию теплосчетчика для коммерческих взаиморасчетов приборы были заменены на аналогичные в связи с тем, что один из них вышел из строя, а второй не прошел Госповерку.

Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетика» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 71.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 12.09.1995 № Вк-4936 (далее — Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации.

Таким образом, именно на энергоснабжающую организацию возложена обязанность по допуску в эксплуатацию узлов учета.

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Анализ указанного положения нормативного правового акта позволяет сделать вывод о том, что предъявление представителю энергоснабжающей организации перечисленных в нем документов должно производиться одновременно с узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

В силу пункта 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее, чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Для учета тепловой энергии, потребленной жильцами многоквартирного жилого дома по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, установлены узлы учета тепловой энергии, в состав которых входят: тепловычислитель «Эльф-03» заводский номер 12483209, счетчик горячей воды WPHI-N-W, заводской номер 653693, комплект термометров сопротивления, заводской номер 11.03463, счетчик водяной на ГВС, заводской номер 084574669, термометр сопротивления ГВС, заводской номер 09.02657. Все приборы прошли проверку, внесены в реестр средств измерений.

Узел учета установлен по проекту, согласованному с ООО «Теплоэнергетика» и прошел экспертизу, все расчеты давления в проекте были выполнены при расходомерах ДУ=50.

В Решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области по делу № 2-497/2012 от 13 декабря 2012 года указано, что прибор учета, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, исправен и может достоверно определять количество тепловой энергии и регистрировать параметры теплоносителя. Довод ООО «Теплоэнергетика» о том, что в узле учета тепловой энергии поставлены расходомеры не той марки, в соответствие с решением Усть-Катавского городского суда является необоснованным, так как паспорта на расходомеры, которые установлены на узле учета, полностью соответствуют проектам. Кроме того, в решение Усть-Катавского городского суда сделан вывод о том, что теплоснабжающая организация, указывающая в актах допуска в эксплуатацию различные причины невозможности принять в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, умышленно затягивает принятие указанного узла учета, тем самым нарушая права жителей многоквартирного дома на оплату за фактически потребленное тепло.

Из материалов дела следует, что заявка ООО «Комфорт» была направлена в адрес ООО «Теплоэнергетика» 29.08.2012.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан сторонами в марте 2013 года.

В акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, подписанного сторонами, представителем ООО «Теплоэнергетика» указано следующее: «Произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом № 33, и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что: во исполнении решения Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 13.12.2012, по делу № 2-497/2012 узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 1 февраля 2013 года по 15 сентября 2013 года», представителем ООО «Комфорт» <...> ООО «Комфорт» <...>) указано следующее: «Акт согласован при условии допуска в эксплуатацию на период с 13 февраля 2013 года по 16 июня 2015 года». Акт допуска в эксплуатацию представителем ООО «Комфорт» был подписан 05.03.2013.

Длительное необоснованное уклонение ООО «Теплоэнергетика» от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию приборов узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, явилось препятствием в реализации гражданами, проживающими в этом доме, права на расчет платы за данную коммунальную услугу исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, предусмотренного статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, указанные действия ООО «Теплоэнергетика» потенциально способствовали увеличению расходов граждан на оплату данного коммунального ресурса, то есть ущемили их интересы.

В материалах антимонопольного дела имеется информация о том, что акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, расположенного по адресу: по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, был подписан сторонами в марте 2013 года.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действие ООО «Теплоэнергетика», выразившегося в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Теплоэнергетика», выразившиеся в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу в отношении ООО «Теплоэнергетика» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в длительном уклонении от рассмотрения заявки ООО «Комфорт» на ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, дом 33, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Теплоэнергетика» к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Т.А. Ветрова

А.И. Елкина

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 5-03/13 [format] => [safe_value] => № 5-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-25 09:45:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-25 09:45:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375868978 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )