Решение по делу № 73-04/10

Дата публикации: 6 марта 2011, 03:25

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «5» марта 2011 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2011 г.

            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г.– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

-Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» (Комсомольский проспект, д. 62, г. Челябинск, 454014) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Челябинское УФАС России обратилась <…> с заявлением о нарушении ТСЖ «Терем» антимонопольного законодательства (вх. от 25.05.2010 № 5620).

 

В указанном заявлении сообщается, что <…>, являясь собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 454014, г. Челябинск, Комсомольский проспект д. 62 (далее — Многоквартирный дом), обратилась в ТСЖ «Терем», которое является управляющей компанией, осуществляющей управление Многоквартирным домом, с просьбой выдать ей акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт».

 

Ответа на указанный запрос не последовало, а акт выдан не был. По мнению <…>, бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, нарушает требования части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленной информации, собственники многоквартирного дома выбрали способ управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, которое было зарегистрировано 13 ноября 2003 года и названо ТСЖ «Терем». 

 

Как видно из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права <…> является собственником нежилого помещения № 4, расположенного в подвальном этаже п адресу: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 62 (далее — Нежилое помещение).

 

22.01.2010 <…> направила в ТСЖ «Терем» письмо от 18.01.2010 с просьбой выдать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей на принадлежащее ей Нежилое помещение. В указанном письме <…> сообщает, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей  необходим ей для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» и что на ТСЖ «Терем» лежит обязанность выдать такой акт, которая закреплена в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон «Об электроэнергетике»).

 

В ответ, ТСЖ «Терем» направило <…> письмо от 25.01.2010 № 1, в котором сообщило, что <…> незаконно пользуется Нежилым помещением и что для решения вопросов по использованию коллективной собственности необходимо согласие всех собственников жилья дома. Вместе с этим, <…> была оповещена о проведении общего собрания членов ТСЖ «Терем» и была приглашена на него.

 

Как следует из представленного протокола общего собрания членов ТСЖ «Терем» от 13 марта 2010 года № 8 на повестке собрания решался, в том числе вопрос о предоставлении <…> акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

 

Как следует из протокола <…> заявила на собрании, что ей необходим акт разграничения балансовой принадлежности на Нежилое помещение. В ответ, член правления ТСЖ <…> пояснил, что у ТСЖ «Терем» нет договора энергоснабжения и нет возможности представить акт разграничения балансовой принадлежности.

 

08.03.2010 ТСЖ «Терем» получило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» от 03.03.2010 № 1052.

 

В указанном письме сообщалось, что ТСЖ «Терем» в силу пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» обязано предоставлять по требованию собственников документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности. В письме содержалась просьба оформить акт разграничения балансовой принадлежности <…> и направить его в адрес ОАО «Челябэнергосбыт».

 

В ходе рассмотрения дела № 73-04/10 ОАО «Челябэнергосбыт»  в письме от 28.07.2010 № ЧФ-01-363 пояснило, что между ним и <…> заключен договор энергоснабжения от 01.11.2008 № 5901. Указанный договор ежегодно продлевался вплоть до момента рассмотрения дела № 73-04/10. Стороны указанного договора в ходе рассмотрения дела подтвердили, что обязательства по договору энергоснабжения исполнялись на протяжении его действия обеими сторонами.

            

В ходе рассмотрения дела <…> поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, пояснив следующее.

           

По мнению <…> бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, незаконно и нарушает ее права и требования Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» и статьи 26 Закона «Об электроэнергетике». В соответствии с указанными нормативными актами  владельцы электросетей не вправе препятствовать перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства других потребителей и обязаны составлять и предоставлять по требованию документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности.

           

Не согласившись с доводами <…>, ТСЖ «Терем» пояснило следующее.

 

По мнению ТСЖ «Терем», <…> владеет помещением без законных оснований и не может считаться собственником Нежилого помещения и энергопринимающих устройств, расположенных в нем, следовательно, у ТСЖ «Терем» нет оснований выдавать ей акт разграничения балансовой принадлежности. Вместе с тем, Многоквартирный дом на время рассмотрения дела № 73-04/10 подключен по временной схеме электроснабжения, и ввиду этого общедомовые сети Многоквартирного дома не могут считаться технологически присоединенными ввиду того, что технические условия на присоединение не исполнены. В результате того, что техусловия не исполнены, ТСЖ «Терем» не имеет возможности определить границы своих сетей и выдавать акты разграничения балансовой принадлежности собственникам помещений в Многоквартирном доме. Кроме этого, по мнению ТСЖ «Терем», в силу требований Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» <...> обязана была осуществить ряд мероприятий для технологического присоединения, названных в пункте 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. По итогам выполнения указанных мероприятий <…> могла обратиться в ТСЖ «Терем» за выдачей акта разграничения балансовой принадлежности.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Федерального закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг). Как указано в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

           

Также в силу ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

           

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» одной их сфер деятельности субъектов естественной монополии является деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

           

Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

           

Как следует из ч. 2 ст. 26 названного Закона обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

           

В соответствии со сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2009 по делу № А60-15681/2009-С9, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 № 18АП-11755/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2011 № Ф09-735/11-С1) организации, занимающиеся обслуживанием и управлением общего домового имущества, не оказывают услуг по передаче электрической энергии по смыслу, предаваемому этому понятию законодательством об электроэнергетике, поэтому отсутствуют основания для отнесения этого лица к числу субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии.

           

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

           

Таким образом, бездействие организации, осуществляющей обслуживание и управление общедомовым имуществом, выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности собственнику энергопринимающих устройств по его требованию, нарушает требования пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», но не может нарушать требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции» ввиду отсутствия у названной организации статуса субъекта, занимающего доминирующее положение.

           

Учитывая отсутствие доминирующего положения у ТСЖ «Терем», Комиссия приходит к выводу об отсутствии факта нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в бездействии ТСЖ «Терем», выразившемся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей <…>.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ТСЖ «Терем».

  

Председатель Комиссии 

 

Е.Г. Семенова

 

 

Члены Комиссии

 

Ю.М. Расторгуева

 

В.Д. Волков

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Днем принятия решения считается день изготовления решения в полном объеме.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 5350 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 73-04/10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5350 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «5» марта 2011 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2011 г.

            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г.– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

-Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» (Комсомольский проспект, д. 62, г. Челябинск, 454014) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Челябинское УФАС России обратилась <…> с заявлением о нарушении ТСЖ «Терем» антимонопольного законодательства (вх. от 25.05.2010 № 5620).

 

В указанном заявлении сообщается, что <…>, являясь собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 454014, г. Челябинск, Комсомольский проспект д. 62 (далее — Многоквартирный дом), обратилась в ТСЖ «Терем», которое является управляющей компанией, осуществляющей управление Многоквартирным домом, с просьбой выдать ей акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт».

 

Ответа на указанный запрос не последовало, а акт выдан не был. По мнению <…>, бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, нарушает требования части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленной информации, собственники многоквартирного дома выбрали способ управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, которое было зарегистрировано 13 ноября 2003 года и названо ТСЖ «Терем». 

 

Как видно из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права <…> является собственником нежилого помещения № 4, расположенного в подвальном этаже п адресу: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 62 (далее — Нежилое помещение).

 

22.01.2010 <…> направила в ТСЖ «Терем» письмо от 18.01.2010 с просьбой выдать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей на принадлежащее ей Нежилое помещение. В указанном письме <…> сообщает, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей  необходим ей для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» и что на ТСЖ «Терем» лежит обязанность выдать такой акт, которая закреплена в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон «Об электроэнергетике»).

 

В ответ, ТСЖ «Терем» направило <…> письмо от 25.01.2010 № 1, в котором сообщило, что <…> незаконно пользуется Нежилым помещением и что для решения вопросов по использованию коллективной собственности необходимо согласие всех собственников жилья дома. Вместе с этим, <…> была оповещена о проведении общего собрания членов ТСЖ «Терем» и была приглашена на него.

 

Как следует из представленного протокола общего собрания членов ТСЖ «Терем» от 13 марта 2010 года № 8 на повестке собрания решался, в том числе вопрос о предоставлении <…> акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

 

Как следует из протокола <…> заявила на собрании, что ей необходим акт разграничения балансовой принадлежности на Нежилое помещение. В ответ, член правления ТСЖ <…> пояснил, что у ТСЖ «Терем» нет договора энергоснабжения и нет возможности представить акт разграничения балансовой принадлежности.

 

08.03.2010 ТСЖ «Терем» получило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» от 03.03.2010 № 1052.

 

В указанном письме сообщалось, что ТСЖ «Терем» в силу пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» обязано предоставлять по требованию собственников документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности. В письме содержалась просьба оформить акт разграничения балансовой принадлежности <…> и направить его в адрес ОАО «Челябэнергосбыт».

 

В ходе рассмотрения дела № 73-04/10 ОАО «Челябэнергосбыт»  в письме от 28.07.2010 № ЧФ-01-363 пояснило, что между ним и <…> заключен договор энергоснабжения от 01.11.2008 № 5901. Указанный договор ежегодно продлевался вплоть до момента рассмотрения дела № 73-04/10. Стороны указанного договора в ходе рассмотрения дела подтвердили, что обязательства по договору энергоснабжения исполнялись на протяжении его действия обеими сторонами.

            

В ходе рассмотрения дела <…> поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, пояснив следующее.

           

По мнению <…> бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, незаконно и нарушает ее права и требования Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» и статьи 26 Закона «Об электроэнергетике». В соответствии с указанными нормативными актами  владельцы электросетей не вправе препятствовать перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства других потребителей и обязаны составлять и предоставлять по требованию документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности.

           

Не согласившись с доводами <…>, ТСЖ «Терем» пояснило следующее.

 

По мнению ТСЖ «Терем», <…> владеет помещением без законных оснований и не может считаться собственником Нежилого помещения и энергопринимающих устройств, расположенных в нем, следовательно, у ТСЖ «Терем» нет оснований выдавать ей акт разграничения балансовой принадлежности. Вместе с тем, Многоквартирный дом на время рассмотрения дела № 73-04/10 подключен по временной схеме электроснабжения, и ввиду этого общедомовые сети Многоквартирного дома не могут считаться технологически присоединенными ввиду того, что технические условия на присоединение не исполнены. В результате того, что техусловия не исполнены, ТСЖ «Терем» не имеет возможности определить границы своих сетей и выдавать акты разграничения балансовой принадлежности собственникам помещений в Многоквартирном доме. Кроме этого, по мнению ТСЖ «Терем», в силу требований Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» <...> обязана была осуществить ряд мероприятий для технологического присоединения, названных в пункте 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. По итогам выполнения указанных мероприятий <…> могла обратиться в ТСЖ «Терем» за выдачей акта разграничения балансовой принадлежности.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Федерального закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг). Как указано в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

           

Также в силу ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

           

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» одной их сфер деятельности субъектов естественной монополии является деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

           

Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

           

Как следует из ч. 2 ст. 26 названного Закона обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

           

В соответствии со сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2009 по делу № А60-15681/2009-С9, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 № 18АП-11755/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2011 № Ф09-735/11-С1) организации, занимающиеся обслуживанием и управлением общего домового имущества, не оказывают услуг по передаче электрической энергии по смыслу, предаваемому этому понятию законодательством об электроэнергетике, поэтому отсутствуют основания для отнесения этого лица к числу субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии.

           

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

           

Таким образом, бездействие организации, осуществляющей обслуживание и управление общедомовым имуществом, выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности собственнику энергопринимающих устройств по его требованию, нарушает требования пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», но не может нарушать требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции» ввиду отсутствия у названной организации статуса субъекта, занимающего доминирующее положение.

           

Учитывая отсутствие доминирующего положения у ТСЖ «Терем», Комиссия приходит к выводу об отсутствии факта нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в бездействии ТСЖ «Терем», выразившемся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей <…>.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ТСЖ «Терем».

  

Председатель Комиссии 

 

Е.Г. Семенова

 

 

Члены Комиссии

 

Ю.М. Расторгуева

 

В.Д. Волков

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Днем принятия решения считается день изготовления решения в полном объеме.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                        г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «5» марта 2011 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2011 г.

 

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г.– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

-Волков В.Д. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» (Комсомольский проспект, д. 62, г. Челябинск, 454014) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»).

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Челябинское УФАС России обратилась <…> с заявлением о нарушении ТСЖ «Терем» антимонопольного законодательства (вх. от 25.05.2010 № 5620).

 

В указанном заявлении сообщается, что <…>, являясь собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 454014, г. Челябинск, Комсомольский проспект д. 62 (далее — Многоквартирный дом), обратилась в ТСЖ «Терем», которое является управляющей компанией, осуществляющей управление Многоквартирным домом, с просьбой выдать ей акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт».

 

Ответа на указанный запрос не последовало, а акт выдан не был. По мнению <…>, бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, нарушает требования части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленной информации, собственники многоквартирного дома выбрали способ управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, которое было зарегистрировано 13 ноября 2003 года и названо ТСЖ «Терем». 

 

Как видно из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права <…> является собственником нежилого помещения № 4, расположенного в подвальном этаже п адресу: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 62 (далее — Нежилое помещение).

 

22.01.2010 <…> направила в ТСЖ «Терем» письмо от 18.01.2010 с просьбой выдать акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей на принадлежащее ей Нежилое помещение. В указанном письме <…> сообщает, что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей  необходим ей для заключения договора энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» и что на ТСЖ «Терем» лежит обязанность выдать такой акт, которая закреплена в статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон «Об электроэнергетике»).

 

В ответ, ТСЖ «Терем» направило <…> письмо от 25.01.2010 № 1, в котором сообщило, что <…> незаконно пользуется Нежилым помещением и что для решения вопросов по использованию коллективной собственности необходимо согласие всех собственников жилья дома. Вместе с этим, <…> была оповещена о проведении общего собрания членов ТСЖ «Терем» и была приглашена на него.

 

Как следует из представленного протокола общего собрания членов ТСЖ «Терем» от 13 марта 2010 года № 8 на повестке собрания решался, в том числе вопрос о предоставлении <…> акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

 

Как следует из протокола <…> заявила на собрании, что ей необходим акт разграничения балансовой принадлежности на Нежилое помещение. В ответ, член правления ТСЖ <…> пояснил, что у ТСЖ «Терем» нет договора энергоснабжения и нет возможности представить акт разграничения балансовой принадлежности.

 

08.03.2010 ТСЖ «Терем» получило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» от 03.03.2010 № 1052.

 

В указанном письме сообщалось, что ТСЖ «Терем» в силу пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» обязано предоставлять по требованию собственников документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности. В письме содержалась просьба оформить акт разграничения балансовой принадлежности <…> и направить его в адрес ОАО «Челябэнергосбыт».

 

В ходе рассмотрения дела № 73-04/10 ОАО «Челябэнергосбыт»  в письме от 28.07.2010 № ЧФ-01-363 пояснило, что между ним и <…> заключен договор энергоснабжения от 01.11.2008 № 5901. Указанный договор ежегодно продлевался вплоть до момента рассмотрения дела № 73-04/10. Стороны указанного договора в ходе рассмотрения дела подтвердили, что обязательства по договору энергоснабжения исполнялись на протяжении его действия обеими сторонами.

 

           

В ходе рассмотрения дела <…> поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, пояснив следующее.

           

По мнению <…> бездействие ТСЖ «Терем», выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности, незаконно и нарушает ее права и требования Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» и статьи 26 Закона «Об электроэнергетике». В соответствии с указанными нормативными актами  владельцы электросетей не вправе препятствовать перетоку электроэнергии на энергопринимающие устройства других потребителей и обязаны составлять и предоставлять по требованию документы, подтверждающие технологическое присоединение и разграничение балансовой принадлежности.

           

Не согласившись с доводами <…>, ТСЖ «Терем» пояснило следующее.

 

По мнению ТСЖ «Терем», <…> владеет помещением без законных оснований и не может считаться собственником Нежилого помещения и энергопринимающих устройств, расположенных в нем, следовательно, у ТСЖ «Терем» нет оснований выдавать ей акт разграничения балансовой принадлежности. Вместе с тем, Многоквартирный дом на время рассмотрения дела № 73-04/10 подключен по временной схеме электроснабжения, и ввиду этого общедомовые сети Многоквартирного дома не могут считаться технологически присоединенными ввиду того, что технические условия на присоединение не исполнены. В результате того, что техусловия не исполнены, ТСЖ «Терем» не имеет возможности определить границы своих сетей и выдавать акты разграничения балансовой принадлежности собственникам помещений в Многоквартирном доме. Кроме этого, по мнению ТСЖ «Терем», в силу требований Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» <...> обязана была осуществить ряд мероприятий для технологического присоединения, названных в пункте 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. По итогам выполнения указанных мероприятий <…> могла обратиться в ТСЖ «Терем» за выдачей акта разграничения балансовой принадлежности.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Федерального закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг). Как указано в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

           

Также в силу ч. 1, 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

           

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» одной их сфер деятельности субъектов естественной монополии является деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

           

Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

           

Как следует из ч. 2 ст. 26 названного Закона обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

           

В соответствии со сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.02.2009 по делу № А60-15681/2009-С9, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 № 18АП-11755/2010, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.03.2011 № Ф09-735/11-С1) организации, занимающиеся обслуживанием и управлением общего домового имущества, не оказывают услуг по передаче электрической энергии по смыслу, предаваемому этому понятию законодательством об электроэнергетике, поэтому отсутствуют основания для отнесения этого лица к числу субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии.

           

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

           

Таким образом, бездействие организации, осуществляющей обслуживание и управление общедомовым имуществом, выразившееся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности собственнику энергопринимающих устройств по его требованию, нарушает требования пункта 4 статьи 26 Закона «Об электроэнергетике», но не может нарушать требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции» ввиду отсутствия у названной организации статуса субъекта, занимающего доминирующее положение.

           

Учитывая отсутствие доминирующего положения у ТСЖ «Терем», Комиссия приходит к выводу об отсутствии факта нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в бездействии ТСЖ «Терем», выразившемся в невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей <…>.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 73-04/10 по признакам нарушения ТСЖ «Терем» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ТСЖ «Терем».

 

 

Председатель Комиссии 

 

Е.Г. Семенова

 

 

Члены Комиссии

 

Ю.М. Расторгуева

 

В.Д. Волков

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Днем принятия решения считается день изготовления решения в полном объеме.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 73-04/10

Решение в отношении ТСЖ «Терем»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 73-04/10

Решение в отношении ТСЖ «Терем»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-05 22:25:35 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-05 22:25:35 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )