Решение по делу № 119-2013 в отношении ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал»

Номер дела: № 119-2013
Дата публикации: 26 марта 2014, 14:18

РЕШЕНИЕ

 

26 марта 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л. Н. Галичина – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

А.П. Пивоварова –главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 119-2013 по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения на Интернет-сайтах www.chelfin.ru, www.cheltv.ru и в эфире регионального телеканала «Россия 1» рекламы финансовых услуг компании «Ритм»,

в присутствии: представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «ЧелФин» (далее – ООО «ЧелФин»), <...> и <...>, по доверенности № 5 от 17 января 2014 года (личности удостоверены по паспорту);

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Южный Урал» (далее – ГТРК «Южный Урал»), <...>, по доверенности № 74 АА 1853276 от 17 декабря 2013 года (личность удостоверена по паспорту),

в отсутствие: заявителей – физических лиц, а также Межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела и не заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственность «РИТМ» (далее – ООО «РИТМ»), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили обращения физических лиц и межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам о ненадлежащей рекламе компании «Ритм», размещенной на Интернет-сайтах www.chelfin.ru, www.cheltv.ru и в региональном эфире телеканала «Россия 1» с нарушением рекламного законодательства.

По мнению заявителей – физических лиц, в сети Интернет распространяется реклама компании «Ритм», которая является финансовой пирамидой.

По мнению межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам, распространяемая компанией «Ритм» в сети Интернет и СМИ информация относительно привлечения денежных средств граждан под высокий процент не содержит наименования юридического лица, оказывающего финансовую услугу, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». С учетом убыточности деятельности ООО «Ритм», а также значительным объемом займов, привлекаемых ООО «Компания «Ритм» (средняя сумма займа 300 тыс.рублей, количество займодавцев 154), невозможно в полном объеме инвестировать привлекаемые денежные средства и получать прибыль в размере, достаточном для исполнения обязательств по выплате процентов по займам. Небольшой уставный капитал ООО «Компания «Ритм» (10 тысяч рублей) не может рассматриваться в качестве гарантий интересов кредиторов. Распространяемая информация о получении высокого дохода по привлеченным денежным средствам посредством микрофинансирования, а также относительно эффективности и доходности указанного способа инвестирования не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона « О рекламе».

Челябинским УФАС России установлено, что администратором и модератором Интернет сайта www.chelfin.ru является ООО «ЧелФин». Администратором и модератором Интернет сайта www.cheltv.ru является ГТРК «Южный Урал», оно же разместило телесюжет о компании «Ритм» и в региональном эфире телеканала «Россия 1».

Администратор и модератор Интернет сайта www.chelfin.ru ООО «ЧелФин» в своих объяснениях указало, что в рамках исполнения договора, заключенного между ООО «Ритм» и ООО «ЧелФин» на сайте www.chelfin.ru в рубрике «Новости компаний» были размещены 02 июля 2013 года статья «Кредиты в ритме большого города», 03 сентября 2013 года статья «Ритм»:удобные займы, выгодные инвестиции», 17 октября 2013 года статья «Как легко расплатится с кредитом». Тексты статей предоставляло и согласовывало ООО «Ритм». В тексте статей говорилось о компании «Ритм», присутствовали словосочетания «клиенты компании», «специалисты компании», «сайт компании». ООО «ЧелФин» исполнило требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и указало в конце статей наименование лица, оказывающего финансовые услуги – ООО «Ритм». По данным ЕГРЮЛ ООО «Ритм» было зарегистрировано в качестве юридического лица, поэтому сомнений в достоверности размещаемой информации у ООО «Челфин» не возникло. О существовании иных юридических лиц с тем же наименованием «Ритм», но в иной организационно-правовой форме ООО «ЧелФин» узнало после возбуждения дела антимонопольным органом.

ГТРК «Южный Урал» в своих объяснениях указало, что телесюжет о компании «Ритм», размещенный в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1», не является рекламным, а является информационным материалом об инвестициях. Информационный материал был создан ГТРК «Южный Урал» по собственной инициативе, какие-либо договоры с группой компаний «РИТМ» на его размещение не заключались. Телесюжет размещался в программе «Собственник», целью которого является донесение до населения социально-значимой информации о способах распоряжения недвижимым имуществом в целом, о деньгах и способах их сохранения и преумножения. В телесюжете о компании «РИТМ» рассматривалась деятельность микрофинансовых организаций и вид инвестирования денежных средств в форме быстрых вкладов. Журналисты совместно с сотрудниками группы компаний «РИТМ», выступившими в роли консультантов, продемонстрировали схему осуществления быстрого вклада, обратили внимание на необходимость изучения рисков, прежде чем воспользоваться данной формой вложения денежных средств. ГТРК «Южный Урал» пояснило, что не может предоставить запись сюжета, поскольку установленный статьей 34 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» срок хранения материалов передач, вышедших в эфир в записи, истек. Вместе с тем, на бумажном носителе размещенный материал в антимонопольный орган представлен.

ГТРК «Южный Урал» также указало, что этот же сюжет был размещен на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru как составная часть передачи «Собственник». Программная концепция ВГТРК предполагает постоянное наполнение региональных сайтов материалами (частью материалов), вышедшими в новостях или иных информационных программах. Содержание сайта постоянно модерируется и обновляется. После возбуждения дела, материал с сайта удален.

ООО «РИТМ» письменные объяснения не представило. Представитель ООО «Ритм» на заседании Комиссии, состоявшейся 03 февраля 2014 года устно пояснил, что по договору с ООО «ЧелФин» разместило рекламу на Интернет-сайте www.chelfin.ru. Прокуратурой города Челябинска в период с октября 2013 года по ноябрь 2013 года была проведена проверка деятельности ООО «РИТМ», по результатам которой выявлено расхождение реальных данных и информации, указанной в статьях на сайте www.chelfin.ru, в части указания наименований организаций и выдано предписание ООО «РИТМ» об устранении нарушения. В целях исполнения указанного предписания, страницы сайта с рекламой были удалены, а на должностное лицо ООО «РИТМ», ответственное за размещение статей, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

С 17 по 23 октября 2013 года на сайте www.chelfin.ru под заголовком «Как легко расплатиться с кредитом?» размещалась реклама, в которой присутствуют сведения: «...наткнулась на сайт компании «РИТМ»...компания...сама гасит кредиты за своих клиентов. То есть можно вообще не напрягаться: берешь деньги, покупаешь, что хочешь, и продолжаешь наслаждаться жизнью не ужимая себя в расходах...К примеру, нужен миллион на квартиру. Не влезайте в кабалу ипотеку, оформите обычный потребительский кредит. Единственное условие-нужно взять несколько больше денег, чем требуется (плюс15-35 % в зависимости от суммы). Эти средства передаете в компанию, и она правильно их инвестирует, за счет чего и погашаются платежи по кредиту...рассказывает директор ООО «Компания РИТМ Руслан Юнусов…у компании «РИТМ» Ritminvest.ru есть немало интересных предложений как для граждан, так и для организаций. Группа компаний ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905...». Указанная статья сопровождается отметкой «На правах рекламы».

Также, 2 июля 2013 года на этом же сайте www.chelfin.ru размещалась рекламная статья «Кредиты в ритме большого города» следующего содержания: «В компании «Ритм» создана новая модель выдачи микрозаймов. Одно из преимуществ компании «Ритм» - договор займа заключается на пять месяцев с фиксированной суммой ежемесячного платежа... в скором времени клиенты компании «Ритм» смогут воспользоваться не только микрозаймами на короткий срок, но и получить заемные средства на длительное время — лимиты и сроки заимствовования расширятся...ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905..». В данной статье отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займа.

3 сентября 2013 года на сайте www.chelfin.ru размещалась рекламная статья «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» со сведениями: «... компания «Ритм» привлекает деньги взаймы от частных инвесторов...микрофинансовая компания «Ритм» запустила новую услугу — привлечение средств частных инвесторов в рамках договора займа...поясняет заместитель директора компании «Ритм Руслан Юнусов…Минимальный срок размещения средств составляет один год, проценты начисляются и выплачиваются ежемесячно по фиксированной ставке — 10 % от суммы вложенных средств...для пробы разместив на первых порах небольшую сумму — допустим 5000 рублей...сумма беззалогового микрозайма может составлять до 10 000 рублей...ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905..»

В статьях говорится о предоставлении финансовых услуг – займа и кредита, при этом организация их предоставляющая именуется как «компания Ритм», «РИТМ», «микрофинансовая компания «Ритм», в тексте статей присутствуют словосочетания «специалисты компании Ритм», «в офисе «РИТМА», указана фамилия и имя заместителя руководителя компании «Ритм». В конце статей имеется ссылка на ООО «Ритм» и его адрес: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905.

Челябинским УФАС России установлено, что по данным из ЕГРЮЛ зарегистрировано 5 юридических лиц в форме обществ с ограниченной ответственностью, расположенных по одному адресу и использующих в своем наименовании в различном сочетании слово «РИТМ», среди учредителей которых выступают одни и те же лица:

ООО «РИТМ» (ОГРН 1127451010609, ИНН 7451340997, дата образования 29.06.2012, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905), которое 18.10.2012 внесено в Государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО);

ООО «Компания «РИТМ» (ОГРН 1137457000570, ИНН 7457001976, дата образования 03.04.2013, учредитель <...>, директор <...> адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО Ломбард «РИТМ» (ОГРН 1137448005012, ИНН 7448158530, дата образования 25.04.2013, учредители ООО «РИТМ» и <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО «Реализация информационных технологий и маркетинг» сокращенное наименование ООО «РИТМ» (ОГРН 1087447003005, ИНН 7447128525, дата образования 28.02.2008, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО «Ритм Консалт» (ОГРН 1137447004859, ИНН 7447223867, дата образования 05.04.2013, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905).

Поскольку все зарегистрированы по одному адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905, содержащиеся в рекламе названия «Ритм», компания «Ритм», микрофинансовая организация «Ритм» не позволяют достоверно установить о какой организации идет речь в рекламе и какая именно организация из числа пяти предоставляет услуги займа и кредита.

Таким образом, в рекламных статьях «Как легко расплатиться с кредитом?», «Кредиты в ритме большого города», «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» отсутствует указание организационно-правовой формы лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займа и кредит.

Относительно телесюжета под названием «Ритм»: инвестиции должны приносить реальную прибыль», размещенном в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru Комиссия пришла к следующему.

Данный телесюжет обладает всеми признаками рекламы и на него распространяются требования Федерального закона «О рекламе». Так, в телесюжете присутствуют сведения о финансовых услугах некой компании по предоставлению кредита и займа. При этом лицо, предоставляющее данные услуги, именуется как «компания Ритм», «группа компаний Ритм», здесь же имеются ссылки на высказывания директора, заместителя директора и финансового консультанта, указываются их имена и фамилии. Иные организации в сюжете не упоминаются.

Согласно части 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 данного закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

В силу статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Услуги по предоставлению займа по своей природе и правовой цели являются финансовыми услугами, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

В статье 54 ГК РФ указано, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Отсутствие в рекламе финансовых услуг, а именно займа и кредита, наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги по их предоставлению, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В телесюжете под названием «Ритм»: инвестиции должны приносить реальную прибыль» присутствуют сведения «…самая большая инвестиция: человек проинвестировал 2 миллиона 300 тысяч, за 6 месяцев он заработал по 230 тысяч в месяц… высчитать среднемесячную доходность не так сложно: в месяц 30-31%», которые указывают на гарантию в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Содержащиеся в рекламной статье «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» сведения: «…проценты начисляются и выплачиваются по фиксированной ставке – 10 %... средняя сумма инвестиций сегодня составляет 300 000 рублей, а самый большой заем – 2 млн.рублей, что позволяет получать весомый рентный доход…» также указывают на обещание в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что нарушает пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. За нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлена ответственность рекламодателя.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является продавец или изготовитель товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы, размещенной на сайте www.chelfin.ru является ООО «РИТМ» как лицо определившее содержание рекламы и заключившее договор на её размещение

Рекламораспространителем рекламы, размещенной на сайте www.chelfin.ru является ООО «Челфин» как администратор и модератор Интернет-сайта www.chelfin.ru, на котором была размещена данная реклама.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru является ГТРК «Южный Урал» как лицо, осуществившее распространение рекламы, поскольку реклама была размещена по инициативе ГТРК «Южный Урал».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей:

рекламу «Как легко расплатиться с кредитом?», размещенную в период с 17 по 23 октября 2013 года на сайте www.chelfin.ru, без указания наименования лица, которое предоставляет кредит, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Кредиты в ритме большого города», размещенную 2 июля 2013 года на сайте www.chelfin.ru, в которой отсутствует наименование лица, предоставляющего кредит, что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции», размещенную 3 сентября 2013 года на сайте www.chelfin.ru, в которой не указано наименование лица, предоставляющего кредит и содержатся обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Ритм»: инвестиции должны приносит реальную прибыль», размещенную в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru, без указания наименования лица, которое предоставляет кредит и с указанием обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» и их должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 4 марта 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

А.П. Пивоварова

stdClass Object ( [vid] => 13096 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 119-2013 в отношении ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13096 [type] => solution [language] => ru [created] => 1407226857 [changed] => 1407226857 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1407226857 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

26 марта 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л. Н. Галичина – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

А.П. Пивоварова –главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 119-2013 по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения на Интернет-сайтах www.chelfin.ru, www.cheltv.ru и в эфире регионального телеканала «Россия 1» рекламы финансовых услуг компании «Ритм»,

в присутствии: представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «ЧелФин» (далее – ООО «ЧелФин»), <...> и <...>, по доверенности № 5 от 17 января 2014 года (личности удостоверены по паспорту);

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Южный Урал» (далее – ГТРК «Южный Урал»), <...>, по доверенности № 74 АА 1853276 от 17 декабря 2013 года (личность удостоверена по паспорту),

в отсутствие: заявителей – физических лиц, а также Межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела и не заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственность «РИТМ» (далее – ООО «РИТМ»), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили обращения физических лиц и межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам о ненадлежащей рекламе компании «Ритм», размещенной на Интернет-сайтах www.chelfin.ru, www.cheltv.ru и в региональном эфире телеканала «Россия 1» с нарушением рекламного законодательства.

По мнению заявителей – физических лиц, в сети Интернет распространяется реклама компании «Ритм», которая является финансовой пирамидой.

По мнению межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам, распространяемая компанией «Ритм» в сети Интернет и СМИ информация относительно привлечения денежных средств граждан под высокий процент не содержит наименования юридического лица, оказывающего финансовую услугу, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». С учетом убыточности деятельности ООО «Ритм», а также значительным объемом займов, привлекаемых ООО «Компания «Ритм» (средняя сумма займа 300 тыс.рублей, количество займодавцев 154), невозможно в полном объеме инвестировать привлекаемые денежные средства и получать прибыль в размере, достаточном для исполнения обязательств по выплате процентов по займам. Небольшой уставный капитал ООО «Компания «Ритм» (10 тысяч рублей) не может рассматриваться в качестве гарантий интересов кредиторов. Распространяемая информация о получении высокого дохода по привлеченным денежным средствам посредством микрофинансирования, а также относительно эффективности и доходности указанного способа инвестирования не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона « О рекламе».

Челябинским УФАС России установлено, что администратором и модератором Интернет сайта www.chelfin.ru является ООО «ЧелФин». Администратором и модератором Интернет сайта www.cheltv.ru является ГТРК «Южный Урал», оно же разместило телесюжет о компании «Ритм» и в региональном эфире телеканала «Россия 1».

Администратор и модератор Интернет сайта www.chelfin.ru ООО «ЧелФин» в своих объяснениях указало, что в рамках исполнения договора, заключенного между ООО «Ритм» и ООО «ЧелФин» на сайте www.chelfin.ru в рубрике «Новости компаний» были размещены 02 июля 2013 года статья «Кредиты в ритме большого города», 03 сентября 2013 года статья «Ритм»:удобные займы, выгодные инвестиции», 17 октября 2013 года статья «Как легко расплатится с кредитом». Тексты статей предоставляло и согласовывало ООО «Ритм». В тексте статей говорилось о компании «Ритм», присутствовали словосочетания «клиенты компании», «специалисты компании», «сайт компании». ООО «ЧелФин» исполнило требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и указало в конце статей наименование лица, оказывающего финансовые услуги – ООО «Ритм». По данным ЕГРЮЛ ООО «Ритм» было зарегистрировано в качестве юридического лица, поэтому сомнений в достоверности размещаемой информации у ООО «Челфин» не возникло. О существовании иных юридических лиц с тем же наименованием «Ритм», но в иной организационно-правовой форме ООО «ЧелФин» узнало после возбуждения дела антимонопольным органом.

ГТРК «Южный Урал» в своих объяснениях указало, что телесюжет о компании «Ритм», размещенный в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1», не является рекламным, а является информационным материалом об инвестициях. Информационный материал был создан ГТРК «Южный Урал» по собственной инициативе, какие-либо договоры с группой компаний «РИТМ» на его размещение не заключались. Телесюжет размещался в программе «Собственник», целью которого является донесение до населения социально-значимой информации о способах распоряжения недвижимым имуществом в целом, о деньгах и способах их сохранения и преумножения. В телесюжете о компании «РИТМ» рассматривалась деятельность микрофинансовых организаций и вид инвестирования денежных средств в форме быстрых вкладов. Журналисты совместно с сотрудниками группы компаний «РИТМ», выступившими в роли консультантов, продемонстрировали схему осуществления быстрого вклада, обратили внимание на необходимость изучения рисков, прежде чем воспользоваться данной формой вложения денежных средств. ГТРК «Южный Урал» пояснило, что не может предоставить запись сюжета, поскольку установленный статьей 34 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» срок хранения материалов передач, вышедших в эфир в записи, истек. Вместе с тем, на бумажном носителе размещенный материал в антимонопольный орган представлен.

ГТРК «Южный Урал» также указало, что этот же сюжет был размещен на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru как составная часть передачи «Собственник». Программная концепция ВГТРК предполагает постоянное наполнение региональных сайтов материалами (частью материалов), вышедшими в новостях или иных информационных программах. Содержание сайта постоянно модерируется и обновляется. После возбуждения дела, материал с сайта удален.

ООО «РИТМ» письменные объяснения не представило. Представитель ООО «Ритм» на заседании Комиссии, состоявшейся 03 февраля 2014 года устно пояснил, что по договору с ООО «ЧелФин» разместило рекламу на Интернет-сайте www.chelfin.ru. Прокуратурой города Челябинска в период с октября 2013 года по ноябрь 2013 года была проведена проверка деятельности ООО «РИТМ», по результатам которой выявлено расхождение реальных данных и информации, указанной в статьях на сайте www.chelfin.ru, в части указания наименований организаций и выдано предписание ООО «РИТМ» об устранении нарушения. В целях исполнения указанного предписания, страницы сайта с рекламой были удалены, а на должностное лицо ООО «РИТМ», ответственное за размещение статей, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

С 17 по 23 октября 2013 года на сайте www.chelfin.ru под заголовком «Как легко расплатиться с кредитом?» размещалась реклама, в которой присутствуют сведения: «...наткнулась на сайт компании «РИТМ»...компания...сама гасит кредиты за своих клиентов. То есть можно вообще не напрягаться: берешь деньги, покупаешь, что хочешь, и продолжаешь наслаждаться жизнью не ужимая себя в расходах...К примеру, нужен миллион на квартиру. Не влезайте в кабалу ипотеку, оформите обычный потребительский кредит. Единственное условие-нужно взять несколько больше денег, чем требуется (плюс15-35 % в зависимости от суммы). Эти средства передаете в компанию, и она правильно их инвестирует, за счет чего и погашаются платежи по кредиту...рассказывает директор ООО «Компания РИТМ Руслан Юнусов…у компании «РИТМ» Ritminvest.ru есть немало интересных предложений как для граждан, так и для организаций. Группа компаний ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905...». Указанная статья сопровождается отметкой «На правах рекламы».

Также, 2 июля 2013 года на этом же сайте www.chelfin.ru размещалась рекламная статья «Кредиты в ритме большого города» следующего содержания: «В компании «Ритм» создана новая модель выдачи микрозаймов. Одно из преимуществ компании «Ритм» - договор займа заключается на пять месяцев с фиксированной суммой ежемесячного платежа... в скором времени клиенты компании «Ритм» смогут воспользоваться не только микрозаймами на короткий срок, но и получить заемные средства на длительное время — лимиты и сроки заимствовования расширятся...ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905..». В данной статье отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займа.

3 сентября 2013 года на сайте www.chelfin.ru размещалась рекламная статья «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» со сведениями: «... компания «Ритм» привлекает деньги взаймы от частных инвесторов...микрофинансовая компания «Ритм» запустила новую услугу — привлечение средств частных инвесторов в рамках договора займа...поясняет заместитель директора компании «Ритм Руслан Юнусов…Минимальный срок размещения средств составляет один год, проценты начисляются и выплачиваются ежемесячно по фиксированной ставке — 10 % от суммы вложенных средств...для пробы разместив на первых порах небольшую сумму — допустим 5000 рублей...сумма беззалогового микрозайма может составлять до 10 000 рублей...ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905..»

В статьях говорится о предоставлении финансовых услуг – займа и кредита, при этом организация их предоставляющая именуется как «компания Ритм», «РИТМ», «микрофинансовая компания «Ритм», в тексте статей присутствуют словосочетания «специалисты компании Ритм», «в офисе «РИТМА», указана фамилия и имя заместителя руководителя компании «Ритм». В конце статей имеется ссылка на ООО «Ритм» и его адрес: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905.

Челябинским УФАС России установлено, что по данным из ЕГРЮЛ зарегистрировано 5 юридических лиц в форме обществ с ограниченной ответственностью, расположенных по одному адресу и использующих в своем наименовании в различном сочетании слово «РИТМ», среди учредителей которых выступают одни и те же лица:

ООО «РИТМ» (ОГРН 1127451010609, ИНН 7451340997, дата образования 29.06.2012, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905), которое 18.10.2012 внесено в Государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО);

ООО «Компания «РИТМ» (ОГРН 1137457000570, ИНН 7457001976, дата образования 03.04.2013, учредитель <...>, директор <...> адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО Ломбард «РИТМ» (ОГРН 1137448005012, ИНН 7448158530, дата образования 25.04.2013, учредители ООО «РИТМ» и <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО «Реализация информационных технологий и маркетинг» сокращенное наименование ООО «РИТМ» (ОГРН 1087447003005, ИНН 7447128525, дата образования 28.02.2008, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО «Ритм Консалт» (ОГРН 1137447004859, ИНН 7447223867, дата образования 05.04.2013, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905).

Поскольку все зарегистрированы по одному адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905, содержащиеся в рекламе названия «Ритм», компания «Ритм», микрофинансовая организация «Ритм» не позволяют достоверно установить о какой организации идет речь в рекламе и какая именно организация из числа пяти предоставляет услуги займа и кредита.

Таким образом, в рекламных статьях «Как легко расплатиться с кредитом?», «Кредиты в ритме большого города», «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» отсутствует указание организационно-правовой формы лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займа и кредит.

Относительно телесюжета под названием «Ритм»: инвестиции должны приносить реальную прибыль», размещенном в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru Комиссия пришла к следующему.

Данный телесюжет обладает всеми признаками рекламы и на него распространяются требования Федерального закона «О рекламе». Так, в телесюжете присутствуют сведения о финансовых услугах некой компании по предоставлению кредита и займа. При этом лицо, предоставляющее данные услуги, именуется как «компания Ритм», «группа компаний Ритм», здесь же имеются ссылки на высказывания директора, заместителя директора и финансового консультанта, указываются их имена и фамилии. Иные организации в сюжете не упоминаются.

Согласно части 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 данного закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

В силу статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Услуги по предоставлению займа по своей природе и правовой цели являются финансовыми услугами, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

В статье 54 ГК РФ указано, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Отсутствие в рекламе финансовых услуг, а именно займа и кредита, наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги по их предоставлению, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В телесюжете под названием «Ритм»: инвестиции должны приносить реальную прибыль» присутствуют сведения «…самая большая инвестиция: человек проинвестировал 2 миллиона 300 тысяч, за 6 месяцев он заработал по 230 тысяч в месяц… высчитать среднемесячную доходность не так сложно: в месяц 30-31%», которые указывают на гарантию в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Содержащиеся в рекламной статье «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» сведения: «…проценты начисляются и выплачиваются по фиксированной ставке – 10 %... средняя сумма инвестиций сегодня составляет 300 000 рублей, а самый большой заем – 2 млн.рублей, что позволяет получать весомый рентный доход…» также указывают на обещание в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что нарушает пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. За нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлена ответственность рекламодателя.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является продавец или изготовитель товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы, размещенной на сайте www.chelfin.ru является ООО «РИТМ» как лицо определившее содержание рекламы и заключившее договор на её размещение

Рекламораспространителем рекламы, размещенной на сайте www.chelfin.ru является ООО «Челфин» как администратор и модератор Интернет-сайта www.chelfin.ru, на котором была размещена данная реклама.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru является ГТРК «Южный Урал» как лицо, осуществившее распространение рекламы, поскольку реклама была размещена по инициативе ГТРК «Южный Урал».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей:

рекламу «Как легко расплатиться с кредитом?», размещенную в период с 17 по 23 октября 2013 года на сайте www.chelfin.ru, без указания наименования лица, которое предоставляет кредит, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Кредиты в ритме большого города», размещенную 2 июля 2013 года на сайте www.chelfin.ru, в которой отсутствует наименование лица, предоставляющего кредит, что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции», размещенную 3 сентября 2013 года на сайте www.chelfin.ru, в которой не указано наименование лица, предоставляющего кредит и содержатся обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Ритм»: инвестиции должны приносит реальную прибыль», размещенную в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru, без указания наименования лица, которое предоставляет кредит и с указанием обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» и их должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 4 марта 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

А.П. Пивоварова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

26 марта 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л. Н. Галичина – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

А.П. Пивоварова –главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 119-2013 по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения на Интернет-сайтах www.chelfin.ru, www.cheltv.ru и в эфире регионального телеканала «Россия 1» рекламы финансовых услуг компании «Ритм»,

в присутствии: представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «ЧелФин» (далее – ООО «ЧелФин»), <...> и <...>, по доверенности № 5 от 17 января 2014 года (личности удостоверены по паспорту);

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Южный Урал» (далее – ГТРК «Южный Урал»), <...>, по доверенности № 74 АА 1853276 от 17 декабря 2013 года (личность удостоверена по паспорту),

в отсутствие: заявителей – физических лиц, а также Межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела и не заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие,

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, общества с ограниченной ответственность «РИТМ» (далее – ООО «РИТМ»), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступили обращения физических лиц и межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам о ненадлежащей рекламе компании «Ритм», размещенной на Интернет-сайтах www.chelfin.ru, www.cheltv.ru и в региональном эфире телеканала «Россия 1» с нарушением рекламного законодательства.

По мнению заявителей – физических лиц, в сети Интернет распространяется реклама компании «Ритм», которая является финансовой пирамидой.

По мнению межрегионального Управления в Уральском федеральном округе (г. Екатеринбург) Службы Банка России по финансовым рынкам, распространяемая компанией «Ритм» в сети Интернет и СМИ информация относительно привлечения денежных средств граждан под высокий процент не содержит наименования юридического лица, оказывающего финансовую услугу, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и нарушает часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». С учетом убыточности деятельности ООО «Ритм», а также значительным объемом займов, привлекаемых ООО «Компания «Ритм» (средняя сумма займа 300 тыс.рублей, количество займодавцев 154), невозможно в полном объеме инвестировать привлекаемые денежные средства и получать прибыль в размере, достаточном для исполнения обязательств по выплате процентов по займам. Небольшой уставный капитал ООО «Компания «Ритм» (10 тысяч рублей) не может рассматриваться в качестве гарантий интересов кредиторов. Распространяемая информация о получении высокого дохода по привлеченным денежным средствам посредством микрофинансирования, а также относительно эффективности и доходности указанного способа инвестирования не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона « О рекламе».

Челябинским УФАС России установлено, что администратором и модератором Интернет сайта www.chelfin.ru является ООО «ЧелФин». Администратором и модератором Интернет сайта www.cheltv.ru является ГТРК «Южный Урал», оно же разместило телесюжет о компании «Ритм» и в региональном эфире телеканала «Россия 1».

Администратор и модератор Интернет сайта www.chelfin.ru ООО «ЧелФин» в своих объяснениях указало, что в рамках исполнения договора, заключенного между ООО «Ритм» и ООО «ЧелФин» на сайте www.chelfin.ru в рубрике «Новости компаний» были размещены 02 июля 2013 года статья «Кредиты в ритме большого города», 03 сентября 2013 года статья «Ритм»:удобные займы, выгодные инвестиции», 17 октября 2013 года статья «Как легко расплатится с кредитом». Тексты статей предоставляло и согласовывало ООО «Ритм». В тексте статей говорилось о компании «Ритм», присутствовали словосочетания «клиенты компании», «специалисты компании», «сайт компании». ООО «ЧелФин» исполнило требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и указало в конце статей наименование лица, оказывающего финансовые услуги – ООО «Ритм». По данным ЕГРЮЛ ООО «Ритм» было зарегистрировано в качестве юридического лица, поэтому сомнений в достоверности размещаемой информации у ООО «Челфин» не возникло. О существовании иных юридических лиц с тем же наименованием «Ритм», но в иной организационно-правовой форме ООО «ЧелФин» узнало после возбуждения дела антимонопольным органом.

ГТРК «Южный Урал» в своих объяснениях указало, что телесюжет о компании «Ритм», размещенный в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1», не является рекламным, а является информационным материалом об инвестициях. Информационный материал был создан ГТРК «Южный Урал» по собственной инициативе, какие-либо договоры с группой компаний «РИТМ» на его размещение не заключались. Телесюжет размещался в программе «Собственник», целью которого является донесение до населения социально-значимой информации о способах распоряжения недвижимым имуществом в целом, о деньгах и способах их сохранения и преумножения. В телесюжете о компании «РИТМ» рассматривалась деятельность микрофинансовых организаций и вид инвестирования денежных средств в форме быстрых вкладов. Журналисты совместно с сотрудниками группы компаний «РИТМ», выступившими в роли консультантов, продемонстрировали схему осуществления быстрого вклада, обратили внимание на необходимость изучения рисков, прежде чем воспользоваться данной формой вложения денежных средств. ГТРК «Южный Урал» пояснило, что не может предоставить запись сюжета, поскольку установленный статьей 34 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» срок хранения материалов передач, вышедших в эфир в записи, истек. Вместе с тем, на бумажном носителе размещенный материал в антимонопольный орган представлен.

ГТРК «Южный Урал» также указало, что этот же сюжет был размещен на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru как составная часть передачи «Собственник». Программная концепция ВГТРК предполагает постоянное наполнение региональных сайтов материалами (частью материалов), вышедшими в новостях или иных информационных программах. Содержание сайта постоянно модерируется и обновляется. После возбуждения дела, материал с сайта удален.

ООО «РИТМ» письменные объяснения не представило. Представитель ООО «Ритм» на заседании Комиссии, состоявшейся 03 февраля 2014 года устно пояснил, что по договору с ООО «ЧелФин» разместило рекламу на Интернет-сайте www.chelfin.ru. Прокуратурой города Челябинска в период с октября 2013 года по ноябрь 2013 года была проведена проверка деятельности ООО «РИТМ», по результатам которой выявлено расхождение реальных данных и информации, указанной в статьях на сайте www.chelfin.ru, в части указания наименований организаций и выдано предписание ООО «РИТМ» об устранении нарушения. В целях исполнения указанного предписания, страницы сайта с рекламой были удалены, а на должностное лицо ООО «РИТМ», ответственное за размещение статей, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

С 17 по 23 октября 2013 года на сайте www.chelfin.ru под заголовком «Как легко расплатиться с кредитом?» размещалась реклама, в которой присутствуют сведения: «...наткнулась на сайт компании «РИТМ»...компания...сама гасит кредиты за своих клиентов. То есть можно вообще не напрягаться: берешь деньги, покупаешь, что хочешь, и продолжаешь наслаждаться жизнью не ужимая себя в расходах...К примеру, нужен миллион на квартиру. Не влезайте в кабалу ипотеку, оформите обычный потребительский кредит. Единственное условие-нужно взять несколько больше денег, чем требуется (плюс15-35 % в зависимости от суммы). Эти средства передаете в компанию, и она правильно их инвестирует, за счет чего и погашаются платежи по кредиту...рассказывает директор ООО «Компания РИТМ Руслан Юнусов…у компании «РИТМ» Ritminvest.ru есть немало интересных предложений как для граждан, так и для организаций. Группа компаний ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905...». Указанная статья сопровождается отметкой «На правах рекламы».

Также, 2 июля 2013 года на этом же сайте www.chelfin.ru размещалась рекламная статья «Кредиты в ритме большого города» следующего содержания: «В компании «Ритм» создана новая модель выдачи микрозаймов. Одно из преимуществ компании «Ритм» - договор займа заключается на пять месяцев с фиксированной суммой ежемесячного платежа... в скором времени клиенты компании «Ритм» смогут воспользоваться не только микрозаймами на короткий срок, но и получить заемные средства на длительное время — лимиты и сроки заимствовования расширятся...ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905..». В данной статье отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займа.

3 сентября 2013 года на сайте www.chelfin.ru размещалась рекламная статья «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» со сведениями: «... компания «Ритм» привлекает деньги взаймы от частных инвесторов...микрофинансовая компания «Ритм» запустила новую услугу — привлечение средств частных инвесторов в рамках договора займа...поясняет заместитель директора компании «Ритм Руслан Юнусов…Минимальный срок размещения средств составляет один год, проценты начисляются и выплачиваются ежемесячно по фиксированной ставке — 10 % от суммы вложенных средств...для пробы разместив на первых порах небольшую сумму — допустим 5000 рублей...сумма беззалогового микрозайма может составлять до 10 000 рублей...ООО «Ритм» г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905..»

В статьях говорится о предоставлении финансовых услуг – займа и кредита, при этом организация их предоставляющая именуется как «компания Ритм», «РИТМ», «микрофинансовая компания «Ритм», в тексте статей присутствуют словосочетания «специалисты компании Ритм», «в офисе «РИТМА», указана фамилия и имя заместителя руководителя компании «Ритм». В конце статей имеется ссылка на ООО «Ритм» и его адрес: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 2, оф. 905.

Челябинским УФАС России установлено, что по данным из ЕГРЮЛ зарегистрировано 5 юридических лиц в форме обществ с ограниченной ответственностью, расположенных по одному адресу и использующих в своем наименовании в различном сочетании слово «РИТМ», среди учредителей которых выступают одни и те же лица:

ООО «РИТМ» (ОГРН 1127451010609, ИНН 7451340997, дата образования 29.06.2012, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905), которое 18.10.2012 внесено в Государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО);

ООО «Компания «РИТМ» (ОГРН 1137457000570, ИНН 7457001976, дата образования 03.04.2013, учредитель <...>, директор <...> адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО Ломбард «РИТМ» (ОГРН 1137448005012, ИНН 7448158530, дата образования 25.04.2013, учредители ООО «РИТМ» и <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО «Реализация информационных технологий и маркетинг» сокращенное наименование ООО «РИТМ» (ОГРН 1087447003005, ИНН 7447128525, дата образования 28.02.2008, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905);

ООО «Ритм Консалт» (ОГРН 1137447004859, ИНН 7447223867, дата образования 05.04.2013, учредитель <...>, директор <...>, адрес: 454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905).

Поскольку все зарегистрированы по одному адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект 2, офис 905, содержащиеся в рекламе названия «Ритм», компания «Ритм», микрофинансовая организация «Ритм» не позволяют достоверно установить о какой организации идет речь в рекламе и какая именно организация из числа пяти предоставляет услуги займа и кредита.

Таким образом, в рекламных статьях «Как легко расплатиться с кредитом?», «Кредиты в ритме большого города», «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» отсутствует указание организационно-правовой формы лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займа и кредит.

Относительно телесюжета под названием «Ритм»: инвестиции должны приносить реальную прибыль», размещенном в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru Комиссия пришла к следующему.

Данный телесюжет обладает всеми признаками рекламы и на него распространяются требования Федерального закона «О рекламе». Так, в телесюжете присутствуют сведения о финансовых услугах некой компании по предоставлению кредита и займа. При этом лицо, предоставляющее данные услуги, именуется как «компания Ритм», «группа компаний Ритм», здесь же имеются ссылки на высказывания директора, заместителя директора и финансового консультанта, указываются их имена и фамилии. Иные организации в сюжете не упоминаются.

Согласно части 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Частью 1 статьи 809 данного закона предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

В силу статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовой услугой является банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Услуги по предоставлению займа по своей природе и правовой цели являются финансовыми услугами, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должны соблюдаться требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).

В статье 54 ГК РФ указано, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Отсутствие в рекламе финансовых услуг, а именно займа и кредита, наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги по их предоставлению, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В телесюжете под названием «Ритм»: инвестиции должны приносить реальную прибыль» присутствуют сведения «…самая большая инвестиция: человек проинвестировал 2 миллиона 300 тысяч, за 6 месяцев он заработал по 230 тысяч в месяц… высчитать среднемесячную доходность не так сложно: в месяц 30-31%», которые указывают на гарантию в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Содержащиеся в рекламной статье «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции» сведения: «…проценты начисляются и выплачиваются по фиксированной ставке – 10 %... средняя сумма инвестиций сегодня составляет 300 000 рублей, а самый большой заем – 2 млн.рублей, что позволяет получать весомый рентный доход…» также указывают на обещание в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что нарушает пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. За нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлена ответственность рекламодателя.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является продавец или изготовитель товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространителем является лицо, осуществившее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы, размещенной на сайте www.chelfin.ru является ООО «РИТМ» как лицо определившее содержание рекламы и заключившее договор на её размещение

Рекламораспространителем рекламы, размещенной на сайте www.chelfin.ru является ООО «Челфин» как администратор и модератор Интернет-сайта www.chelfin.ru, на котором была размещена данная реклама.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, размещенной в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru является ГТРК «Южный Урал» как лицо, осуществившее распространение рекламы, поскольку реклама была размещена по инициативе ГТРК «Южный Урал».

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей:

рекламу «Как легко расплатиться с кредитом?», размещенную в период с 17 по 23 октября 2013 года на сайте www.chelfin.ru, без указания наименования лица, которое предоставляет кредит, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Кредиты в ритме большого города», размещенную 2 июля 2013 года на сайте www.chelfin.ru, в которой отсутствует наименование лица, предоставляющего кредит, что противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Ритм: удобные займы, выгодные инвестиции», размещенную 3 сентября 2013 года на сайте www.chelfin.ru, в которой не указано наименование лица, предоставляющего кредит и содержатся обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»;

рекламу «Ритм»: инвестиции должны приносит реальную прибыль», размещенную в августе 2013 года в региональном эфире телеканала «Россия 1» и на сайте ГТРК «Южный Урал» www.cheltv.ru, без указания наименования лица, которое предоставляет кредит и с указанием обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), что противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РИТМ», ООО «ЧелФин», ГТРК «Южный Урал» и их должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 4 марта 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

А.П. Пивоварова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 119-2013 [format] => [safe_value] => № 119-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 08:18:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-26 08:18:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1407226857 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Челябинское УФАС России )