Решение по делу № 99-04/10

Дата публикации: 16 февраля 2011, 03:05

РЕШЕНИЕ

                                                                                                              

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" февраля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "01" марта 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Данильченко А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Областная электросетевая компания» (далее - ООО «ОЭСК») - <..> (доверенность от 14.02.2011 № 30), в отсутствии ООО «Каркаде», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, рассмотрев дело № 99-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «ОЭСК»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

С 02.08.2010 по 01.11.2010 инспекция Челябинского УФАС России на основании приказа от 02.08.2010 № 314 проводила плановую проверку в отношении ООО «ОЭСК».

 

Окончательные результаты данной проверки оформлены в акте проверки от 02.11.2010 № 2.

 

Согласно акту проверки от 02.11.2010 № 2 инспекция Челябинского УФАС России выявила в действиях ООО «ОЭСК» признаки нарушения части 1 статьи 18  Закона о защите конкуренции при заключении ООО «ОЭСК» с ООО «Каркаде» договора лизинга от 03.06.2010 № 2611/2010 (далее — Договор лизинга). Договор лизинга заключен между ООО «ОЭСК» и ООО «Каркаде» без конкурсного отбора финансовой организации, предусмотренного действующим законодательством.

 

По Договору лизинга ООО «Каркаде» посредством заключения договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у ООО «Авторитейл» транспортное средство марки Форд «Мондео» и предоставить ООО «ОЭСК» указанное транспортное средство за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.

 

По состоянию на 28.01.11 ООО «ОЭСК» перечислило в пользу ООО «Каркаде» по Договору лизинга денежные средства в размере 690 503 рублей.

 

Приказом от 23.11.2010 № 492 Челябинским УФАС России возбуждено в отношении ООО «ОЭСК» дело № 99-04/10 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно уставу основными видами деятельности ООО «ОЭСК» является оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

 

31.01.2011 ООО «Каркаде» письмом вх. № 983 сообщило Челябинскому УФАС России, что Договор лизинга ООО «Каркаде» заключило с ООО «ОЭСК» в соответствии с общими требованиями Гражданского кодекса РФ, а также то, что ООО «ОЭСК» не проводило открытого конкурса либо открытого аукциона с целью заключения Договора лизинга.

 

31.01.2011 ООО «ОЭСК» письмом исх. № 09-юр сообщило, что не проводило открытый конкурс или открытый аукцион в целях заключения Договора лизинга.

 

Представитель ООО «ОЭСК» <…> на заседаниях Комиссии 15.02.2011 пояснила, что ООО «ОЭСК» обращалось в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО) с заявлением о включении расходов ответчика по Договору лизинга в тариф на передачу электрической энергии, однако последнее отказало ООО «ОЭСК» в этом. Предметом по Договору лизинга является транспортное средство, которое  не связан с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях).

            

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «ОЭСК» части 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

ООО «ОЭСК» является юридическим лицом, созданным для целей получения прибыли, основными видами деятельности которого согласно уставу данного предприятия является оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии на территории Челябинской области, технологическому присоединению к электрическим сетям, осуществляющим иные виды деятельности, которые непосредственно связаны с предыдущими, а именно:

 

- диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;

 

- разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических  и социальных программ;

 

- проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, монтаж и наладка электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства;

 

- проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, монтаж и наладка сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства;

 

- эксплуатация взрывоопасных, химически и пожароопасных производственных объектов, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;

 

- осуществление технологического контроля, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны труда на объектах электросетевого хозяйства;

 

- перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом в технологических целях.

 

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09), так как наличие отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

 

Таким образом, ООО «ОЭСК» является моно-компанией, которая занимается осуществлением одного вида деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии.

 

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закону о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО «ОЭСК», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополий.

 

В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

 

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

 

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

 

3) предоставление кредита;

 

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

 

5) выдача банковских гарантий;

 

6) услуги на рынке ценных бумаг;

 

7) услуги по договору лизинга;

 

8) страхование имущества;

 

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

 

10) негосударственное пенсионное страхование;

 

11) страхование ответственности.

 

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установлен порядок проведения конкурсов и аукционов, который предусматривает специальные требования к формированию конкурсных и аукционных комиссий и их работе, извещению о проведении открытого конкурса и аукциона, к конкурсной и аукционной документации, протоколам вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также к срокам их опубликования др.

 

Статья 18 Закона о защите конкуренции вступила в силу 26.10.2006, Договор лизинга заключен 03.06.2010.

 

По Договору лизинга ООО «Каркаде» обязуется приобрести в собственность у ООО «Авторитейл» транспортное средство марки Форд «Мондео» и предоставить ООО «ОЭСК» указанное транспортное средство за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.

Комиссия не принимает довод ООО «ОЭСК» о том, что предмет по Договору лизинга не связан с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, учитывая следующие обстоятельства, а именно:

 

транспортное средство марки Форд «Мондео» предоставлено ООО «ОЭСК» во временное владение и пользование для предпринимательских целей;

 

ООО «ОЭСК» не доказало, что использование транспортного средства марки Форд «Мондео» не связано с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

 

ООО «ОЭСК» не представило доказательств, подтверждающих, что занимается иными видами деятельности, кроме естественно-монопольных;

 

ООО «ОЭСК» на Комиссии 15.01.2011 пояснило, что обращалось в ГК ЕТО за включением расходов по Договору лизинга в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2011 год;

 

ООО «ОЭСК» не представлено доказательств того, что ГК ЕТО отказало ответчику во включении расходов по Договору лизинга в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2011 год.

 

В отчете о прибылях и убытках за 2009 год не содержится сведений о доходах и расходах ООО « ОЭСК» по иным видам деятельности, кроме естественно-монопольных — оказание услуг по технологическому присоединению, по передаче электрической энергии.

 

С учетом изложенного, Комиссией установлено, что ООО «ОЭСК» является моно-компанией, поэтому оказание ООО «Каркаде» финансовых услуг по Договору лизинга связано с осуществлением ООО «ОЭСК» естественно-монопольного вида деятельности — оказанием услуг по передаче электрической энергии.

 

Доказательства, подтверждающие проведение ООО «ОЭСК» открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов в целях заключения Договора лизинга с финансовыми организациями, отсутствуют.

 

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «ОЭСК» по заключению Договора лизинга с ООО «Каркаде» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «ОЭСК» по заключению договора лизинга от 03.06.2010 № 2611/2010 с ООО «Каркаде» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, нарушающими часть 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции».

 

2. Выдать ОАО «Областная электросетевая компания» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, нарушению антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии: Ю.М. Расторгуева

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

stdClass Object ( [vid] => 5296 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 99-04/10 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5296 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320769724 [changed] => 1370519490 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370519490 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                              

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" февраля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "01" марта 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Данильченко А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Областная электросетевая компания» (далее - ООО «ОЭСК») - <..> (доверенность от 14.02.2011 № 30), в отсутствии ООО «Каркаде», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, рассмотрев дело № 99-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «ОЭСК»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

С 02.08.2010 по 01.11.2010 инспекция Челябинского УФАС России на основании приказа от 02.08.2010 № 314 проводила плановую проверку в отношении ООО «ОЭСК».

 

Окончательные результаты данной проверки оформлены в акте проверки от 02.11.2010 № 2.

 

Согласно акту проверки от 02.11.2010 № 2 инспекция Челябинского УФАС России выявила в действиях ООО «ОЭСК» признаки нарушения части 1 статьи 18  Закона о защите конкуренции при заключении ООО «ОЭСК» с ООО «Каркаде» договора лизинга от 03.06.2010 № 2611/2010 (далее — Договор лизинга). Договор лизинга заключен между ООО «ОЭСК» и ООО «Каркаде» без конкурсного отбора финансовой организации, предусмотренного действующим законодательством.

 

По Договору лизинга ООО «Каркаде» посредством заключения договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у ООО «Авторитейл» транспортное средство марки Форд «Мондео» и предоставить ООО «ОЭСК» указанное транспортное средство за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.

 

По состоянию на 28.01.11 ООО «ОЭСК» перечислило в пользу ООО «Каркаде» по Договору лизинга денежные средства в размере 690 503 рублей.

 

Приказом от 23.11.2010 № 492 Челябинским УФАС России возбуждено в отношении ООО «ОЭСК» дело № 99-04/10 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно уставу основными видами деятельности ООО «ОЭСК» является оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

 

31.01.2011 ООО «Каркаде» письмом вх. № 983 сообщило Челябинскому УФАС России, что Договор лизинга ООО «Каркаде» заключило с ООО «ОЭСК» в соответствии с общими требованиями Гражданского кодекса РФ, а также то, что ООО «ОЭСК» не проводило открытого конкурса либо открытого аукциона с целью заключения Договора лизинга.

 

31.01.2011 ООО «ОЭСК» письмом исх. № 09-юр сообщило, что не проводило открытый конкурс или открытый аукцион в целях заключения Договора лизинга.

 

Представитель ООО «ОЭСК» <…> на заседаниях Комиссии 15.02.2011 пояснила, что ООО «ОЭСК» обращалось в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО) с заявлением о включении расходов ответчика по Договору лизинга в тариф на передачу электрической энергии, однако последнее отказало ООО «ОЭСК» в этом. Предметом по Договору лизинга является транспортное средство, которое  не связан с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях).

            

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «ОЭСК» части 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

ООО «ОЭСК» является юридическим лицом, созданным для целей получения прибыли, основными видами деятельности которого согласно уставу данного предприятия является оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии на территории Челябинской области, технологическому присоединению к электрическим сетям, осуществляющим иные виды деятельности, которые непосредственно связаны с предыдущими, а именно:

 

- диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;

 

- разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических  и социальных программ;

 

- проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, монтаж и наладка электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства;

 

- проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, монтаж и наладка сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства;

 

- эксплуатация взрывоопасных, химически и пожароопасных производственных объектов, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;

 

- осуществление технологического контроля, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны труда на объектах электросетевого хозяйства;

 

- перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом в технологических целях.

 

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09), так как наличие отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

 

Таким образом, ООО «ОЭСК» является моно-компанией, которая занимается осуществлением одного вида деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии.

 

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закону о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО «ОЭСК», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополий.

 

В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

 

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

 

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

 

3) предоставление кредита;

 

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

 

5) выдача банковских гарантий;

 

6) услуги на рынке ценных бумаг;

 

7) услуги по договору лизинга;

 

8) страхование имущества;

 

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

 

10) негосударственное пенсионное страхование;

 

11) страхование ответственности.

 

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установлен порядок проведения конкурсов и аукционов, который предусматривает специальные требования к формированию конкурсных и аукционных комиссий и их работе, извещению о проведении открытого конкурса и аукциона, к конкурсной и аукционной документации, протоколам вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также к срокам их опубликования др.

 

Статья 18 Закона о защите конкуренции вступила в силу 26.10.2006, Договор лизинга заключен 03.06.2010.

 

По Договору лизинга ООО «Каркаде» обязуется приобрести в собственность у ООО «Авторитейл» транспортное средство марки Форд «Мондео» и предоставить ООО «ОЭСК» указанное транспортное средство за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.

Комиссия не принимает довод ООО «ОЭСК» о том, что предмет по Договору лизинга не связан с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, учитывая следующие обстоятельства, а именно:

 

транспортное средство марки Форд «Мондео» предоставлено ООО «ОЭСК» во временное владение и пользование для предпринимательских целей;

 

ООО «ОЭСК» не доказало, что использование транспортного средства марки Форд «Мондео» не связано с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

 

ООО «ОЭСК» не представило доказательств, подтверждающих, что занимается иными видами деятельности, кроме естественно-монопольных;

 

ООО «ОЭСК» на Комиссии 15.01.2011 пояснило, что обращалось в ГК ЕТО за включением расходов по Договору лизинга в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2011 год;

 

ООО «ОЭСК» не представлено доказательств того, что ГК ЕТО отказало ответчику во включении расходов по Договору лизинга в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2011 год.

 

В отчете о прибылях и убытках за 2009 год не содержится сведений о доходах и расходах ООО « ОЭСК» по иным видам деятельности, кроме естественно-монопольных — оказание услуг по технологическому присоединению, по передаче электрической энергии.

 

С учетом изложенного, Комиссией установлено, что ООО «ОЭСК» является моно-компанией, поэтому оказание ООО «Каркаде» финансовых услуг по Договору лизинга связано с осуществлением ООО «ОЭСК» естественно-монопольного вида деятельности — оказанием услуг по передаче электрической энергии.

 

Доказательства, подтверждающие проведение ООО «ОЭСК» открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов в целях заключения Договора лизинга с финансовыми организациями, отсутствуют.

 

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «ОЭСК» по заключению Договора лизинга с ООО «Каркаде» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «ОЭСК» по заключению договора лизинга от 03.06.2010 № 2611/2010 с ООО «Каркаде» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, нарушающими часть 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции».

 

2. Выдать ОАО «Областная электросетевая компания» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, нарушению антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии: Ю.М. Расторгуева

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                             

г. Челябинск

 

Резолютивная часть решения оглашена "15" февраля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено "01" марта 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Данильченко А.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ООО «Областная электросетевая компания» (далее - ООО «ОЭСК») - <..> (доверенность от 14.02.2011 № 30), в отсутствии ООО «Каркаде», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, рассмотрев дело № 99-04/10 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «ОЭСК»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

С 02.08.2010 по 01.11.2010 инспекция Челябинского УФАС России на основании приказа от 02.08.2010 № 314 проводила плановую проверку в отношении ООО «ОЭСК».

 

Окончательные результаты данной проверки оформлены в акте проверки от 02.11.2010 № 2.

 

Согласно акту проверки от 02.11.2010 № 2 инспекция Челябинского УФАС России выявила в действиях ООО «ОЭСК» признаки нарушения части 1 статьи 18  Закона о защите конкуренции при заключении ООО «ОЭСК» с ООО «Каркаде» договора лизинга от 03.06.2010 № 2611/2010 (далее — Договор лизинга). Договор лизинга заключен между ООО «ОЭСК» и ООО «Каркаде» без конкурсного отбора финансовой организации, предусмотренного действующим законодательством.

 

По Договору лизинга ООО «Каркаде» посредством заключения договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у ООО «Авторитейл» транспортное средство марки Форд «Мондео» и предоставить ООО «ОЭСК» указанное транспортное средство за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.

 

По состоянию на 28.01.11 ООО «ОЭСК» перечислило в пользу ООО «Каркаде» по Договору лизинга денежные средства в размере 690 503 рублей.

 

Приказом от 23.11.2010 № 492 Челябинским УФАС России возбуждено в отношении ООО «ОЭСК» дело № 99-04/10 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно уставу основными видами деятельности ООО «ОЭСК» является оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.

 

31.01.2011 ООО «Каркаде» письмом вх. № 983 сообщило Челябинскому УФАС России, что Договор лизинга ООО «Каркаде» заключило с ООО «ОЭСК» в соответствии с общими требованиями Гражданского кодекса РФ, а также то, что ООО «ОЭСК» не проводило открытого конкурса либо открытого аукциона с целью заключения Договора лизинга.

 

31.01.2011 ООО «ОЭСК» письмом исх. № 09-юр сообщило, что не проводило открытый конкурс или открытый аукцион в целях заключения Договора лизинга.

 

Представитель ООО «ОЭСК» <…> на заседаниях Комиссии 15.02.2011 пояснила, что ООО «ОЭСК» обращалось в Государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее — ГК ЕТО) с заявлением о включении расходов ответчика по Договору лизинга в тариф на передачу электрической энергии, однако последнее отказало ООО «ОЭСК» в этом. Предметом по Договору лизинга является транспортное средство, которое  не связан с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях).

 

           

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «ОЭСК» части 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции» по следующим основаниям.

 

ООО «ОЭСК» является юридическим лицом, созданным для целей получения прибыли, основными видами деятельности которого согласно уставу данного предприятия является оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии на территории Челябинской области, технологическому присоединению к электрическим сетям, осуществляющим иные виды деятельности, которые непосредственно связаны с предыдущими, а именно:

 

- диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;

 

- разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических  и социальных программ;

 

- проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, монтаж и наладка электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства;

 

- проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, монтаж и наладка сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства;

 

- эксплуатация взрывоопасных, химически и пожароопасных производственных объектов, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;

 

- осуществление технологического контроля, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны труда на объектах электросетевого хозяйства;

 

- перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом в технологических целях.

 

Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2387/09-С1, определение ВАС РФ от 27.05.2009 № 6246/09), так как наличие отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.

 

Таким образом, ООО «ОЭСК» является моно-компанией, которая занимается осуществлением одного вида деятельности - оказание услуг по передаче электрической энергии.

 

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закону о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО «ОЭСК», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополий.

 

В соответствии со статьей 18 Закона о защите конкуренции субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

 

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

 

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

 

3) предоставление кредита;

 

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

 

5) выдача банковских гарантий;

 

6) услуги на рынке ценных бумаг;

 

7) услуги по договору лизинга;

 

8) страхование имущества;

 

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;

 

10) негосударственное пенсионное страхование;

 

11) страхование ответственности.

 

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установлен порядок проведения конкурсов и аукционов, который предусматривает специальные требования к формированию конкурсных и аукционных комиссий и их работе, извещению о проведении открытого конкурса и аукциона, к конкурсной и аукционной документации, протоколам вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, а также к срокам их опубликования др.

 

Статья 18 Закона о защите конкуренции вступила в силу 26.10.2006, Договор лизинга заключен 03.06.2010.

 

По Договору лизинга ООО «Каркаде» обязуется приобрести в собственность у ООО «Авторитейл» транспортное средство марки Форд «Мондео» и предоставить ООО «ОЭСК» указанное транспортное средство за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с правом последующего приобретения права собственности.

Комиссия не принимает довод ООО «ОЭСК» о том, что предмет по Договору лизинга не связан с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, учитывая следующие обстоятельства, а именно:

 

транспортное средство марки Форд «Мондео» предоставлено ООО «ОЭСК» во временное владение и пользование для предпринимательских целей;

 

ООО «ОЭСК» не доказало, что использование транспортного средства марки Форд «Мондео» не связано с осуществлением деятельности ООО «ОЭСК» в сферах, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

 

ООО «ОЭСК» не представило доказательств, подтверждающих, что занимается иными видами деятельности, кроме естественно-монопольных;

 

ООО «ОЭСК» на Комиссии 15.01.2011 пояснило, что обращалось в ГК ЕТО за включением расходов по Договору лизинга в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2011 год;

 

ООО «ОЭСК» не представлено доказательств того, что ГК ЕТО отказало ответчику во включении расходов по Договору лизинга в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2011 год.

 

В отчете о прибылях и убытках за 2009 год не содержится сведений о доходах и расходах ООО « ОЭСК» по иным видам деятельности, кроме естественно-монопольных — оказание услуг по технологическому присоединению, по передаче электрической энергии.

 

С учетом изложенного, Комиссией установлено, что ООО «ОЭСК» является моно-компанией, поэтому оказание ООО «Каркаде» финансовых услуг по Договору лизинга связано с осуществлением ООО «ОЭСК» естественно-монопольного вида деятельности — оказанием услуг по передаче электрической энергии.

 

Доказательства, подтверждающие проведение ООО «ОЭСК» открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов в целях заключения Договора лизинга с финансовыми организациями, отсутствуют.

 

На основании изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «ОЭСК» по заключению Договора лизинга с ООО «Каркаде» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «ОЭСК» по заключению договора лизинга от 03.06.2010 № 2611/2010 с ООО «Каркаде» без проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, нарушающими часть 1 статьи 18 Закона «О защите конкуренции».

 

2. Выдать ОАО «Областная электросетевая компания» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции, нарушению антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии: Ю.М. Расторгуева

 

А.В. Данильченко

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 99-04/10

Решение в отношении ООО «Областная электросетевая компания»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 99-04/10

Решение в отношении ООО «Областная электросетевая компания»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

 

[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-15 22:05:53 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-15 22:05:53 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320769724 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )