Решение по делу № 3-03/11

Дата публикации: 21 апреля 2011, 04:02

                                              

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.                                        

                                                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. –  заместитель руководителя Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

         

в присутствии представителей:

 

заявителя ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура» —  <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.02.2011 № 279), <...> (доверенность от 10.03.2011 № 8);

ответчика ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания» — <...> (решение учредителя от 18.06.2007 № 1),  

 

в отсутствие представителей заинтересованных лиц: Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области, ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии»  о времени,  дате  и  месте  рассмотрения  дела  извещенных  надлежащим  образом,

 

рассмотрев дело № 3-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

            

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура» (далее — Заявитель) на действия ОАО «Южноуральская теплосбытовая  компания» (далее — ОАО «ЮТК», Ответчик), выразившиеся в намерении необоснованного прекращения поставки тепловой энергии для объектов ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура».                   

 

Из заявления следовало, что между ОАО «ЮТК» и Заявителем 01.10.2007 заключен договор № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения (далее — Договор энергоснабжения).

 

15.10.2010 от ОАО «ЮТК» в адрес Заявителя поступило уведомление, в котором сообщалось о том, что с 01.03.2012 в связи с истечением срока эксплуатации паропровода и отсутствием средств на строительство нового паропровода энергоснабжающей организацией будет расторгнут вышеуказанный договор и прекращена подача пара.

Челябинским УФАС России в адрес энергоснабжающей организации — ОАО «ЮТК» был направлен запрос о представлении сведений о причинах намерения прекратить поставку тепловой энергии для объектов ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура».

 

ОАО «ЮТК» пояснило, что поставляет тепловую энергию в паре по паропроводу № 87. Данный паропровод введен в эксплуатацию в 1973 году, расчетный срок службы данного паропровода составляет 25 лет и истек в 1998 году.

 

За время с начала эксплуатации паропровода произошло снижение скоростей пара, что привело к росту сверх нормативных технологических потерь и ухудшению эксплуатационного режима паропровода.

 

30.09.2010 Уральским управлением Ростехнадзора в отношении ОАО «ЮТК» была проведена проверка, по результатам которой ОАО «ЮТК» было предписано провести техническое освидетельствование паропровода.

 

В связи с тем, что физический износ паропровода не дает возможности поставки пара в объемах, определенных договорами, а также создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, было принято решение с 01.03.2012 прекратить подачу пара и демонтировать паропровод.

 

Решение о прекращении подачи пара и демонтаже паропровода доведено до потребителей на совместном совещании и путем направления соответствующих уведомлений.

 

В  настоящее  время со всеми абонентами по договорам на отпуск и потребления тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения, за исключением ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура», заключены дополнительные соглашения, предусматривающие окончание срока действия договора с 31 марта 2012 года.  

 

В связи с тем, что ОАО «ЮТК» не было представлено бесспорных доказательств  необходимости  демонтажа паропровода, а также в связи с тем, что прекращение подачи пара могло привести к ущемлению интересов потребителей, подключенных к паропроводу, Челябинским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «ЮТК» дела о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».   

 

В ходе заседания Комиссии представители Заявителя пояснили, что пар используется на  технологические нужды, а  также для целей отопления производственных помещений посредством вентиляции, а пункт 8 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении» устанавливает запрет на отключение тепловой энергии, используемой для целей отопления без согласия абонента. Альтернатива получения пара из других источников у предприятия отсутствует.

 

На данные доводы представители ОАО «ЮТК» пояснили, что согласно Договору теплоснабжения пар используется Заявителем на технологические нужды, а не для целей отопления. Для целей теплоснабжения между ОАО «ЮТК» и ООО «ЮАИЗ-инфраструктура» 01.10.2007 заключен  договор № 700 на теплоснабжение в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение.      

 

В ходе заседания Комиссии от ОАО «ЮТК» поступили дополнительные сведения о том, что учредителем ОАО «ЮТК» принято решение о строительстве с  2012 года резервного паропровода, а до этого времени вывод из эксплуатации действующего паропровода произведен не будет. В связи с принятым решением в адрес ОАО «ЮТК» было направлено письмо об отзыве направленного 19.11.2010 в его адрес для подписания дополнительного соглашения от 18.11.2010 № 2  о  прекращении  действия договора № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения с 1 марта 2012 года.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

           

ОАО «ЮТК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

           

Таким образом, ОАО «ЮТК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Вместе с тем, из материалов по заявлению не следует, что ОАО «ЮТК» совершило действия (бездействия), указанные в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по следующим основаниям.

 

В материалах по заявлению содержится предписание Федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору — Уральского управления Ростехнадзора от 30.09.2010, которым в качестве нарушения установлено проведение технического диагностирования паропровода № 87 по истечении его расчетного срока службы и предписано устранить выявленное нарушение.      

 

В соответствии с пунктом 5.2.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2008 № 90, по истечении расчетного срока службы (расчетного ресурса) трубопровод должен пройти техническое диагностирование или должен быть демонтирован.

 

На момент рассмотрения данного дела техническое диагностирование  паропровода не проведено.

 

Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о технологической  обоснованности  прекращения деятельности ОАО «ЮТК» по поставке тепловой энергии с использованием паропровода № 87, на момент рассмотрения дела не имеется.

 

Вместе с тем, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный  закон «О теплоснабжении») не предусмотрены  основания для вывода источника тепловой энергии из эксплуатации (консервация или ликвидация), однако, предусмотрена процедура вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.

 

Так, пунктом 4 указанного Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

 

Также, пунктом 8  Федерального закона «О теплоснабжении» установлен запрет

на вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями.

           

Как следует из фактических материалов дела, предусмотренные Федеральным  законом «О теплоснабжении» условия вывода из эксплуатации  источника тепловой энергии — паропровода № 87 ОАО «ЮТК» были соблюдены.

           

Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что ОАО «ЮТК» направило Заявителю уведомление об отзыве направленного 19.11.2010 в его адрес  дополнительного соглашения от 18.11.2010 № 2  о  прекращении  действия договора № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения с 1 марта 2012 года. Таким образом, указанный договор продолжает действовать на тех-же условиях.

           

Учитывая изложенные обстоятельства,  Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения в отношении ОАО «ЮТК» рассмотрения настоящего дела по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

           

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым обратить внимание Ответчика на следующие обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения настоящего дела.  

           

ОАО «ЮТК» обладает правом владения спорным паропроводом на основании договора аренды от 02.08.2010 № 04-ДК-0602-10/150-ЮТСК (далее — Договор аренды), заключенного с ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее — ОАО «ОГК-3»).

           

В соответствии с пунктом 2.3.3. Договора аренды содержание арендуемого имущества в нормальном состоянии, своевременное производство всех видов ремонта, включая капитальный, производится за счет арендатора.    

           

Из информации, представленной по запросу Челябинского УФАС России Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области», следует, что затраты по ремонту сетей, обслуживаемых ОАО «ЮТК», учитываются в затратах на производство тепловой энергии, вырабатываемой ОАО «ОГК-3».

           

Согласно сведениям, представленным ОАО «ЮТК», за последние три года денежные средства на ремонт паропровода № 87 собственником (ОАО ОГК-3) не перечислялись.

           

По мнению Комиссии, при указанных обстоятельствах, обязанности по содержанию арендуемого имущества должны быть распределены между арендодателем в части финансирования ремонтных работ за счет тарифа на производства тепловой энергии и арендатором в части фактического производства ремонтных работ.   

           

Но основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

            

Прекратить производство по делу в отношении  ОАО «ЮТК» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

stdClass Object ( [vid] => 5307 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 3-03/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5307 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                              

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.                                        

                                                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. –  заместитель руководителя Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

         

в присутствии представителей:

 

заявителя ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура» —  <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.02.2011 № 279), <...> (доверенность от 10.03.2011 № 8);

ответчика ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания» — <...> (решение учредителя от 18.06.2007 № 1),  

 

в отсутствие представителей заинтересованных лиц: Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области, ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии»  о времени,  дате  и  месте  рассмотрения  дела  извещенных  надлежащим  образом,

 

рассмотрев дело № 3-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

            

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура» (далее — Заявитель) на действия ОАО «Южноуральская теплосбытовая  компания» (далее — ОАО «ЮТК», Ответчик), выразившиеся в намерении необоснованного прекращения поставки тепловой энергии для объектов ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура».                   

 

Из заявления следовало, что между ОАО «ЮТК» и Заявителем 01.10.2007 заключен договор № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения (далее — Договор энергоснабжения).

 

15.10.2010 от ОАО «ЮТК» в адрес Заявителя поступило уведомление, в котором сообщалось о том, что с 01.03.2012 в связи с истечением срока эксплуатации паропровода и отсутствием средств на строительство нового паропровода энергоснабжающей организацией будет расторгнут вышеуказанный договор и прекращена подача пара.

Челябинским УФАС России в адрес энергоснабжающей организации — ОАО «ЮТК» был направлен запрос о представлении сведений о причинах намерения прекратить поставку тепловой энергии для объектов ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура».

 

ОАО «ЮТК» пояснило, что поставляет тепловую энергию в паре по паропроводу № 87. Данный паропровод введен в эксплуатацию в 1973 году, расчетный срок службы данного паропровода составляет 25 лет и истек в 1998 году.

 

За время с начала эксплуатации паропровода произошло снижение скоростей пара, что привело к росту сверх нормативных технологических потерь и ухудшению эксплуатационного режима паропровода.

 

30.09.2010 Уральским управлением Ростехнадзора в отношении ОАО «ЮТК» была проведена проверка, по результатам которой ОАО «ЮТК» было предписано провести техническое освидетельствование паропровода.

 

В связи с тем, что физический износ паропровода не дает возможности поставки пара в объемах, определенных договорами, а также создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, было принято решение с 01.03.2012 прекратить подачу пара и демонтировать паропровод.

 

Решение о прекращении подачи пара и демонтаже паропровода доведено до потребителей на совместном совещании и путем направления соответствующих уведомлений.

 

В  настоящее  время со всеми абонентами по договорам на отпуск и потребления тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения, за исключением ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура», заключены дополнительные соглашения, предусматривающие окончание срока действия договора с 31 марта 2012 года.  

 

В связи с тем, что ОАО «ЮТК» не было представлено бесспорных доказательств  необходимости  демонтажа паропровода, а также в связи с тем, что прекращение подачи пара могло привести к ущемлению интересов потребителей, подключенных к паропроводу, Челябинским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «ЮТК» дела о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».   

 

В ходе заседания Комиссии представители Заявителя пояснили, что пар используется на  технологические нужды, а  также для целей отопления производственных помещений посредством вентиляции, а пункт 8 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении» устанавливает запрет на отключение тепловой энергии, используемой для целей отопления без согласия абонента. Альтернатива получения пара из других источников у предприятия отсутствует.

 

На данные доводы представители ОАО «ЮТК» пояснили, что согласно Договору теплоснабжения пар используется Заявителем на технологические нужды, а не для целей отопления. Для целей теплоснабжения между ОАО «ЮТК» и ООО «ЮАИЗ-инфраструктура» 01.10.2007 заключен  договор № 700 на теплоснабжение в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение.      

 

В ходе заседания Комиссии от ОАО «ЮТК» поступили дополнительные сведения о том, что учредителем ОАО «ЮТК» принято решение о строительстве с  2012 года резервного паропровода, а до этого времени вывод из эксплуатации действующего паропровода произведен не будет. В связи с принятым решением в адрес ОАО «ЮТК» было направлено письмо об отзыве направленного 19.11.2010 в его адрес для подписания дополнительного соглашения от 18.11.2010 № 2  о  прекращении  действия договора № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения с 1 марта 2012 года.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

           

ОАО «ЮТК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

           

Таким образом, ОАО «ЮТК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Вместе с тем, из материалов по заявлению не следует, что ОАО «ЮТК» совершило действия (бездействия), указанные в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по следующим основаниям.

 

В материалах по заявлению содержится предписание Федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору — Уральского управления Ростехнадзора от 30.09.2010, которым в качестве нарушения установлено проведение технического диагностирования паропровода № 87 по истечении его расчетного срока службы и предписано устранить выявленное нарушение.      

 

В соответствии с пунктом 5.2.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2008 № 90, по истечении расчетного срока службы (расчетного ресурса) трубопровод должен пройти техническое диагностирование или должен быть демонтирован.

 

На момент рассмотрения данного дела техническое диагностирование  паропровода не проведено.

 

Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о технологической  обоснованности  прекращения деятельности ОАО «ЮТК» по поставке тепловой энергии с использованием паропровода № 87, на момент рассмотрения дела не имеется.

 

Вместе с тем, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный  закон «О теплоснабжении») не предусмотрены  основания для вывода источника тепловой энергии из эксплуатации (консервация или ликвидация), однако, предусмотрена процедура вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.

 

Так, пунктом 4 указанного Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

 

Также, пунктом 8  Федерального закона «О теплоснабжении» установлен запрет

на вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями.

           

Как следует из фактических материалов дела, предусмотренные Федеральным  законом «О теплоснабжении» условия вывода из эксплуатации  источника тепловой энергии — паропровода № 87 ОАО «ЮТК» были соблюдены.

           

Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что ОАО «ЮТК» направило Заявителю уведомление об отзыве направленного 19.11.2010 в его адрес  дополнительного соглашения от 18.11.2010 № 2  о  прекращении  действия договора № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения с 1 марта 2012 года. Таким образом, указанный договор продолжает действовать на тех-же условиях.

           

Учитывая изложенные обстоятельства,  Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения в отношении ОАО «ЮТК» рассмотрения настоящего дела по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

           

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым обратить внимание Ответчика на следующие обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения настоящего дела.  

           

ОАО «ЮТК» обладает правом владения спорным паропроводом на основании договора аренды от 02.08.2010 № 04-ДК-0602-10/150-ЮТСК (далее — Договор аренды), заключенного с ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее — ОАО «ОГК-3»).

           

В соответствии с пунктом 2.3.3. Договора аренды содержание арендуемого имущества в нормальном состоянии, своевременное производство всех видов ремонта, включая капитальный, производится за счет арендатора.    

           

Из информации, представленной по запросу Челябинского УФАС России Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области», следует, что затраты по ремонту сетей, обслуживаемых ОАО «ЮТК», учитываются в затратах на производство тепловой энергии, вырабатываемой ОАО «ОГК-3».

           

Согласно сведениям, представленным ОАО «ЮТК», за последние три года денежные средства на ремонт паропровода № 87 собственником (ОАО ОГК-3) не перечислялись.

           

По мнению Комиссии, при указанных обстоятельствах, обязанности по содержанию арендуемого имущества должны быть распределены между арендодателем в части финансирования ремонтных работ за счет тарифа на производства тепловой энергии и арендатором в части фактического производства ремонтных работ.   

           

Но основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

            

Прекратить производство по делу в отношении  ОАО «ЮТК» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                              

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2011 года.                                        

                                                                                                              

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. –  заместитель руководителя Челябинского УФАС  России;

 

 

Члены Комиссии:

Ветрова Т.А. – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

Лупанова Н.С. – ведущий специалист — эксперт  отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

         

в присутствии представителей:

 

заявителя ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура» —  <...> (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.02.2011 № 279), <...> (доверенность от 10.03.2011 № 8);

ответчика ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания» — <...> (решение учредителя от 18.06.2007 № 1),  

 

в отсутствие представителей заинтересованных лиц: Администрации Южноуральского городского округа Челябинской области, ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии»  о времени,  дате  и  месте  рассмотрения  дела  извещенных  надлежащим  образом,

 

рассмотрев дело № 3-03/11, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания»  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           

В Челябинское УФАС России поступило заявление ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура» (далее — Заявитель) на действия ОАО «Южноуральская теплосбытовая  компания» (далее — ОАО «ЮТК», Ответчик), выразившиеся в намерении необоснованного прекращения поставки тепловой энергии для объектов ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура».                   

 

Из заявления следовало, что между ОАО «ЮТК» и Заявителем 01.10.2007 заключен договор № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения (далее — Договор энергоснабжения).

 

15.10.2010 от ОАО «ЮТК» в адрес Заявителя поступило уведомление, в котором сообщалось о том, что с 01.03.2012 в связи с истечением срока эксплуатации паропровода и отсутствием средств на строительство нового паропровода энергоснабжающей организацией будет расторгнут вышеуказанный договор и прекращена подача пара.

Челябинским УФАС России в адрес энергоснабжающей организации — ОАО «ЮТК» был направлен запрос о представлении сведений о причинах намерения прекратить поставку тепловой энергии для объектов ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура».

 

ОАО «ЮТК» пояснило, что поставляет тепловую энергию в паре по паропроводу № 87. Данный паропровод введен в эксплуатацию в 1973 году, расчетный срок службы данного паропровода составляет 25 лет и истек в 1998 году.

 

За время с начала эксплуатации паропровода произошло снижение скоростей пара, что привело к росту сверх нормативных технологических потерь и ухудшению эксплуатационного режима паропровода.

 

30.09.2010 Уральским управлением Ростехнадзора в отношении ОАО «ЮТК» была проведена проверка, по результатам которой ОАО «ЮТК» было предписано провести техническое освидетельствование паропровода.

 

В связи с тем, что физический износ паропровода не дает возможности поставки пара в объемах, определенных договорами, а также создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, было принято решение с 01.03.2012 прекратить подачу пара и демонтировать паропровод.

 

Решение о прекращении подачи пара и демонтаже паропровода доведено до потребителей на совместном совещании и путем направления соответствующих уведомлений.

 

В  настоящее  время со всеми абонентами по договорам на отпуск и потребления тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения, за исключением ООО «ЮАИЗ-Инфраструктура», заключены дополнительные соглашения, предусматривающие окончание срока действия договора с 31 марта 2012 года.  

 

В связи с тем, что ОАО «ЮТК» не было представлено бесспорных доказательств  необходимости  демонтажа паропровода, а также в связи с тем, что прекращение подачи пара могло привести к ущемлению интересов потребителей, подключенных к паропроводу, Челябинским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «ЮТК» дела о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».   

 

В ходе заседания Комиссии представители Заявителя пояснили, что пар используется на  технологические нужды, а  также для целей отопления производственных помещений посредством вентиляции, а пункт 8 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении» устанавливает запрет на отключение тепловой энергии, используемой для целей отопления без согласия абонента. Альтернатива получения пара из других источников у предприятия отсутствует.

 

На данные доводы представители ОАО «ЮТК» пояснили, что согласно Договору теплоснабжения пар используется Заявителем на технологические нужды, а не для целей отопления. Для целей теплоснабжения между ОАО «ЮТК» и ООО «ЮАИЗ-инфраструктура» 01.10.2007 заключен  договор № 700 на теплоснабжение в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение.      

 

В ходе заседания Комиссии от ОАО «ЮТК» поступили дополнительные сведения о том, что учредителем ОАО «ЮТК» принято решение о строительстве с  2012 года резервного паропровода, а до этого времени вывод из эксплуатации действующего паропровода произведен не будет. В связи с принятым решением в адрес ОАО «ЮТК» было направлено письмо об отзыве направленного 19.11.2010 в его адрес для подписания дополнительного соглашения от 18.11.2010 № 2  о  прекращении  действия договора № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения с 1 марта 2012 года.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

           

ОАО «ЮТК» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, следовательно, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

           

Таким образом, ОАО «ЮТК» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Вместе с тем, из материалов по заявлению не следует, что ОАО «ЮТК» совершило действия (бездействия), указанные в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по следующим основаниям.

 

В материалах по заявлению содержится предписание Федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору — Уральского управления Ростехнадзора от 30.09.2010, которым в качестве нарушения установлено проведение технического диагностирования паропровода № 87 по истечении его расчетного срока службы и предписано устранить выявленное нарушение.      

 

В соответствии с пунктом 5.2.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2008 № 90, по истечении расчетного срока службы (расчетного ресурса) трубопровод должен пройти техническое диагностирование или должен быть демонтирован.

 

На момент рассмотрения данного дела техническое диагностирование  паропровода не проведено.

 

Таким образом, объективных данных, свидетельствующих о технологической  обоснованности  прекращения деятельности ОАО «ЮТК» по поставке тепловой энергии с использованием паропровода № 87, на момент рассмотрения дела не имеется.

 

Вместе с тем, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный  закон «О теплоснабжении») не предусмотрены  основания для вывода источника тепловой энергии из эксплуатации (консервация или ликвидация), однако, предусмотрена процедура вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.

 

Так, пунктом 4 указанного Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

 

Также, пунктом 8  Федерального закона «О теплоснабжении» установлен запрет

на вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями.

           

Как следует из фактических материалов дела, предусмотренные Федеральным  законом «О теплоснабжении» условия вывода из эксплуатации  источника тепловой энергии — паропровода № 87 ОАО «ЮТК» были соблюдены.

           

Кроме того, в ходе заседания Комиссии было установлено, что ОАО «ЮТК» направило Заявителю уведомление об отзыве направленного 19.11.2010 в его адрес  дополнительного соглашения от 18.11.2010 № 2  о  прекращении  действия договора № 701 на отпуск и потребление тепловой энергии паровыми системами теплоснабжения с 1 марта 2012 года. Таким образом, указанный договор продолжает действовать на тех-же условиях.

           

Учитывая изложенные обстоятельства,  Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения в отношении ОАО «ЮТК» рассмотрения настоящего дела по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

           

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым обратить внимание Ответчика на следующие обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения настоящего дела.  

           

ОАО «ЮТК» обладает правом владения спорным паропроводом на основании договора аренды от 02.08.2010 № 04-ДК-0602-10/150-ЮТСК (далее — Договор аренды), заключенного с ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее — ОАО «ОГК-3»).

           

В соответствии с пунктом 2.3.3. Договора аренды содержание арендуемого имущества в нормальном состоянии, своевременное производство всех видов ремонта, включая капитальный, производится за счет арендатора.    

           

Из информации, представленной по запросу Челябинского УФАС России Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области», следует, что затраты по ремонту сетей, обслуживаемых ОАО «ЮТК», учитываются в затратах на производство тепловой энергии, вырабатываемой ОАО «ОГК-3».

           

Согласно сведениям, представленным ОАО «ЮТК», за последние три года денежные средства на ремонт паропровода № 87 собственником (ОАО ОГК-3) не перечислялись.

           

По мнению Комиссии, при указанных обстоятельствах, обязанности по содержанию арендуемого имущества должны быть распределены между арендодателем в части финансирования ремонтных работ за счет тарифа на производства тепловой энергии и арендатором в части фактического производства ремонтных работ.   

           

Но основании изложенного, руководствуясь статьей  23,  частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

           

Прекратить производство по делу в отношении  ОАО «ЮТК» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семёнова

 

Члены Комиссии

 

Т.А. Ветрова

 

Н.С. Лупанова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 3-03/11

Решение в отношении ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 3-03/11

Решение в отношении ОАО «Южноуральская теплосбытовая компания»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-20 22:02:39 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-04-20 22:02:39 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )