Решение по делу № 11-04/11

Дата публикации: 15 июня 2011, 03:03

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                        г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена "14" июня 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля  Челябинского УФАС России;

 

-Данильченко А.В. –  ведущий специалист-эксперт Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 11-04/11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.12.2010 <…> направил в ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, последнее получило ее 09.12.2010.

 

К заявке на технологическое присоединение от 07.12.2010 <…> приложил копию свидетельства на право собственности на землю и план расположения энергопринимающих устройств.

 

13.12.2010 в ответ на заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010 ОАО «МРСК Урала» направило письмо, которым запросило у <…> следующие документы:

копию паспорта;

копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

копию свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество или разрешение на строительство;

выкопировку из Архитектуры райцентра (акт об отводе земельного участка под строительство объекта);

план расположения энергопринимающих устройств,

а также указала <…> на необходимость направления заявки на технологическое присоединение в Сосновские районные электрические сети.

 

<…> 27.12.2010 обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение.

 

03.02.2010 <…> предоставил в ОАО «МРСК Урала» документы, а именно: паспорт РФ, выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

27.02.2011 ОАО «МРСК Урала» выдало <…> договор на технологическое присоединение № 6100004976, стоимость по которому будет определятся Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО).

 

На заседаниях Комиссии 14.06.2011 представитель ОАО «МРСК Урала» <…> поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях (письмо от 04.02.2011 исх. № 07-11-93, от 22.04.2011 вхд. № 4625), а также пояснила следующее.  

 

Заявителем в адрес ОАО «МРСК Урала» была направлена заявка на технологическое присоединение, не соответствующая требованиям Правил присоединения и требованиям Гражданского кодекса РФ.

 

В установленный законом срок ОАО «МРСК Урала» направило заявителю письмо от 13.12.2010 исх. № 158-5-10/3049 с указанием на представление неполного пакета документов, а именно, необходимо представить копию паспорта, выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

С целью соблюдения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения) ОАО «МРСК Урала» предложило представить заявителю официальный документ — выкопировку за подписью архитектуры райцентра, содержащие сведения, необходимые для исполнения обязательств сетевой организации.

 

Иные документы, составленные заявителем самостоятельно либо иным способом, могут содержать недостовернные сведения о месте расположения земельного участка заявителя, следовательно, могут быть искажены данные об удаленности электросетевых объектов сетевой организации необходимого заявителю уровня напряжения от границ земельного участка <...>, что может повлечь нарушение со стороны ОАО «МРСК Урала» порядка ценообразования.

 

Требование сетевой организации о предоставлении копии паспорта не являются нарушением Правил присоединения, не противоречат нормам Закона о защите конкуренции, поскольку полностью соответствуют обычаям делового оборота, применяемым при заключении гражданско-правовых договоров, направлены на выяснение правоспособности заявителя, как субъекта правоотношений по технологическому присоединению, и не могут быть расценены как препятствие для заявителя на получение данной услуги.

 

03.02.2011 <…> представил все необходимые документы, а именно: копию своего паспорта и выкопировку за подписью Архитектуры райцентра, для заключения договора на технологическое присоединение, что подтверждается актом приема-передачи от 03.02.2011.

ОАО «МРСК Урала» выдало <…> договор на технологическое присоединение от 24.02.2011 № 6100004976.

 

Стоимость технологического присоединения по договору на технологическое присоединение от 24.02.2011 № 6100004976 будет определяться Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» на основании проектно-сметной документации в связи с тем, что объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала» необходимого заявителю класса напряжения на расстоянии 500 метров отсутствуют.

 

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ОАО «МРСК Урала» отсутствует.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09).

 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

 

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

 

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

 

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

 

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

 

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

 

Такое ограничение свободы для одной стороны — в данном случае ОАО «МРСК Урала», учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов <…> как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на технологическое присоединение, предусмотренного Законом об электроэнергетике и Правилами присоединения.  

 

2.1 В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

<…> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, так как является физическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт в целях бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, необходимо представить вместе с заявкой следующие документы (пункт 10 Правил присоединения) и сведения (пункт 9 Правил присоединения):

план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

место жительства заявителя;

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

 

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом <…> в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).

 

Представление заявителями иных документов вместе с заявкой для осуществления технологического присоединения Правилами присоединения не предусмотрено.

 

Согласно пункту 11 данных Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных данными Правилами.

 

07.12.2010 <…> направил в ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, последнее получило ее 09.12.2010.

 

К заявке на технологическое присоединение от 07.12.2010 <…> приложил копию свидетельства на право собственности на землю и план расположения энергопринимающих устройств, а также указал следующие сведения:

реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

место жительства заявителя;

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

 

Комиссия, проанализировав заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, пришла к выводу о соблюдении <…> Правил присоединения, так как все документы и сведения заявителем были предоставлены в ОАО «МРСК Урала» вместе с заявкой от 07.12.2011, в связи с чем у ОАО «МРСК Урала» имелась возможность выдать <…> договор на технологическое присоединение.

 

В соответствии с пунктами 3, 15 Правил присоединения ОАО «МРСК Урала» должно было выдать договор на технологическое присоединение и технические условия в течение 30 дней.

 

Однако, ОАО «МРСК Урала», рассмотрев заявку от 07.12.2010, письмом от 13.12.2010 исх. № 158-5-10/3049 потребовало представить документы, не предусмотренные Правилами присоединения, а именно: копию паспорта и выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

Для выяснения наличия у обратившегося с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица прав собственности либо иных законных прав в отношении данных устройств ОАО «МРСК Урала» имеет право запросить документы, подтверждающие наличие указанных прав у данного лица, либо иные документы, свидетельствующие о действии данного лица в интересах собственника (иного законного владельца) по поручению, а также проверить содержащиеся в заявке сведения о личности заявителя - физического лица, учредительные документы юридического лица, а также документы об имущественных правах заявителя.

 

ОАО «МРСК Урала» в соответствии с пунктом 15 Правил присоединения обязано подготовить в течение 30 дней с момента  поступления заявки на технологическое присоединение договор на технологическое присоединение  и технические условия.

 

Исходя из того, что на ОАО «МРСК Урала» возложена обязанность по составлению технических условий, в которых определяются мероприятия,  необходимые для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала», поэтому именно сетевая организация обязана определить, на каком расстоянии располагаются энергопринимающие устройства заявителя от объектов электросетевого хозяйства ответчика, а не требовать от <…>. предоставления  документов, не предусмотренных Правилами присоединения (пункт 11 Правил присоединения). 

 

В итоге договор на технологическое присоединение был выдан ОАО «МРСК Урала» <…> 27.02.2011 после представления заявителем копии паспорта и выкопировки из Архитектуры райцентра, что подтверждается соответствующей распиской и пояснениями представителя ОАО «МРСК Урала».

 

Таким образом, действия ОАО «МРСК Урала» по требованию от <…> дополнительных документов, не предусмотренных пунктами 9, 10, 14 Правил присоединения, являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При этом, ущемление интересов заявителей в результате необоснованного уклонения ОАО «МРСК Урала» от заключения договоров технологического присоединения предполагается и не требует доказательства антимонопольным органом (п. 4 постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

 

Комиссия также отмечает, что ОАО «МРСК Урала» в письме от 13.12.2010 исх. № 158-5-10 необоснованно указало <…>, что заявку от 07.12.2010 заявителю необходимо направить в соответствии с внутренним распоряжением ОАО «МРСК Урала» от 13.08.2010 № 146 «О передаче полномочий по заключению договоров на технологическое присоединение и приему заявок на технологическое присоединение в РЭС ПО ЦЭС» в Сосновские районные электрические сети, в связи с чем Комиссия считает, что ответчику необходимо в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о месторасположении отделений ОАО «МРСК Урала», которое осуществляет рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

3. Комиссией Челябинского УФАС России также были рассмотрены действия ОАО «МРСК Урала, выразившиеся в неприменении к <…> пункта 17 Правил присоединения, однако признаков нарушения антимонопольного законодательства в указанных действиях не обнаружено по следующим основаниям.

 

В силу пункта 17 Правил присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (далее — льготный тариф).

 

Сетевая организация выдает договор на технологическое присоединение, в котором установлена плата за технологическое присоединение по «льготному тарифу», в случае наличия следующих условий:

-запрашиваемая мощность для технологического присоединения энергопринимающих устройств не должна превышать 15 кВт;

-расстояние от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, не должно превышать более 300 метров в городах и поселков городского типа и более 500 метров в сельской местности.

 

Плата за технологическое присоединение для заявителей, не подпадающих под льготную категорию, устанавливается индивидуально на основании проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в установленном законодательством порядке (пункт 5 Постановления ГК ЕТО от 25.12.2009 № 49/64 «Об установлении платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям Челябинской области», далее — Постановление № 49/64).

 

Согласно схеме электроснабжения, составленной ОАО «МРСК Урала» на основании выкопировки из Архитектуры райцентра, ближайшая точка присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» (с учетом необходимого класса напряжения) в радиусе 500 метров от границ земельного участка <…> отсутствует. При этом заявителем документов, подтверждающих обратное, не представлено.

 

Таким образом, <…> не подпадает под льготную категорию заявителей, для которых стоимость технологического присоединения составляет 550 рублей, и поэтому ОАО «МРСК Урала» в соответствии с Правилами присоединения было обязано выдать заявителю договор на технологическое присоединение, в котором плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному тарифу ГК ЕТО на основании проектно-сметной документации.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения с <…> договора на технологическое присоединение по заявке от 07.12.2010 путем выдвижения заявителю требования о предоставлении документов, не предусмотренных Правилами присоединения, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Урала» не выдавать, в связи с тем, что ОАО «МРСК Урала» выдало Манько В.М. договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 27.02.2011.

 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Рекомендовать ОАО «МРСК Урала» в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о месторасположении отделений ОАО «МРСК Урала», которые осуществляют рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

  

Председатель Комиссии:

 

А.А. Козлова

            

Члены Комиссии:

 

Ю.М. Расторгуева

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Челябинской области.

 

stdClass Object ( [vid] => 5346 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 11-04/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5346 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                        г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена "14" июня 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля  Челябинского УФАС России;

 

-Данильченко А.В. –  ведущий специалист-эксперт Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 11-04/11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.12.2010 <…> направил в ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, последнее получило ее 09.12.2010.

 

К заявке на технологическое присоединение от 07.12.2010 <…> приложил копию свидетельства на право собственности на землю и план расположения энергопринимающих устройств.

 

13.12.2010 в ответ на заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010 ОАО «МРСК Урала» направило письмо, которым запросило у <…> следующие документы:

копию паспорта;

копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

копию свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество или разрешение на строительство;

выкопировку из Архитектуры райцентра (акт об отводе земельного участка под строительство объекта);

план расположения энергопринимающих устройств,

а также указала <…> на необходимость направления заявки на технологическое присоединение в Сосновские районные электрические сети.

 

<…> 27.12.2010 обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение.

 

03.02.2010 <…> предоставил в ОАО «МРСК Урала» документы, а именно: паспорт РФ, выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

27.02.2011 ОАО «МРСК Урала» выдало <…> договор на технологическое присоединение № 6100004976, стоимость по которому будет определятся Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО).

 

На заседаниях Комиссии 14.06.2011 представитель ОАО «МРСК Урала» <…> поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях (письмо от 04.02.2011 исх. № 07-11-93, от 22.04.2011 вхд. № 4625), а также пояснила следующее.  

 

Заявителем в адрес ОАО «МРСК Урала» была направлена заявка на технологическое присоединение, не соответствующая требованиям Правил присоединения и требованиям Гражданского кодекса РФ.

 

В установленный законом срок ОАО «МРСК Урала» направило заявителю письмо от 13.12.2010 исх. № 158-5-10/3049 с указанием на представление неполного пакета документов, а именно, необходимо представить копию паспорта, выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

С целью соблюдения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения) ОАО «МРСК Урала» предложило представить заявителю официальный документ — выкопировку за подписью архитектуры райцентра, содержащие сведения, необходимые для исполнения обязательств сетевой организации.

 

Иные документы, составленные заявителем самостоятельно либо иным способом, могут содержать недостовернные сведения о месте расположения земельного участка заявителя, следовательно, могут быть искажены данные об удаленности электросетевых объектов сетевой организации необходимого заявителю уровня напряжения от границ земельного участка <...>, что может повлечь нарушение со стороны ОАО «МРСК Урала» порядка ценообразования.

 

Требование сетевой организации о предоставлении копии паспорта не являются нарушением Правил присоединения, не противоречат нормам Закона о защите конкуренции, поскольку полностью соответствуют обычаям делового оборота, применяемым при заключении гражданско-правовых договоров, направлены на выяснение правоспособности заявителя, как субъекта правоотношений по технологическому присоединению, и не могут быть расценены как препятствие для заявителя на получение данной услуги.

 

03.02.2011 <…> представил все необходимые документы, а именно: копию своего паспорта и выкопировку за подписью Архитектуры райцентра, для заключения договора на технологическое присоединение, что подтверждается актом приема-передачи от 03.02.2011.

ОАО «МРСК Урала» выдало <…> договор на технологическое присоединение от 24.02.2011 № 6100004976.

 

Стоимость технологического присоединения по договору на технологическое присоединение от 24.02.2011 № 6100004976 будет определяться Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» на основании проектно-сметной документации в связи с тем, что объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала» необходимого заявителю класса напряжения на расстоянии 500 метров отсутствуют.

 

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ОАО «МРСК Урала» отсутствует.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09).

 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

 

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

 

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

 

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

 

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

 

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

 

Такое ограничение свободы для одной стороны — в данном случае ОАО «МРСК Урала», учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов <…> как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на технологическое присоединение, предусмотренного Законом об электроэнергетике и Правилами присоединения.  

 

2.1 В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

<…> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, так как является физическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт в целях бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, необходимо представить вместе с заявкой следующие документы (пункт 10 Правил присоединения) и сведения (пункт 9 Правил присоединения):

план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

место жительства заявителя;

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

 

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом <…> в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).

 

Представление заявителями иных документов вместе с заявкой для осуществления технологического присоединения Правилами присоединения не предусмотрено.

 

Согласно пункту 11 данных Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных данными Правилами.

 

07.12.2010 <…> направил в ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, последнее получило ее 09.12.2010.

 

К заявке на технологическое присоединение от 07.12.2010 <…> приложил копию свидетельства на право собственности на землю и план расположения энергопринимающих устройств, а также указал следующие сведения:

реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

место жительства заявителя;

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

 

Комиссия, проанализировав заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, пришла к выводу о соблюдении <…> Правил присоединения, так как все документы и сведения заявителем были предоставлены в ОАО «МРСК Урала» вместе с заявкой от 07.12.2011, в связи с чем у ОАО «МРСК Урала» имелась возможность выдать <…> договор на технологическое присоединение.

 

В соответствии с пунктами 3, 15 Правил присоединения ОАО «МРСК Урала» должно было выдать договор на технологическое присоединение и технические условия в течение 30 дней.

 

Однако, ОАО «МРСК Урала», рассмотрев заявку от 07.12.2010, письмом от 13.12.2010 исх. № 158-5-10/3049 потребовало представить документы, не предусмотренные Правилами присоединения, а именно: копию паспорта и выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

Для выяснения наличия у обратившегося с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица прав собственности либо иных законных прав в отношении данных устройств ОАО «МРСК Урала» имеет право запросить документы, подтверждающие наличие указанных прав у данного лица, либо иные документы, свидетельствующие о действии данного лица в интересах собственника (иного законного владельца) по поручению, а также проверить содержащиеся в заявке сведения о личности заявителя - физического лица, учредительные документы юридического лица, а также документы об имущественных правах заявителя.

 

ОАО «МРСК Урала» в соответствии с пунктом 15 Правил присоединения обязано подготовить в течение 30 дней с момента  поступления заявки на технологическое присоединение договор на технологическое присоединение  и технические условия.

 

Исходя из того, что на ОАО «МРСК Урала» возложена обязанность по составлению технических условий, в которых определяются мероприятия,  необходимые для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала», поэтому именно сетевая организация обязана определить, на каком расстоянии располагаются энергопринимающие устройства заявителя от объектов электросетевого хозяйства ответчика, а не требовать от <…>. предоставления  документов, не предусмотренных Правилами присоединения (пункт 11 Правил присоединения). 

 

В итоге договор на технологическое присоединение был выдан ОАО «МРСК Урала» <…> 27.02.2011 после представления заявителем копии паспорта и выкопировки из Архитектуры райцентра, что подтверждается соответствующей распиской и пояснениями представителя ОАО «МРСК Урала».

 

Таким образом, действия ОАО «МРСК Урала» по требованию от <…> дополнительных документов, не предусмотренных пунктами 9, 10, 14 Правил присоединения, являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При этом, ущемление интересов заявителей в результате необоснованного уклонения ОАО «МРСК Урала» от заключения договоров технологического присоединения предполагается и не требует доказательства антимонопольным органом (п. 4 постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

 

Комиссия также отмечает, что ОАО «МРСК Урала» в письме от 13.12.2010 исх. № 158-5-10 необоснованно указало <…>, что заявку от 07.12.2010 заявителю необходимо направить в соответствии с внутренним распоряжением ОАО «МРСК Урала» от 13.08.2010 № 146 «О передаче полномочий по заключению договоров на технологическое присоединение и приему заявок на технологическое присоединение в РЭС ПО ЦЭС» в Сосновские районные электрические сети, в связи с чем Комиссия считает, что ответчику необходимо в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о месторасположении отделений ОАО «МРСК Урала», которое осуществляет рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

3. Комиссией Челябинского УФАС России также были рассмотрены действия ОАО «МРСК Урала, выразившиеся в неприменении к <…> пункта 17 Правил присоединения, однако признаков нарушения антимонопольного законодательства в указанных действиях не обнаружено по следующим основаниям.

 

В силу пункта 17 Правил присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (далее — льготный тариф).

 

Сетевая организация выдает договор на технологическое присоединение, в котором установлена плата за технологическое присоединение по «льготному тарифу», в случае наличия следующих условий:

-запрашиваемая мощность для технологического присоединения энергопринимающих устройств не должна превышать 15 кВт;

-расстояние от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, не должно превышать более 300 метров в городах и поселков городского типа и более 500 метров в сельской местности.

 

Плата за технологическое присоединение для заявителей, не подпадающих под льготную категорию, устанавливается индивидуально на основании проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в установленном законодательством порядке (пункт 5 Постановления ГК ЕТО от 25.12.2009 № 49/64 «Об установлении платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям Челябинской области», далее — Постановление № 49/64).

 

Согласно схеме электроснабжения, составленной ОАО «МРСК Урала» на основании выкопировки из Архитектуры райцентра, ближайшая точка присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» (с учетом необходимого класса напряжения) в радиусе 500 метров от границ земельного участка <…> отсутствует. При этом заявителем документов, подтверждающих обратное, не представлено.

 

Таким образом, <…> не подпадает под льготную категорию заявителей, для которых стоимость технологического присоединения составляет 550 рублей, и поэтому ОАО «МРСК Урала» в соответствии с Правилами присоединения было обязано выдать заявителю договор на технологическое присоединение, в котором плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному тарифу ГК ЕТО на основании проектно-сметной документации.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения с <…> договора на технологическое присоединение по заявке от 07.12.2010 путем выдвижения заявителю требования о предоставлении документов, не предусмотренных Правилами присоединения, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Урала» не выдавать, в связи с тем, что ОАО «МРСК Урала» выдало Манько В.М. договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 27.02.2011.

 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Рекомендовать ОАО «МРСК Урала» в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о месторасположении отделений ОАО «МРСК Урала», которые осуществляют рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

  

Председатель Комиссии:

 

А.А. Козлова

            

Члены Комиссии:

 

Ю.М. Расторгуева

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Челябинской области.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                        г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена "14" июня 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

-Козлова А.А. – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля  Челябинского УФАС России;

 

-Данильченко А.В. –  ведущий специалист-эксперт Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 11-04/11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении  ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.12.2010 <…> направил в ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, последнее получило ее 09.12.2010.

 

К заявке на технологическое присоединение от 07.12.2010 <…> приложил копию свидетельства на право собственности на землю и план расположения энергопринимающих устройств.

 

13.12.2010 в ответ на заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010 ОАО «МРСК Урала» направило письмо, которым запросило у <…> следующие документы:

копию паспорта;

копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

копию свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество или разрешение на строительство;

выкопировку из Архитектуры райцентра (акт об отводе земельного участка под строительство объекта);

план расположения энергопринимающих устройств,

а также указала <…> на необходимость направления заявки на технологическое присоединение в Сосновские районные электрические сети.

 

<…> 27.12.2010 обратился в Челябинское УФАС России с заявлением на действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение.

 

03.02.2010 <…> предоставил в ОАО «МРСК Урала» документы, а именно: паспорт РФ, выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

27.02.2011 ОАО «МРСК Урала» выдало <…> договор на технологическое присоединение № 6100004976, стоимость по которому будет определятся Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО).

 

На заседаниях Комиссии 14.06.2011 представитель ОАО «МРСК Урала» <…> поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях (письмо от 04.02.2011 исх. № 07-11-93, от 22.04.2011 вхд. № 4625), а также пояснила следующее.  

 

Заявителем в адрес ОАО «МРСК Урала» была направлена заявка на технологическое присоединение, не соответствующая требованиям Правил присоединения и требованиям Гражданского кодекса РФ.

 

В установленный законом срок ОАО «МРСК Урала» направило заявителю письмо от 13.12.2010 исх. № 158-5-10/3049 с указанием на представление неполного пакета документов, а именно, необходимо представить копию паспорта, выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

С целью соблюдения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения) ОАО «МРСК Урала» предложило представить заявителю официальный документ — выкопировку за подписью архитектуры райцентра, содержащие сведения, необходимые для исполнения обязательств сетевой организации.

 

Иные документы, составленные заявителем самостоятельно либо иным способом, могут содержать недостовернные сведения о месте расположения земельного участка заявителя, следовательно, могут быть искажены данные об удаленности электросетевых объектов сетевой организации необходимого заявителю уровня напряжения от границ земельного участка <...>, что может повлечь нарушение со стороны ОАО «МРСК Урала» порядка ценообразования.

 

Требование сетевой организации о предоставлении копии паспорта не являются нарушением Правил присоединения, не противоречат нормам Закона о защите конкуренции, поскольку полностью соответствуют обычаям делового оборота, применяемым при заключении гражданско-правовых договоров, направлены на выяснение правоспособности заявителя, как субъекта правоотношений по технологическому присоединению, и не могут быть расценены как препятствие для заявителя на получение данной услуги.

 

03.02.2011 <…> представил все необходимые документы, а именно: копию своего паспорта и выкопировку за подписью Архитектуры райцентра, для заключения договора на технологическое присоединение, что подтверждается актом приема-передачи от 03.02.2011.

ОАО «МРСК Урала» выдало <…> договор на технологическое присоединение от 24.02.2011 № 6100004976.

 

Стоимость технологического присоединения по договору на технологическое присоединение от 24.02.2011 № 6100004976 будет определяться Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» на основании проектно-сметной документации в связи с тем, что объекты электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Урала» необходимого заявителю класса напряжения на расстоянии 500 метров отсутствуют.

 

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ОАО «МРСК Урала» отсутствует.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО «МРСК Урала» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

1. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09).

 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона  от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Следовательно, ОАО «МРСК Урала», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

 

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «МРСК Урала» на данном товарном рынке признается доминирующим.

 

2. Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил присоединения в рамках своих полномочий.

 

Из содержания статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

 

Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункт 3 Правил присоединения).

 

При этом в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.

 

В соответствии с Правилами присоединения сетевая организация должна в срок, установленный Правилами присоединения, осуществить мероприятия, направленные на подготовку и выдачу договора на технологическое присоединение заявителю.

 

Договор на технологическое присоединение заключается сетевой организацией с заявителем на основании поданной последним заявки на технологическое присоединение, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 7, 8 Правил присоединения).

 

Таким образом, оказать услугу по технологическому присоединению фактически может и в силу императивного требования закона обязана только та сетевая организация, в адрес которой обратилось с соответствующей заявкой на технологическое присоединение юридическое или физическое лицо.

 

Такое ограничение свободы для одной стороны — в данном случае ОАО «МРСК Урала», учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов <…> как экономически более слабой стороны в данных правоотношениях, обеспечение реализации им права на технологическое присоединение, предусмотренного Законом об электроэнергетике и Правилами присоединения.  

 

2.1 В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

<…> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, так как является физическим лицом, присоединяющим энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт в целях бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Для категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения, необходимо представить вместе с заявкой следующие документы (пункт 10 Правил присоединения) и сведения (пункт 9 Правил присоединения):

план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

однолинейную схему электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;

реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

место жительства заявителя;

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

 

В случае недостаточности в заявке сведений, указанных в пунктах 9, 10, 14 Правил присоединения, для заключения договора на технологическое присоединение ответчик должен был уведомить об этом <…> в течение 6 рабочих дней со дня получения заявки (абзац 4 пункт 15 Правил присоединения).

 

Представление заявителями иных документов вместе с заявкой для осуществления технологического присоединения Правилами присоединения не предусмотрено.

 

Согласно пункту 11 данных Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных данными Правилами.

 

07.12.2010 <…> направил в ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, последнее получило ее 09.12.2010.

 

К заявке на технологическое присоединение от 07.12.2010 <…> приложил копию свидетельства на право собственности на землю и план расположения энергопринимающих устройств, а также указал следующие сведения:

реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта);

наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

место жительства заявителя;

сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств.

 

Комиссия, проанализировав заявку на технологическое присоединение от 07.12.2010, пришла к выводу о соблюдении <…> Правил присоединения, так как все документы и сведения заявителем были предоставлены в ОАО «МРСК Урала» вместе с заявкой от 07.12.2011, в связи с чем у ОАО «МРСК Урала» имелась возможность выдать <…> договор на технологическое присоединение.

 

В соответствии с пунктами 3, 15 Правил присоединения ОАО «МРСК Урала» должно было выдать договор на технологическое присоединение и технические условия в течение 30 дней.

 

Однако, ОАО «МРСК Урала», рассмотрев заявку от 07.12.2010, письмом от 13.12.2010 исх. № 158-5-10/3049 потребовало представить документы, не предусмотренные Правилами присоединения, а именно: копию паспорта и выкопировку из Архитектуры райцентра.

 

Для выяснения наличия у обратившегося с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица прав собственности либо иных законных прав в отношении данных устройств ОАО «МРСК Урала» имеет право запросить документы, подтверждающие наличие указанных прав у данного лица, либо иные документы, свидетельствующие о действии данного лица в интересах собственника (иного законного владельца) по поручению, а также проверить содержащиеся в заявке сведения о личности заявителя - физического лица, учредительные документы юридического лица, а также документы об имущественных правах заявителя.

 

ОАО «МРСК Урала» в соответствии с пунктом 15 Правил присоединения обязано подготовить в течение 30 дней с момента  поступления заявки на технологическое присоединение договор на технологическое присоединение  и технические условия.

 

Исходя из того, что на ОАО «МРСК Урала» возложена обязанность по составлению технических условий, в которых определяются мероприятия,  необходимые для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала», поэтому именно сетевая организация обязана определить, на каком расстоянии располагаются энергопринимающие устройства заявителя от объектов электросетевого хозяйства ответчика, а не требовать от <…>. предоставления  документов, не предусмотренных Правилами присоединения (пункт 11 Правил присоединения). 

 

В итоге договор на технологическое присоединение был выдан ОАО «МРСК Урала» <…> 27.02.2011 после представления заявителем копии паспорта и выкопировки из Архитектуры райцентра, что подтверждается соответствующей распиской и пояснениями представителя ОАО «МРСК Урала».

 

Таким образом, действия ОАО «МРСК Урала» по требованию от <…> дополнительных документов, не предусмотренных пунктами 9, 10, 14 Правил присоединения, являются нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При этом, ущемление интересов заявителей в результате необоснованного уклонения ОАО «МРСК Урала» от заключения договоров технологического присоединения предполагается и не требует доказательства антимонопольным органом (п. 4 постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

 

Комиссия также отмечает, что ОАО «МРСК Урала» в письме от 13.12.2010 исх. № 158-5-10 необоснованно указало <…>, что заявку от 07.12.2010 заявителю необходимо направить в соответствии с внутренним распоряжением ОАО «МРСК Урала» от 13.08.2010 № 146 «О передаче полномочий по заключению договоров на технологическое присоединение и приему заявок на технологическое присоединение в РЭС ПО ЦЭС» в Сосновские районные электрические сети, в связи с чем Комиссия считает, что ответчику необходимо в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о месторасположении отделений ОАО «МРСК Урала», которое осуществляет рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

3. Комиссией Челябинского УФАС России также были рассмотрены действия ОАО «МРСК Урала, выразившиеся в неприменении к <…> пункта 17 Правил присоединения, однако признаков нарушения антимонопольного законодательства в указанных действиях не обнаружено по следующим основаниям.

 

В силу пункта 17 Правил присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (далее — льготный тариф).

 

Сетевая организация выдает договор на технологическое присоединение, в котором установлена плата за технологическое присоединение по «льготному тарифу», в случае наличия следующих условий:

-запрашиваемая мощность для технологического присоединения энергопринимающих устройств не должна превышать 15 кВт;

-расстояние от границ земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, не должно превышать более 300 метров в городах и поселков городского типа и более 500 метров в сельской местности.

 

Плата за технологическое присоединение для заявителей, не подпадающих под льготную категорию, устанавливается индивидуально на основании проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу в установленном законодательством порядке (пункт 5 Постановления ГК ЕТО от 25.12.2009 № 49/64 «Об установлении платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям Челябинской области», далее — Постановление № 49/64).

 

Согласно схеме электроснабжения, составленной ОАО «МРСК Урала» на основании выкопировки из Архитектуры райцентра, ближайшая точка присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала» (с учетом необходимого класса напряжения) в радиусе 500 метров от границ земельного участка <…> отсутствует. При этом заявителем документов, подтверждающих обратное, не представлено.

 

Таким образом, <…> не подпадает под льготную категорию заявителей, для которых стоимость технологического присоединения составляет 550 рублей, и поэтому ОАО «МРСК Урала» в соответствии с Правилами присоединения было обязано выдать заявителю договор на технологическое присоединение, в котором плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному тарифу ГК ЕТО на основании проектно-сметной документации.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия ОАО «МРСК Урала», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения с <…> договора на технологическое присоединение по заявке от 07.12.2010 путем выдвижения заявителю требования о предоставлении документов, не предусмотренных Правилами присоединения, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «МРСК Урала» не выдавать, в связи с тем, что ОАО «МРСК Урала» выдало Манько В.М. договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 27.02.2011.

 

Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Рекомендовать ОАО «МРСК Урала» в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о месторасположении отделений ОАО «МРСК Урала», которые осуществляют рассмотрение заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

 

Председатель Комиссии:

 

А.А. Козлова

 

           

Члены Комиссии:

 

Ю.М. Расторгуева

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Челябинской области.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 11-04/11

Решение в отношении ОАО «МРСК Урала»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 11-04/11

Решение в отношении ОАО «МРСК Урала»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-14 21:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-14 21:03:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )